Аннотация: Король, который высоко держит свое знамя
Прекрасная Франция Русский царь Один из королей республики Хозяева жизни
Максим Горький
Мои интервью
"Собрание сочинений в тридцати томах": Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1949
Том 7. Мать. Рассказы, очерки 1906-1907
Король, который высоко держит свое знамя
...Слуга, вооружённый длинной саблей и украшенный множеством пёстрых орденов, провёл меня в кабинет его величества и встал у двери рядом со мной, не спуская глаз с моих рук.
Король отсутствовал, и я принялся внимательно осматривать лабораторию, в которой великий человек творил дела свои, удивлявшие весь мир. Кабинет его величества представлял собою комнату длиною футов в двести и шириною не менее ста футов.
Потолок был сделан из стекла. У левой стены находился огромный бассейн, в котором плавали модели военных судов. По стене тянулись полки, и на них симметрично стояли маленькие фигурки солдат, одетые в разнообразные формы. Правая стена была сплошь занята мольбертами, на которых стояли начатые картины, а перед ними в пол были вделаны большие куски чёрного дерева и слоновой кости, расположенные в порядке клавиатуры рояля.
Всё остальное тоже было величественно.
-- Послушайте, мой друг, -- обратился я к лакею.
Но он громыхнул саблей и возразил:
-- Я церемониймейстер...
-- Очень рад, -- сказал я, -- но объясните мне...
-- Когда его величество выйдет и поздоровается с вами, -- что вы ему скажете? -- спросил он, прерывая меня.
-- "Здравствуйте!" -- ответил я.
-- Это будет дерзко! -- внушительно предупредил он меня и стал учить, как нужно отвечать королю.
Его величество вошло крепкими шагами существа, уверенного, что дворец его построен прочно. Величию осанки его величества очень способствует то, что оно не сгибает ног и, держа руки по швам, не двигает ни одним членом. Глаза его тоже неподвижны, какими и должны быть глаза существа прямолинейного и привыкшего смотреть в будущее.
Я поклонился ему, мой спутник отдал честь, его величество милостиво пошевелило усами.
-- Чем я могу осчастливить вас? -- спросило оно торжественным голосом.
-- Я пришёл, чтобы испить несколько капель бессмертной влаги из океана вашей мудрости, ваше величество! -- ответил я, как меня научили.
-- Надеюсь, я не стану после этого глупее? -- остроумно заметил король.
-- Это невозможно для вас, ваше величество! -- почтительно поддержал я его тонкую шутку.
-- Так будем говорить! -- сказал он. -- С Королями следует говорить стоя, но вы можете сесть... если это вас не стесняет...
Я быстро привыкаю к новым положениям и потому -- сел. Его величество молча подняло плечи и опустило их. Когда король говорит, я заметил, что язык у него двигается, всё же остальное хранит величавую неподвижность. Оно сделало два шага одинаковой меры в сторону от меня и продолжало, стоя среди комнаты подобно монументу:
-- Итак, вы видите пред собой Короля, то есть Меня. Не каждый может сказать о себе: я видел Короля! Что вы хотите знать?
-- Как вам нравится ваше ремесло? -- спросил я.
-- Быть Королём -- не ремесло, а призвание! -- внушительно сказало оно. -- Бог и Король -- два существа, бытие которых непостижимо умом.
Оно подняло руку вверх, вытянув её вертикально, в одну линию с туловищем, и, указывая пальцем в стекло потолка, продолжало:
-- Это сделано для того, чтобы бог всегда видел, что делает Король. Только бог понимает Короля, только он может контролировать Его... Король и бог -- творцы. Раз! Два! И бог создал мир!.. Р-раз! Два! Три! И мой дед создаёт Германию. А я -- совершенствую её. Я и верноподданный моих предков, некто Гёте, -- мы, пожалуй, больше всех сделали для немцев. Может быть, я даже немного более, чем Гёте. Во всяком случае, я несомненно разнообразнее его. Его Фауст, в конце концов, просто человек сомнительной нравственности. Я показал миру бронированного Фауста. Это было понято всеми и сразу, чего нельзя сказать о второй части книги Гёте. Да...
-- Вы много времени посвящаете искусству, ваше величество? -- спросил я.
-- Всю жизнь! -- сказал он, -- всю жизнь. Управлять народом -- труднейшее из искусств. Чтобы постичь его в совершенстве, нужно знать всё. Я -- всё знаю! Поэзия -- стихия Королей. Нужно видеть меня на параде, чтобы понять, как я влюблён во все прекрасное и стройное. Истинная поэзия, скажу вам, это поэзия дисциплины. Её можно понять только на параде и в стихах. Полк солдат -- вот поэма! Слово в строке стиха и солдат в строю-- это одно и то же... Сонет -- это взвод слов, имеющий целью атаку вашего сердца. В штыки! И в сердце вам вонзается ряд красивых созвучий. Пли! И ваш ум прострелен десятком метких слов... Стихи и солдаты -- это одно и то же, говорю вам. Король -- первый солдат страны, он её божественное слово, он же и первый поэт её... Вот почему я так прекрасно марширую и легко владею стихом... Смотрите. Марррш!
Его левая нога немедленно поднялась кверху, и вслед за нею правая рука взлетела на уровень плеча.
-- Смирррно! -- скомандовал король. Нога и рука моментально заняли свои места. Он продолжал:
-- Это называется свободной дисциплиной членов. Она действует независимо от сознания. Взмах ноги уже сам поднимает руку -- раз! Мозг здесь не играет никакой роли. Это почти чудесно. Вот почему лучший солдат тот, у которого мозг совершенно не действует. Солдата приводит в движение не сознание, а звук команды... Марррш! Он идет в рай, в ад, куда угодно. В штыки! Он колет своего отца, -- если его отец социалист, -- мать, брата... это всё равно! Он действует, пока не услышит -- стой! Изумительно величественны эти действия без мысли!..
Он вздохнул и продолжал всё тем же ровным и крепким голосом:
-- Может быть, я создам идеальное государство... Я или один из моих потомков. Для этого нужно только, чтобы все люди в стране почувствовали красоту дисциплины. Когда человек совершенно перестанет думать, Короли будут велики и народы счастливы. Денег! -- командует Король. Все верноподданные выстраиваются в ряд... Раз! -- Сорок миллионов рук молча опускаются в карманы. Два! -- Сорок миллионов рук протягивают Королю по десяти марок каждая. Три! -- Сорок миллионов рук отдают Королю честь, и затем люди молча идут к своим трудам. Разве это не прекрасно? Вы видите, для счастья людей не нужно мозга: за них думает Король. Король способен охватить всю жизнь... К этому я и стремлюсь... Но пока я один понимаю роль Короля так глубоко... Не все Короли ведут себя достойно сану. Родные по крови, они не всегда братья по духу. Они должны объединиться все в одну силу. Это очень легко сделать именно сейчас. Следует обратить больше внимания на социализм: в нём есть нечто полезное для Королей. Красный призрак социализма наводит ужас на всех порядочных людей земли. Он хочет пожрать душу культурного общества -- его собственность. Короли объединяют всех и всё для борьбы с этим чудовищем и становятся во главе, как древние вожди. Нужно способствовать развитию страха перед социализмом. И, когда общество обезумеет, Короли встанут во весь рост. Прошло время, когда Короли давали конституции, -- пора уже брать их назад!
Он перевёл дух и продолжал; я слушал его и задыхался... от наслаждения мудростью.
-- Вот программа всякого Короля наших дней! И, когда мой военный флот будет достаточен для того, чтобы предложить эту программу всем Королям Европы, я уверен, они примут её... А пока я занимаюсь мирным, культурным трудом, совершенствую мой добрый народ. Я овладел всеми искусствами и поставил их на караул к идее божественного происхождения власти Короля. Вы видели мою "Аллею Победы"? В ней муза скульптуры показывает немцам, как много было на земле Габсбургов и Гогенцоллернов. Человек, который дважды пройдёт по этому месту взад и вперёд -- раз-два! раз-два! -- уже знает, что все мои предки были великие люди. Это пробуждает в нём гордость Королями своей страны и незаметно делает из него искреннего поклонника королевской власти. Со временем я поставлю статуи предков на всех улицах моих городов. Человек увидит, как много было Королей в прошлом, и тогда признает, что и в будущем ему не обойтись без этого. Скульптура полезна людям, но я первый показал это с такой силой!
-- Ваше величество, -- спросил я, -- почему у большинства ваших предков кривые ноги?
-- Их всех делали в одной и той же мастерской надгробных памятников. Но это никому не мешает видеть величие их духа. А вы слышали мою музыку? Нет? Я покажу вам, как я её делаю.
Он величаво сложил своё прямолинейное тело в форму штыка, сел на стул и, протянув ногу, сказал слуге, который ввёл меня:
-- Граф! Помогите мне снять сапоги. Так... И носки... Благодарю! Хотя Король не обязан благодарить подданных за услуги... это делается им из вежливости!
Завернув брюки до колен, он согнул шею под углом в сорок пять градусов и внимательно осмотрел свои ноги.
-- Я прикажу отлить их из бронзы ещё при жизни моей! -- сказал он. -- Пусть отольют несколько десятков экземпляров для будущих статуй. Ноги Короля должны быть прямы, это верно. Кривые, они могут внушить мысль о несовершенстве Короля.
Он подошёл к правой стене, взял в руки кисть и, сделав пол-оборота налево, продолжал:
-- Музыкой и живописью я занимаюсь в одно время. Смотрите: в пол вделаны клавиши, а инструмент под полом. Ноты записывает механический аппарат, тоже скрытый под полом. Я рисую картину -- раз! -- Он провёл кистью по полотну одного из мольбертов.
-- И топаю ногой по клавишам -- два! -- Раздался очень сильный звук.
-- Вот и всё! -- сказал он. -- Это очень просто и сохраняет время, которого у Королей всегда мало. Бог должен бы удваивать годы земной жизни вождей народа. Мы все так искренно преданы работе для счастья наших подданных, что вовсе не спешим променять это дело на радости жизни вечной... Но я всё отвлекаюсь. Мысли Королей текут неустанно, как воды рек. Король обязан думать за всех подданных, и, кроме него, никто не должен делать это... если ему не приказано властью... Теперь я познакомлю вас с новой пьесой... Я только вчера натопал её...
Он взял лист нотной бумаги и, водя по нему пальцем, рассказывал:
-- Вот шеренга нот среднего регистра... Видите, в каком строгом порядке стоят они? Тра-та-там. Тра-та-там. На следующей линейке они идут в гору, как бы на приступ!.. Идут быстро, рассыпанной цепью... Ра-та-та-та-та! Это очень эффектно. Напоминает о коликах в желудке, потом вы узнаете -- почему. Далее, они снова выравниваются в строго прямую линию по команде этой ноты -- бумм! Нечто вроде сигнального выстрела... или внезапной спазмы в животе. Здесь они разбились на отдельные группы... десятки ударов! треск костей!.. Эта нота звучит всё время непрерывно, как боль вывиха. И, наконец, все ноты дружным натиском в одно место -- рррам! ррата-там! Бум! Здесь полный беспорядок в нотах, но это так нужно. Это -- финал, картина всеобщего ликования...
-- Как называется эта штука? -- спросил я, сильно заинтересованный описанием.
-- Эта пьеса, -- сказал король, -- эта пьеса называется: "Рождение Короля". Мой первый опыт проповеди абсолютизма посредством музыки... Неглупо? А?
Он, видимо, был доволен собой. Его усы шевелились очень энергично.
-- Среди моих подданных было несколько недурных музыкантов и до меня, но теперь я решил сам заняться этим делом, чтобы все плясали только под мою музыку.
Он пошевелил усами, очевидно, с намерением улыбнуться и, сделав пол-оборота направо, продолжал:
-- Теперь смотрите сюда... Как вы думаете, что это такое?
На огромном полотне ярко-красной краской было написано чудовище без головы и со множеством рук. В каждой из них были пучки молниевидного огня. На одном пучке чёрными буквами было написано: "Анархия", на другом: "Атеизм", третий носил название: "Гибель частной собственности", четвёртый: "Зверство"... Чудовище шагало по городам и селам, всюду разбрасывая огненные молнии и зажигая пожары. Маленькие чёрные люди в смятении и ужасе бежали прочь от него, а сзади чудовища шли ликующей толпой красные люди. Они были без глаз и с ног до головы обросли огненно-рыжей шерстью, подобно гориллам. Художник не пожалел красной краски. Картина поражала глаза своей величиной.
-- Ужасно? -- спросил король.
-- Ужасно! -- согласился я.
-- Это как раз то, что нужно, -- сказал он, и его глаза сделали полный оборот справа налево. -- Вы, конечно, поняли мою идею? Ну да, -- это социализм. Видите, у него нет головы, он сеет пороки, распространяет анархию и делает людей животными. Ясно, что это социализм. Вот что значит -- работать энергично! В то время как нижняя половина моего тела утверждает идею власти Короля, верхняя занята борьбой с главным врагом этой власти. Никогда ещё искусство не исполняло своего долга так ревностно, как в моё царствование!
-- Но ценят ли подданные тяжёлые труды вашего величества? -- спросил я.
-- Ценят ли они меня? -- переспросил он, и в голосе его мне послышалась усталость. -- Должны бы. Я создал им десятки броненосцев, застроил целые улицы скульптурой, делаю музыку и картины, служу литургии... Но... Иногда мне приходит в голову грешная мысль... Мне кажется, что подданные, которые любят меня, -- глупы, а умные -- все социалисты. Есть ещё либералы. Но, как всегда, либералы слишком многого хотят для себя и слишком мало оставляют Королю, хотя тоже ничего не дают народу. Вообще, они только мешают. Лишь абсолютная власть Короля может спасти народ от социализма. Но, кажется, никто не понимает этого...
Он сложился в двух местах правильными углами и сел. Его глаза задумчиво перекатывались в орбитах слева направо, и по всей фигуре разлилась меланхолия. Видя, что он утомился, я поставил ему мой последний вопрос:
-- Что ещё скажете вы, ваше величество, по вопросу о божественном происхождении королевской власти?
-- Всё, что угодно! -- быстро отозвался он. -- Прежде всего, она непоколебима, и только она одна истинна, ибо она -- чудесна! После того, как миллионы народов на протяжении тысяч лет признавали над собой неограниченную власть одного человека, -- только одни идиоты могут отрицать её... это ясно. Я -- Король, да, но -- я человек, и если я вижу, что люди подчиняются моей воле, я должен признать это чудом... не правда ли? Не могу же я предположить, что именно эти миллионы сплошь состоят из идиотов! Щадя их самолюбие, я хочу думать, что они-то и есть умные люди. Я был бы плохим Королём, если бы думал так дурно о моих подданных. И так как только бог может творить чудеса, ясно, что я избран им для доказательства его силы и моих достоинств. Что можно против этого возразить? Именно здесь скрыта истина, и она тверда, подобно алмазу, потому что за неё большинство...
В его глазах появился влажный блеск удовольствия, но он быстро погас, и его величество вздохнуло, подобно машине военного корабля, выпускающего отработанный пар.
-- Не смею задерживать более ваше величество! -- сказал я, поднимаясь со стула.
-- Хорошо! -- милостиво сказал мне вождь великого народа. -- Прощайте. Желаю вам... чего бы пожелать вам наиболее приятного? Н-но, желаю вам ещё раз в жизни видеть Короля!
Он величаво опустил нижнюю губу и милостиво поднял усы. Я принял это за его поклон и отправился в Зоологический сад посмотреть на умных животных...
Иногда, после беседы с человеком, так страстно хочется дружески приласкать собаку, улыбнуться обезьяне, почтительно снять шляпу перед слоном...
Прекрасная Франция
...Я долго ходил по улицам Парижа, прежде чем нашёл её. Все, кого я спрашивал -- где она живёт? -- не могли ответить мне определённо.
Один старик, должно быть, шутя, но почему-то со вздохом -- сказал мне, пожав плечами:
-- Кто это знает? Когда-то она жила во всей Европе...
-- В улице банкиров! -- грубо сказал рабочий.
-- Идите направо! -- говорили другие.
Вокруг меня было шумно и немного неудобно. Всюду на площадях -- пушки и солдаты, везде на улицах -- рабочие. По обыкновению, принятому за последнее время во всех странах, солдаты стреляли вдоль улиц из ружей, конница, размахивая обнажёнными саблями, наезжала на людей, рабочие бросали в солдат камнями. В душном воздухе седого города нервно дрожала злобная брань, разносились резкие слова команды. Кое-где мостовая была выпачкана кровью; люди с пробитыми черепами, сжимая в бессильной ярости свои кулаки, уходили домой; те, которые уже не могли идти, падали на мостовую, и полицейские гуманно тащили их прочь из-под ног лошадей и солдат. На панелях стояли зрители, перекидываясь замечаниями по поводу деталей этой обычной картины жизни христианского города...
Наконец кто-то сказал мне:
-- Франция? Направо, у моста Александра III.
Полицейский участок, в котором она жила, представлял собою довольно старое здание, не поражавшее глаза ни роскошью, ни красотой. У двери, в которую я вошёл, стояли два солдата в штанах, сшитых из красного знамени Свободы. Над дверью уцелели куски какой-то надписи, можно было прочитать только "Сво... ра... б... а...". Это напоминало о своре банкиров, опозоривших страну Беранже и Жорж Занд. Кругом носился запах плесени, гниения и разврата...
Сердце моё сильно билось. Ведь и я, как все революционеры, во дни моей юности любил эту женщину, которая сама умела любить искренно и много, и так красиво могла делать революции...
Любезно улыбаясь, какой-то человек, весь в чёрном, напоминая своими манерами маркиза из дорогих сутенёров, провёл меня в небольшой, полутёмный склеп, где я мог любоваться изяществом стиля модерн современной Франции.
Стены этой комнаты были оклеены разноцветными бумагами русских займов; на полу лежали кожи туземцев из колоний, а на них была артистически вытиснена "Декларация прав человека". Мебель, сделанная из костей народа, погибшего на баррикадах Парижа в битвах за свободу Франции, была обита тёмной материей с вышитым по ней договором о союзе с русским царём. На стенах висели гербы европейских государств, инкрустированные железом по живому мясу людей: бронированный кулак Германии, петля и нагайка России, нищенская сума Италии, герб Испании -- чёрная сутана католического попа и две его костлявые руки, жадно вцепившиеся в горло испанца. Тут же был и герб Франции -- жирный желудок буржуа, с изжёванной фригийской шапкой внутри его...
Плафон на потолке изображал открытый рот короля Германии, его шестьдесят четыре зуба и грозные усы... На окнах висели тяжёлые гардины. Было темно, как всегда бывает в гостиных женщин бальзаковского возраста, ещё не потерявших надежду пленять мужчин. Густой смешанный запах фальшивой деликатности и духовного разврата кружил голову и стеснял дыхание.
Она вошла и сквозь ресницы взглянула на мою фигуру глазами знатока мужчин.
-- Вы говорите по-французски? -- спросила она, отвечая на мой поклон жестом актрисы, которая давно уже перестала играть роли королев.
-- Нет, сударыня, я говорю только правду! -- ответил я.
-- Кому это нужно? -- спросила она, пожимая плечами. -- Кто это слышит? Правда даже в красивых стихах никому не приятна...
Подойдя к окну, она приоткрыла гардину и тотчас же отошла прочь.
-- Они всё ещё шумят там, на улице? -- сказала она недовольно. -- Вот дети! Чего им нужно? Не понимаю! У них есть республика и кабинет министров, какого нет нигде. Один министр был даже социалистом, -- разве этого мало для счастья народа?
И, капризно закинув голову назад, она добавила:
-- Не правда ли?.. Впрочем, вы пришли говорить...
Она подошла, села рядом со мной и, с фальшивой лаской взглянув в мои глаза, спросила:
-- О чём мы будем говорить? О любви? О поэзии? Ах, мой Альфред Мюссэ!.. И мой Леконт-де-Лиль!.. Ростан!.. -- Глаза её закатились под лоб, но, встретив зубы немца над головой, она тотчас же опустила их.
Я не мешал ей красиво болтать о поэтах, молча ожидая момента, когда она заговорит о банкирах. Я смотрел на эту женщину, образ которой все рыцари мира ещё недавно носили в сердцах. Её лицо теперь было нездоровым лицом женщины, которая много любила, его живые краски поблекли, стёрлись под тысячами поцелуев. Искусно подведённые глаза беспокойно бегали с предмета на предмет, ресницы устало опускались, прикрывая опухшие веки. Морщины на висках и на шее безмолвно говорили о бурях сердца, а зоб и толстый подбородок -- об ожирении его. Она обрюзгла, растолстела, и было ясно, что этой женщине теперь гораздо ближе поэзия желудка, а не великая поэзия души, что грубый зов своей утробы она яснее слышит, чем голос духа правды и свободы, гремевший некогда из уст её по всей земле. От прежней грации и силы её движений осталась только привычная развязность бойкой бабы, торговки на всемирном рынке. И обаяние великой героини на поле битв за счастье людей она теперь противно заменяла кокетством старой дамы -- героини бесчисленных амурных приключений.
Она была одета в тяжёлое, тёмное платье, украшенное кружевами, которые напоминали мне об окиси на статуе Свободы в Нью-Йорке и о клочках симпатий, разорванных изменой Духу Правды.
Её голос звучал устало, и мне казалось, что говорит она только для того, чтобы позабыть о чём-то важном, честном, что иногда ещё колет острой иглой воспоминаний её холодное, изношенное сердце, в котором ныне нет больше места для бескорыстных чувств.
Я смотрел на неё и молчал, с трудом удерживая в горле тоскливый крик безумной муки при виде этой жалкой агонии духа.
Я думал:
"Да разве это Франция? Та героиня мира, которую моё воображение всегда рисовало мне одетой в пламя ярких мыслей, великих слов о равенстве, о братстве, о свободе?"
-- Вы невесёлый собеседник! -- сказала она мне и утомлённо улыбнулась.
-- Сударыня! -- ответил я. -- Всем честным русским людям теперь невесело в гостях у Франции.
-- Но почему же? -- фальшиво улыбаясь и удивлённо подняв ресницы, спросила она. -- В моём Париже все веселятся... все и всегда!
-- Я это видел сейчас на улицах... так веселятся и у нас в России. Кровавая игра солдат с народом -- любимый спорт царя России, вашего друга...
-- Вы -- мрачный человек! -- заметила она с гримасой. -- Когда народы требуют всего, что имеет король, -- король не должен отдавать им даже того, что может... Так рассуждали короли всегда. Почему они будут думать иначе теперь? Нужно проще относиться к жизни. Вы не старик ещё -- к чему уныние? Когда человек способен любить -- жизнь прекрасна. Конечно, Николай II -- он... как это сказать? Он очень поддаётся влиянию дурных людей, но -- право, это добрый малый... Ведь вот он дал же вам свободу?..
-- Мы взяли у него её ценою тысяч жизней... И даже после того, как она была вырвана из его рук, -- он требует в уплату за неё ещё и ещё крови. Он хочет, чтобы мы отдали назад эту милостыню, которую он подал под угрозой... И вот теперь вы дали ему денег, чтобы он отнял её...
-- Ах, нет! -- возразила она. -- Он не отнимет, поверьте мне!.. Он ведь -- рыцарь и умеет держать слово. Я это знаю...
-- Вы понимаете, что дали деньги на убийства? -- спросил я.
Она откинула голову в тень, так, чтобы не было видно лица её. Потом спокойно сказала:
-- Я не могла не дать. Он, этот Николай, единственный, кто может мне помочь, когда вот этот рот захочет откусить мою голову.
Улыбаясь, она указала на потолок, где декоративно блестели зубы немца.
-- Эта жадная пасть, говоря правду, немножко развращает меня. Но -- что же делать? И, наконец, в разврате не всё противно...
-- Вам не противно опираться на эту руку, всегда по плечо покрытую кровью народа?
-- Но -- если нет другой руки? Ведь трудно найти руки короля, чистые от крови народа. Сегодня они таковы, а что будет завтра? Я женщина, мне нужен друг. Республика и азиатский деспот, дружески идущие рядом по земле... конечно, это не красиво, хотя оригинально, не так ли? Но вы не понимаете политики, как все поэты... и революционеры... Где политика, там уже нет красоты... Там только желудок и ум, который послушно работает для желудка...
-- А вам не кажется, что золотом, которое вы дали этому царю, вы задавили честную славу Франции?
Она посмотрела на меня широко открытыми глазами, усмехнулась и облизнула накрашенные губы кончиком острого языка.
-- Вы только поэт! Это -- старо, мой друг! Мы живём в суровое время, когда хотя и можно писать стихи, но быть во всём поэтом -- по меньшей мере непрактично!
И она засмеялась смехом превосходства.
-- Мои Шейлоки сделали, мне кажется, порядочное дело! Они содрали с вашего царя процент, который равен трети его кожи!
-- Но ведь, чтобы уплатить такой процент, царь должен будет содрать с народа всю кожу!
-- Конечно... то есть вероятно! Но как же иначе? -- спросила она, пожав плечами. -- Правительства делают политику, народы платят за это своим трудом и кровью -- так было всегда! К тому же я -- республика и не могу мешать моим банкирам делать то, что им нравится. Только одни социалисты не в состоянии понять, что это нормально. И всё так просто... Зачем портить себе кровь, восставая против здравого смысла? Мои Шейлоки дали много и должны дать ещё, чтобы получить обратно хоть что-нибудь... В сущности, они в опасном положении... если победит... не царь...
Она побоялась сказать то слово, которое сделало её славу...
-- Они могут остаться нищими... И даже если он победит... Я думаю, они не скоро получат свои проценты. А ведь они -- мои дети, -- не правда ли? Богатые люди -- самые твёрдые камни в здании государства... Они его фундамент. Поэты -- это орнамент, маленькие украшения фасада... и можно обойтись без них... Они ведь не увеличивают прочность постройки... Народ только почва, на которой стоит дом, революционеры -- просто сумасшедшие... и -- продолжая сравнения -- можно сказать, что армия -- свора собак, охраняющих имущество, покой жильцов дома...
-- А в нём живут Шейлоки? -- спросил я.
-- Они и все другие люди, которые считают помещение удобным для себя. Но бросим это! Когда политика невыгодна -- она скучна!
Я встал и молча поклонился.
-- Уходите? -- безразлично спросила она.
-- Мне нечего здесь делать! -- сказал я и ушёл от этой сводни царя с банкирами.
Я не увидел той, которую желал увидеть, я видел только трусливую, циничную кокотку, которая за деньги, неискренно и хладнокровно, отдаётся ворам и палачам.
Я шёл по улицам великого Парижа, который в этот день наёмные солдаты -- собаки старой и жадной бабы -- держали в плену своих штыков и пушек, я видел, как французы, за углами улиц, подобно верным псам правды и свободы, молча считали силы своих врагов, готовые омыть своей кровью постыдную грязь с лица республики... Я чувствовал, что в их сердцах рождается, растёт и крепнет дух старой Франции, великой матери Вольтера и Гюго, дух Франции, посеявшей цветы свободы всюду, куда достигли крики её детей -- поэтов и борцов!
Я шёл по улицам Парижа, и сердце мое пело гимн Франции, с которой я беседовал в тёмном склепе.
Кто не любил тебя всем сердцем на утре дней своих?
В годы юности, когда душа человека преклоняет колена пред богинями Красоты и Свободы, -- светлым храмом этих богинь сердцу казалась лишь ты, о великая Франция!
Франция! Это милое слово звучало для всех, кто честен и смел, как родное имя страстно любимой невесты. Сколько великих дней в прошлом твоём! Твои битвы -- лучшие праздники народов, и страдания твои -- великие уроки для них.
Сколько красоты и силы было в твоих поисках справедливости, сколько честной крови пролито тобой в битвах ради торжества свободы! Неужели навсегда иссякла эта кровь?
Франция! Ты была колокольней мира, с высоты которой по всей земле разнеслись однажды три удара колокола справедливости, раздались три крика, разбудившие вековой сои народов -- Свобода, Равенство, Братство!
Твой сын Вольтер, человек с лицом дьявола, всю жизнь, как титан, боролся с пошлостью. Крепок был яд его мудрого смеха! Даже попы, которые сожрали тысячи книг, не портя своего желудка, отравлялись насмерть одной страницей Вольтера, даже королей, защитников лжи, он заставлял уважать правду. Велика была сила и смелость его ударов по лицу лжи. Франция! Ты должна пожалеть, что его уже нет: он теперь дал бы тебе пощёчину. Не обижайся! Пощёчина такого великого сына, как он, -- это честь для такой продажной матери, как ты...
Твой сын Гюго -- один из крупнейших алмазов венца твоей славы. Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни всё, что есть прекрасного в душе человека. Он всюду создавал героев и создавал их своими книгами не менее, чем ты сама, за всё то время, когда ты, Франция, шла впереди народов со знаменем свободы в руке, с весёлой улыбкой на прекрасном лице, с надеждой на победу правды и добра в честных глазах. Он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию. Хорошо для тебя, что он мёртв теперь, -- живой, он не простил бы подлости даже Франции, которую любил, как юноша, даже тогда, когда его волосы стали белыми...
Флобер -- жрец красоты, эллин девятнадцатого века, научивший писателей всех стран уважать силу пера, понимать красоту его, он, волшебник слова, объективный, как солнце, освещавший грязь улицы и дорогие кружева одинаково ярким светом, -- даже Флобер, для которого правда была в красоте и красота в правде, не простил бы тебе твоей жадности, отвернулся бы от тебя с презрением!
И все лучшие дети твои -- не с тобой. Со стыдом за тебя, содержанка банкиров, опустили они честные глаза свои, чтобы не видеть жирного лица твоего. Ты стала противной торговкой. Те, которые учились у тебя умирать за честь и свободу, -- теперь не поймут тебя и с болью в душе отвернутся от тебя.
Франция! Жадность к золоту опозорила тебя, связь с банкирами развратила честную душу твою, залила грязью и пошлостью огонь её.
И вот ты, мать Свободы, ты, Жанна д'Арк, дала силу животным для того, чтобы они ещё раз попытались раздавить людей.
Великая Франция, когда-то бывшая культурным вождём мира, понимаешь ли ты всю гнусность своего деяния?
Твоя продажная рука на время закрыла путь к свободе и культуре для целой страны. И если даже это время будет только одним днём -- твоё преступление не станет от этого меньше. Но ты остановила движение к свободе не на один день. Твоим золотом -- прольётся снова кровь русского народа.
Пусть эта кровь окрасит в красный цвет вечного стыда истасканные щёки твоего лживого лица.
Возлюбленная моя!
Прими и мой плевок крови и желчи в глаза твои!
Русский царь
...В Царском Селе принимают не очень ласково, но оригинально.
Как только я вошёл, меня окружила толпа жандармов, и руки их тотчас же с настойчивой пытливостью начали путешествовать по пустыням моих карманов.
-- Господа! -- любезно сказал я им, -- я знал, куда иду, и не взял с собой ни копейки!..
Но они не обратили на эти слова ни малейшего внимания, продолжая ощупывать моё платье, обувь, волосы, заглядывая мне в рот и всюду, куда может достигнуть глаз человеческий. Приёмная, в которой происходило это исследование, была убрана просто, но со вкусом: у каждого окна стоял пулемёт, дулом на улицу, перед дверью -- скорострельная пушка, у стен -- стойки с ружьями. Обыскивали артистически, видно было, что люди занимаются делом не только знакомым, но и любимым. Я вертелся в их руках, как мяч. Наконец, один из них отступил от меня шага на три в сторону, окинул мою фигуру взглядом и скомандовал мне:
-- Раздевайтесь!
-- То есть -- как? -- спросил я.
-- Совершенно! -- категорически заявил он.
-- Благодарю вас! -- сказал я. -- Если вы хотите меня мыть -- это лишнее, я брал сегодня ванну...
-- Без шуток! -- повторил он, прицеливаясь мне в голову из револьвера. Это нисколько не удивило его товарищей, напротив, -- они тотчас же бросились на меня и в один миг сняли с моего тела платье, точно кожу с апельсина. Начальник их снова молча и тщательно осмотрел моё тело и, когда, наконец, все убедились, что со мной нет бомбы и я обладаю шеей, вполне удобной для того, чтобы повесить меня, -- сказали мне:
-- Идите!
-- А... одеться -- можно?..
-- Не нужно!
-- Но, позвольте...
-- Не рассуждать! Марш!
Двое из них, обнажив сабли, встали у меня с боков, третий пошёл сзади, держа револьвер на уровне моего затылка. И мы молча пошли по залам дворца.
В каждом из них сидели и стояли люди, вооружённые от пяток до зубов. Картина моего шествия была, видимо, привычной для них, -- только один, облизывая губы, спросил у моих спутников:
-- Пороть или вешать?
-- Журналист! -- ответили ему.
-- А... значит -- вешать! -- решил он.
Меня провели в большую комнату без окон и с одной дверью, той, в которую я вошёл. В потолке горела матовая лампа, обливая комнату ровным, мутным светом. Под лампой стояла небольшая пушка, и, кроме неё, в комнате не было ничего. Эта скромная обстановка на месте роскоши, которую я ожидал встретить, не понравилась мне. В ней было что-то унылое, что-то отягчало душу мою невесёлыми предчувствиями.
-- Нечего здесь рассматривать! -- заметил мне конвойный с револьвером.
-- Я вижу... -- ответил я.
Мои конвоиры крепко привязали меня животом к дулу пушки, но руки оставили свободными. Затем один из них прицепил к замку пушки шнурок электрического провода с сонеткой на конце, отнёс его к стене комнаты впереди меня и там положил на пол. Его товарищи ощупали верёвки, соединявшие меня с дулом.
-- Руки вверх! -- скомандовали мне.
Я поднял руки. Все трое обошли вокруг меня и исчезли. Заскрипела дверь сзади меня. Кто-то спокойно сказал:
-- Готово!
Наступила тишина. Я чувствовал, как на голове у меня растут волосы. Сталь пушки, упираясь мне в живот, распространяла по всему телу дрожь холода. Голые стены с трёх сторон угрюмо смотрели на меня. Я думал: "Неужели это последнее моё интервью?"
И мне становилось скучно при этой мысли. Мне захотелось опустить руку и погладить сталь пушки, как гладят собак...
Но в это время под полом, впереди меня, раздался странный шум -- как будто кто-то вздыхал глубоким вздохом усталости. Один из квадратов пола вдруг исчез, в отверстии явилась небольшая рука и быстро схватила сонетку. И вслед за нею передо мною выскочил из-под пола, как пробка из бутылки, сам русский царь со всеми своими титулами и весь в железе.
От неожиданности я вздрогнул, и рука мои опустились.
-- Руки вверх! -- раздался тревожный голос царя.
Я увидел, что палец его готов нажать кнопку сонетки, и мои руки взлетели к потолку, подобно крыльям мельницы под ударом вихря.
-- Вот так! -- сказал царь, и на лице его отразилось нечто подобное улыбке. -- Когда Мы видим руки подданного около карманов, Нам кажется, что он хочет бросить в Нас бомбу, даже тогда, когда он намерен дать Нам рубль...
-- Ваше величество! -- сказал я, -- со мной нет карманов...
-- Да, да! Мы видим, -- ответил он, -- но всё же держите руки вверх... Люди стали так же изобретательны, как и злы...
-- О да, ваше величество! -- искренно согласился я.
-- Вас не очень стесняют эти маленькие предосторожности, принятые для охранения Нашей жизни? -- спросил он.
-- Нет! Не беспокойтесь, пожалуйста!.. Я привык... -- отвечал я ему, не сводя глаз с его пальца, лежавшего на кнопке сонетки. Ничтожное движение одного сустава -- и мне в желудок высыплется из жерла пушки штук триста картечи. Ожидая каждый миг такого угощения, -- невольно делаешься галантным.
-- Как видите -- Нам самим не очень удобно, но Наш долг перед богом приказывает Нам страдать! -- сказал он, грустно качая головой.
Весь с головы до ног закованный в броню, подобно древнему рыцарю, он, как все властители народа в наши дни, сидел на троне из штыков. Но костюм его был слишком тяжёл, и трон не казался прочным. При неосторожных движениях царя штыки колебались, угрожая развалиться, и он неловко балансировал на них.
-- Мы читали ваше интервью с Василием Фёдоровичем, королем Германии и братом Нашим, -- заговорил царь, мечтательно полузакрыв глаза. -- Вот король! Он король даже тогда, когда у него расстроен желудок... А Мы не можем сказать это про себя! -- вздохнув, прибавил он и поднял наличник шлема тщательно вымытой левой рукой, потом достал откуда-то из-под брони бумажку и, бегая по ней глазами, -- заговорил:
-- Ум человеческий -- убийца богов и королей -- имеет в короле Германии непобедимого соперника... Да, это король! Он твёрдо знает, что верною подругой вождей народа всегда была богиня Глупости...
-- И лжи, ваше величество! -- добавил я.
Он взглянул на меня и сухо произнёс:
-- Речь Царя не должно прерывать!.. Да, вы хорошо, правдиво написали о короле Василии Фёдоровиче... Однако это не даёт вам права перебивать Наши речи... Всякий должен знать своё место!.. Царь -- на троне, подданный -- у его ног. Но -- не смущайтесь этим замечанием -- Мы понимаем, что вы не можете припасть к Нашим ногам... И знаем Мы, -- прибавил он, вздохнув, -- что прошло то время, когда подданные бросали к ногам королей свои сердца... как рассказывают об этом придворные историки... Но придворные историки стали непопулярны в народе... вот где ясно виден вред грамотности!.. Подданные швыряют в ноги Царей всякую дрянь... Это называется прогресс техники!.. Сколько силы воли и мудрости должны иметь Цари, чтобы задерживать течение времени, чтобы вводить поток мыслей в русло почтения и страха пред богом и Царём... -- Он вздохнул, тревожным жестом поднял руки к лицу и, прищурив глаза, внимательно осмотрел их, двигая пальцами. Ноздри его нервно вздрагивали, точно обоняли какой-то острый, колющий запах.
Лицо царя совсем не поражало величием. Это было лицо человека прежде всего болезненно трусливого, а потом уже злого и неумного...
Его руки бессильно упали, обе сразу, на его колена -- железо налокотников задело о броню, наполнив комнату холодным, резким звуком. Царь вздрогнул, оглянулся и продолжал, скользя глазами по бумажке:
-- Вот, говорят, что руки у Царя всегда в крови народа... какая ложь! Как это можно видеть? Ведь Мы не сами льём эту кровь?.. К тому же Мы каждый день, раз по пяти, а иногда и больше, моем руки в воде, горячей м с духами, чтобы даже запах крови был не слышен... да! О! Как бы Мы хотели, чтобы кто-нибудь поведал миру правду о Нас. Благодаря дурацкой болтовне газет Европа к Нам относится предубеждённо и несправедливо... Никто не знает, как искренно тревожит Нас судьба народа нашего... как жжёт Нам сердце мысль, что он, народ, самим богом отданный во власть Нам, -- ныне восстаёт против бога, отрицая власть Царя.
-- Я могу правдиво повторить всё, что вы скажете, ваше величество, -- предложил я.
Он внимательно посмотрел на меня и красноречиво указал глазами на сонетку в своей руке.
-- Да, вы поставлены в такое положение, в котором можно говорить только правду!
И, вынув из-под брони бумажку, стал читать но ней: "В газетах пишут, что Мы убиваем невинных десятками и сотнями, -- неправда это, как всё, что напечатано в газетах и десять лет тому назад, вчера, сегодня и даже завтра и через год в них напечатают, всё это ложь и будет ложью, если не послужит во славу доброте и мудрости Царя России. Европа Нас считает деспотом, тираном, злым гением России, чудовищем, которое сосёт её живую кровь и гложет мясо русского народа"...
Он замолчал, читая про себя, потом пожал плечами и вполголоса заметил:
-- Зачем он это написал? Дурак!.. Гм... да, вот где начало... "...Разумным людям всем известно, что всякий честный Государь, власть над народом получивший с неба из рук владыки мира, -- обязан сохранять свой божий дар во что бы то ни стало. А для сего Царям необходимо и убивать и вешать всех, кто дерзновенно отрицает святое право Царской власти над жизнью и имуществом людей. Царь, как наместник бога на земле, есть верный пастырь своего народа. Источник мудрости, дарованный от бога, -- Он должен охранять сердца людей от вредных мыслей, которые в них сеет дьявол. Для всякого Царя необходимо, чтобы народ его был целомудренно наивен и всё, что вытекает из смысла Царской власти, он принимал как милость, ниспосланную с неба, -- молитвенно, покорно и безмолвно"...
Царь прервал чтение, закрыл глаза и, улыбаясь довольною улыбкой, с минуту помолчал. Потом вздохнул с наслаждением и воскликнул:
-- Как хорошо написал, бестия! Большой талант -- чужие мысли излагает так, как будто бы он с ними родился!.. Да, недаром из полка его прогнали за шулерство... каналью!..
-- Могу я узнать, ваше величество, кто автор этой поэмы? -- спросил я у царя.
-- Один жандармский офицер... большой прохвост... как, впрочем, все жандармы из поэтов... Мы хотели прочитать эту речь перед Думой, как Нашу тронную... но Нам сказали, что поэзии в политике -- не место. Притом же эти члены Думы -- народ покуда ещё дикий, неприрученный... глядят, как волки, и, видимо, совсем не понимают, что значит -- Царь! Все они -- ребята довольно прилично одетые, но не имеют орденов и потому -- неблаговоспитаны. Со временем Мы, может быть, дадим им ордена... если это поможет им исправить свои недостатки. Мы всё-таки сказали им речь, написанную кратко и доступно для их ума одним лакеем Нашим... Лакеи -- самый верноподданный народ; воруют -- много, но престолу служат -- как лакеи. Потом хотели Мы их разогнать из Думы, но Нам министры отсоветовали, -- рано, говорят... Наш Трепов, как искренний радикал, рекомендует расстрелять их... но с этим можно и не торопиться, Мы думаем... Теперь Мы через вас пускаем эту речь в печать, чтобы весь мир знал правду о вожде русского народа. Будем продолжать... Где Мы остановились... "молитвенно, покорно и безмолвно"... ага! Попробуем читать на память...
Он закрыл глаза и продолжал:
"Мы повелели убивать" -- не то! Забыл... "Мы убивали народ без счёта" -- нет, не так! Речь без бумажки трудно говорить!.. К тому же Нам теперь необходимо говорить ритмической прозой -- она лучше затемняет смысл речи и придаёт ей величие... А научиться этому трудно. Ну... продолжаем:
"Доверенный владыки неба по управлению народом на земле, -- Царь должен быть и строг и грозен, но -- справедлив. Молва о том, что будто Нами, Царём России, какие-то "невинные" убиты, -- конечно -- клевета. Мы лично никого не убиваем, Нам некогда заняться этим делом... Рука Царя не обладает ни временем, ни силой для истребления народных масс. Крестьяне и рабочие в России убиты солдатами и казаками. Солдаты и казаки, Мы полагаем, прекрасно видят, кто прав, кто виноват: убитые -- их братья и отцы. По долгу службы избивая своих родных, они, наверно, знают, кто должен быть убит, кто изувечен, кто -- только разорён... И, наконец, -- невинно убиенный, он -- в рай идёт! Зачем же тут кричать о зверствах, преступлениях"... и прочее? Не всякий может в рай попасть так дёшево и быстро, как верноподданный Царя России, наместника Христова на земле и сына православной церкви... И -- далее: "что значит для страны с таким огромным населением хотя бы миллион убитых? А Мы за целый год трудов по укрощению народной воли убили меньше полумиллиона... И всё-таки газеты всей Европы кричат, что Мы -- тиран, Мы -- изверг... Нас в Италию социалисты не пустили, предполагая освистать... Свистать Царю! Да разве это плохой актёр? Вы позабыли, как недурно Мы играли роль доброго Царя и Миротворца почти пять лет? И вся Европа верила, что Мы действительно "добрейший малый"...
Здесь царь остановился, подумал и сказал, нахмурив брови:
-- Ну, это лишнее... Как смеет он, Наш подданный, оправдывать деяния своего владыки? Осёл!.. И почему он тут поставил многоточие? Поэт, а знаки препинания неверно ставит... идиот! Дальше...
"Армяне на Кавказе перебиты руками верноподданных татар. Но этому событию был придан вид вражды национальной, и нужно было верить, что так оно и есть, что это -- правда. Но как могло случиться, что армяне и татары, века проживши вместе, как друзья, вдруг сделались непримиримыми врагами? Что ж тут мудрёного? Ведь и землетрясенья бывают тоже вдруг... Когда султан турецкий заставил курдов и своих солдат уничтожать армян -- их уничтожили десятки тысяч, а шуму было меньше... Подумайте, -- ну где тут справедливость? Евреев перебили? Но -- ведь не всех же! И потом: причина избиения евреев лежит в прогрессе христианства. Сознавшие себя детьми Христа и православной церкви немедленно же начинают истреблять евреев за то, что не хотят они признать за истину учение Христово о милосердии и о любви ко всем. Это ясно для каждого, кто не социалист. Идею христианства годами долгими в народе развивали чиновники, шпионы и попы, и вот -- идея эта даёт свои плоды... При чём тут Мы? Ещё писаки дерзкие Нам ставят в вину кровавый день... девятого января"...
Царь замолчал и, прочитав про себя несколько строк, недовольно заметил:
-- Он снова не выдержал ритма... какая небрежность! Это надо заметить. У вас нет карандаша? -- обратился он ко мне, но тотчас же вскричал: -- Не надо! Не надо! Руки... не двигайте руками!
Он отметил неправильность ритма речи ногтем на бумажке и продолжал: "Но обвинять Царя за это"... гм!.. болван! "за это дело -- разумный человек не должен. Мы -- Царь. И если Мы велели стрелять в народ, то, значит, у Нас причины были стрелять. А если бы Мы пожелали беседовать с народом, то Мы бы стали беседовать. Надеемся, что это ясно! Народ не должен забывать, что в руки Царские господь вложил не только скипетр и державу, но также меч, то есть штыки и пушки".
Царь остановился и сказал:
-- Здесь он забыл о пулемётах... вот бестия рассеянная! Штыки, и пушки, и пулеметы... да... "Употреблять сии орудия войны и мира Царь может, как Он хочет, а потому девятым января колоть глаза Нам незачем. Мы правы всегда. Мы, может быть, и сами не понимаем, зачем перестреляли в этот день так много верноподданных... но то, чего не понимает Царь, -- понятно богу. Царь лишь орудие в его святых руках, как человек -- орудие в руках земного бога, то есть Царя. И всё, что недоступно порою разуму Царя, должно быть признано внушеньем бога, а то, чего не понимают люди, понятно только разуму Царя"...
Николай II поднял голову, увенчанную тяжёлым шлемом, тщательно осмотрел руку, вытер ею пот со лба и сказал, щёлкнув пальцем по бумаге:
-- Вы подумайте над этим! Гора мудрости! Мы даже сами не можем уловить здесь смысла... но чувствуем, что это превосходно! Каналья, написавшая такую речь, будет министром внутренних дел, вы увидите. Он ещё молод теперь, но уже состоит на содержании у двух старых графинь и одной балерины, близкой к Нашему двору... Но -- вы не вздумайте сообщать газетам и эти интимные подробности!.. Это Наше частное дело... слышите?
-- Ваше величество, -- сказал я, -- у меня опускаются руки!
-- А вы можете двигать ими?
-- Не могу...
-- Опустите их... Однако, если хоть одна рука у вас пошевелится, -- заранее прошу Нас извинить! -- но Мы лишим вас живота! Жизнь Наша нужна русскому народу, он так дорого платит за неё!.. Кончим речь... Где Мы остановились? Да, вот...
"Вот краткий список Наших скромных дел, которые газетчики раздули до размеров преступлений Ивана Грозного и прочих государей, несчастие которых было в том, что подданные их не признавали всей необъятной власти, ниспосланной от господа царям. Всё остальное, что Мы совершили, ничтожно, и не стоит вспоминать о тех деяниях, без коих власть Царская не может быть крепка, народы счастливы и мирны... Так, например, от время и до время необходимо расстрелять рабочих, дабы убить их подлые мечты о главенстве рабочего народа над обеспеченным и праздным людом, опорой государства. Крестьяне требуют, чтоб их порою секли или стреляли в них из ружей. Это должно их убедить, что Государь не забывает и о них, что пред Его лицом -- все равны! Купцы, дворяне, духовенство, рабочие и мужики в Моей демократической стране -- все равные права имеют пред законом на штык и петлю. А Мы имеем право гордиться этим. Мы Нашу речь закончим напоминанием о том, что только бог, помазавший Царя на царство, имеет власть судить Его дела"... Вот и всё! Кратко, сильно, всем понятно... Вы запомнили?
-- Да, -- ответил я.
Николай II поднял палец кверху и продолжал:
-- Но, после всего сказанного, Мы всё-таки конституционалист...
Он вздохнул.
-- Потому что абсолютному монарху теперь никто не даёт денег... Вот Мы завели у себя парламент... Н-да! С этим можно помириться... если члены парламента будут, как Мы им приказали, ревностно служить отечеству и немедленно же увеличат налоги... Но они, кажется, Не понимают своих ролей...
Он вытащил откуда-то ещё бумажку и сообщил по ней: "В чём смысл истинной конституции? В том, что между Царём и народом встают несколько десятков людей и вся тяжесть ответственности за управление народом, которая падала на голову монарха, отныне падает на головы этих господ". Это должны быть твёрдые головы... и эластичные спины. Ибо, когда бьют по голове, -- нужно быстро наклониться... Мы это знаем...
-- Вы о японской шишке вспомнили, ваше величество? -- спросил я.
-- Япония? -- сказал он гордо. -- Будь у Нас деньги, хорошая армия и талантливый полководец -- Мы отплатили бы Японии за эту опухоль на Нашей голове... Да, так вот... Дума... Если она намеревается вести себя и впредь так дерзко, как начала... от неё не будет пользы отечеству!.. Мы разгоним её штыками Нашей доброй гвардии...
-- Но, ваше величество, народ... -- начал я.
Он перебил меня, подняв палец кверху, и вытащил ещё бумажку из-под шлема. Он был набит бумажками, как поросёнок кашей.
"Народ есть воск в руках Царя -- и только! Против народа, который дерзнёт встать на защиту Думы, -- у нас верноподданные, которые покажут Нам преданность свою Царю... Татары уже испорчены влиянием враждебных Нам веяний... но у Нас есть калмыки, башкиры и киргизы... Стоит им позволить, и они начнут и жечь, и грабить, и убивать не хуже казаков. Всё это примет вид внезапно вспыхнувшей вражды племён и даст Нам право сказать Европе: "Когда Мы были неограниченным монархом -- Мы своею сильною рукой умели сдерживать инстинкты дикие, а конституция ослабила узду -- и вот, смотрите, к чему ведёт свобода, которой жаждут всегда и всюду одни бунтовщики! Отсюда -- простой и ясный вывод: Россия слишком некультурна и дика для европейских форм правленья, она может благоденствовать только под скипетром Царя, в руках которого -- сосредоточена вся власть... Покуда существует вера в бога -- абсолютизм Царя всегда докажешь, покуда существуют дикари -- Царь власть свою сумеет и поддержать и доказать"...
Он замолчал, кротко улыбнулся мне и сказал:
-- Мамаша и Победоносцев -- они Нас прекрасно обучили думать по-царски!.. К тому же Нам помогут... великие князья, придворные... а сколько губернаторов, чиновников, воров, убийц, шпионов при конституции останутся без дела! Они ведь понимают, что для них законность и порядок -- петля. И разве можно ожидать, что эти люди пойдут с народом против Царя? Нет, Мы ещё поцарствуем немножко.
Он даже развеселился, но это не сделало его лица красивее и не прогнало тревогу из беспокойных глаз.
-- Но, ваше величество, а где же вы возьмёте денег?
-- Деньги? Деньги достанет Дума. Под это учреждение дают в Европе по восемьдесят восемь за сто, хотя оно не стоит и десяти, Нам кажется...
-- А если Думу вы разгоните?
-- Тогда продам Василью Фёдоровичу Польшу... Быть может -- Францию ему Мы продадим, когда она не станет давать Нам денег... Зачем она тогда, не правда ли? Кавказ продать полезно... Он очень много Нам стоит, но ничего не даёт, всё только беспокойства, восстания, бунты... Сибирь -- американцы купят, -- ссылать людей в Архангельск можно, там очень много места для этого. Прохладно и пустынно... Россию можно округлить, подобно яблоку, и так зажать её в кулак, что она, наконец, успокоится...
Он замолчал, задумался. Его бледные губы вздрагивали, пальцы рук шевелились, как ножки паука, а глаза всё бегали по стенам, и уши двигались, как уши кролика.
-- Быть может, Мы уступим для начала... Да, может быть! Нам многие советуют, чтобы Мы дали им немного из того, что они просят... И, когда они начнут делить подачку, -- тогда Мы нападём на них врасплох... и руки Наших верноподданных сумеют вырвать языки из глоток этих дерзких болтунов, которые считают, что воля безграмотного и голодного народа превыше воли Самодержца, Помазанника божия... и прочее, и прочее...
Он немножко взволновался, его бескровное лицо вновь вспотело... Успокоясь и отерев его дрожащими руками, он закончил:
-- Ну, достаточно однако! Мы всё поведали для мира, всё, что Нам написали на бумажке... и даже несколько лишнего... Но лишнего из уст Царя никто не слышит! Вы слышали лишь только то, что Нами прочитано было с бумажки... Ступайте благовестить миру о мудрости и доброте сердца того, кто наградил вас счастьем беседы с Ним наедине. Идите!
Он бросил в сторону сонетку и, прежде чем я мог послать ему счастливого пути, провалился под пол вместе троном.
Но передо мною в полутьме этой комнаты всё ещё блестели его тщательно вымытые руки и беспокойно бегали глаза. Сквозь них был виден мрак его души, сморщенной тревогами жизни, как печёное яблоко. Какой-то серый тёпленький кисель наполнял эту душу. В нём медленно копошились маленькие червячки честолюбия и, как испуганная ящерица, метался страх за жизнь.
Душа ничтожная, душа презренная, опившаяся кровью голодного народа, больная страхом, маленькая, жадная душа -- коптела предо мной подобно огарку свечи, наполняя страну мою смрадом духовного разврата и преступлений...
Один из королей республики
...Стальные, керосиновые и все другие короли Соединенных Штатов всегда смущали моё воображение. Людей, у которых так много денег, я не мог себе представить обыкновенными людьми.
Мне казалось, что у каждого из них по крайней мере три желудка и полтораста штук зубов во рту. Я был уверен, что миллионер каждый день с шести часов утра и до двенадцати ночи всё время, без отдыха -- ест. Он истребляет самую дорогую пищу: гусей, индеек, поросят, редиску с маслом, пуддинги, кэки и прочие вкусные вещи. К вечеру он так устаёт работать челюстями, что приказывает жевать пищу неграм, а сам уж только проглатывает её. Наконец, он совершенно теряет энергию, и, облитого потом, задыхающегося, негры уносят его спать. А наутро, с шести часов, он снова начинает свою мучительную жизнь.
Однако и такое напряжение сил не позволяет ему проесть даже половину процентов с капитала.
Разумеется, такая жизнь тяжела. Но -- что же делать? Какой смысл быть миллионером, если ты не можешь съесть больше, чем обыкновенный человек?