Аннотация: Н. Гумилев. Колчан. Стихи. "Гиперборей". Петроград. 1916. Стр. 102. Ц. 1 р. 25 к. .
И. Гуревич
Ласкающие стрелы
Если беллетристическая литература не дала нам ничего радостного за последнее время, то нельзя сказать того же про поэзию. В этой области отрадное явление представляет только что вышедший сборник Н. Гумилева -- "Колчан" *.
______________________
* Н. Гумилев. Колчан. Стихи. "Гиперборей". Петроград. 1916. Стр. 102. Ц. 1 р. 25 к.
Не думайте, что в "Колчане" собраны какие-нибудь стрелы, могущие пронзить ум и сердце читателя чем-либо неожиданным, исключительным. Будь это так, тут нельзя было бы усмотреть отрадного явления: известно, ведь, как приторно и неприятно все то, что производится поэтами неожиданного и исключительного!
Стихи Н. Гумилева написаны отчасти в тонах старой школы, простым, звучным и задушевным языком, -- и в этом их главное достоинство. Темы тоже не блещут новизной, но и это является скорее плюсом, чем минусом. Уж очень приелись "новые" мотивы, где больше надуманности, чем поэтической красоты. Трудно определить, о чем именно поет г. Гумилев. События, лица, города, родина и т.д. -- все находит отклик в стихах поэта, для всего поэт подбирает соответственные рамки.
Стихотворение "Памяти Анненского", кажется, автор недаром поместил первым. Оно сразу располагает читателя к сборнику, не только располагает, но напоминает об "отошедших" истинных мастерах стиха. Приводим его поэму полностью:
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из Царскосельских лебедей.
Я помню дни: я робкий, торопливый
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безмятежных
Мечтаний -- слабого меня.
О, в сумрак отступающие вещи
И еле слышные духи,
И этот голос нежный и зловещий,
Уже читающий стихи!
В них плакала какая-то обида,
Звенела медь и шла гроза,
А там, над шкафом, профиль Эврипида
Слепил горящие глаза...
...Скамью я знаю в парке; мне сказали,
Что он любил сидеть на ней,
Задумчиво смотря, как сини дали
В червонном золоте аллей.
Там вечером и страшно, и красиво,
В тумане светит мрамор плит,
И женщина, как серна боязлива,
Во тьме к прохожему спешит.
Она глядит, она поет и плачет,
И снова плачет и поет,
Не понимая, что все это значит,
Но только чувствуя -- не тот.
Журчит вода, протачивая шлюзы,
Сырой травою пахнет мгла,
И жалок голос одинокой музы,
Последней -- Царского Села.
Еще проще и теплее пьеса "Старые усадьбы":
Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси. --
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси и т.д.
Чем-то "своим" веет от стихов г. Гумилева о войне. В этих стихах гула пушек, лязга сабель, стонов раненых не слышно. Поэт видит всюду подвиг, но и подвига самого не воспевает. Ему важнее труд подвига:
..."Ура" вдали, как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови...
Не думается, чтобы тут были выписаны лучшие строфы; этих "лучших" очень много в сборнике, и если одни "лучше" по форме, то другие -- по содержанию, и выбирать -- дело нелегкое. Не приведены и образчики слабого, которого в книге тоже известное количество. Где же без того!
Вообще с "Колчаном" следует ознакомиться от начала до конца. Если автор подразумевал под заглавием помещение для стрел, то эти стрелы какие-то особенные: ласкающие, баюкающие, звенящие. Сборник г. Гумилева несомненно доставит много приятных минут стихофилу, а попадись оно в руки стихофобу, пожалуй, примирит последнего в известной степени с современной русской поэзией.
Опубликовано: Изв. книжного т-ва М. О. Вольфа. 1916. No 2. С. 46 -- 47.