ГРОССМАНЛеонид Петрович [1888--] -- современный литературовед. Р. в семье одесского врача. По образованию юрист. Преподавал в ВЛХИ, состоял ученым секретарем литературной секции ГАХН. В настоящее время работает в литературно-художественном отделе Госиздата.
Методологические воззрения Г. близки к формализму. "Углубленное исследование языка, композиции, поэтической техники, особенностей художественной манеры данного автора понемногу ликвидирует все господствовавшие недавно историко-литературные приемы, от социологии и культурной истории до биографии и психологии" (ст. "Метод и стиль", 1922). Однако Г. остаются чуждыми и технологический практицизм формалистов, и их небрежение вопросами тематики. Констатируя исконный разрыв между "формой" и "содержанием", Г. предлагает заменить эти метафизические термины старинным понятием ""стиля" -- самого видного наружного выражения самой внутренней сокровенной жизни духа" (Леонтьев). "Вместо истории идей, игнорирующей один из важнейших признаков лит-ого произведения -- его форму, вместо исключительного формального анализа, изучающего автора как неодушевленный предмет, исследование стиля способно охватить облик поэта во всей его цельности и полноте..." Представление о литературоведении как о "новой углубленной эстетике, построенной на созданиях художественного слова", сближает Г. с такими представителями эстетического интуитивизма в русской историографии, как Евлахов, а его импрессионизм -- с Айхенвальдом.
Работы Г. многочисленны. Они посвящены самым различным вопросам: исследованию поэтической техники ("Онегинская строфа"), прототипология ("Бакунин в "Бесах""), анализу критических систем ("Аполлон Григорьев"), установлению лит-ых воздействий ("Композиция романов Достоевского"), эволюции поэтических жанров ("Поэтика сонета", "Мадригалы Пушкина") и пр. "В план лит-ого исследования необходимо включать все, что служит выразительности и своеобразию данного творческого облика. В этом смысле вкусы поэта, его умственные наклонности, его увлечение теми или иными философскими системами часто совершенно равноправны с вопросами строения и выбора его художественных форм" ("Метод и стиль").
В каком же взаимном отношении находятся эти компоненты стиля, какова их функциональная роль в создании поэтического целого, чем обусловлен наконец самый стиль, какие социальные причины вызвали его к жизни? От решения этих капитальных проблем Г. или уклоняется, или решает их неправильно. Его понимание стиля всецело импрессионистично. "Синтетический облик Брюсова являет нам черты бесстрашного укротителя слов, поэта-комбатанта, уверенного мастера и отважного конквистадора в безбрежных далях российской поэзии". Как воспитался этот "синтетический облик", волю каких групп выполнял в лит-ре Брюсов, рупором чьего сознания он являлся -- Г. нам не сообщает. Детерминированность творчества им просто-напросто отрицается. Автор "Записок охотника" рисовал образы дворовых, разрабатывал крестьянские мотивы. И то и другое очевидно обусловлено было социальным генезисом тургеневского стиля, вызывалось к жизни тягой "охотника" к "простой жизни", его мечтательностью, мягкосердечностью и т. п. По мнению же Г., здесь имел место "умный технический ход и совершенно правильный художественный прием": "Темы любви оказались недостаточными для придания очеркам нужной динамичности. И как новый действенный фермент драматизма Тургенев принимает для своих охотничьих рассказов явление крепостничества". Автор поступил не так, как требовала от него социальная природа его образов, а так, как ему самому казалось удобнее!
Аналогичным образом разрешаются проблемы лит-ой динамики. Исследуя историю русского мадригала, Г. обходит совершенным молчанием причины его упадка в 40-х годах, хотя связь этого жанра с аристократической культурой очевидна. "Эволюция поэтического рода являет нередко картину органического развития живого существа с тем же процессом накопления жизненных сил, их концентрации и затем их медленной утраты и даже подчас полного исчезновения" ("Мадригалы Пушкина"). На самом деле деградация жанров обусловлена деградацией культивировавших их классовых групп.
Изложение Г. увлекательно, его "эссэ" и "портреты" всегда построены по тщательно обдуманному плану, композиция их отчетлива, язык образен. Однако изложение его часто грешит излишней манерностью. Г. питает пристрастие к эффектам. Самые обыкновенные факты быта превращаются им в "примечательные", "обостренные" и "фатальные" происшествия. "Не фатально ли совпадение столетнего юбилея Лермонтова с разгаром кровопролитнейшей войны?" "Пути Брюсова снова так фатально и знаменательно скрестились с путями молодого Артюра Рембо..." "Действие последнего романа Тургенева происходит в 1870. События "Нови" разворачиваются в момент прелюдии к катаклизму 1914. Но даже пушки, штурмующие Страсбург, бессильны заглушить для Тургенева переливчатый звон старинного клавесина" ("Портрет Манон Леско"). Как ни соблазнительно это "фатальное предзнаменование", в нем нет ни грана истины: события "Нови" датированы 1868 годом!
Библиография:
I. Собр. сочин. Г. выпущено в 5 тт. издательством "Современные проблемы", М., 1928.
II. Биографию Г. см. в сб. "Писатели современной эпохи", т. I, М., 1928 (здесь и библиография); Благой Д. Д., Новая книга по истории литературы, "Печать и революция", 1926, II (о книге Г. "От Пушкина до Блока", М., 1926); Полонский Вяч., Три статьи в сб. "Спор о Бакунине и Достоевском", Л., 1926 (совместно с Г.); Боровой А. А. и Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Цейтлин А. Г., "Преступление и наказание" и "Les Misérables", "Лит-ра и марксизм", 1928, кн. V; Немеровская О., Леонид Гроссман во весь рост, "На лит-ом посту", 1929, VI.
П. Э.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 25--27.
Гроссман, Леонид Петрович [р. 12(24).I.1888, Одесса] -- рус. сов. писатель, литературовед. Окончил юридич. ф-т Новороссийского ун-та в Одессе (1911). Начал печататься в 1903. С 1921 читал лекции по теории и истории лит-ры в Лит.-худож. ин-те им. В. Я. Брюсова (Москва). Многолетняя пед. деятельность Г. связана гл. обр. с Моск. гор. пед. ин-том им. В. П. Потемкина. Многочисл. работы Г. посвящены вопросам поэтики, худож. формы, связям рус. лит-ры с обществ. мыслью и зап.-европ. лит-рой, изучению драматургии, театр. жизни и др. Г. занимается также вопросами библиографии и текстологии. Для его исследоват. манеры характерны стремление к историч. параллелям (ст. "Лермонтов и культуры Востока", 1941), к сопоставлению явлений лит-ры с др. сферами иск-ва -- живописью (ст. "Лермонтов и Рембрандт", 1946), театром ("Театр Тургенева" и др.), интерес к психологии творчества, личности художника (монографии об А. С. Пушкине, Ф. М. Достоевском, Н. С. Лескове и др.). Книга Г. "Преступление Сухово-Кобылина" получила одобрительный отзыв М. Горького (см. "Лит. наследство", т. 70, М., 1963, с. 146). Предметом постоянных научных интересов Г. является творчество Ф. М. Достоевского, к-рое он исследует в различных аспектах. Итогом его изучений является творч. биография Достоевского, опубл. Г. в 1963. Г. принадлежат биографич. романы и повести: "Записки Д'Аршиака" (1930), "Рулетенбург" (1932), "Бархатный диктатор" (1933) и др.; ярко воссоздающие колорит эпохи. Работам Г. свойственно сочетание научности с живой манерой изложения.
Соч.: Собр. соч., т. 1--4, М., 1928; Русский Кандид (К вопросу о влиянии Вольтера на Достоевского), "Вестн. Европы", 1914, N 5; Семинарий по Достоевскому, М. -- П., 1922; Портрет Манон Леско, 2 изд., М., 1922; Театр Тургенева, П., 1924; Поэтика Достоевского, М., 1925; От Пушкина до Блока. Этюды и портреты, М., 1926; Бакунин и Достоевский, в сб.: Спор о Бакунине и Достоевском, Л., 1926; Пушкин в театр. креслах, Л., 1926; Преступление Сухово-Кобылина, 2 изд., Л., 1928; Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М. -- Л., 1935; Бальзак в России, в кн.: Лит. наследство, т. 31--32, М., 1937; Театр Сухово-Кобылина, М. -- Л., 1940; Н. С. Лесков, М., 1945; Стиховедческая школа Лермонтова, в кн.: Лит. наследство, т. 45--46, М., 1948; Поэтика Белинского, "Уч. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина. Каф. рус. лит-ры", 1954, т. 34, в. 3; Достоевский -- художник, в кн.: Творчество Ф. М. Достоевского. Сб. ст., М., 1959; Достоевский и чартистский роман, "Вопр. лит-ры", 1959, N 4; Пушкин, 3 изд., М., 1960; Достоевский, М., 1963.
А. В. Белинков.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 399--400.
III.
ГроссманЛеонид Петрович [12(24).1.1888, Одесса, -- 15.12.1965, Москва], советский литературовед. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе (1911). Начал печататься в 1903. Профессор Московского горного педагогического института им. В. П. Потемкина. Основные работы посвящены творчеству Ф. М. Достоевского и др. писателям 19 в., вопросам поэтики, связям рус. литературы с общественной мыслью и зап.-европ. литературой, драматургии и театру. Автор романов и повестей: "Записки Д'Аршиака" (1930), "Рулетенбург" (1932), "Бархатный диктатор" (1933).
Соч.: Собр. соч., т. 1--4, М., 1928; Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.-- Л., 1935; Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31--32, М.,1937; Театр Сухово-Кобылина, М. -- Л., 1940; Н. С. Лесков, М.. 1945; Пушкин, 3 изд., М., 1960; Достоевский, 2 доп. изд., М., 1965; Роман Нины Заречной, альм. "Прометей", т. 2, М., 1967.