Иванюков Иван Иванович
Очерки провинциальной жизни

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Очерки провинціальной жизни.

   Если настойчивое преслѣдованіе цѣли отдѣльнымъ лицомъ увѣнчивается успѣхомъ въ большинствѣ случаевъ, то настойчивое преслѣваніе цѣли обществомъ увѣнчивается успѣхомъ всегда. Текущимъ примѣромъ изъ нашей русской жизни служитъ высшее женское образованіе. Энергичная дѣятельность общества въ этомъ дѣлѣ преодолѣваетъ всѣ препятствія, затрудненія и противодѣйствія и достигаетъ того, что какъ само признаніе права женщины на высшее образованіе, такъ и осуществленіе этого права все болѣе и болѣе расширяются. Къ дѣйствующимъ уже въ Петербургѣ высшимъ женскимъ курсамъ по наукамъ естественнымъ и историческимъ присоединяется медицинскій институтъ. Въ Казани профессорами университета возбуждено ходатайство о разрѣшеніи устроить высшіе женскіе курсы. Предполагается открыть два отдѣленія -- историко-филологическое съ преподаваніемъ латинскаго и новыхъ языковъ и естественно-историческое съ математическимъ. Предполагается, что въ слушательницы могутъ быть зачислены окончившіе курсъ 7 классовъ гимназіи и имѣющія дипломъ объ окончаніи курса въ институтахъ. Иниціаторы дѣла не сомнѣваются въ полученіи разрѣшенія. Но еслибъ на означенное ходатайство почему-либо не послѣдовало отвѣта до предстоящаго января, то профессора предполагаютъ устроить въ такомъ случаѣ публичныя лекціи по тѣмъ же предметамъ и программамъ, что и на проектируемыхъ курсахъ.
   Такія систематическія публичныя лекціи по естествознанію и математикѣ организованы уже осенью въ Одессѣ при новороссійскомъ обществѣ естествоиспытателей. Лекціи читаются профессорами университета. Въ первые же дни подписки на курсы она приняла, по словамъ Одесскаго Листка, такіе размѣры, что превысила въ четыре раза ожидавшійся комплектъ. Преобладающій контингентъ подписавшихся -- женщины всѣхъ возрастовъ. Въ виду проявленнаго женщинами стремленія къ высшему образованію, одесскій попечитель, какъ сообщаютъ мѣстныя газеты, озабоченъ мыслью объ учрежденіи въ Одессѣ высшаго учебнаго заведенія спеціально для женщинъ. Для образованія постояннаго фонда на это дѣло, г. попечитель предлагаетъ обложить учащихся въ женскихъ учебныхъ заведеніяхъ Одесскаго округа (гдѣ 25 женскихъ гимназій) взносами отъ 1 до 2 рублей ежегодно.
   Организуются также высшіе женскіе курсы въ Кіевѣ и Харьковѣ при главномъ содѣйствіи профессоровъ мѣстныхъ университетовъ. Въ Кіевѣ на это дѣло имѣется уже капиталъ въ 16% тысячъ.
   Рядомъ съ систематическими высшими курсами, устроены въ Одессѣ общедоступные литературные вечера, разсчитанные, главнымъ образомъ, на публику изъ народа. Общедоступные литературные вечера представляютъ собою удачный выходъ изъ тѣхъ стѣсненій, какія существуютъ для публичныхъ народныхъ чтеній. Какъ извѣстно, крайне ограниченный выборъ произведеній, допускаемыхъ къ публичному чтенію въ народныхъ аудиторіяхъ, значительно тормазитъ правильное развитіе этого дѣла. Съ особенною силой печальныя послѣдствія этого ограниченія сказываются въ аудиторіяхъ большихъ городовъ, а также на фабрикахъ и заводахъ, гдѣ посѣтители аудиторій принуждены по нѣскольку разъ слушать одно и то же. Изъ этого затрудненія славянское благотворительное общество, устраивающее публичныя чтенія, вышло такимъ образомъ. Оно, на ряду съ обычными публичными чтеніями для народа, предприняло устройство общедоступныхъ литературныхъ вечеровъ. Вечера эти платные, отъ 10 к. и выше, причемъ три четверти всѣхъ мѣстъ сдѣланы 10-копѣечными. Лекторами явились преимущественно преподаватели гимназій и университета. Въ программу вечеровъ внесены были почти всѣ русскіе классики, нѣкоторые изъ иностранныхъ (Сервантесъ, Шекспиръ, Гёте, Шиллеръ, Диккенсъ) и всѣ хрестоматіи, въ томъ числѣ и сборникъ Гербеля. Было испрошено у начальства дозволеніе дѣлать небольшія вступленія и объясненія, сообщать вкратцѣ содержаніе цѣлаго произведенія, изъ котораго читается отрывокъ, и пр. Въ составленіи программы на каждый вечеръ руководятся желаніемъ дать матеріалъ поразнообразнѣе. Вечера часто сопровождаются музыкой; явились солисты на скрипкѣ, на фортепіано, на цитрѣ, иногда составляются небольшіе квартеты, изрѣдка выступаютъ начинающіе пѣвцы и пѣвицы; наконецъ составился небольшой хоръ преимущественно изъ студентовъ. Огромное большинство мѣстъ 10-копѣечныя; около половины ихъ заняты обычною публикой нашихъ народныхъ чтеній: мастеровыми и мастерицами, мелкими торговцами и прикащиками, прислугой, учениками и ученицами народныхъ школъ и проч. Наиболѣе серьезную часть публики составляютъ взрослые мѣщане; болѣе шумную и вліятельную -- ученики народныхъ школъ и подмастерья. Публика въ общемъ чрезвычайно благодарная и впечатлительная, хотя свободная и откровенная: если чтецъ недостаточно повышалъ голосъ,-- акустическія условія залы изъ рукъ вонъ плохи,-- съ заднихъ рядовъ раздавались возгласы: громче! не слышно! Всякая остроумная фраза, наприм., изъ Гоголя, вызывала такой неудержимый смѣхъ, что имъ заражались и первые ряды, а иногда и самъ чтецъ; письмо Жуковскаго о послѣднихъ минутахъ Пушкина у многихъ вызывало слезы; во время чтенія даже очень извѣстныхъ ученикамъ пьесъ всѣ 700 человѣкъ слушали въ глубокомъ молчаніи, не перешептываясь, и всякаго сноснаго исполнителя награждали довольно дружными апплодисментами; музыкальные NoNo всѣ безъ исключенія принимались съ глубокой благодарностью. Удержать полное вниманіе такой публики не талантливымъ, но громкимъ и осмысленнымъ чтеніемъ художественнаго небольшого стихотворенія ничего не стоило. Не трудно было сладить и съ классическою прозой: Гоголь всегда и вездѣ слушается съ удовольствіемъ хотя бы въ 20-й разъ; съ интересомъ слушали и разсказы Тургенева, наприм. Бирюкъ, Пѣвцы, и законченные отрывки изъ романовъ Диккенса (выбирались преимущественно вставочныя повѣсти, которыхъ такъ много въ его раннихъ романахъ). Выборъ произведеній для этихъ вечеровъ весьма обширный, особенно сравнительно съ репертуаромъ народныхъ аудиторій. Мѣстнымъ попечителемъ учебнаго округа разрѣшены для вечеровъ всѣ сочиненія Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Л. Толстого, Шиллера, Шекспира, Гёте и мн. др. русскихъ и иностранныхъ классиковъ. Разрѣшены, кромѣ того, многія изъ отдѣльныхъ произведеній Достоевскаго, Некрасова, Салтыкова, Гл. Успенскаго, Надсона, Чехова. Читаются также на вечерахъ и популярныя лекціи по научнымъ вопросамъ. Нельзя не пожелать,-- заключаетъ газета,-- чтобы подобные вечера получили распространеніе и за предѣлами Одессы. Насущная потребность въ нихъ стоитъ внѣ всякаго сомнѣнія, а возможность устройства ихъ показываетъ примѣръ только что названнаго города {Эти свѣдѣнія заимствованы изъ реферата, прочитаннаго проф. Кирпичниковымъ въ московскомъ комитетѣ грамотности.}.
   Подъ заглавіемъ "Добрая вѣсть рабочему люду" Минскій Листокъ объявляетъ, что вечерніе и субботніе курсы для народа, учрежденіе которыхъ было до сихъ предметомъ одного только вожделѣнія, въ скоромъ времени станутъ въ городѣ Минскѣ совершившимся фактомъ. Открытіе курсовъ произойдетъ не позже января 1896 года. Городская дума ассигновала на этотъ предметъ восемьсотъ рублей. Остальная сумма, требуемая на поддержаніе курсовъ, пополняется путемъ единовременныхъ и періодическихъ пожертвованій. Цѣль курсовъ -- доставить ремесленникамъ и, вообще, занимающимся какимъ-нибудь промысломъ, тѣ необходимыя техническія свѣдѣнія, которыя весьма важны для развитія и усовершенствованія въ народѣ ремеслъ, Наши ремесленники,-- замѣчаетъ газета,-- обучаются каждый своей спеціальности долго, очень долго, отъ пяти до десяти лѣтъ. Какимъ образомъ производится у насъ обученіе мальчиковъ въ разныхъ мастерскихъ, какія мастерства эти бѣдныя дѣти принуждены бываютъ проходить во все время своего служенія у эксплуатирующихъ безъ всякаго зазрѣнія совѣсти хозяевъ -- всѣмъ извѣстно. Ученіе имъ болѣе вколачивается, чѣмъ преподается. Вообще какъ бы долго они ни учились, они очень рѣдко получаютъ достаточное знаніе своего ремесла. Благодаря устраиваемымъ курсамъ, имъ будетъ возможно обдумывать свою работу, усовершенствовать спеціальность, что непремѣнно отразится и на получаемомъ ими вознагражденіи.
   Объ открытіи такихъ же курсовъ и объ успѣшной ихъ дѣятельности сообщаютъ изъ Кишинева и Николаева. При открытіи курсовъ въ Кишиневѣ разсчитывали имѣть аудиторію не болѣе, чѣмъ въ 40 человѣкъ. Но слушателей вдругъ явилось такое количество, что пришлось увеличить затраты и выработать совсѣмъ иную программу. При открытіи курсовъ явилось 78 мастеровыхъ, а черезъ двѣ недѣли количество ихъ увеличилось болѣе, чѣмъ въ два раза. Всѣхъ слушателей на курсахъ въ истекшемъ учебномъ году было 149. По ремесламъ болѣе всего было маляровъ и живописцевъ -- 41. Потомъ идутъ столяры -- 31, слесаря -- 12, 3 портныхъ, 3 часовщика, 2 переплетчика, 6 кузнецовъ и т. д.
   Въ Николаевѣ техническіе курсы для ремесленниковъ были открыты при мѣстномъ отдѣленіи Императорскаго техническаго общества. Занятія происходятъ въ вечерніе часы и по воскреснымъ днямъ и привлекаютъ такое большое число учащихся, что техническое общество возбудило ходатайство объ открытіи на 1896 годъ дополнительныхъ курсовъ. По представленію попечителя Одесскаго учебнаго округа курсы эти разрѣшены.
   8 октября въ Кіевѣ было совершено торжественное освященіе народной аудиторіи, созданной трудами кіевской коммиссіи народныхъ чтеній. "Въ нашей мѣстной жизни,-- говоритъ кіевская газета жизнь и Искусство,-- это фактъ высокой важности: частный починъ, поддержанный общественною благотворительностью, создалъ первую въ Кіевѣ народную аудиторію. Привѣтствуя коммиссію народныхъ чтеній, вступающую въ 14-й годъ своей дѣятельности, съ успѣшнымъ окончаніемъ постройки, на которую положено столько труда, поздравляя ее съ дѣйствительною побѣдой, мы отъ души желаемъ ей самаго широкаго развитія ея дѣятельности. Сегодня каждый членъ коммиссіи испытаетъ, конечно, высокое наслажденіе, присутствуя при освященіи зданія, которое, выросши вполнѣ изъ "лепты трудовой", предназначено служить столь высокой цѣли, какъ просвѣщеніе народной массы. Всѣ жертвователи, какъ бы ни скромна была ихъ матеріальная помощь, порадуются осуществленію того дѣла, которому они содѣйствовали своею посильною помощью. Оцѣнитъ по достоинству это сооруженіе народной аудиторіи и тотъ рабочій людъ, который будетъ пользоваться ею въ интересахъ своего образованія. Въ торжествѣ освященія первой въ Кіевѣ народной аудиторіи мы видимъ торжество добраго частнаго почина, торжество общественной самодѣятельности!
   Народная аудиторія построена въ той части города, гдѣ живетъ масса рабочихъ. Она представляетъ изъ себя красивое двухъ-этажное зданіе. По фасаду зданіе имѣетъ выступъ съ широкою парадною дверью. Изъ параднаго входа вы вступаете въ широкій вестибюль; по лѣвой сторонѣ лѣстница на второй этажъ и мѣсто для вѣшалокъ, по правой просторная комната, отгороженная отъ вестибюля рѣшеткой,-- это помѣщеніе будущей библіотеки. Изъ вестибюля широкая дверь ведетъ въ залу, которая имѣетъ въ вышину 3 1/2 саж., въ длину 11 1/2 и въ ширину 5 1/2 саж. Въ концѣ ея возвышается эстрада. Зала отдѣлана очень просто, по изящно. По обѣимъ сторонамъ ея по четыре нижнихъ и по шести верхнихъ оконъ, всего въ залѣ 20 оконъ. Полъ вездѣ мозаичный, а на эстрадѣ паркетъ. Двери всѣ отдѣланы подъ темный дубъ и также отдѣлана деревянная панель въ вестибюлѣ. Зданіе освѣщается электричествомъ. Какъ зала, такъ и всѣ другія комнаты производятъ очень пріятное впечатлѣніе.
   Рядомъ съ учебными учрежденіями для просвѣщенія народа въ послѣднее время начинаетъ возникать въ селахъ и народный театръ, какъ одно изъ разумныхъ средствъ для удовлетворенія духовныхъ потребностей рабочаго человѣка. Здѣсь зрителями, а зачастую и исполнителями являются крестьяне, рабочіе, вообще простой народъ. Въ провинціальной прессѣ, все чаще и чаще сообщающей о сельскихъ спектакляхъ, отмѣчается серьезное вниманіе къ сценѣ со стороны простого народа, глубокая напряженность зрителей, полнота выносимыхъ ими впечатлѣній, что характеризуется безконечными разговорами послѣ спектаклей по поводу видѣннаго и слышаннаго, наконецъ нетерпѣливое ожиданіе слѣдующаго представленія. Вотъ новые факты, иллюстрирующіе сказанное, сообщеніе о которыхъ мы нашли въ Нижегородскомъ Листкѣ.
   Въ селѣ Кривцовѣ, Болховского уѣзда, Орловской губерніи, въ имѣніи М. А. Лавровой уже нѣсколько лѣтъ съ большимъ успѣхомъ даются народные спектакли. Въ числѣ участниковъ фигурируютъ крестьяне, окончившіе курсъ въ мѣстной земской школѣ. Жители села Кривцова,-- главнымъ образомъ, молодежь, прошедшая школу,-- каждый разъ переполняютъ собою "зрительную залу" театра, устроеннаго въ большомъ сараѣ. Репертуаръ тщательно обдуманъ: онъ состоитъ по преимуществу изъ пьесъ Островскаго. Замѣчательно, что попытка постановки Бориса Годунова, разыграннаго нынѣшнимъ лѣтомъ, увѣнчалась большимъ успѣхомъ. Это слѣдуетъ объяснить хорошею подготовкой бывшихъ воспитанниковъ кривцовской школы. Вообще дѣло театра поставлено прочно и пользуется сочувствіемъ населенія. Въ непродолжительномъ времени имѣется въ виду отвести для спектаклей особое, болѣе обширное и удобное зданіе.
   Въ селѣ Щучьемъ, Веневскаго уѣзда, Тульской губерніи, въ имѣніи гг. Черносвитовыхъ, для театральныхъ представленій отведенъ большой каменный, крытый желѣзомъ сарай, вмѣщающій до 300 человѣкъ зрителей; устроена сцена, написаны своими средствами декораціи, пріобрѣтены парики и гримировальныя принадлежности. Въ число дѣйствующихъ лицъ привлекаются наиболѣе способные изъ крестьянъ, кончающіе курсъ въ мѣстной школѣ. Интересно, что съ каждымъ слѣдующимъ спектаклемъ отношеніе населенія къ видѣнному становится все серьезнѣе и вдумчивѣе.
   О серьезномъ отношеніи народа къ театру имѣется много свидѣтельствъ корреспондентовъ провинціальныхъ газетъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ существующій опытъ народнаго театра показываетъ, что всего болѣе нравятся народу и сильнѣе привлекаютъ его вниманіе тѣ пьесы, которыя даютъ изображенія незаурядной, будничной жизни, а чего-либо выдающагося -- трагическаго или комическаго. Народъ выходитъ изъ театра съ приподнятымъ, здорово возбужденнымъ настроеніемъ. Представленія порождаютъ массу разсужденій, вопросовъ; и, такимъ образомъ, театръ является однимъ изъ важныхъ орудій народнаго просвѣщенія. Заслуживаютъ, поэтому, истинной признательности тѣ лица, которыя берутъ на себя заботу организовать народные спектакли.
   Каждый мѣсяцъ печать приноситъ отрадныя извѣстія о ростѣ общественной самодѣятельности какъ въ области народнаго просвѣщенія, такъ и въ другихъ сферахъ. Въ ряду этихъ извѣстій надо поставить сообщеніе Сибирскаго Бѣстника объ учрежденіи въ Омскѣ общества вспомоществованія нуждающимся переселенцамъ, направляющимся и водворяющимся въ предѣлахъ Степного края. Обществу этому, по уставу, предстоять дѣятельность болѣе широкая сравнительно съ дѣятельностью такихъ же обществъ въ Петербургѣ, Тюмени и Иркутскѣ. Расширеніе это будетъ состоять въ томъ, что общество на основаніи данныхъ, полученныхъ имъ отъ своихъ филіальныхъ отдѣленій и спеціальныхъ агентовъ, имѣющихъ быть въ разныхъ городахъ Степного генералъ-губернаторства, будетъ составлять возможно подробныя описанія участковъ, нарѣзанныхъ для переселенцевъ, а также маршруты, по которымъ бы переселенцы могли слѣдовать на выбранные ими земельные участки. Нечего говорить о томъ,-- замѣчаетъ газета,-- насколько полезно и необходимо внесеніе такого параграфа въ уставъ общества. Для переселенцевъ изъ внутреннихъ и южныхъ губерній Европейской Россіи Степной край составляетъ положительную terram incognitam. Очень часто въ представленіи ихъ Томская, Енисейская губерніи, Акмолинская и Семипалатинская области и даже иногда Восточная Сибирь не имѣютъ никакого различія, а всѣ вмѣстѣ объединяются подъ общимъ названіемъ "Сибирь". Значительное большинство переселенцевъ идетъ на "новыя мѣста", что называется, "на-обумъ", не зная, гдѣ имъ придется получить душевой надѣлъ. Партіи, которыя имѣли бы своего ходока и черезъ него получили болѣе или менѣе ясныя представленія о "новыхъ мѣстахъ", очень рѣдки. И если переселенцы бываютъ такъ мало освѣдомлены относительно того, куда, въ какую губернію или область надо имъ направить свой путь, то объ участкахъ, нарѣзанныхъ чинами переселенческихъ отрядовъ, они не могутъ имѣть ровно никакого понятія Это послѣднее обстоятельство, между прочимъ, часто служитъ причиной того, что крестьяне-новоселы разочаровываются въ "новыхъ мѣстахъ" и идутъ обратно въ свои "старыя Палестины". И дѣйствительно, попадая совершенно случайно на отведенные участки, они, естественно, не могутъ сообразоваться при выборѣ мѣстъ для поселенія ни съ климатическими, ни съ топографическими, ни съ гидрографическими и другими сельско-хозяйственными условіями данной мѣстности. Недостатокъ воды, малолѣсье и даже безлѣсье, неблагопріятныя качества почвы и т. п.-- все это служитъ одной изъ дѣйствительныхъ причинъ того, что переселенцы встрѣчаютъ нерѣдко на новыхъ мѣстахъ однѣ разбитыя надежды. Въ виду всего этого упомянутый параграфъ устава общества будетъ имѣть особенное значеніе и пользу, и нужно надѣяться, что онъ не встрѣтитъ въ министерствѣ отказа въ своемъ утвержденіи. Организовавшееся общество нашло живое сочувствіе какъ въ средѣ мѣстнаго омскаго интеллигентнаго общества, такъ и въ другихъ городахъ Степного края. Въ Омскѣ членовъ набралось уже болѣе 100 человѣкъ, въ Петропавловскѣ до 20, въ Кокчетавѣ 8, въ Акмолахъ 19, въ Вѣрномъ около 20, а изъ Семипалатинска пока еще точныхъ свѣдѣній не получено, хотя изъ телеграфическихъ извѣстій видно, что и тамъ подписка идетъ успѣшно. Крупныя пожертвованія на образованіе капитала поступаютъ изъ разныхъ мѣстъ.
   Обращаетъ на себя вниманіе также дѣятельность казанскаго общества трезвости, недавно праздновавшаго третью годовщину своего существованія. Корреспондентъ Русскихъ Вѣдомостей, солидарно съ корреспондентами другихъ газетъ, свидѣтельствуетъ, что за это небольшое время оно успѣло рѣшительно зарекомендовать себя съ наилучшей стороны. Въ числѣ 400 членовъ общества большинство -- люди интеллигентные: профессора, чиновники, чины судебнаго вѣдомства и проч. Цѣли общества -- просвѣтительно-филантропическія. Оно имѣетъ свою чайную-столовую и озабочено открытіемъ другой, ночлежный домъ, народную читальню въ 1,000 томовъ книгъ, составляетъ и издаетъ брошюры, ходатайствуетъ о разрѣшеніи издавать собственный органъ, въ текущемъ году открываетъ лѣчебницу. Дѣятельность общества выходитъ за предѣлы Казани: оно открыло отдѣлы въ нѣсколькихъ селеніяхъ и городахъ Казанской губ.; въ селѣ Богородскомъ построенъ домъ подъ школу садоводства, пчеловодства и огородничества; въ немъ помѣщается и читальня для народа. Всѣ изданія общества перепечатаны петербургскимъ обществомъ трезвости въ количествѣ 10,000 экз. каждое. Въ годичномъ, довольно многолюдномъ, собраніи было констатировано, что во все время существованія чайно-столовой никому изъ бѣдныхъ, обращавшихся къ предсѣдателю, который ежедневно посѣщалъ чайную, не было отказано въ обѣдѣ или чаѣ съ хлѣбомъ, причемъ чай давался только тогда, когда обѣды были уже израсходованы. Дѣла свои общество ведетъ на виду у всѣхъ, очень часто печатая въ мѣстныхъ газетахъ подробные отчеты о всякихъ денежныхъ поступленіяхъ и назначеніяхъ, о засѣданіяхъ комитета и вообще о всѣхъ своихъ работахъ.
   Въ сферѣ культурной дѣятельности въ интересахъ народа различныхъ обществъ и отдѣльныхъ лицъ замѣтно выступаетъ энергичная работа H. В. Левитскаго, какъ организатора земледѣльческихъ артелей въ Херсонской губерніи. H. В. Левитскій является дутою происходящаго здѣсь движенія къ переходу отъ подворнаго участковаго хозяйства къ артельному,-- движенія, вытекающаго изъ сознанія, что "одно только дружеское соединеніе для общей работы можетъ помочь крестьянамъ устроить ихъ хозяйственную и вообще общественную жизнь на началахъ справедливости и взаимной помощи". Подробная исторія возникновенія этого дѣла и ходъ его развитія напечатаны теперь въ газетѣ Приазовскій Край, въ статьѣ, озаглавленной Эпопея "культурной одиночки". Вотъ нѣсколько свѣдѣній изъ этой статьи.
   Николай Васильевичъ Левитскій, сынъ сельскаго священника, росъ въ деревнѣ; во время ученья въ гимназіи и университетѣ пріѣзжалъ въ деревню на каникулы, помогалъ отцу въ веденіи хозяйства и съ самаго ранняго возраста сталъ знакомиться съ сельскимъ хозяйствомъ, присматриваться къ нему, входить во всѣ нужды мужика, а потомъ и искать средствъ для веденія болѣе раціональнаго хозяйства. Поселившись, по окончаніи университета, въ деревнѣ съ цѣлью заняться своимъ хуторскимъ хозяйствомъ, г. Левитскій, въ бесѣдахъ съ крестьянами, сталъ высказывать свою мысль объ артельномъ началѣ. Это было еще десять лѣтъ тому назадъ, причемъ многіе изъ крестьянъ согласились съ г. Левитскимъ, прійдя, на основаніи горькаго опыта, къ убѣжденію, что, дѣйствительно, только соединенными усиліями они могутъ пріобрѣтать и скотъ, и земледѣльческія орудія, и все необходимое для правильнаго веденія сельскаго хозяйства. Зароненная въ умы крестьянъ идея о земледѣльческихъ артеляхъ проявила первые признаки жизни въ 1887 году, когда къ г. Левитскому совершенно неожиданно явились сами крестьяне съ напоминаніемъ о его планѣ. Нѣкоторое время дѣло начинаетъ идти на ладъ, организація артелей близится къ осуществленію, но одно случайное обстоятельство снова заставляетъ отложить мысль объ артеляхъ до болѣе благопріятнаго момента: этимъ обстоятельствомъ явилось внезапное разореніе одного сочувствовавшаго дѣлу лица, обѣщавшаго дать средства на организацію артелей. Снова замираетъ на нѣсколько лѣтъ посѣянная г. Левитскимъ идея, но уже обращеніе къ нему въ 1887 году говорило за то, что она пришлась по сердцу крестьянамъ. Наступили неурожайные годы, которые еще болѣе ярко показали безпомощность крестьянъ, еще болѣе выдвинули на первый планъ недостатки "карликовыхъ" хозяйствъ и дали новый толчокъ дѣлу организаціи артелей. И вотъ, въ сентябрѣ 1894 года, жители села Федваря, Александрійскаго уѣзда Херсонской губерніи, снова являются къ H. В. Левитскому, прося его оформить вступленіе ихъ въ артель и раздобыть необходимыя для начала дѣла средства. Г. Левитскій собралъ 200 рублей, и эта незначительная сумма послужила основаніемъ для первыхъ артелей. Образовалось десять артелей, члены которыхъ заключили между собою договоръ, выработанный тѣмъ же H. В. Левитскимъ. Этотъ договоръ подробно развиваетъ какъ мотивы перехода къ артельной обработкѣ общинныхъ участковъ, такъ и цѣли, какія преслѣдуетъ артель, а равно и условія договора. Главное достоинство этого договора,-- какъ справедливо замѣчаетъ газета,-- заключается въ томъ, что онъ находится въ полномъ соотвѣтствіи съ основными принципами, на которыхъ покоится община, не насилуя ихъ и представляя, такимъ образомъ, лишь высшую форму, въ которую, развиваясь, должна логически -- послѣдовательно обратиться община. Организованныя артели вскорѣ обратили на себя вниманіе печати, ученыхъ, правительственныхъ лицъ. Г. Левитскій получилъ сочувственныя письма отъ министра земледѣлія А. С. Ермолова и министра финансовъ С. Ю. Витте, а также телеграмму отъ Его Императорскаго Высочества принца Петра Ольденбургскаго, которому, вслѣдствіе высказаннаго имъ желанія, почтенный авторъ послалъ свой артельный договоръ. Казалось бы, такое благосклонное вниманіе къ артельному дѣлу лицъ, принадлежащихъ къ высшему правительству, должно было обезпечить артелямъ безпрепятственное распространеніе. Но, къ сожалѣнію, на практикѣ дѣло это встрѣчаетъ себѣ затрудненія со стороны такого начальства, какъ волостной старшина, волостной писарь и земскіе начальники. Послѣдніе видятъ въ организаціи артелей чуть ли не потрясаніе основъ и потому тормазятъ это благодѣтельное начинаніе, вмѣсто того, чтобъ оказывать ему поддержку. Только въ одномъ изъ нихъ и нашелъ себѣ поддержку г. Левитскій. Это -- земскій начальникъ 5-го участка Александрійскаго уѣзда, г. Цыганковъ, служившій еще мировымъ посредникомъ перваго призыва и хорошо знакомый съ нуждами и положеніемъ русской деревни. Вотъ интересный документъ, выданный г. Цыганковымъ H. В. Левитскому:
   
   Удостовѣреніе. 1895 года мая 1-го дня. Дано сіе отъ меня, земскаго начальника 5-го участка Александрійскаго уѣзда, Херсонской губерніи, присяжному повѣренному Николаю Васильевичу Левитскому въ томъ, что онъ, живши долго въ предѣлахъ завѣдываемаго мною участка, имѣвши собственную землю и ведя хозяйство, вполнѣ изучилъ духъ и нужды крестьянства и всегда съ живѣйшимъ участіемъ и добротой относился ко всѣмъ, постигавшимъ ихъ, невзгодамъ, прибѣгая съ помощью, совѣтами и участіемъ. Въ настоящее же время, съ разрѣшеніемъ для крестьянъ мелкаго сельскохозяйственнаго кредита, онъ выработалъ образецъ артельнаго договора для крестьянъ, найденный мною не только раціональнымъ вполнѣ, но и единственно способнымъ поднять благосостояніе селъ и деревень, безъ опасенія безполезно обременять государственный банкъ и съ существеннѣйшею пользой для разряда бѣдныхъ, обезсиленныхъ крестьянскихъ хозяйствъ; съ тѣхъ поръ онъ неослабно ратуетъ какъ въ моемъ участкѣ, такъ и въ сосѣднемъ, 6-мъ, о развитіи артельнаго дѣла межъ крестьянами, принимая непосредственное участіе въ организаціи артелей и не оставляя крестьянъ ни въ одномъ случаѣ безъ наставленія и совѣта но ихъ хозяйственнымъ дѣламъ...
   
   Успѣхъ основавшихся и дѣйствующихъ артелей повелъ къ тому, что въ настоящее время домъ г. Левитскаго осаждается желающими пріобщиться къ артелямъ, и организаторъ этого дѣла дѣятельно разыскиваетъ средства, необходимыя на первое обзаведеніе. Кромѣ земледѣльческихъ артелей, г. Левитскій занятъ также составленіемъ артелей ремесленныхъ, и пять изъ нихъ имъ уже учреждены. Портняжная и сапожная въ Елисаветградѣ и портняжная же въ Кривомъ Рогѣ работаютъ,-- какъ сообщаетъ Одесскій Листокъ,-- очень недурно. Но и эти артели, по словамъ газеты, испытываютъ странное къ себѣ отношеніе со стороны мѣстныхъ представителей власти. Въ то время, какъ министры выражаютъ свое полное сочувствіе артелямъ, и. д. полицеймейстера въ Елизаветградѣ распорядился сорвать вывѣску у портняжеской артели, и только послѣ объясненія съ г. Левитскимъ, доказавшимъ незаконность такого распоряженія, взялъ его обратно; въ Кривомъ Рогѣ артель была гонима мѣстнымъ становымъ приставомъ и тоже оставлена въ покоѣ лишь послѣ заступничества г. Левитскаго; въ Панчевской волости къ артелямъ очень не благоволитъ земскій начальникъ, а панчевскій урядникъ даже арестовалъ одного изъ артельщиковъ только за то, что тотъ изъ одной артели привезъ въ другую извѣстія о положеніи артелей по отношенію къ ссудамъ. Г. Левитскій привлекаетъ урядника къ отвѣтственности за незаконное лишеніе свободы... Вотъ тѣ путы, на которыя наталкивается въ провинціи всякая незаурядная культурная работа. Не правда ли, куда больше силъ для общественной дѣятельности нужно имѣть русскому гражданину сравнительно съ гражданиномъ Западной Европы!
   Распространеніе въ народѣ просвѣщенія, улучшеніе его экономическаго положенія, поднятіе его правоспособности -- вотъ важнѣйшія задачи и важнѣйшія обязанности наши передъ народомъ. Темнота и бѣдность народа ведутъ къ тому, что надъ нимъ совершаются, и совершаются весьма часто вполнѣ безнаказанно, возмутительные акты безправія, и только благодаря печати беззаконія эти выплываютъ наружу, но, къ сожалѣнію, далеко не всѣ они попадаютъ въ печать. Вотъ, напримѣръ, одинъ изъ хорошихъ образчиковъ того, что продѣлывается надъ народомъ, продѣлывается не въ какой-нибудь глуши, а въ Нижегородской губерніи, въ пресловутомъ Лукояновскомъ уѣздѣ. Живетъ тамъ вліятельный землевладѣлецъ Анатолій Пушкинъ. Во время послѣдняго голода онъ былъ земскимъ начальникомъ и противодѣйствовалъ оказанію помощи голодному населенію. Выйдя изъ земскихъ начальниковъ, онъ изъявилъ желаніе быть церковнымъ старостой въ селѣ Большомъ Болдинѣ. Конечно, приходу, то-есть крестьянамъ и священнику, ничего больше не оставалось дѣлать,-- разсказываетъ Нижегородскій Листокъ,-- какъ избрать г. Пушкина и благодарить его за честь. Въ такомъ смыслѣ и былъ составленъ приговоръ, но при написаніи его новый церковный староста приказалъ опредѣлить себѣ вознагражденіе въ размѣрѣ 120 рублей въ годъ. Крестьяне, недоумѣвая, согласились. Недоумѣніе, однако, скоро разъяснилось: оказалось, что г. Пушкинъ и не намѣревался быть фактическимъ церковнымъ старостой, то-есть такимъ, который и свѣчи продаетъ, и за чистотой храма наблюдаетъ, и вообще заботится о церкви; г. Пушкинъ до этого и не думалъ снисходить, а возложилъ всѣ эта обязанности на своего садовника, Николаева, которому и началъ выдавать съ тѣхъ поръ общественные 120 р. въ годъ. Въ какомъ смыслѣ повліяло полученіе Николаевымъ оклада старосты на его садовническое жалованье, остается извѣстнымъ лишь г. Пушкину и еще самому Николаеву. Все это въ достаточной мѣрѣ удивляло почесывавшихъ затылки прихожанъ, по окончательно сразило ихъ извѣстіе, что ежегодно на "украшеніе храма" тратится 500 -- 600 р. Г. Пушкинъ великодушно объявилъ крестьянамъ, что "украшеніе" произвелъ на свои деньги и что крестьяне должны отработать этотъ церковный долгъ. Нѣкоторые крестьяне попробовали было внести падающую на нихъ долю "украшеній", но какъ-то такъ случалось, что эти уплаты записывались въ подати и повинности, а долгъ за "украшеніе" все оставался неприкосновеннымъ. И вотъ прихожанъ вынудили отрабатывать на поляхъ церковнаго старосты. Крестьяне увѣряютъ, что "украшеніе" обходится имъ ежегодно очень дорого, такъ какъ г. Пушкинъ дешево цѣнитъ труды и за 500 -- 600 р. заставляетъ выжинать до 300 десятинъ овса и ржи. Такимъ образомъ и до сихъ поръ продолжаются "украшеніе" и "отработка". Крестьяне, если бы только смѣли, давно выбрали бы другого старосту и съ удовольствіемъ избавили бы отъ хлопотъ и г. Пушкина, и его садовника, но сдѣлать этого крестьяне не могутъ, и г. Пушкинъ все радѣетъ и радѣетъ о своемъ сельскомъ храмѣ. Къ заботамъ о храмѣ г. Пушкинъ до того внимателенъ, что "украшеніе" не довѣряетъ никому иному, какъ только своимъ же подрядчикамъ-молотильщикамъ. Этотъ фактъ,-- говоритъ газета,-- рисуетъ глубоко-печальную картину порабощенія мѣстнаго крестьянина героемъ голоднаго года. Г. Пушкинъ свободно распоряжается крестьянскими выборами въ церковные старосты, показывая, какъ при желаніи можно извратить идею крестьянскаго самоуправленія. Кто же можетъ поручиться, что, сегодня заставляя избирать себя въ церковные старосты, завтра тотъ же вліятельный землевладѣлецъ не понудитъ избрать своихъ клевретовъ въ старшины, въ старосты, въ земскіе гласные? Примѣровъ такого вмѣшательства въ крестьянскую жизнь и права сельскаго населенія не мало было уже опубликовано въ печати. Въ концѣ концовъ въ подобныхъ случаяхъ все крестьянское самоуправленіе оказывается совершеннѣйшею фикціей. По бумагамъ числится избранный сходомъ староста, а въ дѣйствительности оказывается проведенный въ старосты послушный клевретъ такого-то (имя рекъ) "землевладѣльца". Жаловаться часто некому, да и не умѣютъ крестьяне. Такъ чужой ставленникъ и сходитъ за своего избранника. А при помощи такихъ всегда готовыхъ къ услугамъ сельскихъ властей чего только не сдѣлаетъ ловкій человѣкъ!... И храмъ будетъ украшать подобію г. Пушкину, взимая за долгъ по украшенію недурной процентъ въ видѣ крестьянскихъ отработковъ. И ничего: будутъ мужики ждать, пока смилостивится непрошенный радѣтель и перестанетъ "украшать", а не смилостивится -- будутъ отрабатывать".
   А вотъ еще образчикъ отношеній къ народу, сообщенный въ Недѣлю изъ Петровскаго уѣзда, Саратовской губерніи. Недавно въ этотъ уѣздъ назначенъ новый земскій начальникъ, поручикъ запаса Павелъ Александровичъ Васильчиковъ. Вступленіе его въ должность на первыхъ же порахъ ознаменовалось нѣсколькими случаями жестокой кулачной расправы. Въ селѣ Синенькихъ, Вязьминской волости, произошелъ пожаръ въ то время, когда мѣстный сельскій староста вмѣстѣ съ выборными былъ въ полѣ, гдѣ происходилъ дѣлежъ общественныхъ луговъ. Прибывъ въ Синенькіе вскорѣ послѣ пожара, земскій начальникъ накинулся на старосту съ цѣлымъ градомъ отборнѣйшихъ ругательствъ за то, что тотъ не былъ на пожарѣ. Староста началъ было объяснять, что онъ не могъ быть на пожарѣ, такъ какъ производилъ въ это время дѣлежъ общественныхъ луговъ, но не успѣлъ онъ сказать нѣсколькихъ словъ въ свое оправданіе, какъ получилъ сильнѣйшій ударъ по лицу, который сшибъ его съ ногъ. Староста поднялся съ земли, но тутъ на него посыпались новые удары отъ которыхъ все лицо его покрылось кровью. Этому въ значительной степени способствовало массивное желѣзное кольцо, которое носитъ г. Васильчиковъ на одномъ изъ пальцевъ правой руки. Избіеніе это происходило на улицѣ, среди села, на глазахъ цѣлой толпы народа. Мѣстный священникъ и другія лица, пріѣхавшія на пожаръ, передавали, что происшествіе это произвело на нихъ подавляющее впечатлѣніе, тѣмъ болѣе, что избитый староста извѣстенъ за хорошаго, честнаго и домовитаго крестьянина. Послѣ описаннаго происшествія не только избитый, но и избившій должны были обратиться къ медицинской помощи: нанося побои старостѣ, г. Васильчиковъ сильно повредилъ себѣ кисть правой руки, вслѣдствіе чего принужденъ былъ отправиться въ усадьбу сосѣдняго помѣщика В. А. Волженскаго, гдѣ ему и была сдѣлана перевязка и положены компрессы. Однако, послѣ этого г. Васильчиковъ въ теченіе долгаго времени принужденъ былъ носить повязку на правой рукѣ, и въ такомъ видѣ засѣдалъ въ уѣздномъ съѣздѣ, причемъ на вопросъ своихъ сослуживцевъ о причинѣ перевязки лаконически отвѣчалъ: "ушибъ", но въ болѣе интимныхъ бесѣдахъ онъ не безъ торжества передавалъ подробности "происшествія" со старостой и особенно о томъ, какъ послѣдній "отъ перваго же удара слетѣлъ съ ногъ". Оправившись отъ побоевъ, староста поѣхалъ въ Петровскъ, чтобы написать и подать прошеніе на г. Васильчикова, но это почему-то долгое время ему не удавалось сдѣлать; тѣмъ не менѣе, въ концѣ концовъ онъ, все-таки, отправилъ жалобу непосредственно на имя г. министра внутреннихъ дѣлъ.
   Подобные факты приходится отмѣчать чуть ли не въ каждомъ изъ нашихъ очерковъ. Прошло уже болѣе тридцати лѣтъ, какъ крѣпостное право уничтожено, но сильны еще привычки, чувства, взгляды того времени, и въ обращеніи съ народомъ весьма ярко проявляются слѣды рабской эпохи. Именно этой темы касается Нижегор. Лист. по поводу разбиравшагося недавно въ тверскомъ уѣздномъ съѣздѣ очень рѣдкаго въ судебной практикѣ дѣла: крестьянинъ Бурченковъ обвинялъ землевладѣльца и, увы! московскаго присяжнаго повѣреннаго Способина въ оскорбленіи дѣйствіемъ. Поводомъ къ возбужденію обвиненія послужили слѣдующія обстоятельства. Зимой, во время метели, по бѣжецкому тракту ѣхали на встрѣчу: съ одной стороны -- повозки пяти крестьянъ съ Бурченковымъ впереди, съ другой -- господскій экипажъ, везшій г. Способина. Еще издали послѣдній кричалъ мужикамъ остановиться и пропустить его лошадей, но они за бурей криковъ не слыхали, и вотъ барская тройка сталкивается съ первою клячей. По утвержденію Бурченкова, баринъ разсердился, принялся браниться и, наконецъ, ударилъ его на-отмашь въ шею. Фактъ этотъ подтвердили у земскаго начальника и четыре товарища Бурченкова. Тѣмъ не менѣе земскій начальникъ оправдалъ г. Способина. Бурченковъ перенесъ дѣло въ съѣздъ и здѣсь за обвиненіе г. Способина высказался въ своемъ заключеніи и товарищъ прокурора. Въ результатѣ, однако,-- утвержденіе оправдательнаго приговора земскаго начальника. Дѣло это привлекло въ залъ суда много простонародной публики, которую приговоръ этотъ, какъ было замѣтно, привелъ въ немалое смущеніе.
   "Согласитесь,-- говоритъ Нижегородскій Листокъ,-- что въ судебной практикѣ подобнаго рода казусы -- совершенно исключительны. Ежедневно на Руси имѣютъ мѣсто всякаго рода оскорбленія словами и дѣйствіемъ, всякаго рода безобразія, нарушающія такъ называемую свободу личности и ея неприкосновенность. И уставъ о предупрежденіи и пресѣченіи преступленій, и уставъ о наказаніяхъ, налагаемыхъ мировыми судьями, и уложеніе о наказаніяхъ краснорѣчиво угрожаютъ уголовною карой за преступленія противъ личности... Но уголовная кара виситъ себѣ преспокойно въ воздухѣ, и мечъ карающей Немезиды никогда не спускается на главы виновниковъ различныхъ правонарушеній... Несомнѣнно -- это пережитки крѣпостного права. У учившагося въ университетѣ г. Способина течетъ въ жилахъ кровь крѣпостника, которая умиротворяется въ культурныхъ городахъ и "бунтуетъ" въ деревнѣ, гдѣ такъ сильно пахнетъ дореформеннымъ періодомъ, гдѣ мало свѣта, гдѣ невѣжество скрываетъ въ своихъ нѣдрахъ и поглощаетъ законъ. Невѣжество тѣмъ и ужасно, что оно бродитъ около закона, хотя бы и гуманнаго, и никогда не находитъ его, потому что слѣпой не способенъ найти выхода и на широкомъ пути. Однимъ изъ яркихъ показателей нашей убыточной некультурности,-- продолжаетъ газета,-- является полное неуваженіе къ личности, иногда равносильное презрѣнію. Возьмите вы наше злоупотребленіе мѣстоименіемъ "ты". Какъ бы высоко образованы мы ни были, какія бы гуманныя идеи мы ни проповѣдывали, мы нашей прислугѣ, дворнику, сторожу, извощику неизмѣнно говоримъ "ты". Едва ли мы ошибемся, если скажемъ, что лишь небольшая горсть нашего образованнаго общества усвоила себѣ привычку употреблять по отношенію къ меньшему брату "вы". Въ этомъ отношеніи прислуга большихъ городовъ, пожалуй, культурнѣе насъ. Между собой она употребляетъ уже мѣстоименіе "вы" и требуетъ такого обращенія отъ равныхъ себѣ. Интеллигентъ съ легкою душой не задумываясь выругаетъ ту же прислугу самыми бранными словами и, конечно, глубоко возмутится, если прислуга вздумаетъ привлечь культурнаго человѣка къ уголовной отвѣтственности за оскорбленіе словами. Правда, среди нашею народа употребленіе мѣстоименія второго лица не имѣетъ оскорбительнаго значенія, но въ городахъ, да и въ грамотномъ меньшинствѣ деревни, это "ты" встрѣчаетъ уже противодѣйствіе и если кто поддерживаетъ грубую, жалкую привычку внѣшняго третировати личности, то только такъ называемая образованная публика, требующая по отношенію къ себѣ безусловнаго почтенія.
   Приговору земскаго начальника и тверского уѣзднаго съѣзда,-- заключаетъ газета,-- мы нисколько не удивляемся. На немъ лежитъ печать нашей не культурности, все еще считающей мужика -- временно-обязаннымъ барину и въ качествѣ такового повиннымъ соблюдать всѣ аппарансы повиновенія. Въ печати недавно былъ обнародованъ другой случай, аналогичный выше приведенному. Купецъ Гальперинъ, пріѣхавъ на вокзалъ въ Одессѣ, обратился къ жандармскому унтеръ-офицеру Таммонову, причемъ сказалъ ему "ты", на что Таммоновъ отвѣтилъ, что подобное обращеніе неумѣстно; тогда Гальперинъ, обидѣвшись, воскликнулъ: "что ты за важная птица такая, не генералъ вѣдь". За это самое "ты" г. Гальперинъ и приговоренъ одесскимъ мировымъ судьей къ 8-дпевному аресту".
   О юридической безпомощности сельскаго населенія извѣстія получаются отовсюду. Въ послѣдней почтѣ Приазовскій Край обращаетъ вниманіе на юридическую безпощность населенія станицъ и хуторовъ Донской области. Вопреки основному положенію нашего законодательства, по которому "никто не можетъ отговариваться незнаніемъ закона", жители Донской области,-- говоритъ газета,-- какъ, впрочемъ, и громадное большинство деревенскаго люда необъятнаго нашего отечества,-- не обладаютъ даже элементарными юридическими познаніями, столь необходимыми въ обиходѣ самой незатѣйливой жизни. Весьма часто тѣ или другія имущественныя сдѣлки, для дѣйствительности которыхъ необходимо облеченіе ихъ въ форму письменныхъ актовъ, заключаются въ средѣ казаковъ только словесно. Если же коснуться практикуемыхъ въ нашихъ захолустьяхъ письменныхъ актовъ, то огромный процентъ ихъ, съ точки зрѣнія гражданскаго права, окажется ничтожными документами. А, между тѣмъ, такимъ сдѣлкамъ темные люди ввѣряютъ нерѣдко все свое достояніе, нисколько не подозрѣвая при этомъ всей опасности своего положенія въ случаѣ, если заинтересованныя лица вздумаютъ опровергнуть законность подобныхъ актовъ судебнымъ порядкомъ. Далѣе, окружные суды часто отказываютъ въ утвержденіи духовныхъ завѣщаній нашихъ станичныхъ обывателей изъ-за несоблюденія какой-нибудь формальности, о которой мѣстные законовѣды и понятія не имѣютъ,-- напримѣръ, изъ-за недостаточнаго числа подписавшихся на завѣщаніи свидѣтелей или тому подобныхъ причинъ.
   Если указанное зло,-- продолжаетъ газета,-- крайне прискорбно само по себѣ и обусловливается, главнымъ образомъ, невѣжественностью населенія, то оно пріобрѣтаетъ еще болѣе вредный характеръ потому, что оно сильно поддерживается и освящается органами мѣстнаго казачьяго самоуправленія. На-ряду съ неправильными актами, совершенными безъ участія должностныхъ лицъ, въ хуторахъ и станицахъ обращается множество документовъ, также незаконныхъ по своему существу или по формѣ, но, несмотря на это, засвидѣтельствованныхъ хуторскими или станичными атаманами, станичными правленіями и полицейскими приставами. Эти должностныя лица безъ малѣйшаго колебанія снабжаютъ своими подписями и печатями и домашніе договоры о продажѣ домовъ или виноградныхъ садовъ, и домашніе раздѣльные акты на недвижимыя имущества, и тѣ или другія сдѣлки отъ имени несовершеннолѣтнихъ, безъ участія ихъ попечителей,-- словомъ, всѣ рѣшительно акты, которые воспрещено совершать домашнимъ порядкомъ. Но само собой понятно, что подобнаго рода акты, хотя и засвидѣтельствованные, остаются ничтожными, точно такъ же, какъ еслибъ они вовсе не были засвидѣтельствованы. Благодаря всему этому, количество незаконныхъ актовъ достигаетъ въ Донской области огромной цифры, а убытки, обиды и горе, которые несетъ отъ нихъ населеніе по своей юридической безпомощности, неисчислимы.

------

   Въ послѣднее время дѣло объ отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній, можно сказать, не сходитъ съ очереди и составляетъ предметъ ходатайства земскихъ собраній и другихъ общественныхъ группъ. Цѣлый рядъ земствъ единодушно высказался за отмѣну этого позорнаго наказанія, являющагося весьма часто орудіемъ для достиженія своекорыстныхъ цѣлей въ рукахъ денежной аристократіи деревни, т.-е. "богатѣевъ" и "міроѣдовъ", и служащаго такимъ образомъ одной изъ важныхъ причинъ деморализаціи современной деревни. Характерную рѣчь по этому предмету произнесъ предсѣдатель тамбовскаго земскаго собранія, мѣстный предводитель дворянства Петрово-Солавово. "Говорить въ настоящее время подробно о вредѣ розги,-- сказалъ онъ,-- совершенно излишне. Это все равно, что доказывать, что лѣтомъ тепло, а зимой холодно. Итакъ, я думаю, что земское собраніе безусловно согласится присоединить и свой голосъ къ тѣмъ многочисленнымъ голосамъ, которые въ настоящее время раздаются противъ тѣлеснаго наказанія. Въ моихъ рукахъ нѣсколько такихъ ходатайствъ отъ различныхъ уѣздныхъ земскихъ собраній. Въ качествѣ представителей уѣзда, мы, конечно, не можемъ ставить вопроса объ отмѣнѣ тѣлеснаго наказанія на общую почву. Въ такомъ случаѣ наше ходатайство было бы незаконнымъ. Но ничто не препятствуетъ намъ просить объ освобожденіи отъ тѣлеснаго наказанія лицъ, кончившихъ курсъ въ школахъ нашего Тамбовскаго уѣзда. Я не скрываю отъ себя, что подобное, такъ сказать, сепаративное законоположеніе для одного только Тамбовскаго уѣзда не можетъ состояться. Но не менѣе вѣрно и то, что какъ цѣлое равно суммѣ всѣхъ своихъ частей, такъ и Россійская имперія равняется суммѣ своихъ уѣздовъ. Если бы эти уѣзды,-- не скажу всѣ, но, по крайней мѣрѣ, большая часть ихъ,-- высказались бы, каждый въ виду мѣстныхъ нуждъ и только самъ за себя,-- въ пользу отмѣны тѣлеснаго наказанія,-- удовлетвореніе мѣстныхъ ходатайствъ, въ то же время, разрѣшило бы и общій вопросъ. А такія ходатайства въ настоящее время сыплются дождемъ. И я предлагаю тамбовскому уѣздному земскому собранію войти въ установленномъ порядкѣ съ ходатайствомъ къ высшему правительству объ освобожденіи отъ тѣлеснаго наказанія лицъ, окончившихъ курсъ въ земскихъ школахъ".-- Предложеніе предсѣдателя было принято собраніемъ безъ преній, единогласно.
   Интересное напоминаніе сдѣлано Церковнымъ Вѣстникомъ по поводу земскихъ и другихъ ходатайствъ объ отмѣнѣ тѣлеснаго наказанія. Извѣстно,-- говоритъ газета,-- что нынѣ дѣйствующій законъ для нѣкоторыхъ крестьянъ дѣлаетъ изъятія, а именно освобождаются отъ тѣлесныхъ наказаній, кромѣ получившихъ образованіе въ нѣкоторыхъ учебныхъ заведеніяхъ, всѣ отбывшіе воинскую повинность, гласные отъ крестьянъ и служащіе по выборамъ въ сельскихъ должностяхъ, достигшіе 70 лѣтъ, и всѣ женщины. Сверхъ того, въ льготный разрядъ освобожденныхъ отъ тѣлесныхъ наказаній попали крестьяне, лишенные по суду особенныхъ правъ и преимуществъ. Они, по разъясненію сената 18-го мая 1873 г., изъемлются изъ подсудности волостному суду, а слѣдовательно и отъ розогъ, такъ какъ никакой другой судъ къ нимъ не можетъ приговорить. Такимъ образомъ, для того, чтобъ избавиться отъ позорнаго наказанія, надо совершить преступленіе, подсудное общимъ судебнымъ установленіямъ, которыя своимъ приговоромъ дадутъ крестьянину преимущество передъ его неопороченнымъ по суду сочленомъ.
   При обсужденіи въ началѣ 60-хъ годовъ вопроса о тѣлесныхъ наказаніяхъ особенно горячо ратовали сторонники ихъ за сохраненіе розогъ для солдатъ, заявляя, что немыслимо поддержаніе дисциплины безъ тѣлеснаго наказанія. Военному министру Д. А. Милютину съ трудомъ удалось добиться отмѣны позорящаго наказанія, причемъ онъ высказывалъ, что именно отмѣна тѣлеснаго наказанія, возвысивъ нравственное достоинство солдатъ, должна укрѣпить военную дисциплину. Свыше тридцатилѣтній опытъ, какъ извѣстно, вполнѣ подтвердилъ эти предположенія. Говоря объ этомъ опытѣ, общепризнанный авторитетъ въ военномъ дѣлѣ генералъ Драгомировъ высказываетъ въ журналѣ Развѣдчикъ слѣдующее положеніе: "никто не сомнѣвается въ томъ, что въ ряду средствъ, которыя употребляются, чтобы заставить человѣка дѣлать лежащее на немъ дѣло, нѣтъ болѣе противнаго его нравственной природѣ, какъ тѣлесное наказаніе".
   Въ первомъ послѣ лѣтнихъ каникулъ общемъ собраніи императорскаго вольнаго экономическаго общества было единогласно постановлено ходатайствовать объ освобожденіи крестьянскаго сословія вообще отъ тѣлесныхъ наказаній. Послѣдній вопросъ возбужденъ былъ въ собраніи вслѣдствіе постановленія петербургскаго комитета грамотности ходатайствовать объ избавленіи отъ розогъ лицъ, окончившихъ народныя школы. Совѣтъ общества, разсматривая это постановленіе, добавилъ его ходатайствомъ болѣе общаго характера -- объ освобожденіи всего крестьянскаго сословія отъ позорнаго наказанія розгами. Собраніе, послѣ нѣсколькихъ горячихъ рѣчей И. Ф. Анненскаго, А. Н. Бекетова, президента общества графа Гейдена и другихъ, единодушно высказалось за ходатайство объ отмѣнѣ тѣлеснаго наказанія для всего крестьянскаго сословія.
   Дѣло объ уничтоженіи розогъ начинаетъ обсуждаться и на дворянскихъ собраніяхъ. Иниціатива принадлежитъ полтавскому губернскому собранію. Здѣсь, на послѣднемъ собраніи, были возбуждены два важныхъ вопроса -- о введеніи въ губерніи всеобщаго обязательнаго обученія и объ отмѣнѣ тѣлеснаго наказанія для лицъ, окончившихъ курсъ начальной школы. Съ предложеніемъ возбудить по обоимъ этимъ вопросамъ соотвѣтствующія ходатайства къ дворянскому собранію обратился бывшій полтавскій губернскій предводитель дворянства П. А. Устиновичъ. Указавъ въ своей рѣчи на важное значеніе и того и другого дѣла, г. Устиновичъ объяснилъ, что возбужденіе ходатайствъ по такимъ вопросамъ составляетъ "нравственный долгъ" дворянства, "какъ одного изъ культурныхъ сословій Россіи". При обсужденіи предложенія г. Устимовича возникли сомнѣнія о возможности по закону представленія дворянскими собраніями подобныхъ ходатайствъ. На законности ихъ настаивали многіе и, между прочимъ, губернскій предводитель дворянства С. Е. Бразоль, который прочелъ относящуюся сюда статью закона и затѣмъ поставилъ на баллотировку вопросъ: считаетъ ли собраніе возможнымъ признать за собой право на подобныя ходатайства? Отвѣтъ большинствомъ голосовъ былъ данъ отрицательный.
   Такой отвѣтъ полтавскаго дворянскаго собранія является результатомъ неправильнаго ограничительнаго пониманія имъ 163 статьи IX т. Свода Законовъ. Статья эта предоставляетъ дворянскимъ собраніямъ право ходатайствовать передъ высшимъ правительствомъ объ устраненіи неудобствъ, замѣчаемыхъ въ мѣстномъ управленіи, хотя бы они происходили и отъ общаго какого-либо постановленія. Въ полтавскомъ собраніи совершенно вѣрно указывалось, что существованіе тѣлесныхъ наказаній для крестьянскаго населенія порождаетъ въ сферѣ мѣстнаго управленія не только неудобства, но и массу зла и деморализаціи. А потому дворянство имѣетъ не только право, но и обязанность заявить объ этомъ правительству. Можно думать, что вопросъ этотъ возникнетъ и на другихъ дворянскихъ собраніяхъ, которыя выскажутся за ходатайство объ отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній и тѣмъ покажутъ полтавскому собранію, что оно совершенно неправильно подвергло себя самоограниченію какъ въ своемъ правѣ, такъ и въ своей обязанности.
   Тридцать лѣтъ прошло уже съ тѣхъ поръ, какъ земскія учрежденія призваны къ попеченію о пользахъ и нуждахъ мѣстнаго населенія. Эти тридцать лѣтъ наполнены непрерывнымъ и плодотворнымъ трудомъ: создана земская народная школа, земская медицина, земскіе пути сообщенія, земское страхованіе. Работаетъ усердно земство и надъ той великой областью народной жизни, которая продолжаетъ пребывать въ самомъ печальномъ положеніи,-- надъ областью экономической. Какъ при обсужденіи въ экстренныхъ земскихъ собраніяхъ извѣстной записки министра земледѣлія о выясненіи нуждъ сельско-хозяйственнаго промысла, такъ и при обсужденіи положенія народнаго хозяйства въ очередныхъ земскихъ собраніяхъ, собранія эти, въ громадномъ большинствѣ случаевъ, указываютъ, что при существующей земледѣльческой техникѣ малоземелье является главною причиной разстроеннаго состоянія крестьянскаго хозяйства. Вслѣдствіе прироста населенія, количество надѣльной земли, приходящейся на душу, съ каждымъ годомъ уменьшазтся. Вмѣстѣ съ тѣмъ падаетъ и производительность земли, плохо удобряемой по недостатку скота. Очевидно, мѣропріятія земства и правительства должны быть направлены какъ на усовершенствованіе земледѣльческой техники, такъ и на расширеніе площади крестьянскаго землевладѣнія. Но первое совершается всегда слишкомъ медленно и требуетъ, чтобъ у сельскаго населенія были средства для производства улучшеній. Гораздо скорѣе и рѣшительнѣе можно поправить экономическое положеніе народа вторымъ путемъ,-- путемъ увеличенія площади владѣемой ими земли. Съ этой цѣлью земскія собранія ходатайствуютъ передъ правительствомъ о такой организаціи переселенческаго дѣла, которая открыла бы малоземельнымъ крестьянамъ широкую возможность переселяться въ Сибирь, а равно и на свободныя казенныя земли Европейской Россіи. Работа въ этомъ дѣлѣ должна быть раздѣлена между правительствомъ и земствомъ. Земство, имѣя свѣдѣнія о количествѣ населенія и надѣльной земли въ каждомъ селеніи своей губерніи и сообразуясь съ мѣстными условіями и желаніемъ крестьянъ, дѣлаетъ предстг и. енія о цѣлесообразности выселенія такого или ипого процента домохозяевъ на отмежеванные и осмотрѣнные уже участки земли. Рядомъ съ широкой организаціей переселеній и заселенія казенныхъ земель въ Европейской Россіи, земства хлопочатъ также о возможно-широкомъ развитіи операціи крестьянскаго банка и о продажѣ крестьянамъ земель, остающихся за дворянскимъ банкомъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, самарское губернское земское собраніе приняло предложеніе экономической коммиссіи ходатайствовать передъ правительствомъ: 1) о предоставленіи всѣмъ бывшимъ помѣщичьимъ крестьянамъ, не получившимъ полнаго надѣла, какъ цѣлымъ обществамъ, такъ равно и группамъ ихъ, права пріобрѣтать казенныя земли посредствомъ выкупа до полнаго надѣла по числу наличныхъ душъ мужского пола, опредѣленнаго положеніемъ 19 февраля 1861 г., съ предоставленіемъ права выбора участковъ въ своемъ уѣздѣ и по цѣнамъ, которыя должны опредѣлиться путемъ капитализаціи арендной платы за послѣднія 10--15 лѣтъ, для какой цѣли всѣ участки, годные подъ поселенія, должны быть заблаговременно оцѣнены; 2) о предоставленіи уѣзднымъ земствамъ права снимать избранные ими казенные участки не съ торговъ и не по цѣнѣ послѣднихъ торговъ, а оставлять ихъ за собою на слѣдующіе сроки по цѣнамъ, которыя должны соотвѣтствовать сдаточнымъ цѣпамъ на сосѣдніе участки, повышаясь или понижаясь въ той же пропорціи, какъ повысились или понизились цѣны на послѣдніе, съ тѣмъ, чтобы расходы по завѣдыванію арендованными участками покрывались доходами съ нихъ и уѣздныя земства принимали на себя гарантію въ исправномъ платежѣ оброка и для этой цѣли вносили въ свои смѣты опредѣленныя суммы.
   Рядомъ съ ходатайствами передъ правительствомъ о мѣрахъ къ расширенію крестьянскаго землевладѣнія, земства удѣляютъ для той же цѣли посильныя доли и изъ своихъ скудныхъ средствъ. Такъ, полтавское уѣздное собраніе еще въ прошлую сессію отчислило капиталъ въ 3,000 руб., чтобы ссудами изъ него оказывать одновременно помощь и переселяющимся въ далекія окраины Россіи, и остающимся на мѣстѣ малоземельнымъ, желающимъ купить землю у переселяющихся, но не имѣющимъ на это средствъ. Благодаря наличности такого капитала, въ истекшемъ году было совершено десять сдѣлокъ купли-продажи земли безъ содѣйствія мѣстныхъ кулаковъ. Переселяющіеся не разорялись отъ продажи своего клочка земли, остающіеся на мѣстѣ получили возможность увеличивать свои слишкомъ малыя владѣнія и этимъ самымъ исправляли свое хозяйственное положеніе. Но въ виду того, что давать ссуды на покупку земли управа можетъ не меньше какъ на 2--3 года, то тѣхъ 3,000 руб., которыя ей были ассигнованы въ прошломъ году, окажется скоро недостаточно, и столь благое дѣло должно будетъ затормозиться, а потому управа въ настоящую сессію испросила себѣ для этой операціи еще 5,000 руб., на которыя земское собраніе изъявило свое согласіе.
   Изъ числа другихъ мѣръ, необходимыхъ для поднятія земледѣльческаго промысла, земства на первомъ планѣ выставляютъ: реформу податной системы въ направленіи соотвѣтствія налога доходу, организацію дешеваго и доступнаго сельскому населенію кредита, распространеніе и усовершенствованіе кустарныхъ промысловъ, распространеніе ремесленнаго и сельскохозяйственнаго образованія. Вмѣстѣ съ тѣмъ, земства обращаютъ вниманіе правительства на громадную задолженность крестьянства. Недоимки растутъ у сельскаго населенія съ каждымъ годомъ все больше и больше. А, между тѣмъ, система и размѣръ налоговъ остаются все тѣ же. Коммиссія, избранная воронежскимъ земствомъ, считаетъ настоятельно необходимымъ отсрочку всѣхъ накопившихся за крестьянами недоимокъ впредь до послѣднихъ лѣтъ выкупной операціи, а также и пониженіе выкупныхъ платежей.
   Кромѣ мѣръ спеціально экономическихъ, земства указываютъ и другіе,. косвенные способы къ поднятію народнаго хозяйства. Въ числѣ ихъ весьма существеннымъ признается установленіе непосредственныхъ и прямыхъ сношеніи органовъ земскаго самоуправленія съ министерствомъ земледѣлія. Наиболѣе простою формой такихъ непосредственныхъ сношеній было бы избраніе земскихъ представителей въ высшій сельско-хозяйственный совѣтъ.

И. Иванюковъ.

"Русская Мысль", кн.XII, 1895

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru