Грег Фернан
Фернан Грег: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ГРЕГ Фернан [Fernand Gregh, 1873--] -- Р. в Париже в семье известного парижского музыкального издателя. Его первое выступление на поэтическом поприще относится к 1892, когда он выпустил небольшой лит-ый журнал "Le Banquet" (Банкет), в котором принимали участие, среди других молодых талантливых поэтов того времени, Анри Барбюс, Марсель Пруст, Робер де Флерс и др.
   Поэзия Г. проникнута тоской и меланхолией. Несмотря на близость к символистам и Верлену (учеником к-рого Грег себя считал) поэзия Грега роднит его скорее с парнасцами. Даже когда его формальные приемы так четко напоминают верленовский стих, тематически он больше всего приближается к Сюлли-Прюдому. То же философствование, та же дряблая рассудочность и сентиментальность.
   В его творчестве отражается неустойчивость мелкобуржуазного интеллигента, проникнутого религиозно-мистическими переживаниями и верой в гуманитарные идеи. Г. -- типичный представитель той мелкой торговой буржуазии Франции, к-рая уже с начала 90-х гг. чувствовала себя вытесненной универмагами, крупным капиталом и окончательно побежденной; она притихла, приуныла в тоске о прошлом хорошем житье и "добром старом времени", безвозвратно для нее ушедшем, и перед надвигающейся сменой новых форм жизни находила в себе лишь силы для слез, уныния и причитаний. Такова вся поэзия Грега.
   Поэт весьма незначительного таланта, но огромного тщеславия, Г. всю жизнь стремился занять выдающееся место во французской лит-ре и поэзии. Не учитывая, что всякое лит-ое или художественное течение несет в себе отражение глубоких классовых взаимоотношений и общественных настроений, Г. полагал, что достаточно придумать какую-нибудь привлекательную формулу и выпустить манифест, чтобы создать поэтическую школу. К такой попытке надо отнести его манифест о поэтическом "гуманизме", к-рый он выпустил под видом статьи в газете "Фигаро" в 1902. Но если ему удалось сгруппировать вокруг своих журналов "Banquet" [1892] и "Les Lettres" [1906] многих талантливых поэтов своего времени, то школы он все же не создал и остался одиночкой без последователей и даже без поклонников.
   Г. работал также в "Revue de Paris" со дня его основания [1894] и выполнял там функции секретаря редакции и фактического редактора. Сейчас Г. сотрудничает во многих толстых журналах и газетах ("Revue des deux Mondes", "Comoedia" и др.) не только как поэт, но и как лит-ый и гл. обр. музыкальный критик. Г. уже несколько раз подряд выставлял свою кандидатуру в члены Французской академии.

Библиография:

   I.
   Главнейшие сборники стихов Г.: La Maison de l'enfance [1896];
   La Beauté de vivre [1900]; L'or des minutes [1910];
   Couronne douloureuse [1917];
   Prèlude féerique [1919];
   Couleur de la vie [1923].
   Лучшие образцы лирики Г. изд. в 1927 (Pages choisies de F. Gregh).
   Критика:
   La fenêtre ouverte [1902];
   L'étude sur V. Hugo [1904].
   Перев. на рус. в кн. Тхоржевского И. И., Франц. поэты, СПБ., 1910.
   II.
   Гурмон Реми, де, Книга масок, СПБ., 1913;
   Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, "Современник", 1913, VIII.

С. Р.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 722--723.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-7221.htm

II.

   ГРЕГ (Gregh), Фернан (14.X.1873, Париж, -- 5.I.1960, Воленвилье) -- франц. поэт и критик. Чл. Франц. академии (с 1953). Окончил философ. ф-т Сорбонны. Был одним из руководителей журн. "Revue de Paris" ("Парижское обозрение") со дня его основания. Как поэт Г. развился под влиянием парнасцев и символистов, особенно П. Верлена. В 1892 Г. организовал журн. "Banquet" ("Пир"), в к-ром сотрудничали А. Барбюс, М. Пруст и др. Влияние символизма особенно сказалось в ранних стихах Г. -- сб. "Дом детства" ("La maison de l'enfance", 1897), "Красота жизни" ("La beauté de vivre", 1900) и др. В 1902 Г. провозгласил возврат к природе, к простоте и антиартистичности в поэзии; эту тенденцию он назвал "гуманизмом". В своих лучших книгах: "Вечная цепь" ("La chaНne éternelle", 1910), "Мучительная корона" ("La couronne douloureuse", 1917), "Цвет жизни" ("Couleur de la vie", 1923) Г. продолжал традиции франц. поэзии 19 в., в частности В. Гюго, к-рому посвятил большинство своих критич. работ: "Этюд о Викторе Гюго" ("Étude sur Victor Hugo", 1905), "Творчество Виктора Гюго" ("L'œuvre de Victor Hugo", 1933), "Виктор Гюго, его жизнь и творчество" ("Victor Hugo, sa vie, son œuvre", 1954). Однако рассудочность стихов Г., их философичность и нек-рая сентиментальность, их нарочитая асоциальность роднят его с парнасцами. Представляет интерес книга воспоминаний Г. "Золотой век..." ("L'âge d'or, souvenirs d'enfance et de jeunesse", v. 1--3, 1947--56). В 1949--50 Г. был пред. Об-ва литераторов.

Сочинения:

   La gloire du cœur, P., 1932;
   Portrait de la poésie française au XIX siècle, P., 1936;
   Portrait de la poésie moderne, P., 1939;
   Le mot du monde, P., 1957; Mon amitié avec Marcel Proust, P., [1958];
   в рус. пер. в кн.:
   Тхоржевский И. И., Tristia. Из новейшей франц. лирики, СПБ, 1906.

Литература:

   Гурмон Р. де, Книга масок, [СПБ], 1913;
   Луначарский А. В., Молодая франц. поэзия, "Современник", 1913, No 8;
   Romains J., Fernand Gregh, "Nouvelles littéraires", 1960, 7.I, No 1688;
   Chabaneix Ph., La voix d'un poète, там же.

А. Д. Михайлов.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 335--336.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-3353.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru