Шествуя по лестнице Культуры, человек старался вытравить в себе все ему присущее, Природное.
Взамен того, чтобы идти навстречу Богу, он шел от Него в противоположную сторону.
Он не развивал своего "Я", своего Лица, своего Индивидуала, он стремился старательно "подчищать" эластичною резиночкой все признаки малейшего "Ego, Эгоизма". И этому не виделось помехи и этому помехой не считалось то, что результат подчисток был всегда один -- дыра.
Человек, проповедуя альтруизм, не видел, не желал видеть, что корни альтруизма растут из эгоизма.
"Сознательный эгоизм почти равен альтруизму: он не ищет борьбы: инстинктивный эгоизм вызывает и ведет борьбу, и, только благодаря эгоизму других, может быть ограничен в своих желаниях.
Все эгоистичны, но не все одинаково понимают это, и, в большинстве случаев, эгоизм разыгрывается на началах как бы альтруистических за общие желания и интересы, но это только кажется, сущность же борьбы в эгоизме личностей, а все идеи, сопутствующие ей, служат ее подспорьем и поддержкой личного эгоизма человека.
Принимая в расчет и уважая чуждые нам эгоизмы, мы более служим альтруистическим идеям, чем эгоистично проповедуя альтруизм, которого в действительности нет.
Только, так сказать, от трения эгоизмов друг об друга создается нечто похожее на альтруизм" [К. М. Фофанов. Оранжевая Урна. Изд-во: Петербургский глашатай, 1912, с. 4.].
Закон Природы сам по себе таков, что "Я" не может быть эгоистично в отношении к самому себе, и как бы альтруистичен не был данный индивид, -- его конечный альтруизм покоится на эгоизме...
Чем дальше глубь веков, тем сильнее и прочнее вытравление личности, Природы.
Ее исконный враг -- Культура. Это смертоносный яд для "Я".
Противоядие яду, сражающему Нетленное, осознано давно и разносторонне.
Мы знаем Будду Гаутама, Жан Жака Руссо, Фридриха Ницше, Александра Ивановича Герцена, Максима Горького, Генрика Ибсена, Евгения Соловьева (Андреевича)1, Иоганна Готлиба Фихте2...
Возможность достижения человеком божественности.
Сверхчеловек.
"Я" и "не-я".
Самостоятельность Личности.
Презрение условностями и освобождение от цепей общественности...
Герцен "боялся всякого подчинения", возводя на пьедестал анархию, в смысле признания высшей, верховной санкции за самим человеком, за его "Я".
Он требовал "отделения человека от официальной жизни своего народа, признания за личностью ее религиозной, нравственной и даже политической "автономии"".
На то, что "идея освобождения личности дошла до анархии и атеизма", указывал еще Евгений Соловьев.
Тот же Евгений Соловьев приходит к идеологии силы, делая, в виде компенсации, оговорку: ... "силы, поддержанной и основанной непременно трудом".
Идеология силы переходит в формулу: "только сила кристаллизуется в право, а не бессилие". "Каждое право должно быть заработано: не заработанное право миф, мечта, прекраснодушие".
Соловьевский индивидуализм почерпнут из чаши Горького.
Этот индивидуализм ширился, сближаясь с общественной идеологией, пришедшей от эгового индивидуализма к индивидуализму коллектива, индивидуализму классовому, -- индивидуальному самосознанию Пролетариата.
С точки зрения борьбы интересов развития Личности исходят отношения Евгения Соловьева к Ж. Ж. Руссо и Толстому.
Борьба за свободу и самостоятельность своего "Ego" у Руссо и у Толстого неразрывна от борьбы против разврата Культуры, Культуры вообще.
"Разврат это ложь. Развратно все, что лживо, все, что не отвечает истинным потребностям и влечениям человека, все, что ведет его совесть к компромиссу, все, что позволяет ему жить чужим трудом и носить чужое лицо" ["Л. Н. Толстой" -- Монография Андреевича.].
Следственно, первое условие индивидуализма Толстого: "жить своим трудом, за свой счет и страх, чтобы сохранить святыню своей личности".
Основанием его общественной личности будет "воздать труду должное, т.е. уничтожить эксплуатацию масс, все равно под каким бы знаменем -- государственности или капитализма -- ни происходила эта эксплуатация--.
Ж. Ж. Руссо -- "великий плебей и великий пролетарий, попавший в общество герцогов и принцев крови, которые смотрели на него, как на редкого зверя. Его всячески соблазняли, чтобы он перешел на сторону праздных и сильных. Но Руссо остался верен себе. Несмотря на все соблазны, он ни на минуту не прекращал войны с "частными людьми хорошего тона", с приличным обществом. И тут он беспощаден. Его красноречие стихийно. Здесь ненависть веков и поколений, здесь злоба и негодование всех трудящихся и обремененных, здесь гордое и могучее "Я", выступившее на защиту своего попираемого достоинства, ревниво оберегавшее свое одиночество и независимость против соблазнов лести, богатства, славы"...
Христианство -- религия рабов, протест против римской цивилизации.
Идеи Пролетариата -- религия Труда и Капитала.
Эгоизм же -- религия рабов духовного крепостничества, Культуры, Города (т.е. общежития)...
Такого рода броскости от Теософии к Социализму, от Биологии к Философии, от Мистического Анархизма к Эгоцентризму, и обратно, и, наконец, к Эгофутуризму, интуитивному осознанию, интуитивному озарению, все это претерпевало такое ничтожное в своем величии и великое в своей ничтожности -- человеческое "Я".
* * *
В ощущении неопровергнутого предела таится трагизм асимметричности Потребности и Возможности, Влечения и Средств к Достижению.
Смысл ее -- муки и ошибки, боль и радость Искания.
Отсюда -- Трагическая Красота, отсюда прогрессивность пути ее.
"Из семян, посеянных трагическим искусством, -- говорит Петр Пильский, -- вырастет то отдаленное, что будет называться возвышенной и прекрасной человеческой индивидуальностью".
По Максиму Горькому "в карете Прошлого далеко не уедешь", вот почему "мы и должны жить для человека Будущего".
Горький, правый совершенно в первом, не прав во втором.
Мало того, что мы -- люди Настоящего, -- мы сами, а не кто Иной, Последующий, -- люди Будущего. Ибо наше Бытие -- непрерывный ряд мгновений:
мгновенья Настоящего, мгновенья Будущего.
Цель современья в выявлении индивидуальности и отделении ее от коллектива, в непрестанном трагичном прогрессе, в непрестанном устремлении к достижению возможностей Будущего в Настоящем.
1913
1. Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) -- немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме.
2. Евгений Андреевич Соловьев (псевдонимы Андреевич, Смирнов, Мирский и др., 1867 - 1905) -- русский критик, историк литературы. Был редактором литературного отдела журнала "Жизнь", где печатал свои "Очерки текущей русской литературы".