ИГНАТЬЕВ Иван Васильевич [наст. фам. Казанский; 7(19).6.1892, Петербург -- 20.1 (2.2). 1914, там же], поэт, критик, теоретик футуризма, издатель. Отец -- выходец из низшего духовенства, купец; мать -- из крепостных. И. рос и воспитывался в семье бездетного двоюродного деда, тоже купца. В 1910 закончил 3-е петербургское реальное уч-ще, в последнем классе выпускал рукоп. сатирич. ж-л. С десяти лет увлекался театром, мечтал о карьере актера, устраивал любительские спектакли на даче в Саблине (под Петербургом).
Дебютировал в 1909 в ж. "Театр и иск-во" (No 21; заметка без подписи), в последующих номерах печатал мелкие корреспонденции из Саблина. В 1910--13 вел отделы театр, хроники, публиковал стихи, рассказы, статьи во мн. периодич. изданиях ("Театрал", "Gaudeamus", "Театр и спорт", "Шиповник", "Весна", "Дачная жизнь", "Пятак", "Обозр. Петербурга", "Бирж, вед.", "Петерб. газ.", "Нижегородец", "Против течения", "Дачница", "Петерб. кинематограф", "Ученик", "Петерб. почта", "Синий журнал", "Воскресная веч. газ.", "Воронеж, телеграф" и др.).
В 1911 (на т. л.-- 1912) И. выпускает свой первый сб. "Около театра. (Юморески, миньятюры, штрихи, пародии)" (СПб.), навеянный сюжетами из жизни и быта театра (нек-рые рассказы свидетельствуют об откровенном интересе к теме самоубийства). В кон. 1911 знакомится с И. Северянином, вождем зарождающегося эгофутуризма. Вскоре становится адептом этого течения и чл. "Директориата Академии Эго-поэзии", а после разрыва Северянина с эгофутуристами в нач. 1913 возглавляет группу под новым назв.-- "Ассоциация эгофутуризма" и именует себя "председателем Ареопага".
В 1911--13 в газ. "Нижегородец" ведет отдел театр, хроники, с 1912 привлекает к сотрудничеству поэтов-эгофутуристов (Северянина, П. Д. Широкова, Г. В. Иванова, Грааль-Арельского, К. Олимпова, В. И. Гнедова, В. Г. Шершеневича и др.); газета становится фактически печатным органом этой группы. Летом 1912 секр. газ. "Дачница" (СПб.), в к-рой также широко публикует своих соратников. В том же году основывает и выпускает "официоз эгофутуризма" -- газ. "Петерб. глашатай" (вышло 4 номера), хотя ему, как "директору" газеты, в это время "недоставало необходимых по закону о печати лет, и был найден фиктивный ред.-издатель" (автобиография -- ИРЛИ,ф. 377); в кон. 1913 намечалось восстановление газ. под ред. И. (см.: ЛН, т. 92, кн. 3, с. 421; письмо А. Н. Чеботаревской к В. Я. Брюсову от 20 сент. 1913 -- ГБЛ, ф. 386, оп. 107, No 29, л. 9). Параллельно И. создает одноим. изд-во (1912--14), выпускает эгофутуристич. альманахи: в 1912 -- "Оранжевая урна", "Орлы над пропастью", "Стеклянные цепи"; в 1913 -- "Дары Адонису", "Засахаре кры", "Бей, но выслушай", "Всегдай", "Небокопы" и "Развороченные черепа"; книги В. Гнедова, Широкова, Р. Ивнева, Д. Крючкова и др. И. привлек также к сотрудничеству В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, И. А. Гриневскую, Л. Н. Афанасьева, А. Д. Скалдина и др. Программа и поэтика альманахов была эклектичной, в духе провозглашаемого эгофутуристами смешения направлений и стилей. Стилистич. несоответствия подчеркивались оформлением изданий -- напр., антиэстетич. заглавие альм. "Засахаре кры" ("засахаренная крыса") сталкивалось с изысканным рисунком Л. Зака на обложке, а заглавие альм. "Развороченные черепа" соседствовало с портретом К. Олимпова работы И. Е. Репина.
В альм. "Орлы над пропастью" (СПб., 1912) И. опубл. обзор "Первый год эгофутуризма" (подпись Казанский), в к-ром привел программу "Академии Эгопоэзии" (выпущенную Северянином и др.) и показал последоват. эволюцию эгофутуризма и его осн. положения (рец. Н. Гумилёва -- "Гиперборей", 1912, No 3). Осенью 1913 И. выпустил отд. изданием иссл.-манифест "Эгофутуризм" (как цикл статей эта работа публиковалась в 1913 в газ. "Нижегородец"). В 1913 (на т. л.-- 1914) И. издал сб. "Эшафот (Эгофутуры)" (СПб.), в к-рый вошли его стих., публиковавшиеся в эгофутуристич. альманахах (в сб. не были включены более ранние тексты, печатавшиеся в периодике; рец.: Г. Иванов -- "День", лит. прил., 1913, 18 нояб.). В 1912--13 организовал ряд публичных выступлений эгофутуристов ("поэзо-концерты", кабаре, банкеты и пр.). Все начинания И. в соответствии с эстетикой футуризма носили отпечаток увлечения театр, действом. Этим же характерно и его лит. творчество: тяготение к жанру пародии (ранние опыты) как способу овладения разл. стилями, использование многочисл. псевд.-масок (Джиованни, Арлекин, Ивей,-- Т -- , Карагуано, Маркиз Карабас и др.), и фа с разл. стилями, "сюжетами", "темами", поэтич. ориентирами (экзерсисы в стиле кубофутуристов, Ф. Т. Маринетти, Северянина и др.). Тяготея к кубофутуристич. практике, И. обращался к урбанистич. мотивам (метафоры, построенные по принципу "одомашнивания" космич. образов: "Зажги бензинной зажигалкой / Себе пять солнц и сорок лун"), конструировал неологизмы (гл. обр.-- построенные по франкоязычным моделям: "эстампиро-вание", "эсентиции" и др.), экспериментировал в области "зауми" и создания "визуальной" поэзии. В альм. "Бей, но выслушай" напечатана "мело-литера-графа" "Третий Вход" с включением в текст нотных записей; использованы знаки, указывающие на движения, к-рые должен совершать чтец при декламации стихов, и т. д.; стих. И. "Опус-45" (альм. "Развороченные черепа") стало образцом графич. поэзии. В прозе И. "Следом за ..." (альм. "Бей, но выслушай") эксперимент, пунктуация, игра разл. шрифтами, переход конца одного предложения в начало следующего. При этом сквозной темой его поэзии оставалось трагич. предощущение собств. судьбы ("Я в этом саване прощальном / Целую лица небылиц / И ухожу дорогой дальней / Туда к границе без границ" ).
И. покончил с собой в день своей свадьбы (см.: Блок. Зап. кн., с. 203; ПЛ, 1914, 21 и 22 янв.: "Петерб. курьер", 1914, 22 янв.).
Изд.: Манифесты и программы, MЭnch., 1967. с. 33--49.
Лит.: Северянин И., Колокола собора чувств, Юрьев -- Тарту, 1925; его же, Газета ребенка (И. В. Игнатьев и его "Петерб. глашатай").-- "За свободу" (Варш.), 1925, 9 февр. (полн. текст -- в его рукоп. сб-ке восп. "Уснувшие весной" -- ЦГАЛИ, ф. 1152, оп. I, No 13); Мешков Ю., Газ. "Нижегородец" о раннем Маяковском.-- ВЛ, 1968, No 9; Харджиев Н. И., Тренин В. В., Поэтич. культура Маяковского, M., 1970, с. 219--22; Хлебников В., Творения, M., 1986, с. 701, 706, 707; Кузьминский К., Янечек Дж., Очеретянский А., Забытый авангард. Россия. Первая треть XX столетия. Сб. справочных и теоретич. мат-лов, W., [1988], с. 14--16; Гумилев Н. С, Письма о рус. поэзии, M., 1990 (ук.); Markov V., Russian futurism: A history, Berk.-- Los Ang., 1968. + Некрологи: альм. "Руконог", M., 1914 <С. Бобров?>; Крючков Д., Памяти И.-- "Очарованный странник", в. 3, П., 1914; Ростовцев А., Памяти И.-- "Воскресная веч. газ.", 1914, 26 янв. Венгеров. Список; Альм, и сб-ки (2); Муратова (2, ук.); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 2144.
А. Е. Парнис.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992