Иванов Лев Львович
Л. Л. Иванов: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Иванов Лев Львович [25.11 (7.11.1862, Петербург-- не ранее 1927], драматург, переводчик. Сын танцовщика (позднее балетмейстера) Мариинcкого т-ра и танцовщицы Веры Ал-др. Лядовой, выступавшей и в оперетте (см. о ней: П. П. Гнедич -- "Бирюч Петрогр. гос. академич. т-ров", П., 1920, в. 2; Муз. энц.); внук дирижера А. Н. Лядова. Выступал в качестве актера на сценах Петербурга и его окрестностей, в т. ч. в 1882-- 83 в т-ре Кононова, в 1886 в саду "Ливадия". С 1883 актер Александрин. т-ра. Исполнял гл. обр. выходные роли (Петрушка в "Горе от ума", Мишка в "Ревизоре" и т. п.). По словам В. А. Крылова, "он был актер не без дарования, но его всегда держали в черном теле и не дали выдвинуться" (письмо к А. Г. Достоевской 1905-- ГБЛ, ф. 93, п. 5, No 152, л. 24). В сезон 1900/1901 был режиссером драм, т-ра Е. А. Шабельской. В 1900 вышел в отставку и жил в Петербурге на небольшую пенсию, подрабатывая лит. трудом. Автор ок. 90 пьес (многие из к-рых выходили литографир. изданиями), в т. ч. более 50 комедий, 5 драм, 12 обозрений и др., часть из них -- совм. с В. В. Протопоповым, А. В. Мельницкой, И. П. Артемьевым и др.; ряд пьес -- на заимств. сюжеты. Легкие пустячки с завлекат. названиями ("Как надувают мужей", "Атлет поневоле", "Мещанка во дворянстве" и т. п.), рассчитанные на невзыскат. вкус, иногда пошловатые и грубоватые, осн. преим. на фарсовом комизме, пьесы И. нередко были сюжетно занимательны, сценичны и довольно смешны. Нек-рые из них были поставлены в моcк. т-ре Корша: фарс "По публикации" (1889), комедии "Болтушка" (1891), "Сердце-загадка" (1894), "Душка Анатоль" (1897). Пьесы И. охотно ставили провинц. труппы и временные труппы в столицах (напр., "Нов. обозр. Петербурга" -- в петерб. собрании Не- метти, 1900, "Веселый месяц май" -- в моск. "Славянском базаре", 1912). И. переводил либретто опер и оперетт и сам сочинил неск. оперетт, выступая как либреттист, композитор и певец ("Дипломат наизнанку", М., 1894; "Матрона Эфесская", М., 1895, и др.), сочинял также куплеты.
   В 1900-е гг. переводил худож. прозу с франц. и нем. яз., в ж. "Вест. иностр. лит-ры" регулярно печатались его переводы произв. А. Шницлера, А. Стриндберга, Г. Гессе и др. Там же опубл. неск. компилятивных очерков, героями к-рых были знаменитые куртизанки, злодеи, известные скандальными похождениями светские дамы и пр.: "Синяя борода" (1904, No 1), "Мемуары актрисы Жорж" (1904, No 3, 4), "Летучий эскадрон императрицы" (1905, No 2, 3), "Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней" (1906, прил.). Три небольших мемуарных очерка И. ("Столица и усадьба", 1915, No 25, 36/37, 48) посв. частным эпизодам театральной жизни.
   О занятиях И. после Октября почти ничего не известно. В 1922 он переиздал один из своих фарсов "Из любви к искусству" (М.).
   Лит. ЕИТ, Сезон 1891--92, СПб.. 1893, с. 42. + Венгеров. Источ.; Словарь сценич. деятелей, в. 8, СПб., 1902; ИРДТ; Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 770, оп. 1, No 127 (письма к Е. П. Карпову); ф. 656. оп. 1, Nо 1269 (о запрещении переводной комедии И. "Роза из Алжира" как "пошло-мещанской", 1927); Фемелиди; ГПБ, ф. 421 (тексты произв. И.); ф. 124. No 1796 (автобиогр. сведения); ЦГИА, ф. 497, оп. 5, д. 1228 (ф. с.. 1900 г.); д. 1206 (ф. с. отца); ф. 681, оп. 1, д. 97 (куплеты И.); ф. 776, оп. 26, 1890 г., д. 9; 1910 г., д. 29; 1912 г., д. 31 (о запрещении к постановке пьес И. "Пока любишь -- все прощаешь", "Не стая воронов слеталась". "Саломея", "Подарок сердцу") (справка А. А. Хапачёвой).

В. М. Бокова.

   Источник текста: Русские писатели. 1800-1917. Т. 2. Г-К. - 1992. С. 383.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru