Горький Максим
Яков Богомолов
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Горький Максим
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 13/03/2018. 100k.
Статистика.
Пьеса
:
Драматургия
Драматургия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Максим Горький
[Яков Богомолов]
"Собрание сочинений в тридцати томах": Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1949
Том 12. Пьесы 1908-1915
[ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА]
Яков Сергеич Богомолов.
Ольга Борисовна, его жена.
Никон Букеев, землевладелец, похож на актёра, бритый, ленивый.
Нина Аркадьевна, вдова инженера.
Онкль {дядя (франц. oncle) -- Ред.} Жан.
Борис Ладыгин, молодой человек со средствами.
Верочка Трефилова, родственница Букеева.
Дуняша, горничная.
Стукачёв, лакей.
[I действие]
Хутор Букеева. Большая комната -- часть задней стены её вся из стёкол, выходит на террасу, тоже застеклённую. В правой стене две двери в комнаты Якова и Ольги, в левой -- комнаты Букеева. В правом углу -- фонарь, он, обрезав террасу, выходит в сад. В нём стоят широкие тахты, низенькие столики для кофе и табака, -- небрежная претензия на восточный стиль. На стенах большой комнаты много картин, этюдов, разные полочки, на них статуэтки, вазы, фарфор и тут [же] образцы различных горных пород. Всего много, но всё размещено безвкусно, неумело. Мебель разнообразна, немало дачной, плетёной. Комната служит столовой, -- посреди неё большой овальный стол. В левом углу письменный стол.
Утро, только что взошло солнце. Сквозь стёкла террасы видны рыжие холмы на горизонте, тополя и кипарисы в саду. На террасе сидит в плетёном кресле Верочка Трефилова, закутана в серую шаль. Она встаёт, смотрит сквозь стёкла, приложив к ним лицо и ладони, уходит влево по террасе. Затем в двери террасы является Богомолов, отпирает дверь, торкается в дверь столовой. Он одет элегантно, легко и красиво движется, у него остренькая бородка, большие глаза задумчивы и насмешливы. Разговаривая, он всегда смотрит прямо в лицо собеседника. Но на всём, что он делает, есть налёт какого-то комизма или чего-то детского. Из правой двери выходит Верочка, отпирает дверь.
Богомолов
. Спасибо. Уже встали или ещё не ложились?
Верочка
. Не ложилась.
Богомолов
. Бессонница?
(Снимая перчатки.)
Верочка
. Жалко было спать в такую ночь. А Ольга Борисовна осталась в городе?
Богомолов
. Да, она с Букеевым и компанией.
Верочка
. А вы -- верхом, один?
Богомолов
. Один.
Верочка
. Я видела вас в степи.
Богомолов
. Да?
Верочка
. Я всю ночь сидела на террасе.
Богомолов
. Не холодно? После полуночи дул ветер. А что -- нельзя сварить кофе?
Верочка
. Я сейчас сварю.
(Быстро уходит.)
Богомолов
. Позвольте, зачем же вы? Вероятно, Дуняша уже встала?
Верочка
(невидимая)
. Ничего.
Богомолов
(смотрит вслед ей, насвистывая, озабоченно думает вслух)
. Очень милая девушка... Утром очень хорошо встретить такую... сама -- точно утро.
(Ходит, разглядывая картины, напевает.)
Стукачёв
(входит, кланяясь)
. Доброе утро.
Богомолов
. Стукачёв? Что вы?
Стукачёв
. Намерен комнаты убирать.
Богомолов
. Намерение, вполне достойное своей цели. Желаю успеха. Вы -- женаты?
Стукачёв
. Не имею счастья, но вскорости хочу.
Богомолов
. Все, не имеющие счастья, жаждут такового. Я вам мешаю?
Стукачёв
. Помилуйте.
Богомолов
. Милую.
(Уходит на террасу.)
Вы стихов не пишете?
Стукачёв
(ухмыляясь)
. Зачем же-с?
Богомолов
. Ясно, что не пишете, -- те, которые пишут, не спрашивают -- зачем.
Стукачёв
. У нас повар был -- он писал. Смеялись над ним.
Богомолов
. Смеялись?
Стукачёв
. Весьма. Даже до свирепости доводили его. А Никон Васильич однажды ударили его по затылку палкой...
Верочка
(вносит кофе)
. Вы слышите -- едут!
Богомолов
. Благодарю вас, милый человек... Но -- глаза у вас покраснели от бессонной ночи и лицо бледное...
Верочка
. Умоюсь -- пройдёт.
(Уходит поспешно, по пути заг[лядывая] в зеркало.)
Стукачёв
(осторожно)
. Они плакали, вот отчего глаза у них... Я иду через кухню, а они стоят у окна и -- плачут.
Богомолов
. Девушки часто плачут беспричинно.
Стукачёв
. Скука, главная вещь. Пойду встречу...
Богомолов
(помешивая кофе, напевает)
.
Сегодня и завтра...
(На террасу шумно входят Ольга, Нина, Букеев, Ладыгин, дядя Жан.)
Ладыгин
(Нине)
. Мы, спортсмены, на всё смотрим с чисто физической точки зрения...
Букеев
. Седьмой час, а уже начинается жара.
Ольга
. Это вы воображаете.
Букеев
. Не люблю юг...
Нина
. А кого вы любите?
ДядяЖан
. Не скажет. Но я знаю кого.
Букеев
. Ты всё знаешь, кроме того, что должен знать.
Дядя Жан
. Не сердись, Юпитер.
Ольга
(мужу)
. Давно дома?
Богомолов
. Несколько приятных минут.
Ольга
. Что ты делал?
Богомолов
. Здесь? Беседовал со Стукачёвым -- решительно умный человек. А теперь пью кофе. Хочешь?
Ольга
. Молока. Никон Васильевич, скажите, чтоб дали холодного молока.
(Букеев уходит в дверь направо.)
Ладыгин
. Холодное молоко -- вчерашнее. Выпейте парного.
Ольга
. Это противно. Стукачёв, позовите Дуняшу ко мне.
(Идёт в свою комнату.)
Нина
(Богомолову)
. Почему вы сбежали от нас, учёный?
Богомолов
. Камо бегу от лица твоего?
Нина
. Борис Петрович, учёный перешёл со мной на ты!
Ладыгин
. Поздравляю вас!
Дядя Жан
. Это он по рассеянности, не больше.
Ладыгин
(Ж а ну)
. Вы -- купаться? Я тоже...
Нина
. Мы утомляем вас своим легкомыслием? да?
Богомолов
. Внимание дамы не может утомлять.
Ладыгин
. Ого! А если ей -- за сорок?
Нина
. Бухнул! Идите в море и не мешайте нам. Я страшно люблю беседовать с Яковом Сергеичем, ни за что не поймёшь, шутит он или серьёзно говорит.
Дядя Жан
. Вот жизнь, она тоже...
Ладыгин
. Идёмте, философия не удаётся вам.
Нина
. Знаете, -- ваша супруга зверски кокетничает с Букеевым.
Богомолов
. Да? Зверски?
Нина
. О! Страшно!
Богомолов
. Это кому -- Букееву страшно?
Ольга
(входя)
. Я очень извиняюсь, но мне лень переодеваться, -- ничего? Я напьюсь молока и лягу спать... А ты?
Богомолов
. Пойду купаться.
Ольга
. Ну, а что ж твоя вода?
Богомолов
. Вода будет, найду.
Ольга
. Вот -- смотрите: он только что убил три года жизни на то, чтоб бороться с сыростью, -- осушал болота в Рязанской губернии, а теперь лет пять будет разводить сырость здесь.
Богомолов
. Подожди, когда Букеев построит курорт...
Ольга
. Мне вовсе не интересно, что и где намерен строить Букеев...
Нина
. Однако вы с ним так кокетничаете, что у него даже уши становятся синими.
Ольга
. Уши у него -- как у пуделя, без хрящей... точно блинчики. Но -- кокетничать я люблю.
Нина
. Яков Сергеич, это плохо -- кокетничать?
Богомолов
. Это -- хорошо или дурно глядя по тому, насколько умело кокетничает женщина. Если она проявляет своё обаяние в формах изящных, если каждое слово, движение, взгляд даёт мне, мужчине, ощущение таинственной силы её пола -- это прекрасно. В такие минуты весь напрягаешься, точно солдат на параде пред любимым вождём, чувствуешь себя готовым на подвиг...
Нина
. Господи! Целая лекция...
Ольга
. Вы думаете, он действительно может чувствовать что-нибудь подобное? О нет, он обо всём интересно говорит, но чувствовать -- это не его специальность.
Богомолов
. Хорошо она рекомендует меня?
Нина
. Не верю! Слова рождаются чувствами. Продолжайте, Яков Сергеич, она может идти спать.
Ольга
. Ты что же, водопроводчик, не предлагаешь мне кофе? Сам -- пьёт, а...
Богомолов
. Но ведь ты хочешь молока.
Ольга
. Эгоист...
Букеев
(вх[одя])
. Прислуга ещё дрыхнет. Я там всех распёк и Анну Васильевну тоже. Хозяин давно на ногах, мало того -- ночь не спал...
Нина
. В трудах великих...
Букеев
. А вы думаете, легко сделать жизнь приятной?
Нина
. Ой, как печально сказано.
(Дуняша вносит молоко.)
Богомолов
. Никон Васильевич, мне сегодня нужно бы побеседовать с вами...
Букеев
. О делах? Успеем, время есть, мы с вами, батенька, много наделаем разного...
Богомолов
. Есть один сложный вопрос.
Букеев
(махая рукою)
. Их -- сотни, сложных вопросов. Вы лучше с дядей Ж а ном поговорите -- если дело идёт о земле и воде.
Богомолов
. Хорошо.
Нина
(Букееву)
. Вы устали?
Букеев
. Да. Лет пятнадцать назад тому.
Нина
. Что с вами?
Букеев
. Да вот -- устал...
Нина
. Отчего?
Букеев
(идя на террасу, всматривается в даль)
. Не знаю.
Ольга
(мужу)
. О чём мечтаешь?
Богомолов
. Так, ни о чём...
Ольга
. Почему ты ушёл от нас?..
Богомолов
. А меня этот заинтересовал... студент, -- удивительный пессимист.
Ольга
. Расскажи мне о нём.
Богомолов
. А спать когда будешь?
Ольга
. Я не хочу спать.
Богомолов
(барабаня пальцами)
. О студенте немного скажешь. Меня заинтересовало его невежество и удивительная самонадеянность.
Ольга
. Ты найдёшь здесь воду?
Богомолов
. Конечно.
Ольга
. Скоро?
Богомолов
. Думаю -- да!
Ольга
. И всё здесь оживёт, да?
Богомолов
. Разумеется. В этом цель моих работ.
Ольга
. Будут парки, сады...
Богомолов
. Бесплодной почвы -- нет, и Сахару можно сделать плодородной, если работать упорно, с любовью. Земля -- как человек, требует внимания, любви. И чем бескорыстнее любовь, тем богаче дары её. Ты посмотри: когда человек чувствует, что его любят, -- как расцветает его душа в свете любви! Влюблённые и любящие всегда талантливы, ярки. Если ты полюбишь даже бездарного человека, и он сумеет почувствовать твою любовь...
Ольга
(усмех[аясь])
. Не попробовать ли мне полюбить бездарного, а?
Богомолов
(гладя её плечо)
. Ты уже однажды сделала это, полюбив меня.
Ольга
(вздохнув)
. Ох, ты, к сожалению, не бездарен.
Богомолов
(смеясь)
. Как ты сказала это...
Ольга
(вздохнув)
. Ты наивен, как дитя, -- но ты даровитый человек.
Богомолов
. И это тебя огорчает...
Ольга
(серьёзно)
. Может быть.
Богомолов
. Не понимаю...
Ольга
. Очень жаль. Послушай, -- ты видишь, что этот Букеев относится к тебе снисходительно?
Богомолов
. Вижу.
Ольга
. Тебя это не шокирует?
Богомолов
. Да ко мне почти все так относятся... и ты и даже этот Ладыгин.
Ольга
. Он бездарен, не правда ли?
(Улыбаясь, смотрит на мужа.)
Богомолов
(убежд[ённо])
. О да! Чрезмерно!
Верочка
(входит)
. Здравствуйте!
Ольга
. Здравствуйте, Верочка. Почему бледная такая?
Верочка
. Пришёл машинист с артезианского колодца, просит вас.
Богомолов
. Иду. Вероятно, бурильщики отказались работать, -- ужасно кормят их!
(Вере.)
Вы не знаете, где дядя Ж а н?
Верочка
. Пошёл в оранжерею.
(Хочет идти.)
Ольга
. Почему вы такая усталая, бледная, Верочка?
Верочка
. Не знаю.
Ольга
. Посидите со мной, мне скучно.
Верочка
. На террасе Никон Васильевич с Ниной Аркадьевной.
Ольга
(хмурясь)
. Вам не хочется посидеть со мной?
Верочка
. Нет, почему же?
(Присела.)
Ольга
. У вас такой вид, как будто вы влюбились в Ладыгина.
Верочка
(натянуто усмехаясь)
. Именно в Ладыгина?
Ольга
. А в кого же ещё можно влюбиться здесь?
Букеев
(идёт с террасы)
. Ольга Борисовна, как мы проведём сей день, его же сотвори господь? Возрадуемся и возвеселимся снова, да?
Ольга
. Откуда вы знаете столько церковных слов?
Букеев
. А у меня служил в сторожах расстриженный дьякон, пьяница и лентяй, я очень любил беседовать с ним.
Нина
. Около вас всегда удивительно забавные люди.
(Верочка встаёт, уходит. Ольга задумчиво смотрит вслед ей.)
Букеев
. Н-ну, где же они?
Нина
. А дядя Ж а н?
Букеев
. Да, -- он, конечно...
(Ольге.)
Вы знаете, -- он был моим репетитором, готовил меня в политехники. Мне тогда было двадцать два года. О чём вы задумались?
Ольга
. Я слушаю.
Букеев
. Но мы гораздо усерднее изучали кафешантаны, чем науки. Потом он поехал со мной за границу, и вот уже двадцать четыре года мы надоедаем друг другу. Он тоже лентяй.
Нина
. Разве вы -- лентяй?
Букеев
. Конечно. Я человек ленивый, жирный и лирический.
Нина
. Вы клевещете на себя.
Букеев
. Я люблю печаль. Но и печаль у меня тоже масляная какая-то, жирная.
Ольга
(оглядываясь)
. Какие у вас неинтересные картины.
Букеев
. Я ничего не понимаю в живописи.
Ольга
. Зачем же покупаете это?
Букеев
. Пристают. Ж а н говорит: "Богатый человек должен поощрять искусство". Я и поощряю.
Нина
. Расскажите ещё что-нибудь про себя.
Букеев
. Да я же про себя и говорю. Больше ни о чём не умею.
(Жан на террасе с букетом цветов. Увидев Нину, прячет букет за спиной, исчезает и входит уже без букета.)
Нина
. Нет, вы что-нибудь интимное...
Жан
. Для интимных бесед природой предназначены вечера и ночи, утром же свободные люди наслаждаются природой, а трудолюбивые трудом. Почему вы сидите здесь, а не на берегу, не в саду? Шли бы на воздух, там земля пахнет пряником, море шёлковое, жаворонки поют "Коль славен".
Нина
. А где Ладыгин?
Жан
. Лежит голый на песке и дремлет. Выкупался, проделал гимнастику...
Букеев
. Он просто живёт.
Нина
. Как и следует.
Жан
. Совершенно верно.
Ольга
. А кто вам мешает просто жить?
Букеев
. Не знаю. Вероятно -- лень.
Ольга
. Мне кажется, вы немножко кокетничаете.
Букеев
. В моём возрасте этим не занимаются.
Нина
. Уж будто бы!
Жан
. А где наш высокоучёный?
Ольга
. К нему там кто-то пришёл жаловаться, что рабочих плохо кормят, они не хотят работать.
Букеев
(сконфужен)
. Не может быть. Жан, как же это, а? Второй раз...
Жан
. Сию минуту распоряжусь, чтоб им нажарили котлет де-воляй и прочего, соответственно.
Букеев
(Ольге)
. Вы так сказали... вас интересуют рабочие?
Ольга
. Нисколько.
Нина
. Но вы говорили так сердито.
Ольга
. Разве? Извиняюсь. Мне спать хочется.
(Встала, идёт к двери в свою комнату, остановилась и проходит в фонарь.)
Нина
(тихо)
. Капризная женщина. И не очень воспитана.
(Букеев молчит, исподлобья наблюдая за Ольгой.)
Нина
. Вы замечаете, что Ладыгин волнует её?
Букеев
. Это неправда.
(Встал.)
Нина
. Она пошла смотреть на него...
Букеев
. Пойдёмте, погуляем.
Нина
. О, с удовольствием.
(Уходят через террасу. Ольга в фонаре
здесь фонарь -- выступ в здании на весу, башенка с окнами, привешенная к стене -- Ред.
, курит и тихонько напевает. Входят Жан и Богомолов.)
Жан
. Дорогой мой, я тоже -- идеалист, уверяю вас! Я понимаю всё это: рабочий вопрос, социальная справедливость и прочее... Конечно же, о господи! Мы наделали законов для наших знакомых, а сами обходим законы стороной, -- чтобы не задевать их, знаете.
Богомолов
. Тем более, уж если вы понимаете это.
Жан
. Да -- понимаю же! Но -- всё-таки необходимо иногда приказывать людям. Или -- так, или -- до свидания!
Богомолов
. Приказывать я не умею, могу только советовать или убеждать.
Жан
. Всего убедительнее -- страхи. Государство держится страхами, -- это факт! Вы рассуждаете как социалист, как человек преждевременный. Жизнь -- поверьте мне -- очень запутанная штука, кто в этом виноват -- неизвестно. В поисках виноватого хватают богатого, но -- ведь это только потому, что он виднее.
Богомолов
. Забавно вы говорите.
Жан
. А, боже мой! Я знаю жизнь, и она меня знает!
Богомолов
. И многое у вас очень метко...
Жан
. Так вот, дорогой мой, вы не беспокойтесь, -- всё устроится, всё будет по-хорошему... Мы, идеалисты, понимаем друг друга с двух слов. Сейчас я распоряжусь насчёт улучшения харчей.
Богомолов
. К завтрему я составлю смету.
Жан
. Да вы не торопитесь... [
(Уходит.)
]
(Богомолов, допивая остывший кофе, хмурится, бормочет что-то.)
Ольга
. Ты что говоришь?
Богомолов
(заг[лядывая] в фонарь)
. Я думал, здесь никого нет.
Ольга
. Твоя привычка разговаривать с самим собой когда-нибудь поставит тебя в неловкое положение.
Богомолов
. Ты думаешь? Впрочем -- возможно. Ты что не спишь?
Ольга
. Мечтаю.
Богомолов
. О чём?
Ольга
. О тебе.
Богомолов
. О? Разве?
Ольга
. Удивительный у меня муж, чёрт возьми, думаю я... с восторгом. Я целую ночь где-то кутила и вообще веду себя весёлой вдовой, а он -- спокоен. Он так уверен в моей любви... Спасибо ему.
(Богомолов, опер[шись] на угол стола, задумчиво слушает, покручивая бородку.)
Ольга
. Он упивался мечтами, она шампанским, и всё шло благополучно, -- так начала бы я рассказ, если б умела писать.
Богомолов
. Попробуй.
Ольга
(вых[одит] из фонаря, подход[ит] к нему, кладёт руку на плечо)
. А что бы ты сказал, если б я полюбила другого?
Богомолов
(серьёзно, вдумчиво)
. Что бы я сказал? Не знаю. Никогда не думал об этом.
Ольга
. Подумай.
Богомолов
. Зачем же? Разве...
Ольга
. Всё может быть.
Богомолов
. Ты шутишь, Оля.
Ольга
. Да.
Богомолов
. Шутишь, я уверен. Хотя...
Ольга
. Что -- хотя?
Богомолов
. Не умею сказать.
Ольга
. Если сказано -- хотя, так значит, ты не очень уверен... Не очень! Ну... это хорошо. Спасибо. Поцелуй меня.
Богомолов
. За что же спасибо?