ЛЕСКОВ, Николай Семенович [4.(16).II.1831, с. Горохово Орловской губ., -- 21.II(5.III).1895, Петербург] -- рус. писатель. Отец Л., мелкий чиновник из семинаристов, служил заседателем орловской палаты уголовного суда. Детство Л. прошло в поместье его родственников, затем в Орле, потом в купленном отцом сельце Панине Кромского у. В детстве Л. воспитывался в обстановке церковности и религ. настроений матери. После смерти отца Л. вследствие материальной нужды поступил в 1847 в орловскую палату уголовного суда, давшую ему обильный материал для будущих зарисовок. В 1849 перевелся в Киев, где его дядя проф. медицины С. П. Алферьев ввел его в просвещенный круг киевского общества. В качестве вольнослушателя Л. посещал в Киевском ун-те лекции по агрономии, криминалистике, гос. праву, анатомии. В Киеве его пленили образцы др.-рус. архитектуры и живописи. Л. овладел укр. и польским языками. Он лично знал Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, А. А. Котляревского, ценил А. Мицкевича, В. Сырокомлю, Ю. Крашевского, в некоторой степени повлиявших на формирование его стиля. Киевский период жизни дал Л. материал для "Печерских антиков" (1883), "Последней встречи и последней разлуки с Шевченко" (1861) и др. В 1857 Л. вышел в отставку и поступил на частную службу к своему родственнику со стороны матери, обрусевшему англичанину А. Я. Шкотту, управлявшему крупными поместьями. Исполняя его поручения, Л. сопровождал большую партию крестьян-переселенцев из Орловской губ. по Оке и Волге в саратовские степи. Л. навсегда запомнил картины распродажи крест. хозяйства, тяжелые сцены "навечной разлуки", бедствия самого путешествия на переселенческой барке. На эту тему позднее написан рассказ Л. "Продукт природы" (1893). Письма-отчеты, к-рые Л. посылал во время деловых разъездов, через Шкотта стали известны публицисту Ф. И. Селиванову, заслужили лестные отзывы литераторов и ученых. С 1860 Л. начал печататься в столичных изданиях. В 1861 переехал в Петербург, всецело отдавшись лит. работе.
Писательскую деятельность Л. начинал как журналист очерками и статьями на темы крест. расселения, социальной гигиены, искоренения пьянства. С горечью он писал о "тяжелых отношениях, в которые у нас поставлен труд к капиталу, работник к хозяину", призывал к уважению "неотъемлемых прав человеческой свободы". В это же время Л. сблизился с Артуром Бенни, о драматич. жизни к-рого он впоследствии написал повесть "Загадочный человек", и с П. И. Мельниковым (Печерским), оказавшим на него лит. влияние. С дифференциацией идейных групп в 60-е гг. и с выступлением деятелей революц. демократии Л. начал отходить от передовых течений эпохи и примкнул к писателям, группировавшимся вокруг "Отечественных записок" и противостоявшим "Современнику" Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В 1862 распространились слухи о том, что происшедшие в мае петерб. пожары организованы студентами под влиянием прокламации "Молодая Россия". Л. выступил тогда же в "Северной пчеле" со статьей, в к-рой требовал от полиции либо опровергнуть слухи, либо обнаружить и наказать виновников. Статья вызвала решительный протест передовой молодежи, резкий отзыв Д. И. Писарева, Л. обвиняли в натравливании органов власти на студентов.
Первыми худож. произв. Л. были крест. рассказы "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863) и др., рисующие темноту и отсталость рус. деревни. Наиболее значителен в этом ряду "опыт крестьянского романа", как назвал сам писатель "Житие одной бабы" (1863), впоследствии переработанный и получивший назв. "Амур в лапоточках". Интерес Л. к нар. творчеству сказался на построении этой деревенской биографии, в к-рой звучат рус. песни -- святочные, свадебные, бытовые, любовные, "веселые-разудалые". Трагич. история безответной Насти, "песельницы", насильно выданной за немилого, бежавшей с возлюбленным, арестованной, поротой розгами в полиции, ставшей "бесноватой" и, наконец, замерзающей в лесу, развертывается в условиях косного семейного быта и жестокого произвола, дореформенных полицейских нравов.
- 160 -
В сер. 60-х гг. Л. создает особый жанр "русской новеллы", изображающей глухой, но не лишенный живописности быт уездной Руси. "Леди Макбет Мценского уезда" (1865) -- история страсти и преступления Катерины Измайловой, воспроизводящая жестокую и затхлую атмосферу купеч. мира. Л. достиг в ней сильного драматизма и замечательной выпуклости в изображении героев. Ф. М. Достоевский высоко оценил этот рассказ, напечатав его в своем журн. "Эпоха".
Обществ. позиция Л. и его отношения с передовыми лит. кругами в 60--70-е гг. определились в результате опубликования антинигилистических романов "Некуда" (1864, под псевд. М. Стебницкий) и "На ножах" (1870--1871). Несколько ранее (1863) появился рассказ "Овцебык". Овцебык -- прозвище семинариста-агитатора, отказавшегося от монашества ради пропаганды социализма. Погибая в глухой тоске по оставленному духовному призванию, он приходит к убеждению, что по избранному им пути социалиста-реформатора идти некуда. Вывод этот лежит и в основе романа "Некуда", в к-ром дана сатирич. галерея "новых людей". Материалом для романа послужила реальная история девушки, поселившейся в "знаменской коммуне", устроенной В. А. Слепцовым. Полемика с шестидесятниками и особенно с Чернышевским содержится и в романе "Обойденные" (1865). Героиня его, подобно Вере Павловне из романа Чернышевского "Что делать?", руководит швейной мастерской, но не стремится организовать по-новому труд и быт девушек. Ее внутренняя жизнь сосредоточена на любви к молодому литератору Долинскому (автопортрет Лескова). Оба они затеряны в эпохе и обойдены общественным вниманием, направленным на нигилистов и "лженигилистов". Наиболее отчетливо памфлетная тенденция сказалась в романе Л. "На ножах" -- резком пасквиле на шестидесятников. Роман был осужден прогрессивной печатью, и Л. надолго был отлучен от передовой лит-ры своего времени.
В 70-е и особенно 80-е гг. Л. многое переоценивает в своих взглядах; он сближается с Л. Н. Толстым, и это оказывает на него как на художника большое влияние. Роман "Соборяне" (1872) положил начало серии сказаний о нар. праведниках ("Несмертельный Голован", 1880, "Однодум", "Пугало", "Фигура" и др.). Хотя Л. изображал в них представителей старой рус. церковности, по существу же его герои были сильные духом люди из народа, бунтари против церковных и светских властей. Таков в "Соборянах" протопоп Савелий Туберозов -- бесстрашный борец с консисторскими заправилами, чиновниками и столичными ревизорами. К нему близок и дьякон Ахилла Десницын, "стихийный исполин", у к-рого сердце "билось верно". Образу этому Л. придавал особое значение, как выразителю подспудных нац. сил, могучих, но до времени скованных. Широкой разработке этого же замысла посвящена повесть "Очарованный странник" (1873). Художественность натуры ее героя Ивана Флягина, беглого крепостного, знатока лошадей в иноческом подряснике, влечет его к скитаниям по Руси. Артистизм и страстность его необузданной натуры проявляются в поступках благородных и героических, а порой в жестокостях и диких запоях. В поисках красоты жизни он "всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть".
Л. написал и несколько повестей о художниках -- "Чертовы куклы", "Островитяне", "Запечатленный ангел" (1873). Последняя -- это как бы худож. трактат о старинной иконописи, мастерски развернутый на фоне рабочей жизни артели каменщиков-староверов. Устами простонародного живописца автор рассказывает о мастерах Палеха и Мстеры, о чудесном письме Андрея Рублева и Ушакова, о школах устюжских и вологодских, о росписях новгородской и киевской Софии.
- 161 -
Тема высокой одаренности рус. народа получила развитие и в сказании "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881). Сам писатель сообщал, что история стальной блохи выросла из нар. пословицы, но выражает "гордость русских мастеров ружейного дела". "Сказ о косом Левше" -- образец стилизации под лубок, под раешник. Единств. пьеса Л. "Расточитель" (1867) также выдержана в духе плакатного лубка, что придавало балаганную яркость трагич. истории о хищничестве рус. купцов. Чертами подлинного мастерства отмечены и хроники Л. из жизни 18 в. -- "Старые годы в селе Плодомасове" (1869) и "Захудалый род" (1874), в к-рых колорит эпохи передан тонким воспроизведением характерных типов и самобытных нравов.
В сер. 70-х гг. происходит разрыв Л. с правыми кругами. Он уходит из реакц. журналов "Русский вестник" и "Гражданин", порывает с официальной церковностью и правительственными сферами, получает, наконец, признание в передовых кругах рус. лит-ры. Одновременно начинаются гонения на Л. со стороны официальных кругов -- увольнение из министерств, в к-рых он состоял, цензурные запреты. В этот период усиливается тяготение Л. к жанру рассказа, иногда объединенного в циклы.
К жемчужинам рус. лит-ры принадлежат "Тупейный художник", "Человек на часах", "На краю света", "Владычный суд". Особую группу составляют легенды на материале др.-рус. житий и назидательных новелл. В этих сказаниях ("О богоугодном дровоколе", "О Федоре-христианине и Абраме-жидовине", "Скоморох Памфалон", "Совестный Данила", "Прекрасная Аза", "Аскалонский злодей" и др.) худож. археология сочетается с нравств. философией. Л. стремится соединить, по собств. словам, стиль Флобера-историка с манерой Толстого-моралиста.
В наследии Л. большое место занимает сатира. Свойственные его дарованию черты юмора, а порой и острого сарказма часто приводили к созданию разоблачит. произведений. Сатира Л. претерпела за сорок лет значит. эволюцию. В 60-е гг. она была обращена против "нигилистов", что вызвало резкое осуждение демократич. кругов. В 70-х гг. меняется не только содержание его сатиры, но и самый ее характер. Он сам определял свою позднюю иронию как "добрую", "незлобивую и снисходительную". Его юмор укладывается в рамки шутки, анекдота, иронического рассказа, близкого к шаржу. Иные из таких сатирич. "мелочей" (как он сам их называл), сильные по началу повествования, получали в дальнейшем неожиданное искривление и не достигали намеченной цели. Таковы "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы", "Уха без рыбы" и др., в к-рых изображение "калейдоскопической пестроты" и "сюрпризов" рус. жизни затемняет направленность его иронии. Под конец жизни Л. обращается к бичующей и гневной сатире. Он писал: "Мои последние произведения весьма жестоки: "Загон", "Зимний день", "Дама и фефела"... Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике... Я хочу бичевать ее и мучить".
Из произв. 70-х гг. к типу разящего памфлета близок рассказ "Железная воля" (1876), направленный против высокомерной ограниченности и тупого педантизма, враждебного живой жизни. В повести "Заячий ремиз" (1891--94) ирония обращена не на представителей демократич. кругов, а на их официальных преследователей. В конце повести, в мечтах героя о временах, когда фараоны перестанут громоздить себе пирамиды "руками рабов, истерзанных голодом и плетью", сатира приобретает трагич. звучание.
За четыре десятилетия лит. деятельности Л. выработал свою теорию прозы. В основе ее -- провозглашение
- 162 -
идейного иск-ва и его служебного значения для жизни. Л. искал новые жанры, отходил от общепризнанных канонов. Его таланту были близки такие жанры, как мемуары, биография, хроника, притча и анекдот, но в смелом преображении и яркой расцветке. "Человек живет словами", утверждал Л., и полнее всего может быть изображен своей речевой характеристикой. Живая лексика -- вернейший путь к постижению психологии образа. Л. изучал безбрежную стихию нар. языка для выработки новой повествоват. манеры, расцвеченной всевозможными наречиями и жаргонами, варваризмами, неологизмами, обильной технич. терминологией и богатым лексиконом вымышленных слов, придающих особый колорит, пестроту и веселость его неповторимо выразительной речи. М. Горький высоко ценил мастерство Л., он ставил его как художника слова рядом с крупнейшими рус. писателями. Горький призывал молодых сов. прозаиков учиться у Л., "...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту" (Соч., т. 24, 1953, с. 237). Повесть Л. "Леди Макбет Мценского уезда" вдохновила композитора Д. Д. Шостаковича на создание одноим. оперы (пост. 1934, возобновлена в 1962 под назв. "Катерина Измайлова").
Сочинения:
Собр. соч., 2 изд., с критико-биографич. очерком Р. И. Сементковского и библиографией соч. Л. за 1860--1889, сост. П. В. Быковым, т. 1--12, СПБ, 1889--96;
Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1--36, СПБ, 1902--03;
Избр. соч. Вступ. ст. Б. М. Другова. Биография и коммент. А. Н. Лескова, М., 1946;
Собр. соч., т. 1--11, М., 1956--58.
Литература:
Горький М., Н. С. Лесков, Собр. соч., т. 24, М., 1953;
Фаресов А. И., Против течений, Н. С. Лесков, СПБ, 1904;
Волынский А. Л., Н. С. Лесков, 2 изд., П., 1923;
Эйхенбаум Б. М., Лесков и лит. народничество, в сб.: Блоха, Л., 1927;
Штокмар М. П., Ритмическая проза в "Островитянах" Лескова, в кн.: Ars poetica, в. 2, М., 1928;
Гудзий Н. К., Толстой и Лесков, "Искусство", 1928, т. 4, No 1--2;
Десницкий В. А., Крестьянские рассказы Н. С. Лескова, "Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена", 1938, т. 14;
Гроссман Л. П., Н. С. Лесков. Жизнь -- творчество -- поэтика, М., 1945;
Евнин Ф., Н. С. Лесков, М., 1945;
Гебель В., Н. С. Лесков. В творческой лаборатории, М., 1945;
Орлов А. С., Язык Лескова, в его кн.: Язык рус. писателей, М., 1948;
Лесков А. Н., Жизнь Николая Лескова, М., 1954;
Плещунов Н. С., Основные вопросы изучения романов Н. С. Лескова, "Уч. зап. Азербайджан. ун-та", 1956, No 10;
Другов Б. М., Н. С. Лесков. Очерк творчества, М., 1957;
Цейтлин М. А., Анализ худож. особенностей романа Лескова "Соборяне", "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Крупской", 1958, т. 66, в. 4;
Муратова К. Д., Горький и Лесков, в кн.: Вопросы изучения рус. лит-ры XI--XX вв., М. -- Л., 1958;
Горячкина М. С., Сатира Лескова, М., 1963; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. -- Л., 1962;
Филипович П., Україн. елемент в творах М. Лескова, в кн.: Лесков М., Вибрані твори, К., 1928;
Kovalewsky P., N. S., Leskov, peintre mИconnu de la vie nationale russe, P., 1925;
Setschkareff W., N. S. Leskov. Sein Leben und sein Werk, Wiesbaden, 1959.
Л. П. Гроссман
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 158--162.