Было это за год до войны. Я плыл по Волге -- от Рыбинска до Астрахани -- то есть совершал лучшую и дешевейшую из прогулок, о которой в России, к сожалению, далеко не многим было известно. Такая поездка длилась 8 дней. За это время обычно обзаводились занимательными знакомствами, а пожалуй даже, если вспомнить протяжение Волги, -- по-настоящему знакомились и с Россией (тут да позволено будет привести запечатлевшуюся в голове строчку, которую я вычитал из первого номера аксаковской газеты "Русь": "Мы очень хорошо знаем, что делается в Лиссабоне, но ничего не знаем о том, что происходит в Твери").
Где-то между Нерехтой и Кинешмой, всматриваясь в проплывавший мимо монастырь, я случайно заговорил с одним пассажиром. Он очень неодобрительно отозвался о монахах, затем произнес несколько слов о религиозной слепоте, и я, признаться, принял его за одного из тех доморощенных рационалистов, которые теперь превратились в неприкрашенных безбожников.
Но к вечеру того же дня я увидел, что ошибся. В его кощунстве чувствовалась чисто религиозная страстность, напоминавшая страстность последователей "древнего благочестия", т. е. раскольников. Но и раскольником он не был. По крайней мере, слово "Бог" он произносил в каких-то звуковых кавычках, презрительно и неохотно.
В конце концов я не вытерпел и спросил его:
-- А какую же религию вы исповедуете?
От прямого ответа он уклонился и только сказал:
-- Словесно объяснить это никак невозможно. Да и грех. Дам я вам книжечку -- разбирайтесь сами. В тишине и наедине с собой.
После этого он отправился к себе в каюту и вернулся оттуда с брошюркой, тщательно завернутой в бумагу. Я хотел было тут же, в рубке, начать читать ее, но он воспротивился:
-- Читать ее надо без суеты.
И снова повторил:
-- В тишине и наедине с собой.
Перед сном я стал читать. "Книжечка" оказалась маленькой тетрадкой, написанной мелким бисерным уставом от руки. Надпись на ней была такая:
Далее следовала достаточно темная фразеология, из которой в течение нескольких вечеров я не без труда понял, что пафос этого учения заключался в уничтожающей критике всех религий, которые без исключения относятся к уделу Сатаны.
Единственно правильным учением, вдобавок дарующим телесное бессмертие, устанавливается вера в "наипросвещеннейшего и бессмертного Еврея Иегову, Отца, Царя, Учителя и Мессию". Он же еще именовался "Незримый Богодух".
Однако с большой скорбью указывалось, что наш мир в большей части своей находится в ведении Дьявола. Оттого люди и смертны, ибо самая смерть создана Сатаной. И как только человек заслужить своими грехами полную любовь Дьявола, последний посылает за своим новым любимцем своего служителя -- Смерть. Истинные же иеговиты живут вечно. Вот почему всякий умерший считается у иеговитов обманщиком и предателем и с трупом его обращаются, как с падалью.
Что же касается Иеговы, то Он отсутствует из Мира уже 6000 лет, но, не желая все же оставлять "без себя" людей, преемственно воплощается всегда в одном лице.
Впервые он с наибольшей полнотой воплотился 2600 лет назад в царе Мельхиседеке, которому некогда подчинился Авраам, а затем воплощался последовательно в Христе, Галилее, Кеплере, Копернике, Ньютоне и еще в каких-то неведомых мне ученых, фамилии которых были, очевидно, перевраны. Последним же воплотителем Иеговы оказался библейский пророк Илья, в свою очередь воплотившийся достаточно курьезно.
Помню, по крайней мере, что, дойдя до последнего "светоносца", я громко в тишине ночи расхохотался, что заставило стоявшего на вахте матроса подойти к окну моей каюты и укоризненно постучаться.
***
Тут я должен сказать, что вышеприведенное изложение иеговитской веры я взял не только из первой тетрадки, а и из последующих книжек, беспрерывно дававшихся мне для изучения. Я успел просмотреть восемь или девять таких поучений, но оказалось, что это еще не все. По словам моего "наставника", их было 32. А так как в Царицыне ему надо было сойти с парохода, он любезно поспешил познакомить меня с "наиважнейшими" сочинениями иеговитов.
В одной из таких наиважнейших брошюр я и узнал, кто является последним богоносцем. Его титул звучал прямо-таки великолепно:
Мои попытки узнать подробности о капитане Ильине ни к чему не привели. Я понял только, что он где-то за границей, кажется, во Франции и, по-видимому, существует на средства, посылаемые ему местными "светохранами", а эти, в свою очередь, от каждого прозелита получают десятую часть его заработка. После этого прозелит вносится в "Книгу Бессмертного Существования", в которой заодно, между прочим, отмечается, в каком именно месте на земном шаре новообращенный желал бы в "полном довольстве" провести свое телесное бессмертие. Оказалось, что многие избрали Палестину, другие Америку, третьи Новую Зеландию, а большинство почему-то предпочитало Самарскую губернию.
Не знаю, чему я был обязан доверием ко мне иеговитского миссионера -- вероятно, тем, что внимательно слушал его и не возражал, -- но только распрощались мы крайне дружески. Он даже предложил мне переписываться с ним, хотя осторожности ради не указал адреса, а только просил писать в Царицын "до востребования", такому-то.
Писать я ему не писал -- с меня было вполне достаточно того, что я вычитал из его брошюр, -- и, признаться, забыл о нем. Но во время войны приехавший из Варшавы знакомый случайно рассказал мне, что знавал в Варшаве одного капитана Ильина, который основал какую-то секту, был за это разжалован в солдаты и сослан в Сибирь, а из Сибири бежал за границу.
Вероятно, это и был "разрушитель 666 адских христианств, брат пророков и клеврет серафимов".