ГУРО Елена (Элеонора) Генриховна [18(30).5.1877, Петербург -- 23.4(6.5). 1913, Усикирко Выборгской губ., Финляндия], поэтесса, прозаик, художница. Дочь полковника Генриха Гельмута (Георг. Степ.) Гуро (позже -- генерал-лейтенанта), секретаря штаба Петерб. воен. округа и войск гвардии. Внучка педагога и литератора М. Б. Чистякова, изд. ж. "Дет. чтение". Детство и раннюю юность провела в д. Новоселье Псков, губ. В 1890 поступила в школу Об-ва поощрения художеств в Петербурге, по окончании к-рой занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского (1903--05), где встретилась с музыкантом и художником М. В. Матюшиным, ставшим ее мужем. В 1906--07 училась в школе рисования и живописи Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского.
В печати дебютировала в 1905 иллюстрациями к "Бабушкиным сказкам" Ж. Санд и рассказом "Ранняя весна" ("Сб. молодых писателей", СПб.). В февр. 1909 выпустила первую кн. рассказов, стихов и пьес "Шарманка" (СПб.) с собств. рис. (рец. близкого друга автора -- В. Малахиевой-Мирович -- РМ, 1909, No7), к-рую В. В. Каменский считал "идеальной книгой", противопоставляя ее "лит-ре барышень" ("Его-моя биография великого футуриста", М., 1918, с. 102). Через год после выхода тираж остался не распроданным, и Г. рассылала "Шарманку" бесплатно в б-ки тюрем (запись в дневнике, апр. 1910 -- ГПБ, ф. 1116, д. 1). После смерти
Г. оставшиеся экземпляры поступили в продажу как 2-е изд. На "Шарманку", по восп. Матюшина, обратили внимание А. М. Ремизов, Л. Шестов, Вяч. И. Иванов, а также А. А. Блок, с к-рым Г. познакомилась в 1909, иллюстрируя его стихи в альм. "Прибой" (кн. 1, СПб., 1909). В 1908 Г. вместе с Матюшиным участвовала в "Выставке совр. течений в иск-ве", после к-рой сблизилась с Д. Д. и В. Д. Бурлюками и В. В. Каменским, а через него в нач. 1910 -- с В. В. Хлебниковым. Дом Г. стал местом встреч и дискуссий молодых художников и поэтов, вскоре выпустивших первый сб-к "будетлян" -- "Садок судей" (апр. 1910). В нем Г. выступила с лирич. прозой и стихами. В то же время она много работала как художник, экспонируя свои произв. на выставках авангардист, иск-ва, принимала ближайшее участие в деятельности петерб. об-ва художников "Союз молодежи", куда в 1912 были приглашены моек, художники и поэты группы "Гилея", в т. ч. В. В. Маяковский и А. Е. Кручёных. Вместе с ними Г. издает второй сб. "Садок судей" (февр. 1913) и сб. "Союз молодежи" ([No 3], 1913), участвует в диспуте о новейшей рус. лит-ре в Троицком т-ре (24 марта 1913). В 1912 Г. выпустила кн. "Осенний сон" (СПб., 1912) с рис. автора, включавшую одноим. пьесу, ряд фрагментов, а также илл. Матюшина и ноты его скрипичной сюиты "Осенний сон". В герое драмы "Осенний сон" -- Вильгельме фон Кранце, выступающем в качестве нового воплощения Дон Кихота, отразились нек-рые черты друга Г.-- художника Б. В. Эндера. Пьесу высоко оценил Вяч. Иванов, увидевший в ее герое соотнесенность с образами кн. Мышкина и Христа (ТиД, 1912, No 4--5). В последние годы жизни работала над пов. "Бедный рыцарь". После смерти Г. в сен т. 1913 (СПб.) был издан сб. "Трое" (Е. Гуро, А. Кручёных, В. Хлебников) с илл. К. С. Малевича и предисл. Матюшина, задуманный еще при жизни Г. и поев, ее памяти. В нач. 1914 вышла самая значит, книга Г.-- "Небесные верблюжата" (СПб., с рис. автора; в текст включены подлинные дневниковые записи), о к-рой Хлебников писал: "Эти страницы с суровым сильным слогом, с их гафизовским признанием жизни особенно хороши дыханием возвышенной мысли..." (в его кн.: Неизд. произв., М., 1940, с. 365). В. Я. Брюсов в ст. "Год .рус. поэзии" также отметил "действительно художественные и проникнутые чувством страницы" книги Г. (РМ, 1914, No 5, с. 31). "Небесными верблюжатами" восхищался и Маяковский, высоко ценивший творчество Г. ("Дневник Матюшина" -- ИРЛИ, ф. 656, тетр. 15), с к-рым он познакомил и М. Горького (Архив Горького, XI, 227).
Творчество Г. отражало переходную стадию от импрессионизма и символизма к футуризму. Связанная общностью мн. мотивов с ее сверстниками (А. М. Добролюбовым, И. Коневским), Г. прошла через увлечение сканд. прозой и драмой (К. Гамсун, Г. Ибсен), новой франц. поэзией, испытала влияние прозы Ремизова, "Симфоний" А. Белого, поэзии и особенно драматургии Блока, прежде чем нашла средства выражения собств. мироощущения. В своей живописи и поэзии Г. стремилась к синкретич. постижению жизни, где, по ее словам, "куски фабулы, взятые как краски и как лейтмотивы", еще как бы не знают разделения на живопись, музыку и поэзию, а сама поэзия еще существует в изначальном целом, неделимом на прозу и стихи. Г. разрабатывала жанр лирич. фрагмента (частично перекликающийся со стихотворениями в прозе А. Бертрана и Ш. Бодлера), передающего "вольные ритмы" жизни природы и души в их взаимопроникновении. Этот жанр, намеченный уже в "Шарманке", к-рую Д. Бурлюк считал "первой книжкой футуристов" ("Фрагменты из восп. футуриста" -- ГПБ, ф. 552, д. 1, л. 68), достигает зрелой выразительности в "Небесных верблюжатах" с их "лаконизмом подразумевания", где внешне не связанные и как бы случайные отрывки образуют сложное композиц. единство, откуда "готова выглянуть суть, для которой еще вовсе нет названия" (письмо Г. к Кручёных, 1913 -- ГПБ, ф. 552, д. 90). Осн. содержание лирики Г.-- своеобразная мифология материнства (как будто автор стала "матерью всех вещей и любит их материнской и гордой любовью" -- ГПБ, ф. 1116, д. 1), подлинное переживание и постижение взаимоотношений человека и природы.
Изд.: Selected Prose and Poetry, Stockholm, 1988 (дневник, стихи и проза, "Бедный рыцарь").
Биогр. мат-лы: Каменский В., Его-моя биография великого футуриста, М., 1918, с. 96, 102; его же, Путь энтузиаста, М., 1931, с. 107, 113, 120--23; Лившиц Б., Полутораглазый стрелец, Л., 1933, с. 130--35, 140; Матюшина О., Негасимые искры, Л., 1960, с. 12 -- 20; Шкловский В., Жили-были, М., 1964, с. 98, 225.
Лит.: Бобров С., Чужой голос.-- В кн.: Развороченные черепа, СПб., 1913, с. 7; Шкловский В., Воскрешение слова, СПб., 1914, с. 13; Лундберг Е., О футуризме.-- РМ, 1914, No 3, 3-я па г., с. 21; Ховин В., Ветрогоны, сумасброды, летатели! -- "Очарованный странник", 1916, [No 10]; Крученых А., Душегубство творки Е. Гуро.-- В кн.: Крученых А., Клюн И., Малевич К., Тайные пороки академиков, М., 1916; Спандиков Э., Е. Гуро.-- "Иск-во коммуны", 1919, 13 апр.; Асеев Н., Елена Гуро.-- "Дальневост. обозр.", 1920, 25 апр.; Харджиев Н., Маяковский и Г.-- В кн.: Харджиев Н., Тренин В., Поэтич. культура Маяковского, M., 1970; Капелюш Б., Архивы M. B. Матюшина и Г.-- В кн.: Ежегодник РО ПД. 1974, Л., 1976; Ковтун Е., Г., поэт и художник.-- В кн.: Памятники культуры. 1976, М., 1977; Эндер З., Велимир Хлебников и Елена Гуро.-- В кн.: Хлебников В., Стихи, Поэмы. Проза, Н.-Й., 1986; Усенко Л., Импрессионизм в рус. прозе нач. XX в., Р.н/Д., 1988, с. 43--126; Минц З., Футуризм и "неоромантизм". (К проблеме генезиса и структуры "Истории бедного рыцаря" Е. Гуро).-- "Уч. зап. ТГУ", в. 822, Тарту, 1988, с. 109--21; Нильсон Н., Елена Гуро и "Гилея".-- В сб.: Поэзия рус. и укр. авангарда, Херсон, 1990; Bjørnager Jensen К.. Russian futurism, urbanism and Elena Guro, Àrhus, 1977; Raieušsa I., E. Guro.-- In: Poimovnik ruske avangarde, Zagreb, sv. 1, 1984. + КЛЭ; Альм, и сб-ки (2); Муратова (2).
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 134, ИРЛИ, ф. 631,ф. 656 (Матюшин); ГПБ, ф. 1116; ЦГВИА, ф. 400, оп. 12, д. 23 656, л. 2--9 (п. с. отца, 1905) [справка M. Р. Рыженкова].
Т. Л. Никольская, Р. В. Дуганов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992