"Собрание сочинений в тридцати томах": Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1949
Том 23. Статьи 1895-1906
Первый раз господин Сологуб появился в литературе как прозаик; его имя было подписано под рассказом "Тени", напечатанном в "Северном вестнике". Рассказ отличался хорошим языком, неоспоримым знакомством с психологией детской души, наблюдательностью, фантастичностью фабулы и мрачностью настроения. Он был замечен и вызвал ряд газетных и журнальных отзывов, единогласно признававших за автором, вместе с талантом, сильный наклон к декадентству.
Затем в том же журнале был помещён большой роман господина Сологуба, представляющий собой неудачную попытку набросать картину "декаданса" в нашем интеллигентном обществе и дать серию портретов людей, расшатанных и угнетённых жизнью, современных людей с неопределёнными настроениями, с болезненной тоской о чём-то, полных искания чего-то нового и в жизни и в самих себе. Роман не удался -- он вышел бледным и лишённым единства настроения и идей.
Теперь вышла маленькая серенькая книжка с заголовком "Фёдор Сологуб. Стихи. Книга первая".
В ней 64 коротеньких пиески, а из них ясно видно, почему не удался роман и кто таков автор.
У него есть бесспорное достоинство, он искренен и, не рисуясь, заявляет:
...Не рождена притворством
Больная песнь моей тоски:
Её жестокие тиски
Ни трудовым моим упорством,
Ни звонкой радостью весны
Не могут быть побеждены,
Её зародыши глубоки,
Её посеяли пороки,
И скорбь слезами облила...
Роман не мог удаться господину Сологубу, потому что он сам не выше духом и не бодрее тех расшатанных людей, которых желал изобразить.
Собираясь жить, он
...Ждал, что вспыхнет впереди
Заря и жизнь свой лик покажет
И нежно скажет:
"Иди!"
Но только вышел на битву жизни и уже кратко и ясно заявляет:
Без жизни отжил я и жду,
Что смерть свой бледный лик покажет,
И грозно скажет:
"Иду!"
Видите, как мрачно? И, поверьте, -- это искренно.
Господин Дионео, отзываясь о стихах Сологуба в "Одесском листке", совершенно верно замечает:
"Можно смеяться над растрёпанной формой этих стихов, навеянной декадентством, но нельзя отрицать, что они точно передают настроение, переживаемое многими". И всё усиливающееся настроение, прибавлю я.
Мы устали преследовать цели,
На работу затрачивать силы,
Мы созрели
Для могилы.
Отдадимся могиле без спора,
Как малютки своей колыбели;
Мы истлеем в ней скоро
И без цели
-- утверждает и советует молодой поэт, и под этими его стихами подпишутся почти все наши новые поэты во главе с господином Мережковским, стихотворение которого "Парки" и много других совершенно однородны по настроению с приведёнными стихами Сологуба.
Будь что будет -- всё равно!
-- восклицает господин Мережковский. --
Всё наскучило давно
Трём богиням, вечным пряхам,
Было прахом -- будет прахом...
Ты шуми, веретено!
Будь что будет -- всё равно!
Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда-то вверх, в небо и сознание своего бессилия, ясно ощущаемое отсутствие крыльев у поэтов, отсутствие святого духа в сердцах их -- вот основные ноты и темы нашей новой поэзии. Старики, как Я.Полонский, задумчиво смотрят на это скорбное шатание духа, на этот бессильный порыв и спрашивают сами себя о декаденте: