Грот Николай Яковлевич
О душе в связи с современными учениями о силе. Н. Грота, профессора философии Новороссийского университета. Одесса, 1886 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   О душѣ въ связи съ современными ученіями о силѣ. Н. Грота, профессора философіи Новороссійскаго университета. Одесса, 1886 г. Этотъ "опытъ философскаго построенія" представляетъ переработку двухъ публичныхъ лекцій, прочитанныхъ авторомъ. Указавши на господствующее недовѣріе въ метафизическимъ системамъ, объясняемое фантастичностью и туманностью этихъ системъ, г. Гротъ приглашаетъ "очнуться отъ позитивнаго террора, который овладѣлъ обществомъ въ послѣднія десятилѣтія". Авторъ справедливо говоритъ, что философскія идеи, какъ капли, медленно точатъ камни общественныхъ предразсудковъ. Слѣдовало бы только прибавить, что самые эти предразсудки являются нерѣдко окаменѣвшею ложною философскою идеей, и г. Гроту надо принять большія предосторожности, чтобы не надѣлить русское общество подобными идеями.
   "Исторія человѣческой мысли и жизни учитъ насъ,-- говоритъ ученый авторъ,-- что утвержденіе или отрицаніе существованія души въ человѣкѣ всегда налагало печать на все міросозерцаніе человѣчества, на весь складъ его идей, чувствъ, стремленій и дѣйствій". Въ общемъ это вѣрно; но извѣстно, что нѣкоторыя нравственныя ученія,-- а именно здѣсь вопросъ о существованіи безсмертной души имѣетъ наибольшее значеніе,-- совпадаютъ въ существенныхъ чертахъ своего содержанія, хотя одни изъ нихъ признаютъ душу, другія ее отрицаютъ.
   Г. Гротъ указываетъ на малую умственную подготовку нашего общества, бросающагося отъ самыхъ грубыхъ формъ матеріализма къ вызыванію духовъ посредствомъ столоверченія, и задается вопросомъ, что въ состояніи противупоставить философія матеріализму и нелѣпымъ спиритическимъ фантазіямъ? По мнѣнію г. Грота, философія можетъ выставить въ этомъ отношеніи ученіе о существованіи двухъ началъ въ природѣ: силы -- духа и матеріи -- силы. При существованіи одного начала, утверждаетъ авторъ, была бы невозможна борьба въ природѣ. Основаніе для этого утвержденія г. Гротъ видитъ въ законѣ сохраненія энергіи: изъ него вытекаетъ доктрина напряженныхъ и освобожденныхъ силъ. "Освобожденіе должно быть отъ чего-нибудь, напряженіе тоже должно имѣть свою причину,-- напряженіе активныхъ силъ есть продуктъ ихъ связыванія пассивными". Да, но границы между этими категоріями силъ указать невозможно, и сила, пассивная въ одномъ случаѣ, можетъ выступить, какъ активная, въ другомъ случаѣ.
   Въ заключеніе своей работы г. Гротъ заявляетъ: "нами возстановленъ, не знаемъ, достаточно ли убѣдительно". Это рѣшительное утвержденіе представляется намъ слишкомъ смѣлымъ; но, во всякомъ случаѣ, книжку новороссійскаго профессора слѣдуетъ рекомендовать для прочтенія всѣмъ желающимъ составить себѣ опредѣленное мнѣніе о великой проблемѣ, о которой трактуетъ г. Гротъ.

"Русская Мысль", кн. VI, 1886

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru