Хижняков Василий Васильевич
К "газетной буре"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Национализм. Полемика 1909--1917
   М.: Модест Колеров, 2015. (Исследования по истории русской мысли. Том 18.)
   

В. Хижняков

К "газетной буре"

   Маленький факт, имевший место за чайным столом на квартире г. Ходотова, неожиданно вывел на сцену большие вопросы, и брошенная г. Чириковым в пылу полемического задора фраза о русской и еврейской культуре выросла в общий и страстный спор о национализме, со всеми теми осложнениями, какими обычно осложняется у нас этот вопрос. Обостренность и страстность спора "Слово" объясняет тем, что основной вопрос полемики о русском национальном лице "действительно назрел", что в "русском обществе ощущается потребность национального самопознания", что "сознается теперь вредный пробел недавнего прошлого -- болезненная совестливость своих национальных особенностей".
   Так ли это? Не следует ли чем-либо другим объяснить обостренность страстного спора, которую вызвали статьи газеты "Слово"? Разве нужно искать объективных причин, когда налицо та удивительная постановка, какую получили важные и сложные вопросы действительности на страницах "Слова"?
   Пусть вопрос о "русском национальном лице" действительно назрел, и действительно русским обществом ощущается потребность национального самопознания ("вредный пробел недавнего прошлого -- болезненная совестливость национальных особенностей" мы оставляем на совести "Слова", -- такого пробела мы незнаем), но честь возбуждения страстности и обостренности спора "Слово" безусловно может оставить за собой.
   Уже в самом поводе, по которому возник спор, кроется неправильность его постановки. Ибо, когда отвлеченный вопрос о национализме и национальном лице соединяется с больным для современности еврейским вопросом, то неизбежно привлекаются к спору кошмары русской действительности, в центре которых стоит злосчастный еврейский вопрос.
   "Спор", таким образом, стал сразу на зыбкую почву. Публицисты газеты "Слово" не только не стали на другую почву, а, наоборот, с культурной плоскости свели спор на политическую, осложнив поднятый чисто культурный вопрос вопросами патриотизма и государственности. Этим они совершили логическую ошибку. Пустив же в оборот слова, которые не были сколько-нибудь удовлетворительно объяснены и оговорены, они совершили ошибку сугубую -- общественно-политическую, вызвавшую ту бурю, для которой не приходится искать объективных причин.
   Если бы нам сказали просто: свои национальные черты нужно любить; нужно стремиться к проявлению и развитию творческих возможностей, которые таит в себе национальный характер; нужно культивировать свой язык, свою литературу, свое искусство, заботливо оберегая их национальные черты; нужно гордиться проявлениями национального гения, его успехами среди других народов и его влиянием на общий прогресс; в настойчивых заботах о национальном творчестве нужно создавать благоприятные условия для его развития, содействуя культурному национальному самосознанию.
   Если бы в такой культурной плоскости был поднят спор, то, вероятно, и спора не было бы. Ибо творческая любовь к своему национальному лицу, в указанном смысле понимаемая, есть общепризнанный фактор человеческого прогресса, и эта деятельная любовь к своему нужна для культурного развития каждого народа и для успешного движения вперед человечества вообще.
   И такие вопросы мы готовы были бы считать вопросами своевременно поднятыми, так каку нас, русских, недостает национального энтузиазма, мы не любим деятельно свое национальное лицо и с постыдным равнодушием относимся к своему национальному гению, чему выразительным примером может служить хотя бы тот факт, что на музей великого русского человека и художника слова, Л. Н. Толстого, со всей полуторастомиллионной России собрано до сих пор только три тысячи рублей.
   Но в круге всех этих бесспорных вопросов нет места вопросам патриотизма и государственности. Ибо эти последние являются вопросами нерусской национальности, а общероссийскими вопросами; они касаются в равной мере всех национальностей, населяющих российскую империю, и то или иное разрешение для них для всех равно обязательно. Патриотизм российской государственности в смысле живого стремления к созданию сильной страны, свободно развивающей свою мощь и счастливой счастьем всех населяющих ее национальностей -- это должно быть общим здоровым чувством всех живущих в России национальностей, а не одной только русской. И такое чувство не одна лишь мечта. Оно существует и проявляется постольку, поскольку существуют нормальные условия для общественного развития в нашей стране. И даже поэтическая любовь к родным полям идолам не является монопольным чувством для одних только русских людей, а составляет общее чувство для всех "инородцев", выросших в нашей стране и сроднившихся с нею, и такую любовь хорошо показал неоднократно поминаемый в "споре" Левитан, проникновенно изображавший природу нашей страны. Такая любовь к родине-России проявляется также в жгучей тоске по ней у всех вынужденно живущих в отдалении от нее, независимо оттого, к русской, или еврейской, или татарской национальности они принадлежат, была ли им родина матерью или злой мачехой.
   Вопросы патриотизма и государственности сами по себе -- огромные вопросы, но они совершенно неправильно соединены были на страницах "Слова" с вопросом национальным, первоначально поставленным как проблема культурная.
   И как культурная проблема -- вопрос о национальностях и национальных лицах не носит в себе внутренних противоречий. Одно национальное лицо не должно быть противопоставляемо другому национальному лицу, его развитие не нуждается в таком противопоставлении. Самосознание и национальное творчество одной национальности должно развиваться вместе и рядом с самосознанием и творчеством другой. Это -- линии параллельные, а не перекрещивающиеся, и они вместе ведут к одной общей цели -- наибольшему общечеловеческому прогрессу, залог которого в самобытном и свободном, возможно более полном и разностороннем развитии всех национальных творческих сил. Всякая теория отталкивания одной национальности от другой создает опасность для безболезненного развития данной страны и общечеловеческого прогресса, так как она создает оправдание межнациональной вражды и направляет самосознание в ложную сторону -- от национального и общечеловеческого прогресса, а не к нему.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Правда Жизни. 1909. No 16. Печатается по сборнику. Василий Васильевич Хижняков (1871--1949) -- журналист, земский деятель, народник.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru