Иванов Вячеслав Иванович
Письмо к Д. С. Мережковскому

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Письмо Вяч. Иванова к Д. С. Мережковскому

  
   Публикация, вступительная статья и комментарий Г. В. Обатнина
   Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1991 год
   С.-Пб, Гуманитарное агентство "Академический проект", 1994
   Scan ImWerden
   OCR Ловецкая Т. Ю.
  

<после 17 февраля > 1906

   Дорогой Дм<итрий> С<ергеевич>
   С горестным изумлением и сердечною болью прочел я на стр. -- Вашей книги [слова], относящиеся к мне.1 Несколько дней уже не знаю, как преодолеть душевную смуту, и оттого пишу эти строки. Как? предо мною очевидная наличность преднамеренного и коварного оклеветания, очернения, дискредитирования? Но Вы не можете не знать, [насколько] велико мое уважение к Вашей личности и к Вашим святым в моих глазах исканиям, ко всем ореолам Вашего духовного величия. Очевидность эмпирическая не согласна с этою высокою уверенностью. Но не понимать меня в такой мере Вы не можете. Где дело шло о тончайших расхождениях, об интимнейших различиях внутреннего опыта, недопустима возможность столь грубого недоразумения. Вы не можете искренне смешивать меня, занятого исканием религиозным, с какими-то <?> "декадентами-оргиастами", если бы даже таковые существовали и была бы в самом деле группа, так себя определяющая. Вы не можете не знать -- и когда-то опред<еленно> знали -- что мое "Слово" не искаженный перепев ницшеанства, а попытка раскрыть Диониса как начало религиозное (о чем Ницше и не думал, -- хотя, прибавлю кстати, и назвал себя однажды в период уже безумия и в почти бессознательной, но уже пророческой ассоциации христианских и родных своих антихристианских <?> представл<ений> "распятым Дионисом", только в этом случайном и метафорическом для него восклицании предвосхищает он мою концепцию эллинского, страдающего бога). 2
   Как могли Вы впасть в такое искушение, написать эти недостойные Вас строки? И, окончательно обличая преднамеренность Вашего лжесвидетельства, подкреплять его (--невероятно!--) фальшивою несущест<вующею> цитатою из моих статей "Рел<игия> Дио<ниса>" в В<опросах> Ж<изни> <--> и это после неоднократных предупрежд<ений> в эпоху написания статьи, что нигде подобного у меня не говорится -- та<к> понимать <?> эти предупрежде<ния>.
   Нет, Вы не можете не знать, что "оргиазм" -- не канкан или кэкуск московских трактиров [а ощущение связи экстаза мистического]. [Довольно я об этом говорил с Вами] Вы вправе исследовать критически и полемически содержание [этого] мистич<еского> оргиазма, но Вам нужно считаться с ним, Вы не убьете живой идеи передержками и затравливанием.
   Пишу Вам все это, ища выхода из душевной смуты, из беспорядка противоречий и противочувств<ований>, скорбного недоумения и вместе очевидности Вашей глубокой [вражды] душ<евного> отчуждения. Я же не могу, как всегда, не почитать и не любить Вас во всей полноте этих слов.

Ваш весь <?> сердцем

В. И.

  
   ИРЛИ, ф. 607, No 118, л. 118. Черновой автограф карандашом. Датируется по содержанию.
  
   Отношения между В. Ивановым и Д. С. Мережковским (1865--1941) к 1906 г. уже не носили того безмятежного характера, как в период напечатания "Эллинской религии страдающего бога" в 1904 г. в журнале Мережковских "Новый Путь" (см. письма Мережковского к Иванову этого времени -- ГБЛ, ф. 109, карт. 29, No91). После предварительного обмена полемическими выпадами в 1904 г. (стихотворный ответ Иванова "Лицо или маска?" на статью Мережковского "За или против?" -- Новый Путь. 1904. No 9. С. 270) писатели продолжали расходиться в своих позициях. Анализ идей Мережковского Иванов провел в статье "Апокалиптики и общественность" (Весы. 1905. No 6. С. 35--39). Публикуемый черновик, видимо, неотправленного письма является откликом на книгу Мережковского "Грядущий Хам" (СПб., 1906), которую он подарил Иванову в феврале 1906 г. Л. Д. Зиновьева-Аннибал сообщала об этом ?. ?. Замятниной: "Мережковский) принес свою новую книгу "Грядущий Хам" с дружеской (нахальной, по-моему) надписью, но в книге оказались полемические красоты непорядочного свойства, направленные на В<ячесла>ва (подлые клеветы притворщика и негодяя Мереж<ковс>кого, по-моему). Оба они наверно предатели, и это последнее и окончательное мое мнение плюс еще что Гиппиус уличная девка" (письмо от 17 февраля 1906 г. -- ГБЛ., ф. 109, карт. 23, No 16, л. 19 об. --20).
   Об истории этих отношений см. статью: Rosenthal В. G. From Dйcadence to Religion. Ivanov and MerezkovskijV/Cultura e Memoria. Atti del terzo Simposio dedicato a Vjaceslav Ivanov. I. Testi in italiano, francese, inglese. A cura di F. Malcovati. -- Firenze, 1988. S. 141--150. В ИРЛИ также хранится автограф рукой М. Замятниной с правкой Иванова статьи о Мережковском "Мимо жизни" (ф. 607, No 170). См.: Иванов В. Родное и Вселенское. Статьи (1914--1916). М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1917. С. 75--84.
   1 Имеется в виду фрагмент из статьи Мережковского "Грядущий Хам" (впервые опубликована в "Полярной Звезде" -- 1905. No 30. 30 дек. С. 185--192): "Одну половину Нитче взяли босяки, другую наши декаденты-оргиасты. Не успел еще скрыться Пляши-Нога, как поклонники нового Диониса запели: "Выше поднимайте наши дифирамбические ноги!" (Вяч. Иванов. "Религия Диониса" в "Вопросах Жизни"). Одного немца пополам разрезали и хватило на два русских "новых слова". Глядя на все эти невинные умственные игры рядом с глубочайшей нравственной и общественной трагедией, иногда хочется воскликнуть с невольною досадою: золотые сердца, глиняные головы!" (Мережковский Д. С. Грядущий Хам. СПб., 1906. С. 34). Приведенное место из Мережковского намекает на следующие положения Иванова: "<...> есть бури, которые одним дыханием развевают мелочную паутину нашего рассудка. Когда наш порабощенный язык разучится лепетать слова молитвы, само вещество возопиет; молитвенно воспляшут дружные с дифирамбом ноги, и загремит экстатическая молитва музыки <...>" (Иванов В. Религия Диониса//Вопросы Жизни. 1905. No 7. С. 139). Обыгрываемое выражение является перифразом из стихотворения В. Иванова "Земля":
  
   Ах! по Земле, по цветоносной, много
        Светлых полян для кущ святых:
   Много полян ждут ваших уст приникших
        И с дифирамбом дружных ног!
                                                                  (I, 551)
  
   Еще раз это стихотворение цитируется в статье В. Иванова "Спорады. IV. О лирике" (II, 122), сходное описание дифирамбического танца см. в стихотворениях "Астролог" (II, 253), "Увенчанные" (I, 748) и др. Претензии к Мережковскому Иванов высказал в статье "О "факельщиках" и других именах собирательных": "...я <...> считаю себя оклеветанным <...> лично в книге Мережковского "Грядущий Хам", где я сопричтен не только к "декадентам", но и к каким-то "оргиастам" (кто они?) и даже (на этот раз в компании с М. Горьким) к "босякам", "глиняным головам" и попугаям Ницше, в доказательство чего приведена обличителем хамства из моих писаний одна фальшивая цитата..." (Весы. 1906. No 6. С. 53).
   2 Развернутое изложение этих мыслей см. в статье Иванова "Ницше и Дионис" (вошла в сборник его статей "По звездам" -- I, 715--726).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru