Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1998
Я вполне разделяю цель, преследуемую участниками московского сборника "Вехи", хотя и не разделяю того ее принципиального обоснования, которое дается большинством их. Об этом в сборнике сделана даже специальная оговорка1. Я не беру, таким образом, на себя ответственности за взгляды большинства участников сборника, но тем не менее я не могу не возразить против того чересчур упрощенного способа, которым Д. А. Левин во вчерашнем номере "Речи" покончил с "Вехами". Он нашел "противоречие" в статьях г. Бердяева и г. Гершензона и эффектно столкнул их лбами. В действительности такого противоречия не было. Гершензон и Бердяев, употребляя одинаковые термины, говорят о разных кругах явлений. Г. Левин смешал эти круги и сделал свой эффектный вывод.
Г. Гершензон говорит об интеллигенции и обо всем народе. Он констатирует, что в то время как интеллигенция накопила множество теоретических истин, "нужных и ненужных", в жизни самой интеллигенции и всего народа не воплощена и ничтожная доля этих теоретических истин, оказавшихся совершенно бесплодными. Вот почему сознание интеллигенции и освободилось от контроля воли.
А г. Бердяев говорит совсем о другом. Он говорит о психике одной интеллигенции и доказывает, что, набирая свои теоретические истины, "нужные и ненужные", как выражается г. Гершензон, интеллигенция руководилась не стремлением к чистой истине, а "специфически-интеллигентскими интересами", направлением своей воли.
В то время как г. Бердяев говорит о воле к познанию, о познающей воле, находящей теоретические истины, г. Гершензон говорит о воле, претворяющей эти истины, после того как они уже найдены, в жизнь и отдельной личности и всего народа.
Правы ли они или нет, я теперь говорить не буду, да ведь и г. Левин об этом не говорит, но несомненно, что если бы он желал полемизировать с идеей сотрудников сборника "Вехи", он бы не построил всей своей статьи на этом мнимом противоречии.
(Речь. СПб., 1909. No 83. 26 марта (8 апреля). С. 1)
ПРИМЕЧАНИЯ
Александр (Арон) Соломонович Изгоев (наст. фамилия Ланде) (1872--1935) -- публицист, журналист, член ЦК партии кадетов, в 1922 г. выслан из России. Подробнее см.: Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 527--528.
1 "Считаю своим долгом, -- писал Изгоев, -- сделать оговорку относительно "платформы", формулированной в предисловии к настоящей книге: я всецело принимаю изложенный там основной тезис, но расхожусь с остальными авторами в его принципиальной мотивировке" (Вехи. Из глубины. С. 121).