[Gottfried v. Strassburg, ? -- ок. 1220] -- один из крупнейших поэтов немецкого средневековья, автор куртуазного эпоса "Tristän", представляющего пересказ одноименной поэмы англо-норманского трувера Томаса Британского и образующего вместе с ней так наз. "куртуазную" версию знаменитого сюжета бретонского цикла -- сюжета любви Тристана и Изольды(см.). Характерными особенностями этой версии являются: устранение всех черт старой, так наз. "жонглерской" разработки сюжета, противоречащих куртуазной концепции любви или не соответствующих изысканным формам придворной жизни, тщательная разработка психологических мотивов действия, введение многочисленных лирических диалогов и монологов, любовь к детальным описаниям природы и богатой обстановки придворного быта. В результате подобной переработки сюжета исчезает трагический конфликт роковой непреодолимой страсти и феодальной верности, свойственный старой версии, и в изображении любви Тристана и Изольды начинают звучать мотивы позднейшей эпохи -- гармоническая радость реабилитации плоти. Недаром величайший из поэтов "куртуазной" поэзии, Г. С., по социальному своему положению -- представитель новой общественной группы -- городского сословия.
Переработанный сюжет, унаследованный от своего предшественника, Г. С. влагает в поразительную по мастерству форму. Музыкальность и легкость стиха, достигаемая чередованием трохеев и ямбов и правильным заполнением такта; уничтожение монотонности двустиший с прямой рифмой введением четверостиший и обилием enjambements; богатство рифм (во всем "Тристане" встречаются только три неточных рифмы); частое применение игры слов, омонимической рифмы, акростиха; отсутствие архаических форм; введение в немецкую речь французских слов и даже целых стихов; наконец склонность к метафорам и антитезам, подчеркиваемым повторением, -- все это характеризует Г. С. как одного из величайших мастеров куртуазного стиля -- "стиля, изысканного до прециозности, проникнутого тем очарованием и светлой радостью, той экзальтацией чувства и легким опьянением, к-рые средневековые поэты называют la joie" (Бедье).
Так же изощрена и богата тематика поэта. Место сухих перечислений норманского трувера занимают яркие описания со множеством деталей. Выходца из городского сословия, образованного мирянина, Г. С. пленяет не столько идеология рыцарства с ее мистическим слиянием феодальной верности и служения богу (показательно его отрицательное отношение к носителю этой идеологии -- Вольфраму фон Эшенбаху), сколько изысканные и красивые формы его быта, рыцарское "вежество" -- куртуазия. Всякой мелочи этого быта он готов посвятить сотни стихов. В каждом слове поэта звучит радость красоты земной жизни. Представитель класса, еще не развившего своей культуры, Г. С. мог выразить свое новое жизнеощущение лишь в формах культуры другой, высшей социальной группы, к-рая была для третьего сословия образцом для подражания. Конечно восприятие рыцарства и его культуры было у Г. С. неизбежно внешним. Его идеалом не мог быть Парсиваль -- внешне недалекий и грубый ("омужиченный"), но полный той силы духа, к-рую дает стремление к сверхличным целям, рыцарь-аскет, отрекающийся от всего земного. Идеал Г. С. -- светский человек, изящный, обходительный, непогрешимый в вопросах этикета; не суровый воин или проповедник, а нежная, любвеобильная натура, подверженная всем соблазнам жизни, стремящаяся к наслаждению.
Певец земной радости, Г. С. и в другом отношении является провозвестником новой культуры: в его повествовании центр тяжести -- не на необычайности приключения, а на анализе переживаний действующих лиц, на изображении тончайших оттенков зарождающейся и торжествующей земной любви, -- владычицы мира, "diu gewaltaerinne Minne". Не менее показательна любовь Г. С. к весеннему радостному пейзажу: так, изображение жизни изгнанных Тристана и Изольды в суровом лесу превращается у него в ряд идиллических сцен на фоне ликующей природы.
Можно отметить у Г. С. еще ряд черт, сближающих его с поэтами Возрождения: любовь к аллегории, к намекам и реминисценциям из античной поэзии, к дидактическим отступлениям, -- во всем этом чувствуются первые проблески иной культуры -- культуры богатого и образованного горожанина.
Роман Г. С. остался незаконченным, -- очевидно, из-за смерти автора; он обрывается на размышлениях Тристана, собирающегося вступить в брак с Изольдой Белорукой. Существуют два окончания, составленные поэтами -- Ульрихом фон Тюргейм из Швабии [около 1240] и Гейнрихом фон Фриберг из Верхней Саксонии [около 1300]. Третье продолжение, написанное на нижнефранкском диалекте, сохранилось в незначительных фрагментах.
Текст "Тристана" издавался много раз: изд. v. d. Hagen [1819], Golther [1888], Bechstein [1890]; превосходный комментированный перевод на современный немецкий язык -- W. Hertz [1877].
Библиография -- см. "Тристан и Изольда".
Р. Ш.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
ГОТФРИДСТРФСБУРГСКИЙ(Gottfried von Strassburg; конец 12 в. -- ок. 1220) -- нем. эпич. поэт. Биография его неизвестна; предполагают, что это был образованный горожанин, знавший соч. Овидия и Вергилия. Г. С. -- автор незаконч. стихотв. рыцарского романа "Тристан и Изольда" (1207--10), в основу к-рого положены мотивы одноим. старофранц. романа англо-норманд. трувера Томаса Британского (ок. 1170). Г. С. -- представитель светского течения нем. куртуазной поэзии. Изменения, внесенные им в пересказ романа Томаса, касаются не столько содержания, сколько формы изложения. Стиль Г. С. отличается ясностью, изяществом стиха. Отбросив архаич. формы языка, Г. С. вместе с тем ввел в нем. речь франц. слова и целые стихи. Предвосхищая лит-ру Возрождения, он проявлял интерес не только к трагич. конфликтам роковой страсти героев, но и к их земным реальным отношениям; поэта привлекали оттенки чувств, психологич. мотивировка поступков. Роман Г. С. пытались дописать его последователи -- поэты Ульрих фон Тюргейм (ок. 1240) и Генрих фон Фрейберг (ок. 1300). В 19 в. сюжет романа привлек К. Иммермана. Роман явился осн. лит. источником оперы "Тристан и Изольда" (1859) Р. Вагнера.
Соч.: Tristan und Isold, hrsg. v. F. Ranke, Bern, 1946 в рус. пер. -- в кн.: Хрестоматия по заруб. лит-ре средних веков, М., 1953, с. 406--13.
Лит.: История нем. лит-ры, т. 1, М., 1962, с. 76--81; Piquet F., L'originalité de Gottfried de Strasbourg..., Lille, 1905; Mergell B., Tristan und Isolde. Ursprung und Entwicklung der Tristansage des Mittelalters, Mainz, 1949; подробная библиография в кн.: Die deutsche Literatur des Mittelalters, Verfasserlexikon, hrsg., v. K. Langosch, Bd 5, 1955, S. 271--72.
Ю. М. Каган.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 303.