(Реми de Gourmont) -- современный французский писатель. Критические статьи его имеют больше значения, чем его беллетристические произведения -- романы, пьесы, поэмы, мелкие стихотворения ("Sixtine", "Le pèlerin du Silence", "Histoires magiques", "Oraisons mauvaises", "Lilith" и др.). В сборнике: "Le livre des masques" (с портретами работы Валоттона) соединены небольшие, не претендующие на особую глубину или обстоятельность, но очень часто весьма меткие, живо написанные статьи о современных французских писателях. Несколько работ Г. посвящены французскому языку: "Esthétique de la langue française", "Le problè me du Style". В 1900 г. он выпустил в свет книгу "La culture des idées", в состав которой, наряду с некоторыми статьями, относящимися к вопросу об языке и стиле, вошли, между прочим, и такие очерки, как "Диссоциация идей", "Стефан Маллармэ и идея декадентства", "Вечное язычество", "Мораль любви". Новейшая книга Г. "Epilogues, r éflexions sur la vie" (вторая серия ее вышла в свет в 1904 году) -- коллекция из 200 с лишком небольших заметок газетного характера, откликающихся на самые разнообразные явления в литературной, политической, общественной и научной сфере; наряду с балластом, здесь есть и безусловно удачные и яркие, при всей своей краткости, оценки.
Ср. Pierre de Querion, "Remy de G., homme sage" ("Mercure de France", 1903, август); тому же автору принадлежит характеристика Г. в серия этюдов "Célébrités d'aujourd'hui".
Ю. Веселовский.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, доп. т. Ia (1905): Гаагская конференция -- Кочубей, с. 644.
II.
ГУРМОН Реми, де [Remy de Gourmont, 1858--1915] -- французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма -- "Mercure de France". Гурмон -- плодовитый и многосторонний писатель. Крупную роль во французской лит-ре сыграли его философские очерки и критические статьи. Философия Г. адогматична и утверждает относительность всего сущего. Эстетические взгляды Гурмона -- яркое выражение той тенденции к универсализму, к-рая возобладала во французской литературе конца XIX и начала XX вв. Позитивная наука и художественное творчество сливаются у Гурмона воедино; ему грезится идеал слияния всех проявлений человеческого духа. Г. -- один из создателей художественной критики как жанра, но не меньшую художественную ценность имеют его натурфилософские и биологические этюды ("Le physique de l'amour", 1908), его лингвистические опыты ("Le problème du style", 1893, "L'esthétique de la langue française", 1899 и др.) и историко-литературные работы. Он сочетает большую филологическую и историко-литературную эрудицию с популяризаторским дарованием; являясь, в общем, по своему методу эклектиком, все же дал немаловажные для истории литературы труды ("Le latin mystique", 1902; "Dante, Béatrice et la poésie amoureuse", 1909; критические издания Теофиля де Вио, Сирано де Бержерака, некоторых средневековых памятников, как напр. "Aucassin et Nicolette"). Один из лучших знатоков средневековья, он извлекает оттуда все, что может быть как-либо воспринято эстетом-европейцем XX в. Его "Promenades littéraires" (Лит-ые прогулки, 1904--1914) представляют собой статьи о наиболее ярких лит-ых явлениях всех веков: он пишет о "фейных сказках" и о Бодлере, о Вилье де Лиль Адане, Маллармэ и Шекспире. Его "Livre des masques" (Книга масок, есть русский перевод) дает много портретов крупнейших деятелей современной ему литературы. "Новые веяния" 10-х годов XX века им уже не были затронуты. В области эстетических оценок Г. остается верен своему адогматизму. Общественные движения и отражение их в литературе Г. игнорирует. Убежденный сторонник искусства для искусства, он выражал взгляды чуждой общественных интересов верхушки буржуазной интеллигенции, материально обеспеченной и пресыщенной, ищущей утонченных впечатлений. Ей, гурманствующей, скользящей по поверхности всех эстетических впечатлений, и потребовалось легкое, утонченное и жизнерадостное мировоззрение, ни к чему не обязывающее, и эстетика, согласно которой искусство -- только один из видов наслаждения. Таким мировоззрением проникнуты и художественные произведения Г. И здесь в центре -- ощущения. В своей лирике он чрезвычайно конденсирует гаммы цветовых и звуковых ощущений; песенность, повторы, метафоры играют у него большую роль; лучшим его лирическим произведением является "Le livre des Litanies" [1891], где сгущенная эротика сочетается с ярким пантеизмом. Стих Гурмона часто переходит в ритмованную прозу с "припевами". В его новеллах ("Couleurs", "Choses anciennes", 1907) и романах ("Les chevaux du Diomède", 1896, "Sixtine", 1896, "Cœur virginal", 1907) приемы стихотворного языка доминируют ("prose artistique"), действие сосредоточено вокруг нескольких эпизодов, связанных с теми или иными ощущениями (как например цвета в "Couleurs"); чрезвычайно большую роль и здесь играет эротика, порою весьма рискованного свойства. Влияние Г. на лит-ру огромно, но он не создал школы; его писания гораздо большее воздействие оказывали на пассивно воспринимающего читателя, нежели на писателей-символистов, для к-рых он был прежде всего организатором и философию которых выражал в своих этюдах.
Библиография:
I. Главнейшие произведения Г., кроме указанных: 1. Философия: La culture des idées, 1903; Le paganisme éternel (Вечное язычество), 1903; Promenades philosophiques, 1905; Epilogues: réflexions sur la vie, 1909; Dans la tourmente, 1916. 2. Эстетика, критика, история лит-ры: Le chemin de velours, 1902; La poésie populaire, 1910. 3. Лирика: Hiéroglyphes, 1886; Simone, 1907. 4. Новеллы и романы: Merlette, 1889; Une nuit А Luxembourg, 1892; Le songe d'une femme, 1901; Proses moroses, 1903; Le pèlerin du silence, 1908; Lettres d'un satyre, 1913. Русские переводы: Леда и Джиоконда, Интимн. роман в письмах, перев. под ред. А. Волынского, изд. "Посев", СПБ., 1909; Цвета, русский перев. Вилькиной, с предисл. З. Венгеровой, М., 1910 ("Универ. биб-ка"); Книга масок, под ред. М. Волошина, изд. "Грядущий день", СПБ., 1912.
II. Г. А., Живое слово и клише, "Русск. мысль", 1902, XI (по поводу статей Реми де Гурмона о стиле); Луначарский А. В., Реми де Гурмон, газ. "Киевская мысль", 1911, No 258; Его же, Гурмон и Крокан, газ. "День", 1915, No 302; Егоже, Этюды критические, Зап.-европ. литература, М., 1925; CoulonMarcel, La complexité de Remy de Gourmont, "Mercure de France", 1909; Егоже, Remy de Gourmont (ibidem, август, 1910); Escoube Р., La femme et le sentiment de l'amour chez Remy de Gourmont, 1923; Legrand-Chabrier, Remy de Gourmont et son œuvre, 1926; Escoube Р., Remy de Gourmont et son œuvre, 1927.
III. Querlon P., de, Remy de Gourmont: biographie, suivie d'une bibliographie, 1923.
А. Шабад
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 94--95.
ГУРМОН (Gourmont), Реми де [4.IV.1858, Базошан-Ульм (деп. Орн), -- 17.IX.1915, Париж] -- франц. писатель. Происходил из аристократич. семьи. Был одним из основателей и редактором журн. "Mercure de France" ("Французский Меркурий", с 1889). В 1882 вышел сб. стихов "Извержение вулкана" ("Un volcan en éruption"). Критич. этюды о совр. поэтах составили "Книгу масок" ("Le livre des masques", 1896--98, рус. пер. 1913); в предисл. к ней Г. изложил свою концепцию символизма, осн. принципами к-рой являются крайний субъективизм, пренебрежение к фактам социального порядка. В работах "Культура идей" ("La culture des idées", 1900), "Проблема стиля" ("Le problème du style", 1902) и др. Г. рассматривает вопросы эстетики, стиля и языка с позиций позитивной науки и теории искусства для искусства. Г. играл большую роль в истории символизма. В кн. "Под шквалом" ("Dans la tourmente", изд. 1916) писатель осудил империалистич. войну.
"Воспоминания о Реми" ("Souvenirs sur Remy", 1924) оставил брат Г., писатель и критик Жан де Гурмон (1877--1928).
Соч. в рус. пер.: Ночь в Люксембурге, "Вестн. иностр. лит-ры", 1907, No 5; Леда и Джиоконда, СПБ, 1909; Цвета, М., [1910]; Девичье сердце, СПБ, [1910].
Лит.: [Биография Р. де Гурмона], "Весы", 1904, авг., с. 30--32 (имеется библ.); Луначарский А. В., Этюды критические. Зап.-европ. лит-ра, М., 1925; Martinet E., Princes des lettres, Gen., 1945; Clouard H., Histoire de la littérature française, du symbolisme à nos jours (de 1885 à 1914), v. 1, P., [1952]; Gourmont J. de et Delle Donne R., Bibliographie des oeuvres de R. de Gourmont, P., [1922].
Т. Г. Хатисова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 452--453.