Иоанн Кронштадтский
Иоанн Кронштадтский: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ [в миру Иоанн Ильич Сергиев; 18(30) или 19(31).10.1829, с. Сура Пинеж. у. Архангельской губ.-- 22.12.1908 (4.1.1909), Петербург; похоронен в усыпальнице Иоанновского мон.], проповедник, духовный писатель; святитель. Отец -- псаломщик из рода священнослужителей, насчитывавшего 350 лет; мать -- крестьянка. По окончании Архангельской духовной сем. (1851) был послан на казенный счет в Петерб. духовную акад. (1851--55); окончил кандидатом богословия (дис. "О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев"). Священник (с 1855), митрофорный протоиерей (с 1898) Андреевского собора в Кронштадте. Законоучитель в городском уч-ще (1855--62) и классической г-зии (1862--89) в Кронштадте. Чл. Синода (1907).
   В 1859 в Петербурге были изданы "Катехизические беседы" И. К. с общедоступным изложением осн. христ. догматов; в целом его лит. деятельность неразрывно связана с его возраставшей в самых широких кругах рус. общества (особенно с кон. 80-х гг.) славой проповедника и чудотворца,-- поучения и беседы И. К. ("О Пресвятой Троице", "О Промысле Божием", "О блаженствах Евангельских" и мн. др.) отд. брошюрами огромным тиражом расходились по всей России. Ряд его богослов, статей печатался в ж. "Рус. паломник" (напр., цикл "Христианское самосознание" в 1893--1905).
   Осн. произв. И. К.-- дневник, писавшийся им на протяжении десятилетий и печатавшийся отд. выпусками под назв. "Моя жизнь во Христе..." (в. 1--12, СПб., 1893--94; 6-е изд., СПб., 1909; репринтное изд.-- М., 1990), представляющий собой собрание молитв, бесед со своим "я", носящих характер нравств. рефлексии, и проповеднич. фрагментов. Публикация дневника имела целью представить читателю "школу духовной жизни", благотворность к-рой, кроме укорененности в церк. учении, удостоверялась еще и духовной практикой самого автора ("истинно с опыта!" -- то и дело пояснял И. К. то или иное свое свидетельство или рекомендацию). Высоко оценивая богословское достоинство "Моей жизни во Христе", протоиерей Г. В. Флоровский подчеркивал, что "это дневник созерцателя, а не моралиста. И молитва не лирика, не только устремление души, но именно ее встреча с Богом, веяние Духа, духовная реальность... У о. Иоанна вновь открывается "забытый путь опытного богопознания..." и в этом "опыте", духовном и евхаристическом, преодолевается всякий богословский "психологизм"" (в его кн.: Пути рус. богословия, Париж, 1988, с. 401).
   Вера в чудотворную силу молитв И. К., постепенно распространившаяся в обществе (так, он был приглашен семьей к умиравшему M. E. Салтыкову-Щедрину; на его руках скончался Александр III), его пост, разъезды по стране и "выходы" к народу, а также деятельность основанных им благотворит, учреждений в Кронштадте с сер. 80-х гг. приковали к нему внимание: "Он окружен густою толпой и еле движется... Его буквально рвут на части, и огромных усилий ему стоит сесть на извозчика, за к-рым бежит толпа без шапок" ("Неделя", 1885, No 9, стб. 348). В сознании народа И. К. был олицетворением нар. представления о русской святости и поэтому пользовался исключительной любовью.
   Ходившие в обществе слухи о денежных махинациях и -- шире -- о "фабрике чудес", якобы устроенной вокруг И. К. его помощниками, злоупотреблявшими его доверчивостью, а также деятельность его последователей, объединившихся в т. н. секте иоаннитов, имевшая нек-рые черты хлыстовской ереси и осуждавшаяся им самим, получили отражение в худож. лит-ре [см., напр., неприязненную оценку личности и проповеди И. К. и в особенности его окружения в пов. "Полунощники" (1890) Н.С. Лескова и поверхностно сенсационные "разоблачения" в пьесе "Черные вороны" (1909) В. В. Протопопова].
   Пользуясь влиянием в высшем синодском управлении, И. К. был причастен к отлучению от церкви Л. Н. Толстого, в к-ром видел "предтечу антихриста", и не раз резко выступал против него (см. "Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его "Обращение к духовенству"", СПб., 1903). Толстой также не раз высказывался о деятельности И. К., к-рую расценивал сугубо отрицательно (поверив в собств. дар творить чудеса, "переделывает христианство в идолопоклонство" -- Л Н, т. 90, кн. 3, с. 286), хотя и не распространял эту оценку на его личность, к-рую считал "цельной" (там же, кн. 1, с. 235). В 1989 причислен Рус. правосл. церковью к лику святых.
   Др. произв.: "Беседы протоиерея И. И. Сергиева, произнесенные в Кронштадт. Андреевском соборе" (в. 1--13, Кронштадт, 1885--89), "О душепагубном еретичестве гр. Л. Н. Толстого" (СПб., 1905).
   Изд.: Полное собр. соч. протоиерея И. И. Сергиева, т. 1--6, Кронштадт -- СПб., 1890--96; Полное собр. соч. праведника Божия о. Иоанна Кронштадтского, т. 1--2, СПб., 1911; 3-е изд., СПб., 1912.
   Лит.: Толстой (ук.); Кончина и погребение о. Иоанна Кронштадтского, [М., 1909]; Восп. об о. Иоанне, СПб., 1909; О. Иоанн Кронштадтский (отклики печати по поводу его кончины), Сергиев Посад, 1910; О. Иоанн Кронштадтский в своих письмах к родным, СПб., 1909; Пустошкин В. Ф., Мысли последователей о. И. К. (иоаннитов), СПб., [1910]; его же, Правда дороже золота, СПб., 1911; Суре кий И. К., О. Иоанн Кронштадтский, [т. 1], Белград, 1938; Семенов-Тян-Шанский А., Отец Иоанн Кронштадтский, Н.-Й., 1955; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2--3, М., 1960 (ук.); Зайцев Б. К., Иоанн Кронштадтский -- "Моск. церк. вест.", 1990, No 14. + Брокгауз (см. ст. "Сергиев"); ИДРДВ.
   Архивы: ЦГАОР, ф. 1067; ЦГАЛИ, ф. 275 оп. 1, д. 830 (рукопись А. Н. Лескова "Лесков об Иоанне Кронштадтском").

А. В. Чанцев.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Россйская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru