ГРЕКОВ Николай Порфирьевич [21.2(5.3).1807, с. Казанское Ефремов, у. Тульской губ.* -- лето 1866, Москва], поэт, переводчик. Сын поручика. По окончании Моск. ун-та (1827) служил в Моск. дворян, депутатском собрании. В 1833 вышел в отставку в чине коллеж, рег., после чего жил в осн. в своем имении Казанское. Владел также тремя деревнями в Калуж. губ. Из писем Г. к Ф. А. Кони (ИРЛИ, ф. 134, оп. 5, д. 54), к-рого он называет "старым другом и товарищем", и к Ф. Б. Миллеру (ГПБ, ф. 93, оп. 3, д. 376), а также из нек-рых худож. произв. Г., носящих непосредственно автобиогр. характер, видно, что он пережил ряд тяжелых утрат -- смерть жены, "пятерых детей и горячо любимого... брата" ("Рассказы и очерки", с. 194), что определило нек-рые мотивы его лирики. Первое стих. (пер. из А. Ламартина) опубл. в 1825 (МТ, No 22). Выпустил два одноактных водевиля: "Визиты в окно, или Четыре вдруг" (М., 1827) и "Еще роман на большой дороге, или Чему быть, тому не миновать" (М., 1832; отзыв: Н. И. Надеждан -- "Молва", 1832, No 8, б. п.). Систематически печатался с кон. 30-х гг. в "Б-ке для чтения". Существ, поддержку оказал ему Кони, предоставивший ему страницы своей "Лит. газ.", а в 50-х гг. "Пантеона". В 50-- 60-х гг., наиб, продуктивных в творчестве Г., он сотрудничал также в ж. "Отеч. зап.", "Современник" (1855--56), "Рус. вест.", "Моск. вест." (1860), "Развлечение", газ. "Наше время" (1860) и др. периодич. изд., в ряде сб-ков.
Творчество Г. развивалось гл. обр. в русле "чистой поэзии" (сб. "Стихотворения", М., 1860, рец.: СПбВед, 1860, 16 июня). В пейзажной лирике Г. пытался следовать за А. С. Пушкиным ("Приметы осени" -- "Совр.", 1855, No 4), а также перекликался с А. А. Фетом -- с его описат. стихами, напр. со стих. "На Днепре в половодье". Влияние Фета сказалось и в мелодике, и в ком-позиц. структуре ряда др. стих. Г. (в т. ч. прием повторения и нагнетания осн. мотива). Хотя поэзия Г. в целом не отличается особой оригинальностью, лучшие его произв. привлекают свежестью чувства, худож. конкретностью (стих. "Чахотка,-- думал он,-- с дыханием весны..."), а иногда и энергией стиха. На рубеже 50--60-х гг. Г. был довольно известен; демокр. критика (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев) нередко ставила его имя рядом с именами Я. П. Полонского, К. К. Павловой и др. крупных лириков этого времени,-- хотя обычно в общем отрицат. контексте. Мелодичность стиха Г. (характерно не раз повторяющееся у него заглавие "Мелодия") послужила тому, что ряд его стих, положен на музыку А. А. Алябьевым, А. Е. Варламовым, А. Л. Гурилёвым, А. С. Даргомыжским, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским и др. композиторами. В 60-е гг. (сб. "Новые стихотворения", М., 1865, на титуле -- 1866; рец.-- СПбВед, 1865, 14 дек.), продолжая писать преим. любовные и пейзажно-медитативные стихи (что было отмечено в отрицат. отзыве: КВ, 1865, No 24, с. 471--72), Г. испытал воздействие Н. А. Некрасова, сказавшееся в новых темах (в т. ч. в сюжетных "очерках" из крест, жизни -- "Домовой", "Ерема"), обличит, интонациях ("Миллион" -- на сюжет картины В. В. Пукирева "Неравный брак", "Червонец") и лексике, однако, примечательное с точки зрения эволюции поэта, оно не дало существ, худож. результатов.
Г. переводил В. Гюго, А. Шенье, Дж. Байрона и др. Выполненный им пер. 1-й части "Фауста" И. В. Гёте (отд. сцены -- "Пантеон", 1847, No 4--5; 03 -- 1856--58; библ. см.: ЛН, т. 4--6, с. 969; отд. изд. перевода -- СПб., 1859; М., 1865, 1871) "усугубляет тот принцип вольного "переложения мысли", к-рый характеризует... всю сер. XIX в." (Жирмунский В. М., Гете в рус. лит-ре, Л., 1981, с. 425--26). М. Л. Михайлов, отметив в переводе отд. удачные места, в целом оценил его отрицательно, подробно продемонстрировал пренебрежение к стилю и метрике оригинала, исключит, заботу о гладкости стиха (РСл, 1859, No 12). Г. выпустил также в своих пер. книгу стих. Г. Гейне (М., 1863), поэму А. де Мюссе "Ролла" (М., 1864; резко отрицат., гл. обр. по отношению к оригиналу, рец. M. E. Салтыкова-Щедрина -- "Совр.", 1864, No 8). Пер. Г. "Ромео и Джульетты" ("Светоч", 1862, No 4) был включен в "Полн. собр. драм. произв." У. Шекспира (т. 2, СПб., 1866), изд. Некрасовым и Н. В. Гербелем. В апр. 1866 А. Н. Плещеев в письме к Некрасову рекомендовал пер. Г. (с подстрочника) "двух кальдероновских драм" (ЛН, т. 51--52, с. 440), но они не увидели света.
Прозу Г. не считал своим призванием. В 1852 он писал Кони: "Я бы последовал вашему совету и перешел бы к повествоват. роду, но не могу этого сделать по натуре моей. Всякий труд, к-рый я предпринимаю, должен кипеть у меня и быстро идти к концу... С романом и повестью это невозможно... У меня более дюжины начатых повестей, и одна только была кончена, но ее не пропустила цензура в "Москвитянине"". Романтич. "светские повести" с исключит, страстями и мелодрам, злодействами ("Семейная драма"), особое внимание к таинственному и необъяснимому даже в произв. мемуарного жанра ("Странные случаи") обусловили уничтожающий отзыв B. А. Зайцева (РСл, 1865, No 1) на кн. Г. "Рассказы и очерки" (М., 1865), выглядевшую явным анахронизмом налит, фоне эпохи.
Изд.: [Стихотворения].-- В кн.: Поэты 1860-х гг., 3-е изд., Л., 1968 (БПмс; биогр. справка И. Г. Ямпольского); Письма.-- В кн.: Письма к А. В. Дружинину, М., 1948, с. 81--82 (Летописи ГЛМ, кн. 9).
Лит.: Гербель, с. 360--62; Андреев Н., Дополнения к статье о Туле.-- "Москв.", 1843, No 6, с. 539. + Некролог: "Антракт", 1866, No 48. Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Мезьер; Смирнов-Сокольский; Иванов; Масанов.
Архивы: ГПБ, ф. 438, д. 15, 16; ф. 391, д. 299 (письма А. А. Краевскому); ф. 118, д. 56 (библ. список); ЦГИА, ф. 1343, оп. 19, д. 4098 *; [справка C. И. Вареховой]; ГА Тульской обл., ф. 39, оп. 2, д. 578.
И. Г. Ямпольский, при участии Э. Л. Безносова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992