Городецкий Сергей Митрофанович
Три поэта
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Городецкий Сергей Митрофанович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1907
Обновлено: 27/09/2022. 16k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
Публицистика и критика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
"Три имени имеют исчерпывающее значение для поэзии вчерашнего дня:
Валерий Брюсов
,
Вячеслав Иванов
и
Бальмонт
..."
С. ГОРОДЕЦКИЙ
Три поэта
В. И. Иванов: pro et contra, антология. Т. 1
СПб.: РХГА, 2016.
Три имени имеют исчерпывающее значение для поэзии вчерашнего дня: Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов и Бальмонт. Федор Сологуб стоит как-то в стороне, почти вне времени. Никто не удивился бы, если бы он стал рассказывать личные воспоминания о Пушкине или Баратынском или читать стихи неродившихся еще поэтов.
Три кризиса должно было быть прожито в канун Возрождения. Три страстных субботы перед светлым воскресением. Потому что из двух факторов поэтического произведения -- поэта, творящего его, и общественности, творящей поэта, -- изменился второй: глухое статическое состояние сменилось ясным и вольным движением. Все три кризиса, различные в частностях, имеют нечто общее: выход из уединенности, обнародование себя, уход от алтарей на паперть, и дальше, туда, на площадь, в толпу и в гущу жизни.
Валерий Брюсов, поэт культурной России, России, поскольку она привила себе яды Запада, развела города и ошелушилась фабриками, сказавший про себя:
По улицам узким, и в шуме и ночью,
в театрах, в садах я бродил,
И в явственной думе грядущее видя, за жизнью,
за сущим следил *
1
,
* Urbi et orbi. Вступление.
поэт города, "следящий за сущим", поскольку оно открывается в городе, пережил свой кризис в аспекте города же и в том же аспекте вышел победителем.
После стихов кризиса, таких как "К согражданам":
Борьба не тихнет. В каждом доме
Стоит кровавая мечта,
И ждем мы в тягостной истоме
Столбцов газетного листа
2
,
где еще голос и жест жреца, вышедшего на народ, не уверен, вдруг опять раздалось медно-вкованное слово и засверкали мастером литые образы.
Городу
Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты -- чарователь неустанный,
Ты -- не слабеющий магнит!
Драконом хищным и бескрылым
Засев, -- ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода...*
3
* Альманах "Шиповник".
Такие стихи всем слышны. Здесь все накопленное в тиши подвалов богатство выносится на свет, кое-что блекнет и рассыпается, но с чем сравним блеск благородных металлов и настоящих камней на дневном солнце?
Вячеслав Иванов, поэт варварской России, чье сложное сознание, искушенное древним Римом и Западом, все-таки сохранило дикую кровь, чей язык -- мишень остроумцев -- напитанный славянизмами и обнажающий древнюю душу слов, дал работу русской литературе на десятилетия, поэт оды по-преимуществу, пережил свой кризис в какой-то глуши личной жизни, в солнечной вражде с неумолимым Эросом. Весь яд уединенности пережит в самой острой форме: уединенность чужой души уже невыносима и вызывает
Ропот
Твоя душа глухонемая
В дремучие поникла сны,
Где бродят, заросли ломая,
Желаний темных табуны.
Принес я светоч неистомный
В мой звездный дом тебя манить,
В глуши пустынной, в пуще дремной
Смолистый сев похоронить.
Свечу, кричу на бездорожьи;
А вкруг немеет, зов глуша,
Не по-людски и не по-Божьи
Уединенная душа
4
.
Кризис индивидуализма дает удивительное настроение
утренней печали,
когда жалко расставаться со вчерашней душой, а пора: солнце уж восходит!
И медлит благовест рассвета
Так погребально и светло
5
.
Но в той же книге кризиса "Эрос", откуда взяты приведенные стихи, уже звучит первая песня поэта, покинувшего башню: богатая душа хочет дарить,
До истощенья расточая,
До изможденья возлюбя
6
.
И недоразумение поэта, впервые отдающего себя народу, как нельзя лучше выражается в детских строчках последнего стихотворения книги "Эрос":
Люди встречные глядели на меня.
И не знал я: потерял иль раздарил?
Словно клад свой в мире светлом растворил, --
Растворил свою жемчужину любви...
На меня посмейтесь, дальние мои!
Нищ и светел, прохожу я и пою, --
Отдаю вам светлость щедрую мою
7
.
Бальмонт, пришедший "в этот мир", "чтоб видеть Солнце", чтоб "петь о Солнце"
8
, пережил кризис в наиболее острой форме. Если гражданские стихи В. Брюсова только не были сильны и воодушевленны, то у Бальмонта они, за исключением нескольких гениальных обмолвок (Цусима)
9
, были плохи. Поэту лирической песни было легче сорваться в пропасть, чем поэту элегии, в которой раздумье удерживает от крайностей чувства. Но после "товарищей" и "истуканов" Бальмонт сразу, угадывая будущее, взял самую широкую дорогу: запил от ключа народной поэзии. И опять поднялся тот вопрос, который со времен Гомера ребром стоит в истории литературы. Как относиться к народной поэзии? Нужно ли, допустив на себя самое широкое ее влияние, пересказывать ее сюжеты, только несколько видоизменяя форму, в интересах более легкого восприятия? Не есть ли это только популяризация и притом в худшем своем виде, когда в процессе переделки теряется многое? Не грешит ли Бальмонт перед лицом народа, пересказывая сказки (Елена-Краса) и былины (Садко)? Вот перо Жар-Птицы. У Бальмонта: "На дороге ярко рдеет, золотой горит огонь"
10
. А в сказке: "так чудно и светло, что ежели принесть его в темную комнату, то оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч"
11
. Где ярче? Не две ли только возможности у поэта: либо стать ученым и, как бисер, собирать и записывать сказки и былины, все варианты, подготовляя почву будущей
ученой
работе по сводке всего материала, либо просто слушать жизнь, забыв о всех литературах, и о народной также, и складывать свои песни, как складывается, и если ты поэт и народен, то и выйдет по народному? К счастью, уже имеются перлы такого отношения у Бальмонта, это стихи из цикла "Зеленый вертоград", приводимые ниже, но "Злые чары" нужно считать книгой кризиса
12
. Не то, что были бы плохи такие стихи, как "Избушка".
Уж листья осыпаются,
Уж осень на дворе,
Уж стаи птиц скликаются,
За лесом на заре;
такие как "Зоря-зоряница":
Красные губы,
Белые зубы;
такие как "Заклинательница гроз":
И, опоясан огнем,
В брызгах, в изломах червленого злата,
В рокотах струн,
Сея алмазы продольным дождем,
В радостях бури, в восторге возврата,
Мчится -- Перун, --
нет, но это еще не самые прекрасные дети Бальмонта от народной стихии. Вот "опоясан огнем" хорошо сказать про Перуна, а "сея алмазы", "в восторге возврата" уже нехорошо, потому что литературно. Или:
Пала молния
В безглагольность вод
13
.
Разве нет противоречия между простотой описания в первой строчке со сложностью отрицательного понятия "безглагольность"? Или:
Черные вороны, воры, играли над нами.
Каркали. День погасал
Темными снами
14
.
Неужели будет рифма: бокал? Так и есть. И приведенный ею "призрак".
Темными снами
Призрак наполнил мне бледный бокал
15
.
Все эти недостатки станут яснее, если только прочесть такие стихи Бальмонта:
Мы, как птицы, носимся,
Друг ко другу просимся,
Друг ко другу льнем.
Пляшем, разомлелые,
И рубахи белые,
Как метель кругом.
В вихре все ломается,
Вьется, обнимается,
Буйность без конца.
Посолонь кружение,
С солнцем наше мление,
Солнечны сердца
16
.
Здесь и пляс, и Бальмонт, и народ.
Таковы три кризиса. И три поэта -- те же и не те: Валерий Брюсов с глаголом пророка, громким, как колокол; Вячеслав Иванов, идущий в толпе с детски-растерянным видом, как на портрете Сомова; и Бальмонт в хлыстовской пляске. И всем в лицо солнце народное.
1907
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Перевал. 1907. No 8-9. С. 86-89. Печатается по этому изданию.
Городецкий Сергей Митрофанович
(1884-1967) -- поэт, прозаик, переводчик, драматург, литературный критик, мемуарист, вначале примкнувший к символизму и разделявший вместе с ВИ и Г. Чулковым идеи "мистического анархизма" (1900-е гг.), затем -- вместе с Н.С. Гумилевым был одним из основателей Цеха поэтов, автором одного из известных манифестов русского акмеизма "Новые течения в современной русской поэзии" (Аполлон. 1913. [Электронный ресурс] URL:
http://www.v-ivanov.it/
apollon/apollon_1913_01.pdf). В середине 1900-х гг. посещает "среды" ВИ, проводившиеся на знаменитой Башне -- квартире на Таврической улице, 25 в Санкт-Петербурге. Входил под именем Гермеса в петербургский кружок "гафизитов", объединивший на Башне при посредничестве ВИ писателей, философов, художников (М. Кузмина, С. Ауслендера, К. Сомова, Л. Бакста, Н. Бердяева и др.) (см.:
Богомолов Н.А.
Петербургские гафизиты // Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993). Городецкий в этот период находился под влиянием мистико-эротических утопий символизма и ВИ (см.:
Богомолов,
2009). ВИ посвятил ему сборник стихов "Эрос", вышедший отдельно (1907), а затем вошедший позднее в книгу стихов "Cor ardens" (M., 1911-1912). ВИ написал рецензию на его книгу "Ярь" (см.:
Иванов Вяч.
[Рец. на кн.: С. Городецкий. Ярь. СПб., 1907] // Критическое обозрение. 1907. 2. С. 47-49). В эти годы Городецкий сотрудничал в символистских изданиях "Весы" и "Золотое руно". В последующие годы вошел в редакцию журнала "Аполлон". Подробнее о нем см.:
Казак В.
Лексикон русской литературы XX века. М., 1996. С. 129 [Электронный ресурс] URL:
http://books.e-heritage.ru/
book/10082583
. Личность и творчество ВИ отразились с искажением фактов в его мемуарах (см.:
Городецкий СМ.
Жизнь неукротимая: Статьи; Очерки; Воспоминания. М.: Современник, 1984). Ср. также:
Городецкий С
/
М.
[Письма к Вяч. Иванову] // Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: В 5 т. М., 2003. Т. 1: 1895-1916. С. 210-211, 212, 220.
1
...По улицам узким <...> за сущим следил...
-- Первая строка стих-ния В.Я. Брюсова "По улицам узким, и в шуме и ночью...", открывающего сборник "Urbi et Orbi. Стихи 1900-1903" (М.: Скорпион, 1903).
2
...Борьба не тихнет <...> Столбцов газетного листа...
-- Цитата из стих-ния Брюсова "К согражданам" из сборника "Stephanos" (M.: Скорпион, 1906).
3
Царя властительно над долом <...> Струится газ, бежит вода...
-- Три первых строфы стих-ния Брюсова "Городу (дифирамб)" (1907) из сборника "Stephanos".
4
Твоя душа глухонемая <...> Уединенная душа.
-- Стих-ние "Ропот" из сборника "Эрос" (II, 370).
5
И медлит благовест рассвета / Так погребально и светло.
-- Заключительные строки из стих-ния "Лета" сборника "Эрос" (II, 374).
6
До истощенья расточая, /
До изможденъя возлюбя.
-- Цитата из стих-ния "Художник", сборник "Эрос" (II, 380).
7
..Люди встречные глядели на меня. <...> Отдаю вам светлость щедрую мою.
-- Строки заключительного стих-ния "Нищ и светел" из сборника "Эрос" (II, 382).
8
Бальмонт, пришедший "в этот мир", "чтоб видеть Солнце", чтоб "петь о Солнце"...
-- Цитаты из стих-ния К. Д. Бальмонта "Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце..." из первого раздела "Четверогласие стихий" сборника "Будем как Солнце. Книга символов" (М.: Скорпион, 1903. С. 1). Строка восходит к высказыванию Анаксагора, приведенному в качестве эпиграфа ко всему сборнику на титульной странице.
9
...у Бальмонта они, за исключением нескольких гениальных обмолвок (Цусима)...
-- См. стих-ние К. Д. Бальмонта "Наш царь" ("Наш царь -- Мукден, наш царь -- Цусима...") (1907).
10
..."На дороге ярко рдеет, золотой горит огонь".
-- Цитата из стих-ния К. Д. Бальмонта "Елена-краса" (1906).
11
А в сказке: "так чудно и светло <...> великое множество свеч".
-- Описание Жар-птицы в русских волшебных сказках (см.: Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1994. С. 439;
Пропп В.Я.
Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / Сост., научн. ред., коммент. И.В. Пешкова, Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. М.: Лабиринт, 1998. С. 58-59).
12
..."Злые чары" нужно считать книгой кризиса.
-- Речь идет о сборнике К. Д. Бальмонта "Злые чары: Книга заклятий" (М.: Золотое руно, 1906). Сборник был издан в Москве и состоял из 79 стих-ний. В 1907 г. Комитет по делам печати арестовал книгу, автора обвинили в богохульстве за стих-ния "Будь проклят Бог!" и "Пиру Сатаны". В 1911 г. появились трудности с цензурой в связи с подготовкой Полного собрания стихов (Т. 6. М.: Скорпион).
13
...Пала молния / В безглагольность вод.
-- Цитата из стих-ния К. Д. Бальмонта "Одолень-трава" (1906), строки из которого цитируются.
14
...Черные вороны, воры, играли над нами. <...> Темными снами.
-- Первые строки стих-ния К. Д. Бальмонта "Черные вороны" (1906).
15
Темными снами / Призрак наполнил мне бледный бокал.
-- Цитата из стих-ния К. Д. Бальмонта "Черные вороны" (1906).
16
...Мы, как птицы, носимся <...> Солнечны сердца.
-- Цитата из стих-ния К. Д. Бальмонта "Гусли" (1909).
Оставить комментарий
Городецкий Сергей Митрофанович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1907
Обновлено: 27/09/2022. 16k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.