В Люксембургском дворце, в Париже, стояла скульптура Ланжепье "Бессмертие" -- у подножья Ангела Смерти распростерся красивый юноша, держащий таблицу с именами художников, которые умерли молодыми, но заслужили посмертную славу. Среди имен -- одно женское: русской девушки Марии Башкирцевой (1860-- 1884).
Мария Константиновна Башкирцева родилась в Гавронцах, недалеко от Полтавы. В десятилетнем возрасте ее увозят во Францию, но она часто приезжает в Россию к отцу. Семнадцати лет она поступает в мастерскую художника Р. Жюльена, а уже через три года выставляет в Парижском салоне свои первые картины, привлекшие внимание публики и критики. Лучшее ее произведение того времени "Митинг" (оживленная беседа шестерых мальчуганов) получает на конкурсе ученических работ золотую медаль, картину приобретает Люксембургский музей. Ее пейзажи, портреты, жанровые картины ныне находятся в музеях Украины; картины "Осень", "Дождевой зонтик", "Жан и Жак" -- в Государственном Русском музее в Ленинграде; "Женский портрет" -- в Третьяковской галерее. Мария Башкирцева за свою короткую жизнь написала не менее ста работ, в последний год жизни она задумала панно "Весна", статую "Навсикая", грандиозное полотно "Святые жены над опустевшей могилой Спасителя" и до последних дней надеялась, что срок ее земного существования будет чудесно продлен и она сумеет закончить задуманное. Но мечтам ее не суждено было сбыться. Мария Башкирцева умерла, не дожив до двадцати четырех лет.
Мать исполняет желание дочери, издает ее дневники, а в 1888 году "Северный Вестник" публикует их на русском языке. Литературное приложение к газете "Гражданин" печатает восторженный очерк Анатоля Франса "Мария Башкирцева". В начале девяностых годов в товариществе Вольфа появляется "Дневник" отдельной книгой, которая выдерживает несколько изданий. Поразительна популярность в России этой единственной в своем роде книги. Во многих городах устраиваются чтения, посвященные Марии Башкирцевой. "Дневником" зачитываются и молодежь, и люди многоопытные, творцы. Репин, Брюсов, Хлебников поражаются беспримерной искренности молодой художницы. Свою первую книгу "Вечерний альбом", вышедшую в Москве в 1910 году, Марина Цветаева посвящает "блестящей памяти Марии Башкирцевой", а в письме к В. Розанову от 7 марта 1914 года Цветаева признается" Марию Башкирцеву я люблю безумно, безумною любовью Я целые два года жила тоскою о ней Она для меня так же жива, как я сама" Анастасия Цветаева вспоминает, что Марина переписывалась с матерью Башкирцевой и свою третью книгу хотела назвать "Мария Башкирцева".
Мария Башкирцева выразила свою личность в картинах, дневниковых записях и письмах, которые имеют необычайную документальную ценность Раскрывая мир своих чувств, волнений, искушений, порывов, она исполняет свое заветное желание "остаться в этой жизни" Но в самых смелых и высоких мечтах она не смогла предугадать меры своего влияния на два поколения русских людей Чтение дневника заряжало людей вольным духом творчества, побуждало размышлять об истоках своей личности, оценивая свое и авторское мироощущение. Расставаясь с дневником, чувствуешь, будто произошла утрата очень близкого и дорогого человека "Дневник" обрывается за несколько дней до смерти Марии Башкирцевой.