Жизнь или существование? Письмо комсомолке Т. N. Из цикла очерков "Гонец"
Апрель, 1927
Милая Т.
Я не видел тебя уже десять лет и как-то не могу себе представить, что передо мною не ребенок, а взрослая девушка, вынесшая на своих плечах столько тяжелых перемен, борьбы за хлеб, за обувь, за жилплощадь и за Союз Советских Республик.
Я совершенно не страдаю манией сектантской нетерпимости и твое безбожие принимаю без возражений.
Только мне не очень нравится стиль твоего письма.
Милая моя, нельзя хвалиться неграмотностью.
Очень я боюсь, что ваш прогресс вы, советская молодежь, восприняли не очень глубоко и шумите о своем безбожии лишь потому, что хотите угодить вашему квартальному. В этом отношении, на месте вашего квартального, я бы предпочел выдумать для вас какое-либо божественное пугало, иначе с вами, как я погляжу, квартальному ужасно много дел. Уж ты мне пожалуйста не фыркай, но я знаю, что ваше безбожие еще далеко от настоящей духовной свободы. Никакому богу, никаких поклонов и каждений, а тем более доносов, подхалимства и попрошайничества совсем не нужно. А вот человеку что-то крепкое, хорошее и светлое -- непременно нужно. Нельзя так грубо ломать такое колоссальное явление, как религии народов, религии, которые вели миллиарды людей к прогрессу, искусству и помогли человечеству строить ту самую культуру, в продолжении которой сейчас и вы, молодежь новых Советских Республик, хотите принять некоторое участие. Ничего, никто и нигде не может создать нового -- он может только продолжать или улучшать. Это глупое хвастовство ослепляет некоторых из вас, будто вы можете построить какую-то свою пролетарскую культуру. Ведь не только серп и молот изобретены до вашего прихода, но и электричество, и радио, и телефон. Вы еще ничего не создали сами, вы еще не научились всем до вас изобретенным пользоваться с должной бережливостью и потому вам непременно надо прежде всего научиться широте взгляда на вещи, а не культивировать еще одно, комсомольское изуверство и сектантство.
Я уже писал тебе, что истинный, очищенный от изуверства коммунизм в сущности есть новая, всеобщая религия, ибо он внесет в вашу среду оздоровляющее, объединяющее понятие о высшем смысле бытия. Всякое идейное отношение ко всему творческому есть уже религия. И лишь чья-либо нетерпимость, а тем более преследование религии извращают ее и делают вредной. Таким образом, всякое свободное мышление, положенное в систему и поставившее себе ту или иную благую цель -- есть религия. Так что коммунизм ваш есть ваша религия и не будьте отрицателями самих себя по вашему безграмотству, иначе распадетесь на сотни и даже на тысячи враждующих между собою сект. И Христос, как Учитель жизни, как и Будда, должны быть почитаемы, по крайней мере, как первоучители той же мировой социальной справедливости. Не порицать их, а надо найти всякую возможность очистить их лики от аляповатых прикрас и тысячелетних наслоений грубой позолоты. Вам, молодежи, испытавшей многое и потерявшей стержень психической энергии, необходимо найти какой-то прочный основной закон бытия. Я вовсе не сторонник тех, кто во что бы то ни стало пристроился творить Бога по своему подобию и даже наделять Его чисто человеческими слабостями: мстительностью и обидчивостью, мелочностью в счетах с нами из-за пустяков и даже способность брать приношения. Я говорю: нельзя существовать без основной психической энергии, которая бы окрыляла, радовала и ускоряла рост освобожденной совести и мысли.
Поэтому, когда я думаю о вас, юные безбожники, мне кажется, что у вас нет той целеустремленности, которая помогла бы вашему движению вперед. Вы слишком безответственно освободили себя от внутренних духовных запросов, а руководители ваши не удосужились их заменить вам лучшими. Говорю вам прямо: ваше безбожие должно быть заполнено чем-либо воистину прекрасным и зовущим в высоту. Иначе оно будет чревато слишком тягостными разочарованиями дальнейшей, слишком будничной жизни. Что же нужно пожелать тебе? Я думаю, что тебе нужно пожелать одну из самых твердых точек опоры для улучшения окружающей тебя практической жизни. Такою точкою может быть лишь самое серьезное научное исследование явлений жизни, деяний человека, творческих этапов мысли и предстоящих человечеству возможностей в грядущей эволюции вселенной. Пора полюбить жизнь и возненавидеть существование!
А иначе в чем же дело? Вы, считающие себя героями труда, часто боретесь с ними, теперь уж даже не за восьми, а за семи часовой рабочий день; вы часто ненавидите работу и бежите от нее все в те же тепленькие уголочки культуры и прогресса. Мелкобуржуазная идеология начинает почти поголовно вас захлестывать. Ваши профессора и учителя вами запуганы и зачастую не смеют говорить вам правду, хотя вам надо непременно знать, что большинство из вас нуждается в самых азбучных познаниях о том, как должна быть вами понята трудоспособность и производительность труда, как вы должны научиться неустанно улучшать ваш труд и качество вашего мышления. Ведь вы же, юные мои друзья, теперь хозяева нескольких республик. А хозяин должен не считать часов труда и радоваться делу, пьянеть от творческого энтузиазма.
Все неисчислимые жертвы, моральные, материальные и человеческие, принесенные в великой революции, принесены для вас, идущих в жизнь! Поэтому у вас не только есть право ими воспользоваться, но и ответственность не сделать из последствий революции дешевку мещанского материализма, и не превращать завоеваний революции в нудные будни безыдейного, безрадостного прозябания.
Значит, когда к вам идут для работы даже "глупые" идеалисты, даже сантиментальные проповедники, вы прежде всего должны уметь их выслушать и взять от них все, что полезно вашему прогрессу, но не гнать их по одной лишь легкомысленной привычке отрицать все, неподходящее под ваши еще неустановившиеся вкусы. Иначе вы пойдете не на высоту, не к вершинам прогресса, а вниз, к одичанию и к еще худшему рабству, когда рабовладельцами оказываются худшие наиболее жестокие из рабов.
* * *
Я перечел сейчас это послание и вижу, что написал тебе сурово. Но если за этой моей строгостью ты и твои молодые друзья и подруги почувствуете искреннюю к вам любовь -- вы не ошибетесь.
В заключение хочу дружески вам улыбнуться маленькой сказкой из эпоса самых сонных северных народов. Эта сказка, подслушанная мною когда-то в Забайкалье, имеет поучительное отношение к затронутой мною теме о необходимости для человека высшего закона бытия.