Иванов Евгений Платонович
Иванов Е. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ИВАНОВ Евгений Платонович [2(14).5.*1884, Ниж. Новгород -- 6.5.1967, Москва; похоронен на Ваганьков. кладб.], драматург, прозаик, этнограф, коллекционер. Отец И.-- купец, самостоятельно освоил профессию нотариуса; мать, урожденная Суслова, двоюродная сестра А. П. Сусловой.
   По окончании 1-й нижегород. г-зии (1893--1902) И. служил до 1910 в нотариальной конторе отца; короткое время самостоятельно вел торговые дела. Первые рассказы И. появились в нижегород. газетах. В Ниж. Новгороде вышел и его первый сб. "Три рассказа. 1) Лесная сказка. 2) Остап Кирчага. 3) Сон счастья" (1905; в них, по словам рецензента, "нежной очаровательной грустью благородного идеализма заворожена жизнь" -- "Театрал", Н. Новгород, 1910, 30 янв., с. 4). Там же опубл. неск. пьес, две из к-рых -- "Золото" ( К Новгород, 1909; рец.: "Нижегород. листок", 1909, 25 нояб.) и "Сны" -- имели успех на сцене гор. театра (1909--10). В Москве, куда семья И. переехала в 1910, он стал проф. литератором; не порывая связи с нижегород. "Театралом", печатался в моек. газ. "Новости сезона", позже -- в ж. "Сцена и арена" (здесь опубл. его рассказы: "В чаду опиума", 1915, No 22; "Людоедка", 1916, No 2; "Легкомысленный рассказ о ревнивом факире...", No 18/19; "Ирма", 1917, No 2, и др.). В 1913--14 издавал юмористич. ж. "Театр в карикатурах", в к-ром вел еженед. театр, обозрение-фельетон "Около кулис и сцены", писал рассказы, рец. на премьеры, отчеты о вернисажах, заметки о спорте и др. Был завсегдатаем предвоен. моcк. варьете, ночной актерской чайной, охотничьего и немецкого клубов, непременным участником лит.-артистич. собраний "Лау-ди-тау" и "Зеленой лампы".
   И.-- инициатор и участник рукоп. ж-лов ("Сопли. Орган независимой мысли"), альбома автографов писателей, коллективного (вместе с Д. Д. Бурлюком, Е. И. Вашковым, А. Грином, И. А. Любичем-Кошуровым и др.) ру-коп. ром. "Вечное", предвосхитившего стиль поп-арт (1915--17).
   Пьесы И. представляют собой пеструю картину самых разнородных лит. подражаний: "бытовая" драма "Первый снег. Картинки мобилизации" (Н. Новгород, 1905) соседствует с мелодрамой "Трясина" (1910), с ее выспренной фразеологией, пощечинами, отравлением, чахоточным мужем и его женой, становящейся публичной женщиной, и -- под занавес -- самоубийством. На призывы совр. лит. моды И. откликнулся пьесой "Дневник смерти. Феерич. представление" (1908; переделана в пьесу "Белая Дева. Власть смерти", 1910), в к-рой действуют олицетворения -- Душа изобретения, Наука, Вечность, Смерть, Неизвестность, Самоотрицание человека и т. п. Рецензент "Нижегород. листка" (1910, 4 янв.) писал: "Смешная и отвратительная карикатура на символизм... Л. Андреева" (ответ И.: "Театрал", Н. Новгород, 1910, 7 янв.). Вместе с тем в нашумевшей пьесе И. "Человечики" (пост, в театре П. П. Сгруйского в 1914/ 15; рец.: "Голос Москвы", 1914, 17 дек.; "Обозр. театров", 1914, 19 дек.; "Брачная газ.", 1915, 1 нояб.) критика усматривала сходство с драматургией А. П. Чехова в изображении "обыденной и серой жизни". Пьеса И. "У клетки львов" (1914), написанная, по словам рецензента, "в ярких, смелых и кошмарно-тяжелых тонах", пользовалась успехом на моcк. и провинц. сценах. В 1930-е гг. И. сурово оценил драм, опыты своей молодости, считая их не заслуживающими "ни печати, ни оглашения, ни просто прочтения" (рукопись, собр. З. А. Милютиной). И. принадлежат также киносценарии "Невеста огня" (пост. 1913; по его рассказу "Остап Кирчага"; рец.: "Сине-фоно", 1913, No 9, с. 20--21), ист. хроника "300-летие царствования дома Романовых" (пост. 1913; с М. Чеховым, к-рый сыграл в ней неск. ролей) и др.
   Проза И. также тесно связана с модными лит. течениями: от детального изображения быта, часто переходящего в натурализм, до "эскизов", "набросков", переполненных авт. медитациями в сентиментально-возвышенных тонах с претензией на решение мировых проблем, и рассказов, обнаруживающих тягу автора к необычному, фантастическому, кошмарному. Не остался чужд он и модным "вопросам пола", посвятив им сб. "Так вот она, любовь! Эскизы жизни, кошмары любви и силуэты безумства" (М., 1916; рец.: Мирский Б., Справочник эротомана.-- ЖЖ, 1916, No 37), на к-рый К-том по делам печати был наложен арест за фривольное содержание.
   Будучи уже известным драматургом, И. в 1915 поступил в Моск. археологич. ин-т, к-рый окончил с отличием, получив зол. медаль за дис. "Влияние иностр. художников и архитекторов на рус. иск-во во 2-й пол. XVII в.". Замечательный знаток предметов старины, И. с 1920-х до 50-х гг. работал гос. экспертом по коврам и антиквариату. Опубл. неск. работ -- о скоморохах, о ковровом производстве, нар. муз. инструментах, рус. пряниках, нар. вышивке и кружеве, о рус. костюме. Выпустил книгу-альбом "Рус. народный лубок" (М., 1937). Во время Великой Отеч. войны 1941 -- 45 погибли рукописи книг "Рус. нар. орнамент", "Орнаменты народов СССР". В 1924 вместе с А. В. Никольским и А. И. Успенским И. организовал первый научно-этнографический театр в Москве, написав для него около 15 сценариев: "Свадьба в Вологод. губ.", "Плачи Новгород, губ.", "Разум огненный" (о раскольниках) и др.
   Гл. делом жизни была для И. книга о рус. быте и живом слове людей самых разл. профессий -- цирюльников и извозчиков, портных и сапожников, трактирных половых, банщиков и ресторанных официантов, птицеловов и гробовщиков. К 1905 относятся первые записи "бытового острословия", к-рые И. продолжал вести в течение 30 лет. Наиб. ценны записи 1905--14 -- последних "стабильных" лет рус. быта. Книга И., включившая этот материал,-- уникальная коллекция гор. речи и быта -- была подготовлена к изд. в 1934 (с предисл. В. В. Виноградова). Ее 1-я часть под назв. "Меткое моск. слово" вышла только в 1982 (М.; предисл. А. П. Чудакова; 2-е изд., М., 1985). Рукопись 2-й части (о профессионально-цеховых организациях деревни, быте и языке кожевенников, дегтекуров, воскобойников, угольщиков) хранится в частном собрании Милютиной (частично опубл.: "В мире книг", 1968, No 5; "Наше наследие", 1988, No 5).
   Изд.: В огнях. Драм. сцены из совр. еврейской жизни, Ниж. Новгород, 1908; Сб. пьес. 1. "Трясина" (1910). 2. "Сны" (1910). 3. "Дневник смерти" (1908), Ниж. Новгород, 1910; В лесу и дома. Рассказы, [М., 19151; Из истории нар. зрелищ.-- "Нар. творчество", 1937, No 7; Рус. нар. пряник.-- "Огонек", 1937, No 36; Рус. нар. вышивка.-- Там же, 1938, No 6.
   Лит.: Венгеров. Список; Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 224; ГЦТМ, ф. 105; ГА Горьков. обл., ф. 520, оп. 478, д. 773, 885*.

А. П. Чудаков.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru