Иванов Вяч. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория / Вступ. ст., предисл. С. С. Аверинцева.
М., "Искусство", 1995. (История эстетики в памятниках и документах).
Поэзия диады, в собственном смысле, единственно -- трагедия. Эпос представляет диаду как бы в отдалении, заставляет созерцать ее с высот уже достигнутого синтеза; в нем торжествует Аполлонова монада. В лирике выражению диады предоставлен больший простор... Лирическое стихотворение обычно является соединением двух или трех основных мотивов -- мыслей или образов, -- которые мы назовем, по аналогии с тем, что зовется темою в музыке, -- лирическими темами. Так, в стихотворении "Горные вершины"... можно различить три темы: 1) тему тишины в вечерней природе; 2) тему смятенной человеческой души ("подожди немного"); 3) тему таинственного обещания тишины душевной ("отдохнешь и ты"). Стихотворение с единственною темою едва ли бы могло, само по себе, удовлетворить наше поэтическое чувство; если бы приведенное для примера стихотворение кончалось словами: "не дрожат листы" -- оно, при всей своей живописности и музыкальности, было бы поэтически безжизненным и требовало бы от нас самих оживления недосказанных слов при помощи восполнительных чувств и образов. Стихотворений с большим числом лирических тем, нежели три, нужно было бы, по-видимому, искать среди од или дифирамбов; но и тут ближайший анализ, вероятно, обнаружил бы подчинение второстепенных мотивов лишь двум или трем главным. Во всяком случае, круг наших наблюдений убеждает нас в решительном преобладании двух лирических типов: стихотворений, состоящих из соединения трех тем ("Я помню чудное мгновенье"...), и стихотворений двухтемного состава (примеры, взятые наудачу, без долгих поисков наиболее характерного: "Парус" Лермонтова; у Пушкина -- "В те дни, когда мне были новы...", "Пока не требует поэта...", "Когда для смертного умолкнет шумный день...", "Не пой, красавица, при мне...", "Казбек").
В стихотворениях с тремя темами преобладает элемент аполлинийский; душевное волнение, возбужденное созерцанием некоторой противоположности, приведено в них к своему разрешению в третьей лирической идее; они примиряют и успокаивают душу; их цель -- гармония. Напротив, стихотворения, сочетающие только две темы (кроме того случая, когда вторая из них безусловно заглушает, поглощает и как бы опровергает первую, -- мы бы назвали этот тип "палинодическим", -- какова, напр., Лермонтова "Молитва" -- "В минуту жизни трудную..."), -- стихотворения двухтемные стремятся отразить переживания диады -- раскола, противоречия и зияния, -- и, возбудив в душе слушателя тревожное или мятежное движение, предоставляют ему самому найти в последнем разрешительный строй. Здесь поэт намеренно избегает последней, завершительной гармонии ради достижения большей действенности своих звуков, которые долго еще должны напрягать и потрясать душу слушателя, прежде чем путем их полного переживания он воспримет их катартическую силу. Такие стихотворения тяготеют, в противоположность прежде описанным, -- к дионисийскому полюсу лирики.
1912
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые опубликовано -- "Труды и Дни", в качестве заключительной части статьи "О существе трагедии".