|
Скачать FB2 |
| |
Хоткевич Игнатий Мартинович.
Лихолетье.
("Смутное время").
Хроника начала XX века.
Перевод с украинского автора.
Действующие лица:
Хулиганы, громилы, пьяницы, торговцы, мясники, городовые, шпики, рабочие, студенты, гимназисты, гимназистки, курсистки, интеллигенты, господа, милиционеры, ребята.
Действие 1.
Обстановка среднего достатка; три двери, справа окно. В центре стол, на нем самовар, простой завтрак; слева мягкое кресло. Софья Павловна сидит в кресле, Митрофан Иванович -- за столом и читает газету.
Пауза.
Пауза.
Тот подходит.
Терентьева входит и смущенно здоровается. Надюша усаживает ее за стол; завтракают, пьют чай.
Обе уходят.
Пауза.
Входит Борис.
Пауза.
Длинная пауза.
Пауза, губы дрожат.
Борис садится рядом с ней и кладет ей голову на плечо, видно, что он едва сдерживает слезы. Софья Павловна тихо ласкает его.
Борис вскакивает и довольно быстро.
Горничная уходит.
Пауза.
Идут налево. Вскоре оттуда доносятся звуки " Легенды" Венявского. И стонут, и жалуются... Тихо входит мать, останавливается у косяка, слушает и чуть слышно плачет. Занавес тихо опускается и падает в миг перед аллегро.
Действие 2.
Грязный трактир. Слева буфетная стойка, справа окно. Столики поставлены вместе у стен. Много народу -- всяких потасканных, оборванных, грязных людишек. Хвастливые лица, хвастливые разговоры, все грязно и время от времени нечестиво-добродушно. Шум, песни; слышно иногда звуки гармони. Некоторые навеселе, а некоторые и вовсе пьяны. То входят, то приходят; толпятся у стойки, пьют, закусывают. Несколько чисто одетых: приказчики, мясники, мелкие торговцы; те сидят за столиками и пьют за наличные. У дверей двое спрашивают пароль; бегает, встряхивая космами, хлопец - " половой".
Группа у буфетной стойки.
Эта сцена должна производить впечатление полной жизни. Несмотря на непрестанный шум, которая может то нарастать, то затихать, нужно, чтобы до мельчайших оттенков было слышно отдельные разговоры. То, что делается в одной группе или стороне, захватывает только ближайших; все остальное живет своей отдельной жизнью. Каждый статист должен играть.
Митрич отмахивается рукой.
Долго еще грозят оба.
Вторая группа.
Третья группа.
Четвертая группа.
Пятая группа.
3-тий свистит, не доверяя.
Шестая группа.
Вокруг смех.
Входит Борис, говорит в ухо пароль, начинает метаться по сцене и вообще принимает участие в жизни толпы.
Седьмая группа.
Входит околоточный надзиратель, все к нему бросаются.
Околоточный смеется. Митрич тоже смеется.
Толпа с криками бросается к стойке.
Становятся с шутками, пинками; Борис тоже.
Подходят, шутки, смех, ругань. Сидевшие за столиками такими же и остаются.
Первая группа.
Вторая группа.
Те, кто выпил, закусывают; сидят, ходят, едят.
Бьются.
Еще двое идут танцевать.
Шум, крик доходят до апогея; гармоника взвизгивает, дым и чад.
Входит околоточный надзиратель, с ним двое городовых в форме; городовой, что угощался за отдельным столиком, намеревается незаметно пройти в буфет.
Околоточный сталкивает его прочь с дороги.
Заваривается какая-то каша из человеческих тел; видно только, как поднимаются кулаки, сабли городовых -- и вся эта куча вываливается за дверь, половина любопытствующих - за ними. На сцене становится более-менее тихо, слышны отдельные неразборчивые фразы.
У стойки на одном месте топчется пьяный и уже двадцать раз подряд говорит: "Хоть ты и Митрич, а дурак... А еще я тебе скажу -- хоть ты и Митрич, а дурак... Вот, пожалуйста, каков исход дела". Буфетчик не обращает ни малейшего внимания. Тем временем за сценой шум начинает затихать; некоторые уже возвращаются, почему-то радостные.
Всё стихает.
Становится тихо.
Входят Седов и Печива; Седов раздевается, ему помогают двое городовых; Печива проходит прямо к буфету и о чем-то советуется с Митричем.
К нему подходят некоторые торговцы.
Подбегает городовой.
Подбегает 2-ой.
Городовые помогают и потом всё время поддерживают.
Входит Антон.
Околоточный подбегает, а Антон, показав фигу городовым, проходит прямо к Борису.
Впоследствии они садятся ближе к авансцене.
Городовой все кивает головой, околоточный уходит, а городовой начинает следить за товарищами.
Идут в дверь, за стойкой.
В толпе смех.
Входит надзиратель, обращается к городовому; то ему оживленно рассказывает. Затем подходит к Печиве, говорит с ним, тот тоже смотрит на товарищей. Околоточный поочередно подзывает к себе или сам подходит к переодетым городовым и шесть человек их них назначает следить за Антоном и Борисом.
Кто-то как попало нестройно отвечает.
Борис с равнодушным видом отходит ближе к окну, трое городовых незаметно за ним.
Городовые с криком бросились, Антона повалили, и он кричит: " Иван, Иван! Спасайся!" Борис, вырвавшись из рук городовых и выстрелив, разбивает, раскрывая, окно и выпрыгивает прочь. Крики, шум, все шумят и суетятся, не зная, из-за чего.
Занавес быстро опускается.
Действие 3.
Просто улица, идущая вдаль. Голые, с ободранными проводами телеграфные столбы. С обеих сторон двухэтажные дома; правый дом выходит углом вперед (здесь выход в правую кулису). Налево парадный подъезд, двое искорёженных фонарей; стоят носилки. С правой стороны в доме подъездные ворота, а от них ведёт наверх тонкая железная лестница, по которой снуют люди.
В обоих домах почти все окна выбиты, кое-где осталась целая рама или кусок ее. Окна забаррикадированы древесиной, столами, стульями, досками и вообще чем попало. Видно, как внутри непрестанно расхаживают люди. К концу действия в некоторых комнатах зажигают свет, -- и удивительное впечатление производит это свет среди хаоса и разрухи. Поперек всей сцены, на одном из задних планов, стоит баррикада, прочно построенная из всего, что попадалось под руку, опутанная толстым проводом. Из ворот тянут брёвна, вывернутые тротуарные плиты, носят мешками землю, песок, строят, прилаживают; на земле валяются поленья и всякая всячина. Над баррикадой вьется большой красный флаг, а со вторым, меньшим, стоит молодая девушка. Много рабочих, студентов, учеников и учениц средних школ, курсисток, ребят; есть и " интеллигентский" элемент, но больше по инспекционному контролю. Разнообразное оружие, иногда даже смешное: ружья, револьверы, сабли, какие допотопные тесаки, куски толстой проволоки, кованые ножи, привязанные к дубинками и т. п.; есть вооруженные девушки. Некоторые с красными лентами на руке, на шапке или через плечо, сестры, студенты, врачи - с красным крестом на руке, некоторые в фартуках и даже в халатах. Настроение очень смелое, пылкое - все живое. Кричат, распоряжаются, бегают. Иногда слышны сигналы свистком, долгие, пронзительные, как на кораблях; иногда звонят торопливо и неумело в большой колокол где-то на ближайшей колокольне. Повсюду непрестанное движение, кричат и из окон, и откуда-то сверху, и с лестницы. Кто хочет, чтобы его услышали, тот должен кричать. На баррикаде все время стоит много вооруженного, готового к бою народа, некоторые меняются. Приближаются сумерки.
Звонят на колокольне; на баррикаде поют "Варшавянку". Шум, суета, общее движение. Затем пение замолкает. Несут большое бревно.
В доме раздался выстрел, из окна кто-то высовывается, кричит.
Бегут.
Звонить перестают.
Первая группа.
Вторая группа (солидных).
Знакомятся.
Знакомятся.
Третья группа.
На его место становится рабочий.
Поднимают.
Поднимают меньше.
Выбраны товарищи Корещенко и Снегирев.
Делегаты отдают свои ружья Борису.
Поднимают.
Делегаты и врач лезут через баррикаду.
Эсфирь проходит с одной дома в другого со стаканами в руках.
Его никто не слышит.
С шумом и вознёй выбирают трех, и они лезут через баррикаду.
Между тем в другой стороне поймали шпиона.
Двое гимназистов берут шпиона под руки и ведут через баррикаду:
Звонят на колокольне; какая группа привлекает "Дубинушку"; в кресле проносят раненого, и он стонет.
Звонить перестают.
Санитары бегут, им передают через баррикаду носилки.
Несут.
Несут к парадному входу, раненый стонет.
Темнеет.
Немного стихает.
Темнеет, в некоторых окнах уже горит.
Милиционеры лезут через баррикаду, позади идет начальник, передав факел соседу.
Второй десяток становится в группу, советуется о чем-то несколько минут потом лезет мимо начальника; тот громко кричит.
Ведут под руки окровавленного, бледного как смерть парубка; на колокольне начинают звонить, но это прекращают.
Лезут, громко считая.
Где-то далеко слышно частые выстрелы и крики. С левой стороны вдруг слышен голос Софьи Павловны: " Пустите меня! Ради Бога, пустите! Я должна его видеть".
И это " к оружию" тысячей шумов отзывается во всех уголках.
Свет гаснет, темнота. Выстрелы слышнее. На баррикаде нервно поют "На бой кровавый".
Внезапно вся сцена заливается ослепительным светом прожектора. Минута страшной тишины. Где-то далеко кричит чей-то голос: " Эскадрон, пли"!.. И взрывы, и стоны, и крики, и грохот.
Занавес быстро опускается.
Действие 4.
Бедная лачужка. Ставни закрыты снаружи. Справа на старой кушетке трое детей; двое меньших закутаны в платок. Слышны перестрелка и шум далекой толпы. Иногда пробегают по улице какие-то группы людей, громко говорят и кричат.
Пауза.
Слышно: приближается, вопя, какая-то толпа.
Толпа приближается; в конце можно разобрать отдельные слова; кричат, ругаются.
Дети начинают плакать, толпа удаляется.
Пауза.
Толпа пробегает, крича.
Слышен какой-то шум у двери, какой смущенный молодой голос; в доме все замирают.
Входят две барышни, растрепанная, избиты. У одной сочится кровь из виска.
Больная стонет, сжав зубы.
Приближается какая-то огромная толпа людей -- и ревет, и хохочет. Женский дикий голос: " Спасите! Помощь Что вы со мной делаете"! И дикие вой и вопли... Под самым окном внезапно кто-то выстрелил, -- все в доме вскрикнули. Еще несколько минут толпа ревет безумно, потом начинает удаляться. Где-то звонят в церковь. Толпы уже нет, но в доме все как окаменели, -- и только слышно далеко спокойный звон. Длинная пауза.
Обе барышни льнут одна к другой, испуганные этим взрывом ненависти. Слышно пушечный выстрел, потом еще, еще.
Сара и первый курсистка подхватывают её.
Извлекают и укрывают Стасю.
Пауза, все прислушиваются.
Пауза.
Грохот пушек.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Стася стоит бледная, вся дрожа, и протянула обе руки.
Потом женщина вдруг перестает плакать и схватывается в исступлении.
Сара вместе с 1-ой курсисткой с криком бросаются и вырывают ребенка из рук, а мать, обессиленная, покорно садится; свесив голову на грудь.
Сара все время тихо плачет, Мосий закрыл глаза рукой и понурил голову, а Стася, закусив палец, с мукой смотрит куда-то в одну точку.
Одеваются, берут детей.
На улице тихо.
Длинная пауза.
Долгая пауза.
Страшная пауза.
Чуть доносится какой-то шум.
Слышно, как и в самом деле кого-то несут. Голос Эсфири: " Тише, тише... Передний опусти руки, а вы поднимайте! Поднимайте! Осторожнее, что вы, в самом деле! Тише!.. Сюда, сюда. Я сейчас открою дверь".
Дверь открывается, входит Эсфирь; за ней вносят носилки с убитым Борисом, ставят на пол.
Занавес тихо опускается.
Действие 5.
Комната первого действия; слева кровать, рядом с ним столик с лекарствами. Софья Павловна лежит в постели.
Надя садится.
Пауза.
Долгая пауза.
Пауза.
Горничная ушла.
Надюша садится на кресло и неподвижно смотрит куда-то.
Пауза.
Едва слышно играет оркестр и величественный хор поёт печальный гимн "Вы жертвою пали". И далеко-далеко, не слышно еще, но чувствуется, что идут значительные массы народа.
Надюша единым движением открывает окно. Мощный хор из сотен груди врывается в комнату и заполняет ее звуками. Затихает все.
Внизу слышен голос Митрофана Ивановича: " Родные, кровью соединённые братья, поклон вам до земли... К этому времени я думал, что у меня только один сын -- вон тот молодой покойник, лежащий в переднем гробу... И вот только теперь я знал, сколько у него братьев и сестер и сколько у меня детей... Когда мой сын был жив, я не верил ему... Не верил в его дело, не верил святынями его мечтаний... И нужна была его смерть, чтобы раскрыть мне глаза... И вот теперь глаза мои открылись... И заклинаю я вас всех, кто остался в живых. Всех, кого вижу здесь... Родителей, матерей... Братьев и сестер... Идите все! Все идите туда, куда шел мой сын! Следуйте все за его идеалами - и тогда, может, не будет более таких смертей на земле... А я... Все свои дни... Все последние силы свои отдам на служение тому большому, святому делу, за которое умер мой первый и мой единственный сын! И клянусь я в том всенародной клятвой перед телом моего сына... Борис!.. Борис!.. Слышишь ли ты"?
И снова течет мощное пение, слышен шум и гомон многотысячной толпы, рыдания женщин.
Звуки достигают страшной силы и льются неудержимым потоком. Занавес тихо опускается.
|