|
Скачать FB2 |
| |
Изабелла Гриневская
Баб
Драматическая поэма из истории Персии
В 5 действиях и 6 картинах
Издание второе
Петроград, 1916
ImWerden, München, 2007
Предисловие к изданию 1903 года
И. Г.
Примечания издателя электронной книги
С. К.
18 Ала 163 по календарю бахаи
2007-03-19
Действующие лица *
Действие 1.
Действующие лица:
Действие происходит в Персии, в г. Ширазе в 1837 году в эндеруне (гареме) Мухамед-Салиха.
Обширная зала в эндеруне Мухамед-Салиха. Сплошь зеркала в рамах арабского стиля. С потолка свешиваются три люстры из цепочек граненого хрусталя. На полу роскошный ковер. На нем вдоль одной стены (у авансцены) подушки. Зала разделена рядом колонн, меж них бьет фонтан. Бассейн уставлен розами. В вазах цветы. Колонны увиты вьющимися цветами. Сквозь окна и двери виднеется роскошный сад окружающий эндерун. Столики, низкие табуреты и т.п. Налево, ближе к авансцене, широкая дверь.
Другие три двери задрапированы коврами. Одна, ближе к авансцене, ведет в отделение для девушек, прислужниц, (направо) другая, в глубине, в покои евнуха, третья (налево) потайная, через которую имеет доступ только глава дома.
Явление I.
Зейнеб и Салман
Зейнеб
Зейнеб сидит на ковре среди подушек и бросает перед собою бобы для гадания.
Явление II
Зейнеб одна.
Явление III
Хурет
(Входит с книгой, читает)
Явление IV
Хурет одна.
Явление V
Хаджи Мухамед Салиха (тихо входит и останавливается незаметно).
Хурет, увидев его, прерывает пение.
Явление VI
Салман (один).
Явление VII
Салман и Сальгэ_
Сальгэ (входит).
Явление VIII
Салман один.
Явление IX
Салман и слуга.
Явление X
Салман один.
Явление XI
Салман, Сальгэ, Сальмэ, Фатима, Зорайя, Аббаса, Ханифа и прочие девушки и рабыни.
Явление XII
Те же без Салмана
Явление XIII
Те же и Хурет.
Явление XIV
Явление XV
Хурет и Зейнеб.
Явление XVI
Хурет и Али.
(Хурет протягивает к нему руки. Али берет их с возгласом восторга, мгновенье держит в своих и, поборов свои чувства, бледный, оставляет их. Молчание.)
Действие II
Между действиями I и II проходит 5 лет. (1842 год).
От зрителя перпендикулярно к глубине сцены идет крытая циновками галерея базара. Авансцена и место по обеим сторонам галереи представляют свободную площадь, окаймленную домами. Стены домов, обращенные на улицу, без окон. В иных местах видны лишь ограды, за которыми скрываются дома, минареты мечетей. За галереей, в перспективе, виднеется остальная часть города, возвышенная, переходящая в нагородный гористый пейзаж. У домов и за оградами растут деревья. Два-три дерева у самой авансцены. Пять часов дня. Полный разгар городского оживления.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Явление I
Цирюльник 2-й (приютился около стены ближайшего к авансцене дома. С зеркальцем в руке, бреет человеку голову, плюет на бритву и точит ее на ремне, надетом через плечо).
Цирюльник 1-й (с принадлежностями своего ремесла у дерева на авансцене производит кому-то зубную операцию)
Фагир (стоит у стены дома на противоположной стороне, указывая на картину, нарисованную на стене)
Слепой старик дервиш с мальчиком (сидит под другим деревом на авансцене)
Продавец свеклы на осле (медленно передвигается по сцене)
Дервиш (с кокосовой чашей и большой суковатой палкой то появляется в толпе, то исчезает).
Меняла (сидит у одного из домов. Перед ним грязная тряпка, по ней разбросаны монеты).
При открытии занавеса перед базаром отроки (в женском наряде) танцуют, музыканты играют. Их окружает небольшая толпа зевак.
Оркестр состоит из барабана, двух барабанщиков, разных фасонов скрипок, вроде гитары, которые держат на ноге и по которым пилят смычками, дудок и неизбежной дойры. Один из музыкантов подпевает, дико выкрикивая отдельные ноты.
Как только появляется новый прохожий, его окружают нищие и продавцы.
Деллал, продавец шербета, прохожие 1-й и 2-й, кальянчи, фагиры, продавцы, музыканты, народ и пр.
(Многие кладут ему в чашу мелкую монету. Получив милостыню, мотает головой и быстро исчезает в глубине сцены).
(Когда он кончает, опять начинается музыка и пляска, уже в другом месте, в глубине сцены).
Явление II
Те же и Мирза Агка Мухаммед-Али.
(Агка должен быть старше Баба. Говорит энергично, но сдержан в движениях, особенно в дальнейших сценах, особенно в присутствии Баба. Одет хорошо, как землевладелец. На голове чалма. Высокий, статный, энергичный, идет по направлению к цирюльнику 1-му. Его останавливают продавцы).
Явление III
Те же и купец.
Явление IV
Явление V.
Во время последнего явления на сцене замечается особенное движение, точно ждут появления кого-то важного. Со всех сторон стекаются люди и устанавливаются как при проезде очень значительного лица.
С другими входят еще две женщины.
Явление VI.
Явление VII.
(Салман с двумя слугами с одной стороны, Джафар со слугами с другой).
(Салман и Джафар и их свиты останавливаются).
Явление VIII
Хурет и Зейнеб входят, за ними Сальгэ с ковром в руке. Салман проходит с людьми мимо них по направлению к дому, не замечая их.
Явление IX.
(Разговаривающих окружают некоторые зеваки).
(Удаляется к входу на базар, где встречается с бегущим стремительно оттуда потоком людей).
(На сцене волнение. Народ, как бы в исступлении, ни на что не взирая, несется во все стороны. Оттискивает муджтахида и его свиту с дороги. Мухамед Салиха без сопротивления скрывается в толпе).
Явление X.
Новые группы появляются со стороны, откуда должен придти ожидаемый, и подходят к толпе, скопившейся у базара. Среди них находятся: Сеид Ахмед, Бушруи, Сеид Гусейн и Гассан, Агка Мухамед, оставивший цирюльника и смешавшийся с толпой.
(Молодой, богато одетый. Вид человека, изнеженного роскошью; за ним стоит слуга с ковром. Подходит к группе мужчин, где стоит Агка Мухамед).
(Слуга уходит и вскоре возвращается; становится за господином своим).
Явление XI.
Показывается вдали, с горы Мулла Гуссейн, за ним Али, далее тихо следует толпа.
В ожидающем народе проносится гул. Все оставили дело и присоединились к толпе, в которой слышатся возгласы:
Хурет.
Явление XII.
Али приближается. Навстречу ему идет с базара взволнованная толпа, торопящаяся увидеть его.
(Делает знак народу, что Али хочет говорить. Мгновенно все умолкает, замирает).
(отделяется от толпы и с горячим порывом, в забвении энтузиазма сбрасывает с себя чадру)
(Хуррет и Али стоят друг перед другом, трепетные, молчаливые. После гула удивления и некоторого ропота выделяются отрывочные фразы:)
Хурет.
(не спуская глаз с лица Али, который стоит бледный, с неприступным взором, опускается перед ним на колени. Взволнованно, но решительно).
Явление XIII
Те же и Салман.
Салман является со слугами, держащими носилки, и прислужницами; он озирается в толпе, точно ищет кого-то. Увидев Хуррет, Зайнеб и Сальгэ, проходит к ним сквозь толпу, которая невольно расступилась, и делает знак прислужницам, чтобы они помогли Хуррет сесть в носилки. Те исполняют, и Хуррет, находясь точно в забытьи, подчиняется.
(Хуррет уносят. Салман, Зейнеб и Сальгэ за ней. Несколько мужчин и женщин из толпы за ними же).
(обращаясь к толпе тоном полным таинственного страха и обоготворения).
(Тихо уходит. Впереди Мулла Гуссейн, за ним толпа... С минаретов раздается зов муэдзина. Из толпы в разных местах некоторые остаются и становятся на колени тут же для молитвы. Между ними Мухаммед Салиха, который во время всей речи Али, на противоположной стороне от Хуррет, стоял, опершись о выступ здания, и, как изваяние, почти все время оставался неподвижен под обаянием слов Али. Лишь во время речи Хуррет он сделал движение вперед, но, владея собою, снова погрузился в думы.
Когда Али с толпой уходит, он вытирает навернувшиеся слезы и следует за толпой. Свита его за ним. Вдали слышны призывы муэдзина с минарета).
ЗАНАВЕС.
Действие III.
Действующие лица:
Действие происходит в 1848 году за городом в Ширазе. Гористая местность, где расположены амфитеатром и тремя террасами развалины древнего дворца Дария Гистаспа, известного в народе под названием "Трона Джемшида". К террасам этой величественной руины, состоящей из стен и колонн и изображений человеческих фигур, крылатых быков и т.п., ведет широкая лестница из черного мрамора. У некоторых фигур отбиты головы, крылья. На одной из террас возвышается памятник.
За колоннами, сохранившими остатки капителей, в зазубренных стенах виднеются двери. Все здание носит на себе характер стилей греческого и египетского. Вдали видна река Пульвар. Ночь. Месяц и звезды на темном небе.
Между 1-м и 2-м действием проходит год.
Явление I.
Ассад (восторженный, статный юноша с фонарем в руках, напевая бродит среди развалин).
Явление II.
Сеид Ахмед и Ассад.
(Ставит фонарь и садится на опрокинутую колонну).
(Показывает рукою).
(Показывает направо. Оба направляются в ту сторону).
(Тихо уходят, Ассад, напевая за сценой).
Явление III.
Агка и цирюльник 1-й с фонарями.
Явление IV.
Входят один за другим с фонарями муриды.
(Показывает под плащом оружие).
(Трогает себя за ухо).
(трет лоб).
(подводит цирюльника 1-го к одной из потайных дверей, открывает их и указывает ему на груду оружия. Вынимает меч и показывает ему).
Явление V.
Слепой старик и мальчик (с фонарем).
Явление VI.
Все время являются то по одному, то по два бабиды с фонарями.
Явление VII.
Явление VIII.
(им отвечают присутствующие: "Алла азам")
Явление IX.
Ассад и Сеид Ахмед (с толпой бедняков-земледельцев, которые являются без фонарей).
Явление X.
Входят еще муриды: 13-й, 14-й.
(Уходит).
Явление XI.
Сеид Гуссейн, Сеид Гассан, Мулла Гуссейн, Бушруи и Агка.
(Делает знак Агке, как бы предлагая продолжать).
(Поднимается на террасу, становится на камень рядом с фигурой крылатого льва.
Все усаживаются вокруг, там и сям).
(Раздавая оружие, обращаясь к некоторым оставшимся внизу).
(Мулла Гуссейн и Агка продолжают раздавать всем оружие. Некоторый перерыв).
(Пауза. Как бы проверяет, все ли исполнено и все ли сделаны распоряжения. Внизу тушат огни).
(Из грудей всех вырывается подавленный клик сочувствия).
(Тоже делает движение, чтобы уйти, потом опять садится. Уходящих молча пропускают.)
(На середине этого монолога со стороны гор показывается Баб. Он слушает. По мере того, как продолжается речь, лицо его омрачается. Когда читают обращенную к нему молитву, он слушает как человек, не понимающий, что происходит вокруг. В конце он остается, точно пораженный, неподвижный. По небу проходят тучи, которые то застилают луну, то открывают ее. Лицо и фигура Баба то освещены, то погружаются во мрак. Находящиеся внизу не видят его).
Явление XII.
Раздается свист и вбегает Ассад и другие расставленные на стражу бабиды.
(Становится на возвышении спереди, у края террасы.
Все становятся за ним и обнажают мечи).
Явление XIII.
Ночной дозор. Десятка три феррашей с начальником во главе. Некоторые несут факелы.
(С иронией, давая на себя наступать.)
(Когда ферраши почти все взошли на ступени, Агка громовым голосом кричит).
(Мгновенно выскакивают из-за колонн скрывшиеся бабиды).
Среди феррашей происходит смятение. Их бьют с обеих сторон, факелы и фонари потушены. Часть их убита, часть -- ранена. На ступенях и на площади падают трупы и умирающие.
(Вначале, когда на них напали из-за колонн, слышны возгласы между феррашами).
Явление XIV.
(Слышны стоны раненых. Баб в каком-то забытьи сходит с горы на террасу, где лежат убитые и умирающие).
Занавес тихо падает.
Действие IV.
Действующие лица:
Большая запущенная зала в покинутом здании во дворе Сарбазских казарм. Видны следы былой роскоши. Расписные стены, мозаика и т.п. В глубине сцены -- широкая, почти во всю стену арка, закрытая драпировкой из старых ковров; слева, ближе к авансцене -- окно, слева, в глубине -- небольшая дверь. Такая же дверь справа.
Между 3-им и 4-ым действием проходит год.
Действие происходит в Тавризе, в 1849 году.
Явление I.
У стены справа сидит Агка в глубокой задумчивости, и Сеид Гассан в оцепенении. С другой -- Сеид Ахмед, Салман стоит.
Явление II.
Абдул, Салман и слуги.
Явление III.
Тюремный страж, и за ним Мухамед Салиха, в сопровождении солдат.
(Страж впускает Мухамед Салиха и уходит).
(увидев Салмана; на мгновение остается безмолвным, затем взволнованным голосом).
(Направляется к соседней двери).
(делает шаг к двери, где сидят бабиды, и говорит тихо Мухамед Салихе).
(На мгновение уходит и возвращается со всеми).
Явление IV.
Входят Сеиды: Ахмед и Гассан, Агка, Салман.
(Отходит в сторону и погружается в раздумье).
(Слышно движение, барабанный бой и клики).
Явление V.
Меж заключенных движение.
(Слуги широко открывают двери арки, так что виден весь двор и шествие судей).
Явление VI.
Мирза Ахмед, Ахунд, мулла Мохамед Мамеганский или Мамегани, хаджи мирза Багиир, Абдул, Келантар Шираза -- Мамут-хан. Их слуги и мирзы.
Все усаживаются. Тишина.
(Забыв все окружающее, говорит, точно читает по открытой книге).
Явление VIII.
Во время этого допроса слышен отдаленный гул народа, который становится все громче и громче. Абдул, тихо посоветовавшись с соседом, уходит со своими слугами и вскоре возвращается поспешно и говорит, задыхаясь от волнения.
(Между обвиняемыми движение. Один Баб спокоен).
(Между осужденными движение. Гассан, как прежде, сидит окаменевый. Агка испускает крик злобы и презрения, Гуссейн и Ахмед -- стон отчаяния).
Явление IX.
Врывается народ, впереди -- Музафер медник, слепой старик, мальчик и дервиш; тут же и женщины.
(Народ некоторое время слушает со смущением, но при последней фразе слышны слабые крики сочувствия к осужденному и слабый ропот).
(Окружают Баба. Стража хочет их оттолкнуть, но толпа отстраняет ее и громко кричит).
(С криком окружают обвиняемых и стараются оттеснить их к выходу. Совет и начальство -- бледные молчат).
(Слушавший Мухамед Салиха в волнении, еле сдержав свои чувства, дрожа от ужаса и жалости, говорит сначала громовым голосом, а затем речь его становится тихой и проникновенной).
(Громко и повелительно. Далее речь его стихает. Временами останавливает свой взор на Мохамеде Салиха).
(Народ склоняется. Судьи и стража отступают в глубину. Баб стоит перед склоненным народом и павшими ниц в слезах обвиненными).
Занавес.
Действие V.
Действующие лица:
1-й картины V действия.
Явление I.
Баб сидит в глубокой задумчивости. У ног его Гуссейн. Гуссейн кончает писать.
(Останавливается, как бы в ожидании, что Баб скажет дальше).
(Когда Баб начинает говорить, точно по привычке, сейчас же пишет. Прекращая писать, указывает налево, в сторону, откуда доносятся стоны).
(Поднимается на одно колено, с ужасом прислушивается к стонам, протягивая вверх руки и поднимая глаза с надеждой -- вдохновенно говорит):
(Становится на колени. Из подземелья раздается песня Ассада).
(Провожает его до дверей. От времени до времени слышны тихие стоны и пение).
Явление II.
(В то время, как за сценой слышится пение Ассада, Баб, вспоминая давно забытую песню).
Явление III.
(Двери сбоку тихо отворяются, и Салман вводит укутанную Хурет и сам исчезает. Хурет тихо подходит к Бабу. Баб поднимает голову и смотрит на нее спокойно. После молчания).
Явление IV.
Входит процессия. Мамут хан, Абдул, Салман, за ними стража, которая ведет обвиненных Сеидов: Гассана, Гуссейна, Ахмеда и Агка.
Явление V.
(Подвергающихся мучениям бабидов проводят по сцена слева из тюрьмы через большую арку на площадь двора, где виднеется толпа народа и солдаты, окружающие место казни. Между бабидами находятся Цирюльник 1-й и Ассад).
(с большим вдохновением, громким голосом, точно желая, чтобы услышали страждущие).
(Мамут открывает шествие, за ним стража, за ней Баб и прочие).
Занавес.
Действующие лица
2-й картины V действия
Картина 2-я (В Тавризе).
Между первой и второй картиной этого действия проходят несколько часов.
Прилегающая к месту казни узкая улочка, перерезана переулками. Вдоль улицы деревья, около которых примостились лотки с цветами. Посреди улицы фонтан, из которого по гранитной ложбине вода стекает в виде ручья. Улица упирается в ограду Сарбазских казарм. У ворот густая толпа народа. Все обращены спиною к зрителям. Крыши домов по всей улице, особенно соседние к казармам, и самих казарм полны людьми.
Перед поднятием занавеса слышен ружейный залп. За ним раздается вздох, какой вырывается из груди многочисленной толпы, объединенной одним чувством.
Когда поднимается занавес, перед зрителем точно застывшая в оцепенении толпа. Проходит мгновенье. За оградой раздается военная команда, какая принята после совершения казни расстрелянием.
В народе на крышах домов и на улице движение. Народ напирает на ворота с глухим гулом. В толпе и женщины, и подростки.
Часть толпы, ближе к авансцене, заметив, что Музафер, стоящий на крыше ближайшего дома, удалился в дом и затем вышел на улицу, окружает его. Когда он заговорил, толпа увеличивается.
Явление I.
(Пока он говорит, некоторые с крыш уходят в дома и выходят из них, направляясь в близлежащие улицы, или смешиваются с толпою тихо и важно говоря между собою. На крышах иные плачут, иных сводят в полуобмороке. В толпе отрывочные фразы).
(В толпе гул, в котором слились восклицания сожаления, возмущения, любопытства. К толпе подходят новые люди, сошедшие с крыш. Вокруг некоторых тотчас же образуются группы. Иные проходят в дома и переулки).
(Оба останавливаются в тихо беседующей кучке людей. В другом месте под деревом остановились двое военных).
Мальчик еле-еле удерживает его, останавливаясь у бассейна).
(тоже расстроен. Некоторые лица из толпы отделяют его от сына. Отец своему собеседнику тихо).
Явление II.
(Широко открываются ворота. Оттуда выходит толпа знатных лиц со слугами).
(С боковых улиц являются торговцы и вполголоса предлагают).
!!!!!!!!!!!!!
Явление III.
Хурет входит из ворот. Зейнеб в некотором отдалении за ней.
(В это время покупает с лотков розы и передает Хурет и собравшимся женщинам).
Юноша тоже берет несколько роз и уходит за женщинами. Когда процессия женщин и девушек направляется к воротам, оттуда с барабанным боем выходит взвод солдат. Женщины останавливаются и, когда солдаты исчезают в переулке, процессия входит в ворота. Народ, оставшийся на крышах, следит за происходящим. Многие хотят направиться за Хурет, но ворота со звоном запираются. Многие женщины, по примеру Хурет, откидывают чадру и тихо плачут.
Занавес.
Конец.
|