Иванюков Иван Иванович
Очерки провинциальной жизни

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Очерки провинціальной жизни.

   Недавно изданъ отчетъ попечителя кіевскаго учебнаго округа о состояніи дѣла народныхъ школъ въ трехъ юго-западныхъ губерніяхъ, не имѣющихъ земскихъ учрежденій, и въ двухъ земскихъ губерніяхъ, въ Черниговской и Полтавской. Отчетъ этотъ еще лишній разъ свидѣтельствуетъ, что земскія губерніи рѣшительно по всѣмъ пунктамъ побиваютъ дореформенныя въ такомъ важномъ дѣлѣ, какъ дѣло народнаго просвѣщенія. Въ то время, какъ въ трехъ губерніяхъ юго-западнаго края къ 1 января 1895 г. имѣлось всего лишь 793 народныхъ училища, въ Черниговской и Полтавской ихъ было 1,322; въ теченіе года общее число училищъ увеличилось въ юго-западномъ краѣ на 4, а въ двухъ земскихъ губерніяхъ -- на 23. Открывались здѣсь новыя училища по почину земствъ, сельскихъ обществъ и частныхъ лицъ. Въ губерніяхъ юго-западнаго края одно народное училище приходится на 11,417 жителей; въ Черниговской губерніи одно училище приходится на 3,449 жителей, въ Полтавской -- на 3,844. При этомъ обращаетъ на себя вниманіе также и то обстоятельство, что при числѣ школъ въ губерніяхъ юго-западнаго края чуть не вдвое меньшемъ, чѣмъ въ двухъ земскихъ губерніяхъ, и при менѣе удовлетворительномъ ихъ состояніи, израсходованная на содержаніе ихъ сумма не достигаетъ расхода земскихъ губерній лишь на 59 тысячъ рублей. Читатель согласится, что цифры эти весьма краснорѣчивы.
   Рядомъ съ этимъ отчетъ отмѣчаетъ еще одну важную сторону въ дѣлѣ народнаго просвѣщенія, а именно затрудненія, которыя встрѣчаетъ распространеніе народныхъ школъ со стороны епархіальнаго начальства. Отчетъ указываетъ, что нерѣдко все бываетъ готово къ устройству министерскаго училища, но епархіальное начальство не даетъ согласія на открытіе училища и дѣло это не осуществляется. Вмѣсто солидарной работы для умноженія количества школъ и улучшенія ихъ качества, вѣдомства спорятъ между собою, дѣлаютъ затрудненія и въ итогѣ -- школы нѣтъ. Совершенно справедливо замѣчаетъ Недѣля, что если, при наличныхъ условіяхъ, нельзя разсчитывать на полную солидарность въ учебномъ дѣлѣ свѣтскаго и духовнаго вѣдомствъ, то слѣдовало бы хотя установить здѣсь взаимное непрепятствованіе. Односторонніе защитники церковныхъ школъ,-- продолжаетъ газета,-- ввели, какъ извѣстно, въ обычай совершенно нежелательные полемическіе пріемы. Поддержкѣ земскихъ и другихъ, такъ называемыхъ, свѣтскихъ училищъ они часто стараются приписывать какіе-то противуцерковные мотивы, стремленіе ослабить религіозный характеръ обученія, вообще стараются набросить на своихъ противниковъ какую-то тѣнь неблагонадежности. Но подобныя утвержденія совершенно произвольны. Сторонники свѣтскихъ школъ, во всякомъ случаѣ, друзья народнаго образованія и въ разсчетъ ихъ не можетъ входить устраненіе церковной школы только изъ-за того, что она церковная. Они не могутъ не радоваться каждому добавочному средству народнаго образованія. Если въ сосѣдствѣ съ земскимъ или министерскимъ училищемъ устроится еще церковное,-- выгода, съ ихъ точки зрѣнія, представляется уже въ томъ, что, вмѣсто одного училища, будутъ два. Много ли, мало ли добавитъ пользы лишняя школа, но, во всякомъ случаѣ, добавитъ, а не убавитъ. Весь интересъ ихъ лишь въ томъ, чтобы ученье было дѣйствительнымъ, а не номинальнымъ, и шло возможно успѣшнѣе. Расположеніе къ свѣтской школѣ тутъ просто объясняется тѣмъ, что въ ней ученье у всѣхъ на виду, подвергается достаточному контролю, обставлено большими гарантіями и результаты его сказываются нагляднѣе. Какъ не стоять за то обученіе, дѣйствительность котораго внѣ всякихъ сомнѣній? Если рядомъ появится церковная школа, обладающая тѣми же качествами, то противъ нея едва ли скажетъ слово хотя бы одинъ сторонникъ свѣтскаго училища. Но, разумѣется, они говорятъ иначе, когда церковную школу предлагаютъ не вдобавокъ, а взамѣнъ земской или министерской, такъ какъ тутъ послѣдняя устраняется навѣрно, а что явится вмѣсто нея -- остается неяснымъ, проблематическимъ.
   Тому же предмету посвящаетъ въ послѣдней почтѣ статью Нижегородскій Листокъ. Указывая на фактъ весьма частыхъ сообщеній въ провинціальной прессѣ о существованіи антагонизма между земскими и церковно-приходскими школами, газета справедливо замѣчаетъ, что такой антагонизмъ не только тормазитъ дальнѣйшее развитіе школьнаго дѣла, но прямо вредитъ ему, калѣчитъ его. Земская школа,-- говоритъ газета,-- есть результатъ неусыпныхъ земскихъ трудовъ; она выработала цѣлую систему начальнаго образованія, внесла въ него бодрый духъ общественной иниціативы и можетъ служить теперь образцомъ для младшей сестры своей -- церковно-приходской школы. Послѣдней, чтобы стоять на высотѣ своихъ задачъ, волей-неволей приходится идти на выучку и заимствовать изъ опыта земскихъ школъ все необходимое для правильной постановки своего дѣла. И въ нѣкоторыхъ губерніяхъ, дѣйствительно, имѣютъ мѣсто подобнаго рода отношенія церковно-приходской школы къ земской. Такъ, недавно сообщалось въ самарскихъ газетахъ, что мѣстное епархіальное начальство организовало курсы для вольно-наемныхъ учителей церковно-приходскихъ школъ и пригласило для руководства ими учителей городскихъ и земскихъ школъ. Это доказываетъ, что учрежденіе, стоящее во главѣ духовныхъ школъ, ясно сознаетъ всѣ преимущества земской школы и беретъ ее себѣ за образецъ. Однако, этого сознанія, и то лишь въ области практики педагогическихъ пріемовъ, конечно, далеко не достаточно. Церковно-приходскія школы ставятъ себѣ слишкомъ исключительныя задачи и выполняютъ ихъ при помощи также слишкомъ исключительной программы. Общеобразовательныя цѣли не привлекаютъ вниманія этихъ школъ, и идеаломъ ихъ является обученіе учащихся псалтыри.
   Какъ въ дѣлѣ народнаго просвѣщенія земскія губерніи оставили далеко позади себя губерніи не-земскія, такъ равно онѣ опередили вторыя и въ другихъ сферахъ мѣстныхъ нуждъ: въ организаціи медицинской помощи населенію, въ распространеніи среди крестьянства агрономическихъ знаній, въ устройствѣ страхового дѣла, въ организаціи общественнаго призрѣнія. Какъ благотворно отразилось у насъ начало самоуправленія на ходѣ общественныхъ дѣлъ, объ этомъ, между прочимъ, наглядно свидѣтельствуетъ изданная недавно коммиссіей по пересмотру законовъ объ общественномъ призрѣніи брошюра, содержащая въ себѣ данныя о состояніи общественнаго призрѣнія въ Россіи. Данныя касаются 28 земскихъ губерній и 16 губерній, не имѣющихъ земскихъ учрежденій. Въ дореформенное время,-- читаемъ въ брошюрѣ,-- на одну губернію приходилось 9,5 больницъ, а одинъ домъ умалишенныхъ существовалъ почти на полторы губерніи. Какъ ни ничтожно было число этихъ учрежденій, тѣмъ не менѣе, оно еще уменьшилось въ 16 не-земскихъ губерніяхъ. Въ нихъ въ девяностыхъ годахъ на губернію приходится только около 7,4 больницъ, одинъ домъ умалишенныхъ оказывается учрежденнымъ чуть не на двѣ губерніи. Затѣмъ богадѣленъ и инвалидныхъ домовъ въ шестидесятыхъ годахъ числилось на губернію въ среднемъ по 2, теперь же въ не-земскихъ губерніяхъ на каждую изъ нихъ приходится 1,86 такихъ заведеній. Одинъ сиротскій или воспитательный домъ приходился въ дореформенное время на 1,2 губ., теперь же приказы общественнаго призрѣнія имѣютъ одно такое учрежденіе на 2,5 губерніи. Очевидное изъ этихъ данныхъ уменьшеніе числа благотворительныхъ учрежденій въ не-земскихъ губерніяхъ служитъ, по совершенно справедливому утвержденію брошюры, "самымъ яснымъ и опредѣленнымъ указаніемъ на полную несостоятельность веденія этого дѣла безъ участія въ немъ общественныхъ силъ", а лишь при посредствѣ однихъ чиновниковъ приказовъ общественнаго призрѣнія. Какъ велико значеніе самоуправленія въ дѣлѣ общественнаго призрѣнія, видно, между прочимъ, изъ того, что въ земскихъ губерніяхъ число больницъ за послѣднія 30 лѣтъ почти утроилось и возросло въ среднемъ до 26,6 на губернію. Домъ умалишенныхъ приходится уже не на полторы губерніи, а почти каждая имѣетъ два такихъ заведенія. Число богадѣленъ и инвалидныхъ домовъ увеличилось почти въ 5 разъ: вмѣсто двухъ богадѣленъ на одну губернію, теперь ихъ насчитываютъ до 9,8. Сиротскихъ и воспитательныхъ домовъ приходится по 2 на губернію, тогда какъ въ дореформенное время одинъ такой домъ существовалъ на 1,2 губернію. Кромѣ того, земскія и городскія учрежденія оживили дѣятельность населенія и общими силами установили цѣлый рядъ новыхъ видовъ благотворительной помощи и учредили новыя заведенія для призрѣнія бѣдныхъ. Установивъ тотъ фактъ, что въ не-земскихъ губерніяхъ слабо развита городская и частная благотворительность, тогда какъ въ земскихъ она сдѣлала большіе успѣхи, брошюра выясняетъ, что это обстоятельство находится въ тѣсной связи съ тѣмъ общимъ повышеніемъ во всемъ населеніи общественной самодѣятельности, которое является прямымъ слѣдствіемъ земскаго самоуправленія. Повысивъ въ населеніи интересъ къ общественнымъ дѣламъ и живымъ примѣромъ подтвердивъ важность участія въ нихъ общественныхъ силъ, земское самоуправленіе однимъ фактомъ своего существованія вызвало населеніе къ самодѣятельности и къ иниціативѣ въ дѣлахъ, по привычкѣ считавшихся въ не-земскихъ губерніяхъ "предметомъ вѣдѣнія" приказовъ и другихъ казенныхъ учрежденій.
   Много усилій затрачиваетъ земство также на дѣло поднятія экономическаго состоянія крестьянства. Но здѣсь, какъ мы уже не разъ указывали, результаты далеко не соотвѣтствуютъ усиліямъ. Обозрѣвая въ ноябрьской книжкѣ за прошлый годъ двадцати пятилѣтнюю дѣятельность полтавскаго земства, мы видѣли, какихъ большихъ результатовъ достигло это земство въ области народнаго образованія, въ дѣлѣ медицинской организаціи, въ устройствѣ путей сообщенія и въ страховомъ дѣлѣ. Здѣсь въ четверть вѣка полтавское земство съумѣло сдѣлать то, чего не дали мѣстному населенію цѣлыя столѣтія. И, рядомъ съ этимъ, какъ печальны результаты работы того же земства въ области экономической! А, между тѣмъ, какъ читатель видѣлъ, на борьбу съ экономическими недугами, на заботы объ обезпеченіи народнаго продовольствія, на развитіе матеріальнаго благосостоянія населенія полтавскимъ земствомъ затрачено еще больше усилій, чѣмъ на перечисленныя выше области народнаго благоустройства. Ни въ одной сферѣ своей дѣятельности полтавское земство по возбуждало и не обсуждало столько вопросовъ, не предпринимало такого значительнаго количества мѣропріятій, какъ въ сферѣ экономической. Цѣлая система мѣръ была выработана земствомъ для улучшенія экономическаго положенія населенія. Отправляясь отъ точнаго знанія быта и нуждъ населенія, земская мысль работала: надъ улучшеніемъ организаціи продовольственнаго дѣла, надъ устройствомъ мелкаго сельскаго кредита, надъ учрежденіемъ банка, облегчающаго малоземельнымъ крестьянамъ пріобрѣтеніе земли, надъ устраненіемъ цѣлой кучи посредниковъ въ торговлѣ, хлѣбомъ, надъ упорядоченіемъ провоза хлѣба по желѣзнымъ дорогамъ, надъ усовершенствованіемъ ремесленной и кустарной промышленностей путемъ устройства профессіональныхъ школъ, надъ упорядоченіемъ массоваго движенія рабочихъ на заработки въ южныя и юго-восточныя губерніи, надъ поднятіемъ интензивности земледѣльческаго труда путемъ устройства опытныхъ полей, складовъ земледѣльческихъ орудій и машинъ, надъ устраненіемъ законодательныхъ мѣръ, препятствующихъ развитію табаководства, надъ мѣрами къ развитію лѣсонасажденій, имѣющихъ огромное значеніе въ экономическомъ и климатическомъ отношеніяхъ въ такой безлѣсной губерніи, какъ Полтавская, надъ мѣрами къ развитію мѣстнаго скотоводства, коневодства, овцеводства и еще надъ многими другими задачами. Такъ многообразна была экономическая дѣятельность полтавскаго земства. И вотъ эта многообразная, устойчивая и, надо сказать, умѣлая работа земства, все-таки, не достигла того, чтобы улучшить экономическое положеніе мѣстнаго сельскаго населенія. Результаты, полученные здѣсь земствомъ, не стоятъ въ соотвѣтствіи съ затраченными имъ усиліями. И это признало само земство еще до наступленія даже "голодныхъ годовъ". "Несмотря на многочисленныя мѣропріятія въ экономической области,-- говорится въ одномъ изъ докладовъ губернской управы,-- Полтавская губернія сдѣлала мало успѣховъ, а въ нѣкоторыхъ отрасляхъ промышленности даже значительно пошла назадъ. Въ земледѣліи, за самыми немногими исключеніями, господствуетъ и теперь, какъ и прежде, безсистемное хозяйство, совершенно источающее землю, и практикуются первобытные способы обработки полей. Сельско-хозяйственная промышленность, говоря вообще, не только не поднялась въ теченіе этого времени, но во многихъ случаяхъ даже упала. Скотоводство и коневодство также падаютъ и давно уже потеряли свое прежнее значеніе. Табаководство, въ нѣкоторыхъ уѣздахъ въ прежнее время очень распространенное и дававшее значительные доходы, теперь находится въ высшей степени упадка и во многихъ мѣстахъ даже совершенно прекратилось. Городскіе и сельскіе ремесленные промыслы, а также кустарная промышленность скорѣе обнаруживаютъ понятное движеніе, чѣмъ прогрессъ; изслѣдованіе кустарныхъ промысловъ показало, что экономическое положеніе мѣстныхъ кустарей стоитъ даже ниже, чѣмъ у земледѣльческой части населенія. Изслѣдованіями констатировано также, что почти во всѣхъ отрасляхъ кустарнаго промысла замѣчается упадокъ техники и уменьшеніе заработковъ сравнительно съ недавнимъ прошлымъ. А, между тѣмъ, взамѣнъ упавшихъ или исчезнувшихъ отраслей мѣстной промышленности на смѣну имъ новыхъ почти не появилось".
   Главная причина такого печальнаго экономическаго положенія населенія въ Полтавской губерніи, какъ и во многихъ другихъ, заключается въ малоземельѣ крестьянъ. Земство не имѣетъ средствъ устранить эту коренную причину, а неустраненіе коренной причины парализуетъ въ значительной степени всѣ усилія, всѣ многообразныя мѣропріятія земства къ поднятію матеріальнаго благосостоянія населенія. Одной изъ важныхъ заботъ земства является повышеніе производительности почвы, усовершенствованіе земледѣльческой культуры; но огромное большинство крестьянъ не имѣетъ средствъ для улучшенія своего сельскаго хозяйства, имъ "нечѣмъ взяться", и вотъ, въ результатѣ своей неустанной работы на пользу населенія, земство должно признать, что результаты его экономической дѣятельности незначительны, что въ земледѣліи, за самыми немногими исключеніями, господствуетъ и теперь, какъ прежде, примитивное, истощающее землю хозяйство.
   Достаточное по мѣстнымъ условіямъ количество земли въ крестьянскомъ хозяйствѣ является, разумѣется, однимъ изъ важнѣйшихъ элементовъ для образованія въ крестьянскихъ рукахъ средствъ къ улучшенію земледѣльческаго промысла. Но столь же понятно, что одна достаточность землевладѣнія не гарантируетъ еще возможности сельско-хозяйственнаго прогресса. Не будетъ двигаться впередъ сельское хозяйство народа, если податная система беретъ у крестьянской массы значительную часть ея дохода; не будетъ двигаться сельско-хозяйственный промыселъ или будетъ двигаться очень медленно, если не будетъ организовано въ достаточныхъ размѣрахъ распространеніе въ народѣ сельско-хозяйственныхъ знаній. Вотъ именно всѣ эти условія и имѣются въ настоящее время у насъ налицо. Вслѣдствіе этого даже въ губерніяхъ съ достаточнымъ размѣромъ крестьянскаго землевладѣнія сельское хозяйство пребываетъ въ примитивномъ состояніи, почва истощается и экономическое положеніе населенія не представляется обезпеченнымъ.
   Все болѣе и болѣе распространяется сознаніе, что причины разстроеннаго состоянія крестьянскаго хозяйства коренятся не въ случайныхъ или временныхъ факторахъ, каковыми являются неурожаи, низкія цѣны на хлѣбъ и т. п., а въ постоянныхъ условіяхъ, въ которыхъ находится отечественное земледѣліе. Такое чрезвычайное бѣдствіе, какъ неурожай 1891 года, только усилило тяжесть положенія въ пораженныхъ имъ мѣстностяхъ по не создавало ничего по существу новаго, чего бы не замѣчалось въ сосѣднихъ губерніяхъ, незатронутыхъ имъ.
   Не имѣя возможности, по недостатку средствъ, производить земледѣльческія улучшенія, требуемыя возростающею потребностью въ пищѣ, крестьянское населеніе испытываетъ повсемѣстно тяготу отъ земельной тѣсноты. Земельная тѣснота давитъ населеніе даже въ такихъ губерніяхъ, какъ Херсонская. Не такъ еще давно,-- читаемъ въ Одесскомъ Листкѣ,-- херсонскія степи славились своимъ привольемъ и просторомъ. Густая трава, въ ростъ человѣка, покрывала обширныя новороссійскія степи, и въ ней свободно скрывались табуны дикихъ лошадей. Но все это миновало, и миновало безвозвратно. Заселеніе края шло быстрыми шагами, а съ нимъ вмѣстѣ все болѣе сокращалась свободная, не занятая земельная площадь. Еще сильнѣе дѣйствовали въ томъ же направленіи измѣненія въ условіяхъ владѣнія и пользованія землею. Уже до освобожденія крестьянъ размѣры крестьянскаго землевладѣнія далеко не соотвѣтствовали ихъ потребностямъ. Крестьянское населеніе Херсонской губерніи передъ реформой дѣлилось на слѣдующіе три разряда: южные военные поселяне, государственные крестьяне и помѣщичьи крестьяне. Въ среднемъ на 1 душу обоего пола приходилось земли: въ группѣ южныхъ военныхъ поселянъ 4 дес., помѣщичьихъ крестьянъ 2 дес., государственныхъ крестьянъ 4,8 дес. Слѣдовательно, передъ реформой въ распоряженіи крестьянъ, принадлежавшихъ казнѣ и составлявшихъ 53,7 проц. крестьянскаго населенія, находилось 71,2 проц. крестьянской земли, т.-е. почти три четверти всѣхъ земель, бывшихъ въ пользованіи крестьянъ, такъ какъ у крестьянъ помѣщичьихъ, составлявшихъ 46,3 проц. крестьянскаго населенія, было только 28,8 проц., т.-е. немногимъ болѣе четверти этихъ земель.
   Такимъ образомъ, уже до освобожденія далеко не всѣ группы крестьянскаго населенія пользовались тогдашнимъ земельнымъ просторомъ. Для бывшихъ помѣщичьихъ крестьянъ этотъ просторъ оказывался недоступнымъ. Правда, общее количество свободныхъ земель было весьма значительно, но крестьяне, по условіямъ крѣпостного права, не могли имъ воспользоваться. Крестьянская реформа и значительный приростъ крестьянскаго населенія за послѣднія тридцать лѣтъ еще болѣе сократили размѣры крестьянскаго землевладѣнія. Хотя нормы, установленныя крестьянскою реформой для надѣленія землею, должны были выражать то среднее количество земли, которымъ крестьяне пользовались до 1861 года, но цѣлый рядъ ограниченій и изъятій изъ этого правила привелъ къ тому, что размѣры крестьянскаго землевладѣнія значительно сократились. Если сравнить составъ населенія и размѣры землевладѣнія по группамъ крестьянъ во время ревизіи 1858 г. и черезъ тридцать лѣтъ, то станетъ очевиднымъ, въ какой огромной степени увеличилась земельная тѣснота крестьянскаго населенія. Такъ, для группы южныхъ военныхъ поселянъ надѣленность двора и наличность души сократилась почти вдвое. У государственныхъ крестьянъ величина надѣла на наличную душу уменьшилась болѣе, чѣмъ вдвое. У помѣщичьихъ крестьянъ, рядомъ съ возросшимъ населеніемъ на 30%%, землевладѣніе уменьшилось на 52%%. За 30 лѣтъ, со времени послѣдней ревизіи въ 1858 г., крестьянское населеніе въ Херсонской губерніи увеличилось съ 692,104 душъ до 1.123,436; землевладѣніе же его, вмѣсто 2.205,501 дес. въ 1858 г., составляло 30 лѣтъ спустя 2.012,511 дес. Уже одинъ этотъ фактъ,-- справедливо замѣчаетъ газета,-- рисуетъ въ самомъ яркомъ видѣ современную земельную тѣсноту крестьянскаго населенія Херсонской губерніи. Но не слѣдуетъ упускать изъ вида все увеличивавшейся колонизаціи края иноземными пришельцами, возростанія нѣмецкаго землевладѣнія въ губерніи, которыя еще болѣе оттѣняютъ разсматриваемое явленіе. Конечно, въ губерніи существуетъ также большое количество частновладѣльческихъ земель, но онѣ или обрабатываются средствами самихъ владѣльцевъ, или отдаются въ аренду нерѣдко на весьма тяжелыхъ условіяхъ, распредѣлены далеко неравномѣрно по губерніи и часто нисколько несообразно съ нуждою крестьянъ въ землѣ.
   Недавно сотрудникъ Одесскаго Листка, H. Е. Борисовъ, писалъ изъ Александрійскаго уѣзда, что жажда переселеній охватила здѣсь буквально весь народъ. "Тѣсно жить въ Александрійскомъ уѣздѣ!" -- восклицаетъ г. Борисовъ. Такія же сообщенія получаются и изъ другихъ уѣздовъ. Вездѣ крестьянское землевладѣніе сильно сократилось. Такъ, въ Александрійскомъ уѣздѣ за 30 лѣтъ, со времени X ревизіи, крестьянское населеніе увеличилось на 50 проц., землевладѣніе крестьянъ уменьшилось на 15,6 проц.; въ Елизаветградскомъ уѣздѣ населеніе возросло на 70 проц., землевладѣніе уменьшилось на 6,5 проц.; въ Ананьевскомъ населеніе увеличилось на 54,2 проц., землевладѣніе сохранилось на 20,8 проц.; въ Тираспольскомъ населеніе увеличилось на 56 проц., землевладѣніе уменьшилось на 20 проц.; въ Одесскомъ населеніе возросло на 45,5 проц., землевладѣніе сократилось на 14,6 проц.; въ Херсонскомъ уѣздѣ населеніе увеличилось на 81,6 проц., но землевладѣніе возросло только на 7,1 проц. Вообще, въ Херсонской губерніи крестьянское населеніе увеличилось за послѣднія 30 лѣтъ на 431,332 души или на 62%, землевладѣніе же сократилось на 192,989 дес. или на 8,8 проц. И такъ, повсюду, во всей губерніи, стало тѣсно. Народу прибавилось много -- земли сильно убавилось. Не мудрено,-- замѣчаетъ газета,-- что земледѣльцы стремятся "въ Сибирь!", "въ Тоболь!", "на Амуръ!" въ надеждѣ найти тамъ много земли и другія хозяйственныя удобства.
   Одинъ изъ важныхъ факторовъ къ поднятію матеріальнаго благосостоянія народа заключается въ распространеніи образованія. Въ этой области, какъ уже сказано, земствомъ сдѣлано много, особенно если принять во вниманіе его скудные бюджеты. Провинціальныя газеты время отъ времени подводятъ итоги дѣятельности по народному образованію то того, то другого земства. Въ послѣдней почтѣ мы нашли такой итогъ для вятскаго земства, напечатанный въ Волжскомъ Вѣстникѣ. Статья, озаглавленная Что сдѣлало вятское земство въ области народнаго образованія за послѣднее трехлѣтіе, свидѣтельствуетъ о разносторонней и энергичной дѣятельности этого почти исключительно крестьянскаго земства. До 1891 года вятское губернское земство ассигновало на содержаніе учебныхъ и другихъ воспитательнаго характера заведеній до 47,000 р.; но съ 1892 г. дѣятельность губернскаго земства по народному образованію еще болѣе расширилась. Въ этомъ году принятъ былъ докладъ губернской управы о распространеніи въ народѣ полезныхъ знаній путемъ безплатной раздачи книгъ; для веденія этого дѣла въ первый годъ было ассигновано земствомъ 4,000 руб. Возбужденное земствомъ ходатайство о разрѣшеніи намѣченной мѣры было удовлетворено и въ первый же годъ пріобрѣтено 27,050 экземпляровъ книгъ для распространенія среди учащихся въ земскихъ школахъ. Въ послѣдующіе годы только половина ассигнуемыхъ ежегодно 4,000 р. пришлась на пріобрѣтеніе и раздачу книгъ учащимся, а остальныя средства употреблялись на пріобрѣтеніе книгъ для взрослаго населенія. На такихъ основаніяхъ дѣло ведется до настоящаго времени. Кромѣ этого, въ минувшемъ году вятское земство ассигновало 50,000 руб. на учрежденіе особаго фонда, проценты съ котораго предназначены на покупку духовнонравственныхъ и практически-полезныхъ книгъ, для безплатной раздачи ихъ населенію Вятской губерніи. Въ томъ же 1892 году, когда впервые были ассигнованы средства на безплатную раздачу книгъ, вятское губернское земство внесло въ смѣту 5,000 р. на устройство при народныхъ школахъ воскресно-повторительныхъ курсовъ. Курсы эти были учреждены какъ съ цѣлью поддерживать грамотность въ бывшихъ воспитанникахъ школъ, такъ и съ цѣлью продолжать обученіе тѣхъ лицъ, которыя по домашнимъ обстоятельствамъ не могли окончить школьнаго курса. Земскія ассигновки на курсы въ томъ же размѣрѣ продолжались и въ послѣдующіе годы. Въ 1893--1894 учебномъ году учебно-повторительныя занятія велись при 96 школахъ и посѣщались 2,234 учениками и ученицами. Въ слѣдующемъ 1893 году вятское губернское земство ассигновало 2,000 р. на изданіе Вятской газеты сельско-хозяйственной и кустарно-промыгиленной. Эта газета разсыпается безплатно во всѣ сельскія общества, волостныя правленія, земскимъ гласнымъ, школамъ и многимъ другимъ лицамъ и учрежденіямъ. Всего разсыпается безплатно до 5,000 экземпляровъ. Изданіе это даетъ крестьянамъ періодически вполнѣ доступный ихъ пониманію матеріалъ по многимъ отраслямъ жизни. Въ 1893 году въ вятскомъ земствѣ былъ возбужденъ вопросъ объ устройствѣ при всѣхъ школахъ Вятской губерніи народныхъ чтеній съ туманными картинами. Вслѣдствіе порученія губернскаго собранія, управой былъ представленъ на утвержденіе министерства народнаго просвѣщенія проектъ организаціи подобныхъ чтеній; но, не выжидая особыхъ разрѣшеній, губернская управа выхлопотала разрѣшеніе открыть чтеніе въ г. Вяткѣ и Слободскомъ. Успѣхъ превзошелъ всѣ ожиданія -- помѣщенія не могли вмѣстить всѣхъ желающихъ, въ виду чего губернское собраніе ассигновало въ прошломъ году 5,000 р. на организацію чтеній по всѣмъ уѣзднымъ городамъ и при всѣхъ школахъ губерніи. Раньше этого былъ принятъ докладъ объ учрежденіи въ г. Вяткѣ при земской управѣ книжнаго склада для выписки школьныхъ учебниковъ и продажи населенію книгъ и картинъ. На обороты этого склада земствомъ ассигнованъ капиталъ въ 15,000 р. Складъ открытъ въ маѣ мѣсяцѣ прошлаго года и по 1 октября успѣлъ продать 23,945 экземпляровъ книгъ на 6,309 рублей. Послѣднее важное постановленіе вятскаго губернскаго земства въ цѣляхъ народнаго образованія, состоявшееся въ прошломъ году, касается устройства 3,000 маленькихъ библіотечекъ въ каждомъ сельскомъ обществѣ Вятской губерніи, на что ассигновано 15,000 рублей. Таковы данныя, опредѣляющія разностороннюю дѣятельность земства по развитію народнаго образованія въ вятскомъ краѣ.
   Рядомъ съ развитіемъ общаго образованія, вятское земство не менѣе энергично работаетъ для распространенія сельско-хозяйственныхъ и техническихъ знаній. Повсюду, въ самыхъ глухихъ уголкахъ, имъ устроены "доказательные участки" (на подобіе опытныхъ фермъ), число которыхъ, напримѣръ, достигло только по одному травосѣянію болѣе двухъ тысячъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ принятъ рядъ мѣръ для облегченія крестьянамъ пріобрѣтенія улучшенныхъ орудій, сѣмянъ, хорошихъ удобреній, многопольныхъ сѣвооборотовъ и т. п. Для воспособленія кустарной промышленности земствомъ учрежденъ кустарно-промышленный музей. Важное значеніе этого музея будетъ понятно для читателя, если онъ знаетъ, что въ Вятской губерніи кустарными промыслами занято до 160,000 человѣкъ при валовомъ годовомъ оборотѣ въ 16.000,000 рублей. Кустарно-промышленный музей, организованный по образцу лучшаго въ Россіи московскаго кустарнаго музея, открываетъ кустарямъ кредитъ, организуетъ сбытъ издѣлій и заботится объ усовершенствованіи техники производства. На обороты музея вятское земство отпустило 30 т. рублей. Благодаря его дѣятельности, кустари получили возможность покупать сырые матеріалы на 50% дешевле прежняго. Почти такой же размѣръ сбереженій достигается и при продажѣ ими своихъ издѣлій. Между тѣмъ, учрежденіе это вовсе не можетъ быть отнесено къ числу благотворительныхъ. Въ первый же годъ оно, за покрытіемъ всѣхъ издержекъ, дало около 1,000 р. чистаго дохода. При такихъ результатахъ земство нашло возможнымъ увеличить кредитъ музею до 50 тыс. рублей.
   Весьма важный починъ сдѣлало вятское земство также въ дѣлѣ уменьшенія для крестьянскаго населенія пожарныхъ убытковъ. Съ этою цѣлью оно выдаетъ крестьянамъ денежныя безпроцентныя ссуды на возведеніе каменныхъ построекъ и на устройство кирпичныхъ сараевъ. Мѣра эта, по словамъ Вятскаго Края, хотя существуетъ только второй годъ, оказала уже замѣтное вліяніе. Такъ, въ Яранскомъ уѣздѣ поступаетъ весьма много ходатайствъ о ссудѣ, и если въ другихъ уѣздахъ ихъ будетъ поступать столько же, то можно опасаться, что ассигнованнаго губернскимъ земскимъ собраніемъ кредита на этотъ предметъ окажется недостаточно для удовлетворенія всѣхъ такихъ ходатайствъ. Крестьяне, получившіе ссуду, обыкновенно немедленно приступаютъ къ кладкѣ домовъ или къ выдѣлкѣ кирпича. Вслѣдствіе этого оказался большой спросъ на рабочихъ-каменщиковъ и кирпичниковъ. Этими промыслами въ Яранскомъ уѣздѣ занимаются по преимуществу "шанчурята", т.-е. малоземельные помѣщичьи крестьяне волостей, расположенныхъ вокругъ гор. Царевосанчурска. Въ прежніе годы они для этихъ промысловъ уходили въ дальній отходъ -- за предѣлы своего уѣзда, въ губерніи: Костромскую, Нижегородскую, Казанскую, Уфимскую, Пермскую и за Уралъ -- въ Сибирь. Теперь же не мало ихъ расходится уже по лѣснымъ починкамъ своего уѣзда. Въ будущемъ можно надѣяться, что если губернское земство увеличитъ кредитъ, то "шанчурята" за предѣлы своего уѣзда перестанутъ уходить, такъ какъ работать у крестьянъ въ починкахъ для нихъ выгоднѣе, чѣмъ у какихъ-либо крупныхъ подрядчиковъ на большихъ кирпичныхъ заводахъ, гдѣ и пища, и помѣщеніе для нихъ хуже и гдѣ ихъ нерѣдко притѣсняютъ. Здѣсь совсѣмъ не то: они чувствуютъ себя равными хозяевамъ, у которыхъ работаютъ. Съ ними они живутъ одною жизнью: вмѣстѣ съ ними пьютъ, ѣдятъ, и въ тѣхъ же помѣщеніяхъ ночуютъ. Заработокъ ихъ также повышается. Такъ, раньше, до ссудъ, имъ платили сдѣльной платы на 10--20 коп. менѣе съ каждой тысячи выработаннаго кирпича; можно надѣяться, что съ развитіемъ каменныхъ построекъ сдѣльная плата имъ еще увеличится. Мало этого, вмѣстѣ съ ними и сами жители лѣсныхъ починковъ научатся дѣлать и обжигать кирпичъ.
   Какимъ чрезвычайнымъ контрастомъ повѣетъ на насъ, когда отъ этой плодотворной и энергичной земской дѣятельности мы перейдемъ къ безобразіямъ нижегородской ярмарки, являющимся слѣдствіемъ полнаго безучастія къ народной массѣ со стороны ярмарочнаго купеческаго комитета. Безобразія эти ярко нарисованы талантливою кистью нижегородскаго корреспондента Русскихъ Вѣдомостей. Въ исходѣ Нижегородской улицы,-- разсказываетъ корреспондентъ,-- гдѣ кончается ярмарочная территорія, переходя въ болота и пески волжскаго берега, расположены рядомъ двѣ площади. Одна называется Старой, другая -- Новой Самокатской. На одной находятся балаганы, на другой нѣсколько деревянныхъ зданій, сколоченныхъ кое-какъ и кое изъ чего. Вотъ это и есть "самокаты". Года три назадъ здѣсь существовали карусели, отъ которыхъ и самая площадь получила названіе "самокатской". Уплативъ 5 коп. въ кассѣ у входа, вы подымались по лѣстницѣ въ верхнее помѣщеніе, гдѣ, кромѣ эстрады (для хора) и столиковъ, покрытыхъ залитыми и грязными скатертями, находился въ полу подвижной кругъ съ каруселью. Гдѣ-то внизу, въ подвальномъ этажѣ этого зданія, два или три дюжихъ золоторотца вращали съ утра до ночи вертикальный валъ,-- отъ этого наверху кругъ вертѣлся, а въ колясочкахъ карусели сидѣла простодушная, полупьяная публика, состоявшая изъ женщинъ легкаго поведенія, подвыпившихъ чернорабочихъ и прикащиковъ низшаго разряда, получая отъ того свое незатѣйливое удовольствіе. Нижнее помѣщеніе "самокатовъ" представляло собою корридоры съ клѣтушками по бокамъ. По сравненію съ этими "номерами" даже верхняя зала "самоката" представлялась чѣмъ-то аристократическимъ. Здѣсь можно было видѣть, если вы рѣшались зайти сюда, двухъ потныхъ залоторотцевъ, тупо вращавшихъ воротъ самоката, а кругомъ въ отчаянномъ обнаженіи совершалось нѣчто не подлежащее описанію, подъ визгъ гармоніи, подъ пьяную пѣсню, подъ вопли пьяной драки, подъ глухой гулъ доносящагося сверху оркестра. Теперь карусели на самокатахъ уничтожены, но все остальное измѣнилось, все-таки, мало. Такія же клѣтушки, тотъ же голый разгулъ, тѣ же осипшіе хоры, тѣ же номера, тѣ же бани вокругъ площади, съ водой, проведенной изъ стоячихъ болотъ. Наконецъ, тѣ же дѣтскія лица, блѣдныя и испитыя, среди этой оргіи пьянства и разврата. Да,-- пишетъ корреспондентъ,-- очень туго поддается прогрессу ярмарка вообще, а эта ея сторона въ особенности. Многіе помнятъ "приказы" главноуправляющаго ярмаркой въ концѣ восьмидесятыхъ годовъ, сочувственно встрѣченные всею прессой,-- приказы, воспрещавшіе участіе въ хорахъ дѣтей. И, однако, тогда же пришлось констатировать, что дѣти пѣли и плясали на самокатахъ послѣ приказовъ, какъ и до ихъ изданія. "Впрочемъ, сказать правду,-- замѣчаетъ авторъ корреспонденціи,-- и въ освѣщенныхъ залахъ въ какомъ-нибудь Тулонѣ или у Омона сущность дѣла остается та же, слегка только прикрытая иною одеждой и нѣкоторымъ лоскомъ. Ярмарочные хроникеры подробно описывали, какъ одинъ купецъ кинулъ 600 рублей въ крюшонъ, чтобы онъ стоилъ ровно тысячу, а другой далъ вексель на двѣ тысячи двумъ пѣвицамъ за то, чтобы выкупать ихъ въ отдѣльномъ кабинетѣ въ шампанскомъ. Дѣвушки, несмотря на соблазнительную сумму, все упирались, и когда, несмотря на это, принесли лохапь изъ-подъ стерлядей, долженствовавшую играть роль ванны, то уже наступило время запирать заведеніе, и купанье въ лохани не состоялось. Посмотрите на эти "пляски животовъ", этотъ капканъ на эстрадахъ лучшихъ гостиницъ, послушайте необыкновенныя пошлости, раздающіяся съ этихъ эстрадъ, прочитайте хотя бы въ мѣстныхъ газетахъ, что творится порой въ "отдѣльныхъ кабинетахъ", и вы, пожалуй, простите самокатамъ ихъ простодушную откровенность. Не такъ давно мнѣ пришлось прочитать въ газетѣ Волгарь очень мѣткое и совершенно правильное замѣчаніе. Говоря о народныхъ увеселеніяхъ на Старой и Новой Самокатской площадяхъ, газета отмѣчаетъ въ нихъ одну черту: самокатскій увеселитель, раздражая, какъ и другіе его собратіи, чувственные и животные инстинкты, старается, въ то же время, затронуть любопытство и любознательность своихъ наивныхъ посѣтителей, удовлетворяя ихъ то панорамой, то звѣринцемъ, то якобы "анатоміей". Все это аляповато и грубо, но "самая попытка свидѣтельствуетъ о живыхъ и свѣжихъ, непосредственныхъ вкусахъ этой толпы". Отсюда, разумѣется, слѣдуетъ и прямой выводъ: "поставьте народныя развлеченія на болѣе разумную почву, дайте имъ образовательное, безъ морали и педанства направленіе",-- чтобъ они не потеряли характера отдыха и развлеченія,-- и, конечно, вы не узнаете этой толпы и самокаты преобразятся гораздо успѣшнѣе, чѣмъ это могутъ сдѣлать всевозможные "приказы". И даже удивительно, что до сихъ поръ никто еще не пытался сдѣлать хоть что-нибудь въ этомъ направленіи. Асфальтъ и электричество, театры и французскія пѣвицы... А для толпы -- только готовое мѣсто для свальнаго разврата, только дешевый кабакъ и дозволеніе привозить сколько угодно звѣринцевъ и сколько угодно падшихъ женщинъ... Неужели и предстоящая выставка застанетъ такое же положеніе этого дѣла?"
   Отъ безобразій "всероссійскаго торжища", отъ безучастнаго въ полномъ смыслѣ слова отношенія ярмарочнаго комитета къ народной массѣ отдохнемъ снова душою на внимательной къ народнымъ интересамъ земской дѣятельности. Здѣсь на первый планъ выступаетъ возбужденный многими уѣздными и губернскими земствами вопросъ первоначальной важности,-- вопросъ о всеобщемъ обученіи. Давно земство думало объ этомъ великомъ дѣлѣ, давно и неоднократно ходатайствовало о немъ, но, наконецъ, къ тридцатилѣтію своего существованія, оно рѣшилось поставить его на очередь и добиваться настойчиво его разрѣшенія. Вотъ извѣстный намъ перечень земствъ, приступившихъ уже къ статистическимъ изслѣдованіямъ, требуемымъ этимъ огромнымъ дѣломъ, или окончившихъ ихъ: тверское, зубцовское, бѣжецкое, кашинское, весьегонское, московское, крестецкое, курское, старооскольское, ярославское, полтавское, саратовское, самарское, буинское, балахнипское, орловское, казанское, олонецкое. Что касается остальныхъ земствъ, то почти всѣ они съ замѣчательнымъ единодушіемъ высказались за неотложность всеобщаго обученія и, несомнѣнно, на ближайшихъ земскихъ собраніяхъ сдѣлаютъ постановленія о собираніи матеріаловъ для выработки плана сѣти школъ, требуемаго всеобщимъ обученіемъ. Такой планъ, выработанный для всѣхъ земствъ, выяснитъ, какую часть расходовъ на народное образованіе въ силахъ принять на себя земство и какую часть должно принять на себя государство. Если, паче чаянія, государственный бюджетъ не расширитъ своей ассигновки на просвѣщеніе народа, тогда, по мысли нѣкоторыхъ земствъ, придется, хотя скрѣпя сердце, понизить уровень школы и, рядомъ съ господствующимъ типомъ земской школы, устраивать школы грамоты, придется сдѣлать это, только чтобы не отказывать въ первоначальномъ образованіи стучащейся въ школьныя двери огромной массѣ крестьянскихъ дѣтей. Въ такомъ именно смыслѣ высказались недавно коммиссія по народному образованію саратовскаго уѣзднаго земства и орловская уѣздная земская управа.
   Прошлогоднее очередное земское собраніе Саратовскаго уѣзда поручило своей коммиссіи по народному образованію выработать планъ организаціи всеобщаго обученія въ уѣздѣ. Работу эту взялъ на себя предсѣдатель управы г. Кропотовъ, представившій теперь свои соображенія и предложенія въ особомъ докладѣ. Докладъ г. Кропотова,-- какъ сообщаетъ Саратовскій Листокъ,-- можно раздѣлить на двѣ части: въ одной авторъ сгруппировалъ свѣдѣнія о современномъ состояніи народнаго образованія въ уѣздѣ и о платежныхъ средствахъ населенія, въ другой -- указываются пути для достиженія всеобщаго обученія. Школьный возрастъ составитель доклада опредѣляетъ 8--13 лѣтъ включительно. Такихъ дѣтей въ 1895 г. въ Саратовскомъ уѣздѣ насчитывалось 23,508, въ томъ числѣ 11,826 мальчиковъ и 11,682 дѣвочки. Но въ школахъ изъ нихъ обучалось немного болѣе трети -- 37,4%, а именно, въ земскихъ школахъ 4,816 мальчиковъ и 1,176 дѣвочекъ (25,5%), остальные 11,9% въ школахъ духовнаго вѣдомства: церковно-приходскихъ 578 дѣтей и школахъ грамоты 2,218. По полу учащихся отношеніе мѣняется: школы посѣщаетъ немного болѣе половины (57%) всѣхъ мальчиковъ въ возрастѣ 8--13 лѣтъ, дѣвочекъ же этого возраста учится въ школахъ едва % или 17,5%. На содержаніе всѣхъ школъ въ уѣздѣ тратится сельскими обществами 19,273 руб., частными лицами 1,823 руб., духовнымъ вѣдомствомъ 907 руб. и земствомъ 22,397 р., а всего 44,402 руб. Приведенныя цифры выясняютъ большой недостатокъ школъ въ уѣздѣ. Г. Кропотовъ признаетъ, что именно этимъ, да еще бѣдностью населенія, слѣдуетъ объяснять, что до 15 тыс. дѣтей 8--13 лѣтъ не обучаются въ школахъ. "Не будемъ усматривать,-- говоритъ онъ на стр. 32,-- въ отсутствіи обязательнаго закона препятствія къ выполненію нашей задачи передъ населеніемъ. Мы, какъ практики жизни, знаемъ, что населеніе сознаетъ выгоды образованія, и что случаи противодѣйствія его въ устройствѣ школъ должны объясняться не отсутствіемъ сознанія въ пользѣ просвѣщенія, а отсутствіемъ средствъ, боязнью лишняго налога. Ничѣмъ другимъ нельзя объяснить сильное развитіе въ поселеніяхъ такъ называемыхъ бродячихъ школъ, которыя содержатся прямо заинтересованными въ обученіи дѣтей отцами, а состоятельныхъ поселеній, къ сожалѣнію, мало и годъ отъ году становится меньше". У земства тоже нѣтъ средствъ для удовлетворенія всеобщей потребности въ образованіи надлежащимъ образомъ, путемъ насажденія всюду нормальныхъ земскообщественныхъ школъ. А потому, если государство не возьметъ на себя долю расходовъ въ этомъ дѣлѣ, земству придется пойти на компромиссъ и устраивать простыя школы грамоты въ тѣхъ селеніяхъ, которыя не могутъ дать нужныя средства на содержаніе нормальной земской школы.
   Почти то же самое говоритъ вышедшій недавно отчетъ орловской уѣздной земской управы, предназначающійся къ представленію очередному орловскому собранію, и извлеченіе изъ котораго напечатано въ Русскихъ Вѣдомостяхъ. Отчетъ свой управа начинаетъ слѣдующими достойными вниманія словами: "Массовое невѣжество крестьянскаго населенія -- такое страшное зло, устраненіе котораго должно быть первенствующею задачей учрежденій, вѣдающихъ дѣло народнаго образованія. Не нужно фактовъ, они у всѣхъ на виду и говорятъ сами за себя. Русское общество вполнѣ сознало, что безъ успѣшнаго разрѣшенія вопроса о народномъ образованіи невозможны дальнѣйшіе шаги по пути общественнаго и экономическаго развитія народа, и переживаемое нами время характеризуется усиленнымъ и повсемѣстнымъ интересомъ къ просвѣщенію народныхъ массъ. Повсюду открываются всякаго вида школы, библіотеки, читальни, музеи, а въ земствахъ поднятъ вопросъ о всеобщемъ обученіи. Само собою разумѣется, что послѣдняя мѣра самая радикальная и, при возможности ея примѣненія, мало замѣтные пока результаты начальной школы стали бы нагляднѣе, явилась бы возможность распространенія въ народѣ профессіональныхъ знаній и, слѣдовательно, надежда на улучшеніе матеріальнаго быта". Сочувствуя широкой постановкѣ дѣла народнаго образованія, вполнѣ сознавая необходимость всеобщаго обученія, орловская управа вынуждена заявить, что она не въ состояніи осуществить послѣднее мѣропріятіе, вслѣдствіе тяжелаго экономическаго положенія населенія. По вычисленію управы, для введенія въ уѣздѣ всеобщаго обученія потребуется ежегодно 70,560 р., да, кромѣ того, на устройство школьныхъ зданій, въ числѣ не менѣе 40,-- около 30,000 р. единовременно или всего болѣе 100,000 р., "что, очевидно, не по силамъ земству". Даже обученіе всѣхъ мальчиковъ не можетъ быть приведено въ исполненіе по вышеизложеннымъ причинамъ. А потому, если земство въ его работѣ по народному просвѣщенію будетъ предоставлено почти исключительно собственнымъ силамъ, ему придется тогда подумать объ увеличеніи числа школъ грамоты и объ улучшеніи ихъ, поручивъ наблюденіе за ними земскимъ учителямъ. Но едва ли, прибавимъ отъ себя, послѣдняя мѣра,-- порученіе надзора земскимъ учителямъ,-- можетъ дать какой-нибудь практическій результатъ.
   Выйти изъ коллизіи между скудостью земскихъ финансовъ и настоятельною нуждой во всеобщемъ обученіи стремится также директоръ народныхъ училищъ Пермской губерніи, г. Раменскій, представившій недавно интересный докладъ всѣмъ уѣзднымъ земскимъ собраніямъ Пермской губерніи. Докладъ, прежде всего, устанавливаетъ тотъ фактъ, что дѣло всеобщаго обученіи есть дѣло вполнѣ назрѣвшее. Оно занимаетъ первенстующее положеніе почти во всѣхъ земскихъ собраніяхъ. Надъ нимъ работаютъ комитеты грамотности. Журналы, газеты и вообще печать отводятъ ему самое видное мѣсто. Въ народѣ возбуждено сильное стремленіе къ образованію. Указавъ на общую постановку въ настоящее время вопроса о всеобщемъ обученіи, докладъ переходитъ къ мѣстнымъ условіямъ школьнаго дѣла. Къ 1 января прошлаго года въ Пермской губерніи во всѣхъ начальныхъ школахъ училось дѣтей 81,446, тогда какъ по количеству населенія губерніи всѣхъ дѣтей школьнаго возраста должно считать около 188 тысячъ, т.-е. болѣе половины дѣтей еще не учится. Происходитъ это не отъ нежеланія учиться, а только отъ недостатка и переполненія школъ. Въ недостаткѣ школъ земство неповинно. Земство Пермской губерніи всегда шло на ряду съ лучшими земствами въ дѣлѣ народнаго образованія. Оно отдѣляло на него одну пятую своего бюджета. Но эти средства были недостаточны для удовлетворенія потребности въ образованіи. Между тѣмъ, стремленіе къ просвѣщенію очень сильно. Болѣе 12,000 дѣтей ходятъ въ школы изъ отдаленныхъ селеній. Ни бѣдность, ни плохіе пути сообщенія, ни метель и дожди не останавливаютъ ихъ; препятствуетъ имъ только одно, это -- отказъ въ принятіи въ школу. Таково заявленіе всѣхъ инспекторовъ народныхъ училищъ. При наличности сильнаго стремленія въ населеніи отдавать дѣтей въ школу, можно ли оставить ихъ безъ обученія? Давать однимъ среднее и высшее образованіе, а другимъ никакого, едва ли можно признать правильнымъ, а если разсматривать это съ экономической стороны, то окажется, что безграмотность въ нѣсколько разъ дороже стоитъ всеобщей грамотности, такъ какъ невѣжество лежитъ тормазомъ на развитіи силъ народа. "Каждый человѣкъ имѣетъ право на народное образованіе",-- говоритъ докладъ и доказываетъ, что еще въ проектѣ устава учебныхъ заведеній 1856 года, напечатанномъ съ Высочайшаго соизволенія, начиналось въ § 1: "Народное просвѣщеніе составляетъ главную опору государства и источникъ его благосостоянія, а потому выгодами просвѣщенія должны пользоваться всѣ лица, безъ различія пола и званія". Народное образованіе было всегда дорогимъ земству дѣломъ. Земство, съ самаго начала его открытія, поняло и громко заявило, что только на образованіи народа можетъ быть построено благосостояніе общества; поэтому оно и удѣляло этому предмету свое преимущественное вниманіе. Въ теченіе тридцатилѣтней своей дѣятельности земство достигло многаго по школьному образованію народа; настало время докончить начатое дѣло, сдѣлать обученіе доступнымъ всему населенію, создать всеобщую грамотность. Для этого, прежде всего, нужна работа мѣстныхъ земцевъ. Въ основу разработки вопроса о всеобщемъ обученіи должно быть положено исчисленіе школъ всѣхъ вѣдомствъ и учащихся въ школахъ, количества всего населенія уѣзда и селеній съ указаніемъ въ каждомъ изъ нихъ числа дворовъ, жителей и дѣтей школьнаго возраста, распредѣленіе населенія въ томъ или другомъ районѣ, взаимныя разстоянія поселеній, выясненіе удобствъ путей сообщенія, указаніе центра для каждаго школьнаго района и его границъ, вообще опредѣленіе сѣти училищъ. Все это могутъ выполнить съ полнымъ знаніемъ дѣла только уѣздныя земства. Съ скончаніемъ этой работы выяснится уже вполнѣ отчетливо, насколько у земства не хватаетъ средствъ для учрежденія требуемаго количества нормальныхъ школъ. Въ виду недостаточности средствъ, придется для малонаселенныхъ мѣстечекъ прибѣгнуть къ параллельнымъ отдѣленіямъ или филіальнымъ, какъ болѣе дешевымъ и доступнымъ. Эти отдѣленія необходимо поставить во взаимныя отношенія съ нормальными училищами двухклассными и одноклассными, изъ которыхъ могутъ быть взяты учителями окончившіе курсъ ученики, пробывшіе нѣкоторое время подъ руководствомъ и контролемъ преподователей практикантами и помощниками въ младшемъ отдѣленіи нормальнаго училища и достигшіе 16-ти лѣтняго возраста. Только при такой живой связи этихъ параллельныхъ отдѣленій съ нормальною школой -- какъ бы матерью и могутъ принести они пользу. Дѣйствуя же изолированно, подобныя отдѣленія не могутъ имѣть такого значенія. Это уже доказали школы грамоты въ Шадринскомъ уѣздѣ. Учебники въ параллельныхъ отдѣленіяхъ должны быть одинаковы съ младшимъ отдѣленіемъ нормальнаго училища; одинакова должна быть и программа, дабы желающіе и имѣющіе возможность продолжать ученіе могли переходить въ слѣдующее отдѣленіе нормальнаго училища, а бѣдняки, которымъ трудна ходьба изъ своего селенія въ нормальную школу, заканчивали бы курсъ въ этихъ школахъ. Библіотека также могла бы быть общею для параллельныхъ отдѣленій съ нормальными училищами. Какъ сами преподаватели этихъ отдѣленій, такъ и окончившіе въ нихъ курсъ могли бы брать книги и продолжать самостоятельно свое образованіе. Вообще нормальное училище было бы центромъ для всѣхъ отдѣленій своего района и руководителемъ въ лицѣ своихъ преподавателей-законоучителей, учителей и учительницъ. Для нѣкоторыхъ же поселковъ явится необходимость организовать и передвижныя школы.
   Сдѣлавъ такія уступки въ школьномъ дѣлѣ, авторъ доклада не теряетъ, однако, надежды на то, что когда будетъ разработанъ и поставленъ вопросъ о всеобщемъ обученіи, тогда и государственное казначейство придетъ на помощь, и министерство государственныхъ имуществъ -- отпускомъ лѣса на постройку училищныхъ помѣщеній и надѣленіемъ школъ землею.
   Если стремленіе земства раскрыть двери школы всѣмъ желающимъ учиться не осуществляется единственно по неимѣнію нужныхъ на то денежныхъ средствъ, то, очевидно, всякое значительное возростаніе земскихъ бюджетовъ приближаетъ достиженіе этой цѣли. Такое именно возростаніе произошло благодаря изданному недавно закону объ отнесеніи на средства государственнаго казначейства нѣкоторыхъ обязательныхъ земскихъ расходовъ по содержанію судебныхъ, крестьянскихъ и др. учрежденій. Закономъ этимъ предоставлено въ руки земскихъ учрежденій и распорядительныхъ комитетовъ въ неземскихъ губерніяхъ болѣе 8 милліоновъ рублей. По § 3 закона освободившіяся суммы должны быть обращаемы на составленіе фонда для улучшенія грунтовыхъ и шоссейныхъ дорогъ, имѣющихъ экономическое значеніе. По § 7 закона допускаетъ, по ходатайствамъ губернскихъ собраній, обращеніе этихъ денегъ и на иныя потребности земскаго хозяйства, кромѣ дорожныхъ. Въ виду этого §, нѣкоторыми земствами и печатью уже ставится вопросъ о томъ, не правильнѣе ли будетъ употребить освободившіяся суммы на народное образованіе. Вопросъ этотъ особенно умѣстенъ въ тѣхъ губерніяхъ, гдѣ дорожное дѣло находится въ сравнительно удовлетворительномъ состояніи, какъ, напримѣръ, въ губерніяхъ Московской, Херсонской, Полтавской. Кто не сознаетъ важности улучшенныхъ путей въ дѣлѣ экономическаго роста страны; но мы также знаемъ,-- замѣчаютъ Полтавскія Вѣдомости,-- что могутъ быть потребности, требующія еще болѣе настоятельнаго удовлетворенія. Такую именно потребность представляетъ народное образованіе. На содержаніе и улучшеніе путей въ Полтавской губерніи тратятся ежегодно довольно крупныя суммы, не менѣе 1/2 милліона рублей. Присоединеніе сюда же всей освободившейся новымъ закономъ денежной суммы было бы нераціональнымъ форсированіемъ одной стороны земскаго дѣда на счетъ другихъ, громко о себѣ заявляющихъ, но не находящихъ достаточнаго удовлетворенія единственно лишь по недостатку средствъ. Въ послѣдніе годы,-- продолжаетъ газета,-- во всѣхъ безъ исключенія уѣздахъ нашей губерніи не проходитъ ни одного земскаго собранія, чтобы вопросъ о поднятіи дѣла народнаго образованія не выдвигался на первую очередь, но вездѣ единственнымъ возраженіемъ противъ болѣе энергичнаго веденія этого дѣла впередъ выставлялся неизмѣннно одинъ аргументъ -- недостатокъ матеріальныхъ средствъ. И вдругъ, въ этотъ именно моментъ напряженной постановки на очередь столь жгучаго, кровнаго и вполнѣ назрѣвшаго вопроса, въ руки земства переходитъ ежегодная сумма въ 1/4 съ лишнимъ милліона рублей, которая, безъ новаго обремененія плательщиковъ, можетъ почти удвоить земскій бюджетъ на низшее народное образованіе. Нѣтъ сомнѣнія, что земства воспользуются этою рѣдкою и счастливою случайностью, чтобы повести быстрѣе народъ по пути знанія и усилить въ молодомъ поколѣніи свѣтъ просвѣщенія.
   Существуютъ еще весьма удобные пути для увеличенія земскихъ бюджетовъ и приближенія, тѣмъ самымъ, къ осуществленію задачи всеобщаго обученія. Объ открытіи этихъ путей давно ходатайствуютъ земства. Одинъ изъ нихъ заключается въ расширеніи круга предметовъ земскаго обложенія. Въ настоящее время главная часть земскихъ сборовъ падаетъ на землю. Торговыя же и промышленныя предпріятія, кредитныя учрежденія, желѣзныя дороги платятъ и абсолютно, и сравнительно ничтожный процентъ изъ своихъ прибылей. Справедливость, равно какъ и государственный интересъ, требуютъ уравнительнаго обложенія имуществъ земскими налогами, о чемъ неоднократно, но пока безуспѣшно ходатайствовали земскія собранія.
   Другой путь къ улучшенію земскихъ финансовъ состоитъ въ измѣненіи системы взысканія податей. При существующихъ порядкахъ, взысканіе земскихъ сборовъ отодвигается на задній планъ, и вся дѣятельность агентовъ фиска направляется по преимуществу на добываніе казенныхъ повинностей. Для иллюстраціи ненормальности дѣйствующей системы взысканія податей нижегородская земская управа, какъ мы имѣли уже случай указывать, привела небезъинтересныя данныя, почерпнутыя изъ оффиціальныхъ источниковъ. По этимъ даннымъ оказывается, что правительство въ самые тяжелые годы не добираетъ прямыхъ налоговъ по отношенію къ общей суммѣ ожидаемыхъ къ поступленію доходовъ несравненно менѣе, чѣмъ земство въ самые лучшіе урожайные годы; въ процентномъ отношеніи величина казенныхъ недоборовъ опредѣляется въ первомъ случаѣ 9,3%, а для земскихъ налоговъ -- 36,7%. Помимо болѣе энергичнаго взысканія казенныхъ сборовъ, такое положеніе дѣла объясняется тѣмъ, что весь государственный бюджетъ держится почти исключительно на косвенныхъ налогахъ, тогда какъ земство черпаетъ свои средства исключительно путемъ прямого обложенія и въ частности изъ земельныхъ сборовъ съ крестьянъ. Отсюда нижегородская управа дѣлаетъ совершенно правильное заключеніе, что государственное казначейство очень мало зависитъ отъ земельныхъ сборовъ съ крестьянъ и болѣе слабое ихъ поступленіе не можетъ грозить какимъ-либо серьезнымъ осложненіемъ въ государственномъ хозяйствѣ. Совершенно иная картина рисуется данными о земскихъ доходахъ. Здѣсь проявляется самая полная зависимость земскаго бюджета отъ земельныхъ сборовъ вообще и въ частности отъ земельныхъ повинностей съ крестьянъ. Въ виду этого, земства давно, уже выставляютъ на видъ, что основнымъ принципомъ въ системѣ взысканія поземельныхъ налоговъ долженъ быть тотъ порядокъ, при которомъ сборы для удовлетворенія мѣстныхъ потребностей, имѣющихъ общегосударственное значеніе, не отодвигались бы на задній планъ, т.-е. земскіе сборы должны идти впереди сборовъ казенныхъ податей и зачисляться первыми. При этомъ нижегородское земство указываетъ, что такое правило уже принято въ основаніе закономъ 20 іюля 1892 года по взысканію продовольственныхъ ссудъ, выданныхъ по неурожаю 1891 и 1892 гг. Означенный законъ повелѣваетъ пополнить, прежде всего, долги мѣстныхъ общественныхъ продовольственнымъ капиталамъ, а затѣмъ уже имперскому продовольственному капиталу и въ послѣднюю очередь пополняется долгъ государственному казначейству. Теперь остается только ходатайствовать, чтобы эта отдѣльная правительственная мѣра была обобщена и сдѣлалась постояннымъ основаніемъ въ дѣлѣ взысканія земскихъ и казенныхъ платежей. Основаніемъ же ходатайства, по мнѣнію нижегородскаго земства, должно служить слѣдующее. До введенія земскихъ учрежденій, когда часть земскихъ дѣлъ вѣдалась самимъ правительствомъ, ст. 90 уст. о земск. повин. точно указывала, что "вносимою отъ плательщиковъ суммой покрываются сперва всѣ слѣдующіе съ него земскіе сборы по полугодовому ихъ разсчету и потомъ уже казенныя подати и особыя взысканія (если таковыя на нихъ числятся)". По введеніи же земскихъ учрежденій статья эта была измѣнена въ томъ смыслѣ, что въ земскіе сборы отчислялось лишь 12% вносимой суммы. Но такъ какъ земскія дѣла, вѣдавшіяся раньше самимъ правительствомъ, съ передачей ихъ земству не утратили своего значенія и важности въ общемъ ходѣ государственнаго управленія, то и ст. 90 уст. о земск. повин. должна бы была остаться въ прежней своей редакціи. На основаніи вышеизложеннаго нижегородское губернское земское собраніе ходатайствуетъ передъ правительствомъ о возстановленіи въ прежней редакціи вышеуказанной части ст. 90 уст. о земск. повин. Нечего и говорить о громадной важности этого ходатайства, направленнаго на улучшеніе земскихъ финансовъ. Вѣдь, земство работаетъ надъ такими первостепеннаго значенія задачами общественности, какъ народное образованіе, народное здравіе и подъемъ матеріальнаго благосостоянія народа.
   Рядомъ со скудостью земскихъ финансовъ существуетъ еще одна чрезвычайно важная область общественныхъ явленій, которая сильно тормазитъ земскую дѣятельность и производитъ несоотвѣтствіе между энергіей и усиліями земскихъ людей и жизненными результатами ихъ работы. Этотъ тормазъ заключается въ извѣстной всѣмъ неурядицѣ въ нашемъ сельскомъ и волостномъ управленіи. Неурядица эта давно сознается. Еще въ 1881 году, на запросъ министерства внутреннихъ дѣлъ, были представлены почти изъ всѣхъ земскихъ губерній обстоятельныя заключенія, большинство которыхъ было солидарно въ главныхъ основаніяхъ, т.-е. въ необходимости образованія безсословнаго сельскаго управленія и связи его съ земскими учрежденіями. Въ концѣ прошлаго года министерство внутреннихъ дѣлъ снова возбудило вопросъ о недостаткахъ крестьянскаго управленія и передало свои соображенія на обсужденіе особыхъ губернскихъ совѣщаній. Въ виду постановки вопроса объ упорядоченіи сельскаго управленія, отзывы печати по этому предмету являются какъ нельзя болѣе современными. Въ высказанныхъ уже печатью мнѣніяхъ заключается та же мысль, на которой не перестаютъ настаивать земскія собранія, а именно, что въ основаніе реформы мѣстнаго управленія должно быть положено начало безсословности. Вотъ, напримѣръ, совершенно справедливыя слова по этому предмету, сказанныя Саратовскимъ Листкомъ: "Неудовлетворительное состояніе сельскаго и волостного управленія,-- говоритъ газета,-- порождается, главнымъ образомъ, тѣмъ, что въ управленіи участвуетъ только изолированный отъ наиболѣе образованныхъ слоевъ населенія крестьянскій міръ. Средства этого міра болѣе чѣмъ ограниченны и не на что ему содержать ни народныхъ школъ и другихъ образовательныхъ учрежденій, ни санитарныхъ органовъ, ни богадѣленъ и пріютовъ, ни хорошихъ представителей сельской администраціи. Между тѣмъ, всѣ эти учрежденія и власти необходимы не однимъ крестьянамъ, но и другимъ обитателямъ деревни: и дворянамъ, въ особенности мелкопомѣстнымъ, проживающимъ постоянно въ деревнѣ, и купцамъ, и мѣщанамъ, и сельскому духовенству, и всѣмъ пришлымъ, но тѣсно связаннымъ съ деревнею лицамъ, каковы, наприм., сельскій ремесленникъ, учитель и т. п. Очевидно, что всѣ эти лица должны имѣть вліяніе на сельское управленіе и на ходъ мѣстныхъ общественныхъ дѣлъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, нести соотвѣтственную часть расходовъ на мѣстное общественное хозяйство. Соединеніе всѣхъ группъ населенія, всѣхъ сословій должно дать вполнѣ годную для самоуправленія единицу, которой будетъ по силамъ мѣстное общественное хозяйство и во главѣ которой могутъ оказаться болѣе достойные люди, чѣмъ въ нынѣшней исключительно крестьянской волости. Указаніе противниковъ безсословнаго сельскаго управленія на то обстоятельство, что можетъ взять верхъ старое крѣпостническое начало, совершенно неосновательно, ибо русская деревня 1895 года совершенно не похожа на деревню шестидесятыхъ годовъ и новые ея элементы настолько жизненны и настолько окрѣпли, что въ состояніи дать отпоръ всякимъ своекорыстнымъ требованіямъ небольшого кружка ея обитателей.
   Реформѣ крестьянскаго управленія,-- этому чрезвычайно важному вопросу нашей общественной жизни,-- хроникеръ Вѣстника Европы посвящаетъ весьма содержательную статью Безсословная волость и мелкія земскія единицы. Не останавливаясь на этой статьѣ, такъ какъ она была уже отмѣчена въ "Библіографическомъ отдѣлѣ" сентябрьской книжки нашего журнала, замѣтимъ только, что означенная статья хорошо выясняетъ необходимость органической связи земскихъ учрежденій съ сельскимъ и волостнымъ управленіемъ. "Для того, чтобы земскія собранія и управы могли захватывать всѣ интересы уѣзда, безусловно необходимо,-- говоритъ авторъ статьи,-- чтобы земскіе органы не были изолированы отъ органовъ сельскаго и волостного управленія; необходимо распространеніе на эти органы земскаго строя, т.-е. образованіе мелкихъ безсословныхъ самоуправляющихся единицъ... При современномъ же многовластіи въ селахъ, при вмѣшательствѣ во всѣ дѣла полиціи и другихъ представителей власти, при отсутствіи правильно организованнаго суда, естественно, что начала сельскаго самоуправленія, установленныя реформой 19 февраля, не могли развиться. Такія условія жизни, когда населеніе признаетъ за собой только однѣ обязанности -- платить повинности и исполнять приказы, и не признаетъ никакихъ правъ, имѣютъ самое деморализующее на него вліяніе. При такихъ условіямъ не можетъ развиться чувство долга; они являются самою удобною почвой для развитія опасныхъ для будущаго противугосударственныхъ понятій".
   Незаконнаго, ничѣмъ не оправдываемаго вмѣшательства въ дѣла крестьянскаго самоуправленія приводилось въ нашихъ очеркахъ не мало образцовъ. Вотъ новый обращикъ, сообщаемый Недѣлей. Нижегородскій вице-губернаторъ Ю. Д. Родіоновъ предпринялъ поѣздку въ Арзамасскій уѣздъ для провѣрки обвиненій, взведенныхъ на г-жу Штевенъ по поводу ея школьной дѣятельности. Г. Родіонову не стоило особеннаго труда выяснить правду и убѣдиться, что во всей дѣятельности г-жи Штевенъ ровно ничего не было, что хотя косвенно не соотвѣтствовало бы видамъ правительства. Такого результата дознанія ожидали всѣ близко знающіе дѣло, но поѣздка г. Родіонова обнаружила нѣкоторые факты, очень характерные для дѣятельности противниковъ г-жи Штевенъ. Главный изъ этихъ противниковъ есть земскій начальникъ Арзамасскаго уѣзда, г. Хотяинцевъ, называющій народное просвѣщеніе блажью. Этотъ земскій начальникъ всѣми силами старается мѣшать крестьянамъ своего участка открывать школы и вообще обучать дѣтей. Но иногда потребность просвѣщенія у крестьянъ бываетъ настолько сильна, желаніе открыть школу настолько единодушно, что даже г. Хотяинцевъ не находитъ удобнымъ идти прямо противъ свѣта, а старается допустить "зло" въ возможно безвредной формѣ, т.-е. позволяетъ крестьянамъ обзавестись самою убогою, несовершенною, маленькою и неудовлетворительною церковно-приходскою школой. Г. Родіоновъ выяснилъ, что именно такой "пріемъ" былъ примѣненъ г. Хотяинцевымъ къ крестьянамъ с. Лопатина, Арзамасскаго уѣзда. 19 марта этого года лопатинскіе крестьяне единодушно составили приговоръ о своемъ желаніи открыть у себя на селѣ земскую школу. Живущая въ с. Лопатинѣ г-жа Кохманская заявила, что на постройку этой школы даетъ 500 руб. Крестьяне были очень обрадованы. Но ликованіе продолжалось недолго: пріѣхалъ въ село г. Хотяинцевъ и объявилъ крестьянамъ, что школа имъ совсѣмъ не нужна, что и безъ школы они достаточно бѣдны, что школа -- роскошь и т. д., и т. д. Крестьяне стояли на своемъ, говорили, что только ученье и можетъ вывести ихъ изъ нищеты, и упрашивали г. Хотяинцева не тормазить дѣла. Разсерженный упорствомъ крестьянъ, г. Хотяинцевъ объявилъ имъ, наконецъ, что, въ крайнемъ случаѣ, разрѣшаетъ имъ открыть лишь самую маленькую и дешевую церковно-приходскую школу и что если не составятъ немедленно контръ-приговора согласно его указаніямъ, онъ сочтетъ ихъ за очень состоятельныхъ людей и немедленно прикажетъ старшинѣ неукоснительно взыскать съ нихъ всѣ недоимки и текущіе платежи. Крестьяне испугались, уступили и составили новый приговоръ въ отмѣну прежнему, желая получить хотя самую маленькую и низшую школу. Копія новаго приговора была послана, по приказанію г. Хотяинцева, въ назиданіе г-жѣ Кохманской, уѣхавшей въ это время въ Москву. Г-жа Кохмансі:ая, въ отвѣтъ на любезное извѣщеніе, объявила, что отъ пожертвованія 500 руб. на школу отказывается, и крестьянское ликованіе смѣнилось весьма понятнымъ уныніемъ. Г. Родіоновъ находитъ, что новый приговоръ былъ г. Хотяинцевымъ "вымученъ" и что такими пріемами легко вызвать крестьянъ на грубыя выходки, за которыми неизбѣжно послѣдуютъ самыя печальныя взысканія. Но это не единственный примѣръ попеченія г. Хотяинцева о народномъ образованіи. Такой же случай имѣлъ мѣсто и въ с. Салалеяхъ. Это -- большое, въ 1,000 душъ, село Арзамасскаго уѣзда. Салалейскіе крестьяне составили приговоръ о своемъ желаніи открыть и содержать земскую школу. Приговоръ этотъ былъ неосторожно написанъ на листѣ бумаги, а не въ книгѣ приговоровъ. Когда г. Хотяинцевъ узналъ о замыслахъ салалейскаго общества, онъ потребовалъ приговоръ и, помимо всякихъ съѣздовъ и присутствій, самъ краткимъ способомъ отмѣнилъ приговоръ, изорвавши его въ клочки. Узналъ объ этомъ арзамасскій уѣздный предводитель дворянства М. И. Степановъ, и, несмотря на то, что всю жизнь провелъ въ деревнѣ и присмотрѣлся ко всякимъ провинціальнымъ нравамъ, онъ все же удивился упрощенному способу г. Хотяинцева отмѣнять приговоры. Г. Степановъ посовѣтовалъ крестьянамъ еще разъ написать приговоръ и непосредственно подать ему, предводителю. Однако, ни писарь, ни крестьяне не рѣшились вызвать гнѣва г. Хотяинцева, доказавшаго не одинъ разъ свою памятливость. Но лишить громадное село всякой школы не рѣшился даже г. Хотяинцевъ, и поэтому черезъ нѣкоторое время въ с. Салалеяхъ была открыта небольшая низшая церковно-приходская школа. Когда спросили г. Хотяинцева, почему онъ помѣшалъ крестьянамъ открыть хорошую земскую школу, чего такъ крестьяне желали, г. Хотяинцевъ отвѣтилъ: "Они желали... а я не желаю, чтобъ они желали". Отвѣтъ этотъ заслуживаетъ того, чтобы быть увѣковѣченнымъ.
   Въ заключеніе нашего очерка считаемъ нужнымъ указать на докладъ гласнаго нижегородской городской думы B. М. Волкова О реорганизаціи городского общественнаго банка, представленный въ городскую думу. Докладъ этотъ заботится объ интересахъ городскихъ школъ, библіотекъ, безплатныхъ лечебницъ, богадѣленъ, пріютовъ и другихъ благотворительныхъ учрежденій, содержащихся на счетъ города, а потому обязанность печати -- способствовать возможно широкому его оглашенію и обратить на него вниманіе тѣхъ городовъ, гдѣ имѣются общественные банки.
   Въ докладѣ проводится та мысль, что съ состоявшейся 6 іюня 1894 года реформой государственнаго банка должны быть непремѣнно измѣнены и уставы городскихъ банковъ. Иначе городъ лишится всѣхъ средствъ на содержаніе различныхъ общественныхъ учрежденій, которыя онъ получаетъ изъ прибылей банка. Новымъ уставомъ государственнаго банка послѣднему даны всѣ средства для облегченія денежныхъ оборотовъ въ торговыхъ и сельско-хозяйственныхъ дѣлахъ. Ссуду изъ государственнаго банка теперь получить и легче, и дешевле. Благодаря этому, государственный банкъ сталъ сильнымъ конкуррентомъ для городскихъ банковъ. Между тѣмъ, банки эти основаны не для спекулятивной цѣли, а для поддержанія производительности края; кромѣ того, главная часть прибылей идетъ на содержаніе благотворительныхъ учрежденій города. Такимъ образомъ, съ уменьшеніемъ доходности общественныхъ банковъ, уменьшился городской бюджетъ, а если прибыли совсѣмъ сократятся, то городъ вынужденъ будетъ или ввести новые налоги, или уничтожить тѣ благотворительныя учрежденія, которыми пользуются бѣдные жители города. Авторъ доклада полагаетъ, что скорѣе можно предсказать послѣднее, такъ какъ налоги и безъ того уже достигли своего крайняго предѣла и на этотъ источникъ доходовъ разсчитывать врядъ ли возможно.
   Обосновавъ необходимость реформы городскихъ общественныхъ банковъ, авторъ доклада представилъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, довольно подробную программу для согласованія устава этихъ банковъ съ новымъ уставомъ государственнаго банка.

И. Иванюковъ.

"Русская Мысль", кн. XI, 1895

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru