Позвольте давнему любителю и почитателю Ваших произведений, под впечатлением последнего Вашего романа,1 только что им прочитанного, выразить пред Вами чувства -- благодарности, любви, радости. Никогда еще ни одному из поэтов и романистов русских (кажется -- и иностранных) не приходилось так глубоко касаться высших сторон духовной жизни и так сердечно освещать нас нравственно-христианской идеей, как Вы это делаете в своих произведениях. В Вашем лице художественная литература входит в ту область, которая обыкновенно считается специальным достоянием религиозно-нравственной литературы. Нужно бы, чтобы и со стороны специальной духовно-нравственной литературы сказалось о Ваших произведениях серьезное слово. В нынешнем году в одном из духовных журналов (в "Православном обозрении") были помещены две статьи по поводу "Карамазовых":2 но ими нельзя удовлетвориться. Хотелось бы мне написать что-нибудь о Ваших произведениях, преимущественно со стороны нравственных идей, раскрывающихся в них.3 Но не знаю, когда могут освободиться руки для этого от других специальных работ, уже начатых.4
Посылаю Вам некоторые из моих сочинений.5 Всего не могу собрать: между прочим нет здесь 1-ой части книжки о католицизме.6 брошюры "Христианское ученье о любви к человечеству сравнительно с крайностями современного социализма"7 и статей по поводу богословских сочинений Хомякова.8 Но, может быть, и в том, что посылается, Вы найдете нечто родственное некоторым Вашим мыслям, -- и это будет мне радостью.
Помоги Вам Бог выполнить обет, высказанный в последнем Вашем "Дневнике": "послужить делу Христову, пока перо будет держаться в руках",9 -- и дай Бог, чтобы еще долго и долго твердо держалось перо в Ваших руках.
Глубокий и искренний Ваш почитатель, профессор Московского университета и законоучитель Александровского военного училища, протоиерей Александр Иванцов-Платонов.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 29728.
Александр Михайлович Иванцов-Платонов (1835--1894) -- религиозный писатель, историк церкви, доктор богословия; почетный член Славянского общества. В 1860 г. окончил московскую Духовную академию со степенью магистра богословских наук, оставлен бакалавром по кафедре церковной истории; с 1863 г. - законоучитель московского Александровского военного училища, с1872 г. -- одновременно профессор церковной истории Московского университета. С 1859 г. печатался в столичных периодических изданиях -- "Русская беседа", газетах "Русь", "День", "Богословский вестник" и др. С 1869 г. редактировал журнал "Православное обозрение". Диссертация на степень доктора богословия -- "Ереси и расколы первых трех веков христианства" (1877).
1 Роман "Братья Карамазовы", закончился печатанием в No 11 журнала "Русский вестник" за 1880 г.
2 Две статьи под общим названием "Идеалы будущего, набросанные в романе "Братья Карамазовы"" (подпись: С. Д. Л.) напечатаны в No 9 и 10 "Православного обозрения" за 1880 г.
3 Статьи А. М. Иванцова-Платонова о творчестве Достоевского неизвестны. В это время Иванцов-Платонов работал над исследованием "Религиозные движения на христианском востоке в IV и V веках", которое печаталось в "Православном обозрении" No 2, 4, 9, 10 за 1880 г. и No1 и 5 за 1881 г.
5 В библиотеке Достоевского находились следующие книги А. М. Иванцова-Платонова: О римском католицизме и его отношениях к православию. M., 1869--1870. Ч. 1. 2;Первые лекции по истории христианской церкви в Московском университете. М., 1872; Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища. М., 1873; Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1; Слово в сороковой день памяти С. М. Соловьева... // Православное обозрение. 1879. Т. 3. Ноябрь (см.: Десяткина Л. П., Фридлендер Г. М. Библиотека Достоевского (Новые материалы) // Достоевский: Материалы и исследования. Д., 1980. Т. 4. С. 260. Перечень книг Иванцова-Платонова, принадлежавших А. Г. Достоевской, см.: там же. С. 269--270).
6 Часть 1: Очерк истории, вероучения, богослужения, внутреннего устройства римско-католической церкви и ее отношений к православному востоку" (1869) -- В библиотеке Достоевского была (см. примеч. 5).
7 Книга названа неточно, правильное название: Христианское учение о любви к человечеству сравнительно с крайностями учений социалистических. М., 1875.
8 Прежде всего имеется в виду: Иванцов-Платонов А. М. Несколько слов о богословских сочинениях А. С. Хомякова // Православное обозрение. 1869. Т. 1. С. 97--119. Другие его работы о Хомякове: Письма А. С. Хомякова к Пальмеру / Предисл. и коммент. А. М. Иванцова-Платонова // Православное обозрение. 1869. No 3, 1, 9. 10: Вступ. ст. A. M. Иванцова-Платонона // Самарин Ю. Ф. Соч. В 12 т. М., 1877--1911. Т. 5. Возможно, Иванцову-Платонову принадлежит анонимная рецензия, опубликованная в "Православном обозрении" (1870. No 2. С. 239--249), на "Речь о судьбах богословской науки в нашем отечестве" В. Ф. Певницкого.
9 В единственном выпуске "Дневника писателя" за 1880 г. (август) Достоевский писал: "Я утверждаю, что наш народ просветился уже давно, приняв в свою суть Христа и учение Его. <...> тема эта важная, о ней надо особо и много еще сказать, и буду говорить, п_о_к_а д_е_р_ж_у п_е_р_о в р_у_к_а_х..." (26, 150--151. Разрядка наша. -- Ред.).