Ходасевич Владислав Фелицианович
Пора!

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В. Ф. Ходасевич

Пора!

   Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т.
   Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине.
   М.: Согласие, 1997.
   OCR Ловецкая Т.Ю.
   
   У него было исключительное пристрастие к восклицанию "Пора!". Начиная с "Мечтателя" (1815) и кончая наброском "Пора, мой друг, пора!.." (1836?), я насчитал около пятидесяти случаев только в стихах, не считая художественной прозы, статей и писем, в которых оно тоже не редко. Я приведу лишь несколько примеров, характеризующих способы его применения.
   1. Пора в жилище теней! ("Жених")
   2. Пора покинуть скучный брег... ("Евгений Онегин")
   3. Пора, давно пора домой. (Там же)
   4. Пора и мне... Пируйте, о друзья! ("19 октября 1825 г.")
   5. В душе подумала: пора! ("Руслан и Людмила")
   6. Пора, поди. ("Каменный Гость")
   7. Пора, пора! Рога трубят. ("Граф Нулин")
   8. Пора, пора! -- взываю к ней. ("Евгений Онегин")
   9. Вокруг Мазепы раздавался
   Мятежный крик: "пора, пора!" ("Полтава")
   10. Нет, пора, пора, пора... ("Русалка")
   
   Лексические и интонационные пристрастия не случайны. Они порой говорят о поэте больше, чем он сам хотел бы сказать о себе. Они обнаруживают подсознательные душевные процессы, как пульс обнаруживает скрытые процессы физического тела. Считать их -- не пустое занятие.
   

КОММЕНТАРИИ

   Пора! -- Б. 1923. Кн. 2. С. 182--184; ПХП. С. 20--21.
   С. 426. "Пора, мой друг, пора!.." (1836?)... -- В современных изданиях Пушкина это ст-ние предположительно датируется 1834 г. Подробнее см. в коммент. к статье "О двух отрывках".
   "Пора в жилище теней!" ("Жених"). -- Этот стих взят из пушкинского "Мечтателя" (1815). В "Женихе" -- "Пора гнездо устроить".
   Они обнаруживают подсознательные душевные процессы... -- Ср. о художественном приеме в статье "Памяти Гоголя" (1934): "Прием, не составляя сущности мировоззрения художника, в то же время есть несомненный и достоверный показатель такого мировоззрения. Искусство осуществляется не ради приема (как думали формалисты), но через него и в нем самом. Это не умаляет ни важности приема, ни необходимости его исследовать, ибо в конечном результате исследование приема есть исследование о мировоззрении художника. Прием выражает и изобличает художника, как лицо выражает и изобличает человека" (см. т. 2 наст. изд.).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru