[1867--] -- писатель. Р. в Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень. Первый рассказ Г.-О. ("Самоходка") был написан в 1893. После шестилетнего пребывания сельским священником Г.-О. снимает с себя сан и окончательно становится профессионалом-писателем -- изобразителем жизни провинциального духовенства и крестьянской бедноты. По формальному характеру своего творчества Г.-О. является в значительной мере продолжателем бытописательской народнической традиции, к-рая впоследствии перемежается с более новыми и даже модернистскими влияниями. В социально-тематическом отношении Г.-О. берет для себя отправной точкой рассказ Гл. Успенского "Неизвестный" (история диакона, ищущего смысла жизни и постигнувшего несправедливость общественных отношений). "Добрым пастырем" открывается первый том его рассказов, а дальше этот образ пастыря варьируется и в ряде других произведений ["Отец Памфил", сельский поп (в рассказе "Конокрад"), отец Гедеонский ("Миша"), отец Илья ("Капитан Кук"), рассказ "Идеалист"]. Отрицательные стороны жизни духовенства Г.-О. хотя и захватывает, но недостаточно широко. Произведения Гусева-Оренбургского из крестьянской жизни ("Агасфер", "Сквозь преграды", "Где ветлы стояли", "Последний час" и др.) не вносят ничего нового после народнической беллетристики, посвященной жизни крестьян. Кроме того нередко изображаются деревенские персонажи в тонах сгущенного сентиментализма (рассказ "На родину"). Лучшим произведением Г.-О., к-рым он обратил на себя внимание лит-ой критики и современных ему читателей, является повесть "Страна отцов", написанная осенью 1904 (напечатана в IV т. сб. "Знание", СПБ., 1905), т. е. в эпоху нараставшего революционного подъема. Здесь Г.-О. изображает переживания попа Ивана на фоне широкой картины развивающегося хищнического капитализма в одном из крупнопромышленных центров восточной окраины. Крупный капиталист-хищник Широкозадов, озлобленное, ограбленное им, обнищавшее крестьянство, волнения рабочих города, готовых на стачку, рабочая демонстрация, -- вот тот фон, на к-ром показан уход учащейся молодежи, детей алчных черносотенных попов -- в стан борцов за права трудящихся. К сожалению и это произведение Г.-О. грешит не только публицистикой, призванной притти на помощь там, где нехватает силы изображения, но и риторикой, хотя и поданной с самыми благими намерениями. Процесс превращения попа Ивана -- самодовольного кулака в рясе на первых страницах повести -- в обличителя лживости духовенства и в человека, уходящего из этого лагеря лицемеров православия, -- художественно слабо мотивирован. Но все же необходимо сказать, что в свое время повесть "Страна отцов" имела, хотя и временное, но большое общественно-агитационное значение. Минуя ряд произведений писателя, где указанные нами недостатки принимают еще более отчетливый характер, упомянем повесть "Призраки", полную искренности и правдивости. В 1923 Г.-О. выпустил книгу о погромах во время гражданской войны на юге, ценную по богатству фактического материала. В настоящее время Г.-О. живет в Америке, где редактирует журнал "Жизнь".
(псевд.; наст. фамилия -- Гусев), Сергей Иванович [23.IX(5.Х).1867, Оренбург, -- 1.VI.1963, Нью-Йорк] -- рус. писатель. Род. в купеч. семье. Окончил Уфимскую духовную семинарию. Был нар. учителем. В 1893 стал священником в глухом морд. селе; в 1898 снял с себя духовный сан. Первый рассказ Г.-О. "Слепой" опубл. в 1890. В ранних рассказах Г.-О. изображались страдания рус. крестьянства, обнищание и расслоение деревни, хищничество кулаков ("Самоходка", 1898, "Злой дух", 1899, "Агасфер", 1901, и др.), нарастающий в крест. массе социальный протест ("Конокрад", 1901, "Последний час", 1902, "Лукич", 1903, и др.). Большое значение для Г.-О. имело знакомство с М. Горьким и участие в сб-ках "Знание". Мн. произв. Г.-О. изображают рус. духовенство ("Пастырь добрый", 1900, "Идеалист", 1902, и др.). Обличение церкви и ее служителей -- тема повести "В приходе" (1903). Наибольшего реалистич. мастерства Г.-О. достиг в посвященной М. Горькому повести "Страна отцов" (опубл. 1905), в к-рой раскрывается широкая картина жизни пореформенной России, нарастание революц. событий в городе и деревне, создан образ сознательного крестьянина-революционера. Менее удались образы рабочих и интеллигентов -- руководителей революц. движения. В период реакции Г.-О. на короткое время поддался влиянию декадентства ("Сказки земли", 1908, и др.). Последующие произв. (рассказ "Рыцарь Ланчелот", 1910, повесть "В глухом уезде", 1912, и др.) свидетельствовали о возврате писателя к реализму. Для творч. манеры Г.-О. характерно сочетание публицистичности с жанровыми сценами и анекдотичностью сюжетов, юмора с обличит. пафосом. После Октябрьской революции эмигрировал за границу. Жил в Нью-Йорке. В 1928 выпустил роман "Страна детей", в к-ром пытался показать влияние революции на судьбы средней рус. интеллигенции. Произв. Г.-О. неоднократно переиздавались в СССР.
Сочинения:
Собр. соч., т. 1--16, СПБ, 1913--18 (незаконч.);
Рассказы, [М.], 1938;
Повести и рассказы, [Вступ. ст. И. М. Гронского], М., 1958.
Литература:
Луначарский А. В., Критич. этюды, Л., 1925, с. 122--34;
[Касторский С. В.], Гусев-Оренбургский, в кн.: История рус. лит-ры, т. 10, М. -- Л., 1954;
История рус. лит-ры конца XIX -- нач. XX века. Библиографич. указатель под ред. К. Д. Муратовой, М. -- Л., 1963.
Ф. М. Иоффе.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 458.