Имя:Громов, Алексей Матвеевич -- поэт и журналист, 1910-е гг.
Псевдонимы:А. Г.; А. М. Г.; Буревестник; Буревестник, Алексей; Г. и Кш; Эмге, А.; Эм--Ге, А.
Источники:
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 148
II.
ГРОМОВ Алексей Матвеевич [10(22).4.1888, Москва -- 11.12.1937, там же], прозаик, журналист, художник-график. Из семьи гор. учителя. В 1907 окончил 8-ю моск. г-зию. Начал печататься в 1905 (в окт.-- дек.-- антиправительств. памфлеты в ж. "Стрелы" и газ. "Рус. листок"). В ж. "Оса" и "Пулемет" печатались его злые полит. карикатуры (1905--06; псевд. Овод, Мистер Морг). В рассказах первого сб-ка "Поручик Борисов. Кровавые слезы" (М., 1906; с обращением "Urbi et orbi" на т. л.) пытался передать шоковую реакцию на подавление дек. вооруж. восстания 1905, воспринятое как торжество косной безличной силы (власти) над одиноким и беззащитным "я" (на издание был наложен арест, а сам Г. неск. дней в 1908 отбывал заключение в моск. Таганской тюрьме). Типичные для стиля Г. нагромождение сюжетных ходов и ситуаций, повышенная экспрессивность, неорганич. сочетание символич. и реалистич. планов (не без влияния раннего М. Горького; для лит. позы Г. характерен псевд. А. Буревестник) наиболее полно проявились в сб-ке "Рассказы" (М., 1908), где сила, давлеющая над людьми, понимается уже как рок, судьба или некий "вселенский ужас", защищаясь от к-рого человек считает себя свободным от нравств. норм; при этом поверхностное усвоение ницшеанства (бессильный бунт против "мертвящей слабости" человеч. "хотения") отнюдь не отменяло традиц. морализма авт. позиции. Цикл "Новеллы", включенный в сб-к,-- аллегорич. произв., близкие жанру "стих, в прозе" ("Конец мира", "Ад души", "Песни Люцифера") свидетельствовали о влиянии Л. Н. Андреева.
На рубеже 10-х гг. Г. нек-рое время прожил во Франции, где, в частности, печатал иллюстрации к рассказам в париж. ж. "Lecture pour tous" [в 1912 в моск. изд-ве "Апож" (назв., рассчитанное на чтение справа налево) вышла его книга восп. о Париже, к-рая была конфискована, а сам он по ст. 1001 (порнография) приговорен к 3 мес. крепости].
Вернувшись в Москву (в 1911), Г. становится проф. журналистом. Печатается в газ. "Новый путь", "Женском журнале" и др. Однако в осн. его лит. деятельность связана с ж. "Наша жизнь" (1911; зав. редакцией), "Жизнь" (1912--14; художник и секретарь редакции), "Журнал для женщин" (1915--18). Здесь печатались его статьи, рассказы, эпиграммы, изредка -- лирич. стихи, а также рисунки и карикатуры. Он откликался на "злобу дня" и работал во мн. жанрах: писал о скандально известных личностях (напр., об авантюристе "корнете Савине" -- "Жизнь", 1913, No 12, 13), печатал обзоры худож. выставок (см., напр., его интервью с М. Ф. Ларионовым на выставке "Мишени" -- там же, No 14), рассказывал о ночной Москве, о Сухаревке и моск. бирже, о дрессировщике Анат. Леон. Дурове, о казино в Монте-Карло, актёрских нравах и т. д. В "Журнале для женщин" (после смерти A. Map) вел рубрику "Интимные беседы" под псевд. Принцесса Грёза.
Проза Г. этих лет представляет собой образчик текущей журн. беллетристики. Он писал гл. обр. о "превратностях любви", семейных драмах; в центре его писательского внимания -- обычно женщина, от париж. проститутки ("Жюльетта" -- "Наша жизнь", 1911, No 1) до рус. курсистки, учительствующей в деревне ("Паутина" -- "Журнал для женщин", 1917, No 5). Два небольших романа ("Девичьи сны", М., 1913; "Огни погасли", М., 1918, последнее изд. включает пов. "Победитель") также варьируют темы любовных переживаний; мелодраматичные, не свободные от схематизма, они в отличие от произв. 1900-х гг. тяготеют к психологич. разработке сюжета, иногда не лишенной точности и тонкости наблюдений. С началом войны, к-рую Г. воспринял в духе офиц. патриотизма ("Немецкоеиго", М.,1915), фронт сделался отдаленным фоном его семейно-психол. историй (рассказы "Поздно..." и "Жена" -- "Журнал для женщин", 1916, No 12 и 22); потом он взялся за тему распавшейся семьи ссыльного революционера ("Пятнадцать лет" -- там же, 1917, No 19--20).
Февраль 1917 Г. встретил с воодушевлением [в "Журнале для женщин" появились его историко-просветит. рассказы о "тайнах" погибшей монархии -- "Мартовское действо" (No 9--11; отд. изд. под назв. "Убийство Павла I-го" -- М.,1917) и "Сон золотой" (No 13--15) -- из времен императрицы Елизаветы], однако дальнейшие события ужаснули его ("Повседневное", "Под знаком террора" -- там же, 1918, No 3); увидев трагич. перспективы революции, он предрекал ее вождям эшафот.
В 1918 по рекомендации бюро союза журналистов выехал в Омск, где работал лит. ред. "Известий исполкома Западно-Сибирского Совета" (вместе с Вс. В. Ивановым). Был арестован белочехами. В 1919 с колчаковцами эвакуировался в Новониколаевск. Позднее вернулся в Омск, где работал в Центропечати, заведовал отд. Сов. пропаганды Зап. Сибири при Сибревкоме (1920) и обл. мастерскими Изо (1921). Писал шаблонные пропагандист. пьесы и рассказы, превозносящие большевиков ("Великий канун", Омск, 1923, и др.); нек-рый интерес представляют зарисовки "Семнадцатый год. (Сцены Окт. революции)" (М., 1927). В 1923 вернулся в Москву; до 1925 -- лит. сотр. в газ. "Гудок", затем -- ред. в Госиздате, затем -- "свободный художник". В 1937 репрессирован и расстрелян.
Лит.: Оленич-Гнененко А., Суровые дни.-- "Сиб. огни", 1958, No 10--12; Анов Н. И., На лит. перекрестках, Алма-Ата, 1974, с. 41--42, 49; Фомина Л., "Хотелось бы всех поименно назвать".-- "Моск. правда", 1989, 29 окт.; Петрашова Л., Кто такой Мистер Морг? -- "Крокодил", 1990, No 14. + Альм. и сб-ки (2); Масанов (не учтены псевд. А. Матвеев, Г. Р. Омов).
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 341, оп. 1, No 270 (биогр. Г.), ф. 66, оп. 1, No 1515 (письмо Н. И. Тимковскому); Фемелиди; ЦГАОР, ф. 63, 1908 г., д. 1504.
О. Е. Блинкина, при участии Л. В. Петрашовойи О. Стройковой.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992