Художник-живописец или рисовальщик представлялся ему обладателем быстроты: в кисти, в карандаше, в самом взгляде.
В "Руслане и Людмиле":
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!
В "Полководце":
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий.
В "Каменном Госте" Лепорелло говорит Дон-Гуану о его любовном воображении:
Оно у вас проворней живописца, --
то есть живописец тут взят как образец проворства.
В 1824 году, заботясь о рисунках к "Евгению Онегину", Пушкин пишет брату: "Найди искусный и быстрый карандаш".
Эта быстрота, по-видимому, представлялась ему неотъемлемым качеством истинного художника. Изображая художника бездарного, Пушкин прежде всего лишает его этого свойства:
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит...
Все это имеет отношение к манере его собственных рисунков, в которых разительна прежде всего быстрота. Он старается как бы на лету уловить движение, характерную линию, черту сходства. Нечто подобное можно заметить и в первоначальных набросках его стихов, когда он явно стремится наскоро закрепить ход мысли, мелькнувшие образы, рифмы и т.п.
КОММЕНТАРИИ
Художник. -- Б. 1923. Кн. 2. С. 185--186; ПХП. С. 22--23.
С. 448. "Художник-варвар кистью сонной..." -- Начало ст-ния "Возрождение", традиционно датируемого 1819 г. Эта датировка справедливо оспорена Б. А. Васильевым, но предложенная им новая дата -- 1827 г. -- столь же мало обоснована (см.: Васильев Б. А. О новой датировке стихотворения Пушкина "Возрождение" // Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 92--99).