Г. Д. Гребенщиков Легенда о Будде Из цикла очерков "Гонец"
Истощенный и обессиленный подвигом, Благословенный Гаутама шел пустыней. Вдруг он увидал беспомощную, выбившуюся из сил голубку, за которой гнался ястреб. Он уже настигал ее. Вокруг не было ни камня, ни куста и голубке негде было укрыться. Голубка бросилась к Гаутаме и он укрыл ее хитоном на своей груди.
Тогда ястреб начинает упрекать Гаутаму:
-- Ты хоть и великий пророк Бога, но ты несправедлив. Спасая от меня голубку, ты заставляешь меня погибнуть голодной смертью.
Тогда Будда предложил ястребу взамен голубки кусок своего тела, равный весу голубки. Ястреб согласился, но потребовал точно взвесить тело Будды, чтобы было не меньше, нежели весит голубка.
Будда положил на одну чашу весов голубку, на другую отрезанный от себя кусок тела, но чаша весов не двинулась. Он отрезал второй кусок своего тела -- а чаша весов все-таки не колебалась. И третий кусок тела Будды не перевесил голубки. Тогда Будда обратился мысленно к звездам и вскоре лицо его просияло радостью. Он сам встал на чашу весов, предлагая всего себя взамен спасаемой голубки. И лишь тогда чаша весов уравновесилась.
Нужно ли толковать глубокий смысл этой легенды?
Я думаю, что нужно лишь со всею справедливостью сравнить ее с теми тысячами действительных, не легендарных жертв и самопожертвований, которые принесены не только с вашей стороны, но и со стороны всех ваших противников, среди которых многие и многие пали во имя тех же идеалов лучшего Будущего, но по своему лишь понимали их. И вот почему мы, уцелевшие, обязаны всею глубиной сознания нашей ответственности воплотить в наши действия наилучшее, бескорыстнейшее понимание справедливости и продолжать творить культуру не только строительства технического и материального, но и высокую культуру духа.
Только не одни слова нужны для этого, а все напряжение мускулов и мысли, чтобы наконец-то приступить к действенному и чудесному творчеству истинно-великой и необходимой, как свет солнца, Первой Помощи Человеку, в которой он нуждается теперь, как никогда. Ибо самые жуткие потрясения ослепленного ложными богами человечества еще впереди.
Не только всеобщее предчувствие, не только всевозможные знамения времени, потопы, глады, моры, войны и землетрясения, но и тысячи иных событий каждого дня воочию свидетельствуют, что час великого смятения идет на нас неумолимою волной всемирного испытания. Как же встретим мы его, если дух наш не способен обратиться в легкий челн или в броню мудрого спокойствия? Как сможем мы приблизиться к вратам мировой Общины, если мы не будем знать, куда идем.
В особенности вам, буревестники, поднявшие меч против социальных зол, надлежит знать с непреложным мужеством, что у врат мировой Общины -- вы должны быть не только совершенно-новыми, но и небывало прекрасными, как непознаваемо-нова и невообразимо-прекрасна будет новая эпоха бытия.