Хьюз (Hughes), Ленгстон (1.II.1902, Джоплин, Миссури -- 22.V.1967, Нью-Йорк) -- поэт, прозаик, публицист, драматург, переводчик испанской и латиноамериканской поэзии, составитель антологий (в т.ч. фундаментального издания "Поэзия негров" совместно с А. Бонтаном), автор книг для юношества об истории негритянского народа США, его культуре и искусстве. Литературное наследие Хьюза составляет более 50 книг. В роду Хьюза по материнской линии были общественные деятели, участники аболиционистского движения. Детство и отрочество Хьюза прошли в скитаниях по стране: мать, в прошлом учительница, переезжая в поисках места из штата в штат, работала машинисткой, официанткой, поденщицей, сам он начал подрабатывать еще в младших классах. Окончив школу в 1920 г. и проучившись зиму в Колумбийском университете, Хьюз далее проходил "университеты" горьковского типа. Был лифтером, коридорным, клерком, официантом, носильщиком, батрачил на ферме. Дважды (юнгой) совершил длительное плавание на грузовом судне в Африку и Голландию, кочевал по Франции и Италии. По возвращении (1925) поселился в Вашингтоне, занимаясь физическим трудом.
Известное стихотворение "Негр говорит о реках" Хьюз написал еще 17-летним школьником, в 1921 г. оно появилось в журнале "Крайсис". Ранние стихи обнаруживают воздействие уитменовской традиции, более всего -- поэзии К. Сэндберга. Позднее Хьюз проникается ритмами и настроениями негритянского фольклора: спиричуэле, рабочих песен и в особенности блюзов, которым суждено было стать, в трансформированном виде, сердцевиной его поэтики. В 1925 г. -- премия журналов "Крайсис" и "Опортьюнити", сенсационная, хотя и недолгая, известность благодаря поэту В. Линдсею и газетным репортерам, открывшим "новую звезду" в молодом негре со стопкой грязных тарелок в руках -- именно такая фотография появилась в одной из газет. Выход первых сборников стихов -- "Усталые блюзы" (The Weary Blues, 1926), "Лучшие вещи в закладе" (Fine Clothes to the Jew, 1927)-дал Хьюзу возможность окончить Линкольновский университет (1929). Он становится профессиональным писателем, но материальной обеспеченности не знает до конца жизни. За 40 лет литературной работы Хьюзом опубликовано 16 книг стихов, в т. ч. "Хранитель мечты" (The Dream-Keeper, 1932), "Новая песнь" (A New Song, 1938), "Шекспир в Гарлеме" (Shakespeare in Harlem, 1942), "Поля чудес" (Fields of Wonder, 1947), "Билет в один конец" (OneWay Ticket, 1949), "Монтаж отсроченной мечты" (Montage of a Dream Deferred, 1951), "Пантера и хлыст" (The Panther and the Lash: Poem of Our Times, 1967, посмертно). Вышли также однотомник его произведений (The Langston Hughes Reader, 1958), "Избранные стихи" (Selected Poems, 1959), сборник публицистики "Здравствуй, Революция" (Good Morning Revolution, 1974).
В поэтическом творчестве Хьюза можно различить несколько периодов, но главные черты его оставались неизменными. Прежде всего это народность его поэзии, естественная, непринужденная и не имеющая ничего общего со стилизацией. Истоки ее -- в кровной близости поэта к той части населения страны, которая все отчетливее ощущает свое право заявить "Я -- тоже Америка". Через все им написанное проходят утверждение человеческого достоинства негра, воинствующее неприятие любых форм расовой дискриминации и белого шовинизма. От крайностей "черного" национализма его удерживают природный здравый смысл, юмор, душевная мягкость. Своеобразие поэзии Хьюза -- в обаятельном сплаве юмора и печали, едкой горечи, сарказма и беззаботной жизнерадостности. Его "блюзы" -- эти "городские романсы" -- вобрали в себя многообразие жизненного и душевного опыта негритянской бедноты.
В первых книгах стихов ощутима атмосфера "Гарлемского возрождения" -- культурного движения, в котором молодой Хьюз с увлечением участвовал: "африканские мотивы", эстетизация бытия черного гетто, интерес к негритянскому фольклору. Стихи 30-х гг. ("Новая песнь") насыщены духом революционного брожения Америки в пору жесточайшего экономического кризиса. Хьюз активно сотрудничает в коммунистической печати, проводит около года (1932-1933) в СССР (итогом явилась книга очерков "Негр смотрит на Красную Азию", Negro Looks at Red Asia, 1934), едет корреспондентом в республиканскую Испанию.
В сборниках 40-50-х гг. ощутимо особое внимание к быту, резче и конкретнее становятся психологические портреты, очень явственны ноты горечи и разочарования, но одновременно все сильнее звучит тема негритянского протеста. Книга "Пантера и хлыст", в которой собраны последние стихи поэта, проникнута пафосом движения американских негров за гражданские права, охватившего в ту пору всю страну.
Разнообразна и проза Хьюза. Он известен как новеллист: книги "Нравы белых" (The Ways of White Folks, 1934), "Смеяться, чтобы не плакать" (Laughing to Keep from Crying, 1952), "Нечто общее" (Something in Common and Other Stones, 1963); как автор романов: "Смех сквозь слезы" (Not without Laughter, 1930) -- о негритянском мальчике, в истории которого запечатлелось воспоминание Хьюза о собственном детстве, и "Тамбурины славы" (Tambourines to Glory, 1958), -- 2-томного автобиографического повествования "Большое море" (The Big Sea, 1940) и "Брожу по свету и удивляюсь" (I Wonder as I Wander, 1956). Значительное место в прозе писателя занимают 4 сборника историй о Симпле (1950-1965), который впервые появился в 1943 г. на страницах чикагской газеты "Дефендер", где Хьюз вел еженедельную колонку. Этот весьма прямодушный, но не столь простой, как подсказывает его фамилия, обитатель Гарлема в выразительной и иронической манере комментирует в беседах с приятелем текущие события как своей жизни, так и жизни большого мира. В книгах о Симпле проявилась сатирическая жилка Хьюза-прозаика, по духу родственная его поэзии.
Хьюз написал также 9 многоактных и несколько коротких пьес, все они шли на сцене и некоторые -- "Мулат" (Mulatto, 1939), "Просто божественно" (It's a Mighty World, 1965), инсценировка рассказов о Симпле, -- пользовались значительным успехом у зрителей.
Американское литературоведение не баловало Хьюза вниманием, и все же писательская судьба его сложилась счастливо: он был не просто популярен, но горячо любим широкими читательскими массами и мог с полным правом носить никем не присужденный официально, но давно сопровождавший его имя титул "Поэт -- лауреат негритянского народа". Хьюз был талантливым пропагандистом афро-американской культуры; выступал с лекциями, принимал живое участие в работе общественных негритянских организаций. Его хорошо знали в молодых независимых государствах Африки. Но важно подчеркнуть, что и литературное творчество, и общественные выступления писателя всегда были связаны с демократическими традициями всего американского народа -- как "черной", так и "белой" Америки.
На русском языке стихотворения и проза Л. Хьюза издавались неоднократно (в т.ч. стихотворные сб. 1960 и 1964 гг., сб. новелл 1955 г.).
И. Левидова
Источник текста: Писатели США. Краткие творческие биографии. /Составление и общая редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. -- Москва: Радуга, 1990.