ГРИГОРЬЕВ Пётр Иванович (Григорьев 1-й, или старший) [1806 или 1807*-- 29.5(10.6).1871, Пятигорск; похоронен в Петербурге], водевилист; актер. Мальчиком служил копиистом в Почтовом департаменте (1818--19). В 1820 принят в Петерб. театр. школу; учился с П. А. Каратыгиным, дружбу с к-рым сохранил на всю жизнь. В школе встречался с А. С. Грибоедовым: воспитанники готовили пост, сцен "Горе от ума", в последний момент запрещенную цензурой (Г. должен был играть Чацкого); в 1831, при 1-й пост. комедии, выступил в роли Скалозуба (ЛН, т. 47--48, с. 300, 302). По окончании школы был определен в труппу Александрии, т-ра, где играл до конца жизни и на сцене к-рого были поставлены все его пьесы (игравшиеся также и в Москве) -- с участием ведущих актеров театра и самого автора.
Исполняя роли преим. в комедиях и водевилях (Д. Т. Ленского, Каратыгина, Н. А. Некрасова, Ф. А. Кони, А. Н. Островского и др.), Г., по свидетельству современников, "всегда пользовался любовью публики, относился серьезно и честно к делу... был неподражаем в ролях простых людей, особенно солдат" (Максимов, с. 81; см. также отзыв В. Г. Белинского -- ЛПРИ, 1839, 16 дек.). Выступал и в ролях классич. репертуара: Фамусов ("Горе от ума"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Добров ("Ябеда" В. В. Капниста). Как и П. Г. Григорьев, Г. неоднократно награждался памятными подарками от имп. Николая I, посещавшего их бенефисы. Переводил пьесы для Александрии, т-ра. Написал музыку к нек-рым театр. постановкам (в юности готовился стать музыкантом). В последние годы жизни вел занятия сценич. мастерства в Петерб. театральном училище.
Профессионально знавший законы сцены, Г. стал одним из ведущих драматургов-водевилистов 1830--40-х гг.; одно из первых лит. выступлений -- комедия-водевиль "Актер и музыкант, или Любовь всему научит" (СПб., 1831; пост. 1830; сочувств. рец.: "Сев. Меркурий", 1831, 20 марта). Им написано ок. 70 водевилей и комедий, охватывавших разл. слои совр. ему об-ва (петерб. домовладельцы, актеры, журналисты, лавочники, чиновники, помещики, армейские офицеры, солдаты, крестьяне). Характеры персонажей, как правило, убедительны и достоверны. Любовная интрига зачастую отходит на второй план или вообще отсутствует. Г. хорошо владел стихом; его куплеты не лишены живости и остроумия; ок. 10 пьес написаны стихами.
В своих легких и занимат. комедиях Г. затрагивает злободневные вопросы, высмеивает низкопоклонство, страсть к наживе, взяточничество, угодничество, лицемерие, вплоть до критики крепостников (водевиль "Солдат-балагур, или Дружба дружбой, а служба службой" -- "Репертуар рус. сцены", 1853, No 1, прил. к ж. "Пантеон"; пост. 1852). В 40-е гг. в числе персонажей его пьес появляются дельцы, предприниматели, аферисты, порожденные развивающимися бурж. отношениями в России: "Герои преферанса, или Душа общества" (СПб., 1844;пост. 1844) (с изображением "современных нравов, не воображаемых автором, а действительных", связывал П. А. Плетнёв успех комедии, "привлекавшей в театр почти весь город",-- "Совр.", 1845, т. 37, с. 89; полу о добрит, отклик -- РИ, 1844,18 дек.), "Складчина на ложу в итальянские оперы" (СПб., 1843; пост. 1843), "Петерб. анекдот с жильцом и домохозяином" (пост. 1848; изд. под назв. "Современный анекдот..." -- "Пантеон", 1848, No 10). Комедию-водевиль "По городской почте, или Вечеринка у заимодавца" (опубл. в изд. "Театр Григорьева", т. 4; пост. 1839 под назв. "Городская почта..." -- подражание франц. комедии Э. Скриба и Ж. Делавиня), гл. действующим лицом к-рой является ростовщик, Г. заключает словами: "Грабить всех с начала века / Страсть общественная". Большим успехом у зрителей пользовался водевиль "Дочь русского актера" ("Пантеон", 1844, т. 5, кн. 3; пост. 1844), до нек-рой степени предвосхитивший тему "Талантов и поклонников" А. Н. Островского. Кроме указанных, из водевилей Г. весьма популярны были также: "Макар Алексеевич Губкин, или Продолжение студента, артиста, хориста и афериста" (продолжение водевиля Ф. А. Кони) ("Текущий репертуар рус. сцены", 1841, No 1, прил. к ж. "Пантеон"; пост. 1840); "Комедия с дядюшкой" ("Пантеон", 1846, кн. 11; пост. 1841; рец.: В. Н. Майков -- ОЗ, 1847, No 3), "Андрей Степанович Бука, или Кто не плясал по женской дудке" ("Репертуар рус. сцены", 1848, No 2, прил. к ж. "Пантеон"; пост. 1847) и "Житейская школа" (СПб., 1849; пост. 1850; подробнейший, с отрицат. итоговой оценкой, разбор Ф. В. Булгарина в 12 номерах "Сев. пчелы": 1851, 27 ... 30 нояб., 7 ... 13 дек.).
Г. принадлежит и ряд инсценировок: "Похождения Павла Ивановича Чичикова" (пост. 1855) по 2-му тому "Мертвых душ" Гоголя, "Провинциальные оригиналы" (пост. 1857) по "Губернским очеркам" M. E. Салтыкова-Щедрина. Вместе с Некрасовым и П. С. Фёдоровым был автором комедии "Похождения Петра Степанова, сына Столбикова" (пост. 1842) -- переделка одноим. романа Г. Ф. Квитки-Основьяненко. Мн. пьесы Г. пользовались успехом вплоть до нач. 20 в., особенно в провинции.
Изд.: Театр П. И. Григорьева, т. 1--5, СПб.-- М., 1869--72; Рус. водевиль, Л.-- М.,1959; Рус. водевиль, М., 1970.
Лит.: Белинский, I, III, IV, VIII (ук.); Григорьев. Эстетика (ук.); Максимов Г . М., Свет и тени петерб. драм, труппы..., СПб., 1878, с. 83--87; Нильский А. А., Закулисная хроника 1856--1894, 2-е изд., СПб., 1900, с. 119 -- 23; Панаев В . А., Восп.-- PC, 1901, No 10, с. 121; Шуберт А . И., Моя жизнь, Л., 1929, с. 78, 85, 167; Некрасов и театр, М., 1948, с. 118--20; Каратыгин П. А., Записки, Л., 1970 (ук.); ЛН, т. 53, 58, 88, кн. 1--2 (все -- ук.); PB, 1881, No4, с. 595 *; ИРДТ, т. 3--6 (ук.). + Некролог: "Илл. газ.", 1871, 16 сент. Вольф, 4. 1, 3; Геннади; Брокгауз; Венгеров. Источ.; КЛЭ; ТЭ; Муратова (1); Рус. анонимные и подписанные псевдонимами произв. печати, в. 1--3, Л., 1977--79.
Архивы: ЦГИА, ф. 497, оп. 1, д. 2211 (л. д.); ЛГТБ.
А. В. Корнеев.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992