ГУРЕВИЧ Любовь Яковлевна [20.10(1.11).1866, Петербург -- 17.10.1940, Москва], лит. и театр, критик, прозаик, переводчица. Дочь изв. педагога Я. Г. Гуревича, племянница писательницы Е. И. Жуковской. Окончила (включая 8-й дополнит. класс на звание "дом. наставницы") петерб. г-зию кн. А. Л. Оболенской (1884) и ист.-филол. отд. Высших жен. (Бестужев. ) курсов (1888). "Сочинительствовать ... стала рано. Лет в 13 написала ... повесть "Сестра"" (Фидлер, с. 185); из юношеской беллетристики сохранилось неск. набросков и пов. "Три ночи" (ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1,д. 14, 25).
Первые опубл. статьи -- "Памяти М. Башкирцевой" ("Новости и бирж, газ.", 1-е изд., 1887, 11 июня) и "М. К. Башкирцева. Биогр.-психол. этюд" (РБ, 1888, No 2) -- написаны под впечатлением "Дневника" художницы, к-рый был опубл. в пер. Г. (СВ, 1892, No 1--12; до 1916 выдержал неск. переизданий). В 1887 в кружке А. А. Давыдовой (секр. ж. "Сев. вест.") познакомилась с H. M. Минским, Д. С. Мережковским и
А. Волынским. С последним вскоре сблизилась и под его руководством в 1887--88 перевела (с латинского) "Переписку" Спинозы (СПб., 1891). Будучи в этот период пламенной единомышленницей Волынского, приобрела (1891) "Сев. вест.", сделав ж-л пост. трибуной его выступлений. В качестве владелицы и издателя Г. привлекла к сотрудничеству Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, М. Горького, В. В. Стасова и др., одновременно объединив вокруг ж-ла Мережковского, Минского, З. Н. Гиппиус; позже Ф. Сологуба, К. Д. Бальмонта. Сама Г. "писала довольно много, во всех отделах журнала, начиная с беллетристического и кончая библиографией" (Волынский А., Рус. женщины. [Гуревич].-- "Жизнь иск-ва", 1924, No 6, с. 18). С 1896 вела отд. "Провинциальная печать" (под псевд. Л. Горев). В "Сев. вест." впервые увидели свет ее рассказы "Шурочка" (1893, No 2), "Поручение" (1893, No 10), "Странная история" (1894, No 11), "Тоска" (1897, No 10) и ром. "Плоскогорье" (1896, No 9--12; 1897, No 1--4; пролог к роману под назв. "Разлука" был опубл. там же, 1895, No 9; отд. изд. романа -- СПб., 1897), вызвавший многочисл. отклики в прессе. Большинство критиков приветствовало появление романа, отразившего "страшную трагедию" интеллигенции эпохи безвременья (Скриба <Е. Соловьев> -- "Новости и бирж. газ.", 2-е изд., 1897, 15 мая), но справедливо отмечало недоработки стиля и композиции (<А. Богданович> -- МБ 1897, No 7), нечеткость в обрисовке главных персонажей ("Нов. слово", 1897, No 10, июль), что объяснялось спешкой (роман писался под диктовку для заполнения беллетристич. отд.). Образ героини, с ее пост. духовными поисками, тревогой, брожением, автобиографичен и соотносится с записями в интимных дневниках (ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1, No 27--30).
В 1898, после закрытия ж-ла из-за финансовых и ценз. осложнений, Г. пережила глубокий кризис. Огромные долги заставили ее отказаться от переработки романа и заняться переводами. В нач. 900-х гг. она возвращается к критич. и лит. работе, публикует серию статей "Новости иностранной лит-ры" ("Жизнь", 1900, No 1, 2, 4, 5) и рассказы: "Седок" (там же, 1900, No 1), "Рассеянность" ("Россия", 1901, 17, 18 июня), "У рулетки" (ЖО,1902, No 27--29), "Вснега" (МБ,1902, No 10), к-рые вместе с перечисл. новеллами из "Сев. вест." составили сб. "Седок и другие рассказы" (СПб., 1904), в целом доброжелательно встреченный критикой разл. ориентации. Рецензенты отмечали, что автору "присуща... тонкая психология" и "искренность тона" (Е. Колтоновская -- "Обр.", 1904, No 12, с. 128) и в то же время нек-рые рассказы не лишены социального звучания (Пентаур (В. Брюсов) -- "Весы", 1904, No 8, с. 56; РМ, 1904, No 10, 2-я паг., с. 318). В целом проза Г. представляет собой явление переходное от реально-бытовой традиции к психол. импрессионизму: реальная ситуация иногда принимает здесь размытое очертание, преломляясь через призму ("поток") сознания персонажа.
После Революции 1905--07 в творчестве Г. особую полит, остроту приобретает проблема "народ и интеллигенция", о чем свидетельствует замысел ст. "Интеллигенция и рабочие" (черновик -- ЦГАЛИ), издание кн. "9 января. По данным "Анкетной комиссии"" (1-е изд., СПб., 1906,-- конфисковано; последнее, доп. изд.-- X., 1926) и брошюры "Почему нужно дать женщинам все права и свободу?" (СПб., 1906), посвященной "женскому вопросу" в России (проблема, волновавшая Г. с ранней юности).
С сер. 900-х гг. Г. в осн. занимается театр, критикой, чему способствовало знакомство с реж. системой К. С. Станиславского (личное знакомство в 1904; его письма к Г. см. в кн.: Станиславский К. С, Театральное наследство. Мат-лы. Письма..., в. 1, М, 1955) и сближение с коллективом МХТ, где она нашла "атмосферу настоящего живого искусства" ("История "Сев. вестника"".-- В кн.: Венгеров. Лит-ра 20 в., т. 1, в. 2, с. 263; есть библ.). Первая ее статья о постановках МХТ -- "Возрождение театра" ("Обр.", 1904, No 4); с 1907 систематически помещает рец. на спектакли и статьи по истории и теории т-ра в ж. "Товарищ", в 1913--14 -- в ж. "Сев. зап."; в качестве театр, корр. сотрудничала в газ. "Запросы жизни" (1909--12), "Рус. вед." (1909--13) и др.; возглавляла театр, отд. газ. "Слово" (1908--09), "Рус. молва" (1912--13); была пост. рецензентом и зав. театр, отделом газ. "Речь" (1911 --16; публиковалась под псевд. Эльгур или Эль-Гур), к сотрудничеству в к-рой привлекла изв. писателей. Ряд статей о рус. лит-ре опубл. также в "Ежегоднике имп. т-ров" (1909--11), "Новом журнале для всех" (1909) и в ж. "Рус. мысль" (1909--12). Наиб. существенные из них (в осн. статьи из "Рус. мысли") составили сб. "Лит-ра и эстетика" (М.,1912), представляющий значит, явление критико-эстетич. мысли 1910-х гг. Пафос книги (и критич. выступлений Г. этого периода в целом) -- "обращение к классике" в поисках выхода из тупика (к "органическому творчеству" Толстого, драм, иск-ву Н. В. Гоголя, эстетич. новациям А. П. Чехова) и осознание необходимости выработки объективных критериев ("формальных канонов") в оценке произв. иск-ва. Относя к безусловным заслугам символизма борьбу с "натуралистической доктриной" и расширение границ иск-ва (экспансию в лит. сферу философии, религии, мифологии, филологии и т.д.), Г. утверждала, что индивидуализм, "одиночество", субъективизм и декаданс -- явления, в наст, период изживающие себя. В ее театр, и лит. статьях сказываются тенденции, выработанные идеалистич. эстетикой, но они лишены доктринерства, отличаются науч. строгостью (в ист. части), глубиной и самостоятельностью мысли, простотой и эмоциональностью изложения. В 1912--14 Г. возглавила беллетристич. и критич. отд. ж. "Рус. мысль", где также находит выражение ее эстетич. программа. Продолжая традиции Брюсова (консолидация наиб. ярких лит. сил), она привлекла в отд. критики В. М. Жирмунского, А. С. Долинина, В. Н. Княжнина, Ю. А. Никольского и Б. М. Эйхенбаума.
Во время 1-й мировой войны Г. активно помогала семьям пострадавших (см. ее "Обзор деятельностигородскихпопечительств о бедных в первый год войны 1914--1915", П., 1915); после Февр. революции 1917 была привлечена к редактуре протоколов Чрезвычайной следственной комиссии; занималась комплектованием библиотек, выпустив "Спутник читателя" (П.,1917). Большой интерес в лит. наследии Г. представляют ее воспоминания-портреты: Лескова, Толстого, M. H. Альбова (в кн. "Лит-ра и эстетика"), И. Ф. Анненского (РМ, 1910, No 1), Блока (ЛН, т. 92, кн. 3), Станиславского (в сб.: О Станиславском, М., 1948). Обширный замысел мемуарной кн. "Времена и люди" не был осуществлен (планы и черновые фрагменты -- ЦГАЛИ). Г. принадлежат пер. из Стендаля, Э. Ренана, Г. де Мопассана, Ш. Бодлера, А. Франса, М. Пруста, Г. Гауптмана и др.
После 1917 сотрудничала в разл. театр, учреждениях Петрограда и Москвы, куда переехала в 1920; занималась библ. (в т. ч. картотека б-ки ВТО), ред. и комментаторскими (в т. ч. в Юбилейном собр. соч. Л. Н. Толстого) работами, опубл. книги: "Творчество актера" (М.,1927), "К. С. Станиславский" (М., 1929) и "История рус. театр, быта" (т. 1, М.--Л., 1939; т. 2 в рукописи -- ЦГАЛИ).
Др. произв.: пов. "Ксолнцу" ("Обр.", 1905, No 1, 2), рассказ "Брат" (ЛПН, 1907, No 8), драма "Смена" (РМ, 1907, No 3), очерки "Возвращение домой" (РМ, 1914, No 10, 11).
Лит.: Письма к Г.: В. Я. Брюсова -- "Звезда", 1929, No 10; Ф. Сологуба и С. Н. Сергеева-Ценского (Ежегодник РО ПД. 1972, Л., 1974; 1975, Л., 1977); см. также: Муратова (2); Гречишкин Г. С, Архив Г.-- В кн.: Ежегодник РО ПД. 1976, Л., 1978; Герасимов Ю. К., Л. Я. Гуревич.-- В его кн.: История рус. театр, критики, в. 5, Л., 1977, с. 46--49; Иванова Е. В., "Сев. вестник".-- В кн.: Лит. процесс и журналистика (2); Ямпольский И. Г., А. Блок и Г.-- В кн.: Блоковский сб., [в. 5] -- Мир Блока, Тарту, 1985 (в т.ч. письма Блока к Г.). + Галерея рус. писателей, М., 1901; Галерея рус. писателей и художников, СПб., 1901; С.-Петерб. Высшие Жен. Курсы за 25 лет, СПб., 1903; Сто писателей; НЭС; Венгеров. Источ.; Владиславлев И. В., Писатели совр. эпохи, М., 1928; Козьмин; ТЭ; ЛЭ; КЛЭ; Муратова (2); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 131; ИРЛИ, ф. 89; ф. 264, д. 7 (отзывы о рукописях, присылаемых в ред. "Рус. мысли"); ф. 377; ГЦТМ, ф. 82; ф. 468, д. 590 (мат-лы вечера памяти Г.); Музей МХАТ (переписка со Станиславским); Библ. отд. ВТО (библиография театр, статей Г.); ГПБ, ф. 118, No 69 (П. В. Быков. Словарь женщин-писательниц).
К. А. Кумпан.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992