Городчанинов Григорий Николаевич
Пояснение некоторых мест в гимне Державина "Бог"
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Городчанинов Григорий Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1842
Обновлено: 28/04/2023. 3k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
ПОЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ МЕСТ В ГИМНЕ ДЕРЖАВИНА "БОГ"
("Маяк", 1843. Т. 9)
Письмо, от 26-го, 1838-го года, которым удостоил меня Нестор нашей словесности, покойный А.С. Шишков, содержащее в себе превосходное рассуждение о стихе из гимна "Бог": "Я Царь, я раб, я червь, Я Бог", и напечатанное в V Книжке журнала "Маяк" за прошлый 1842 год, поощрило и ободрило меня снова рассмотреть сей единственный, неподражаемый гимн знаменитого нашего Лирика, и поискать, нет ли в нём и ещё каких-либо тёмных мест.
1-е). Во 2. стихе первой строфы: "Живый в движенье вещества. -- Вещество мертво: ибо оно не может иметь движения в самом себе; посему-то здесь поэт изображает Бога эпитетом: Живый, т.е. Дух животворящий, дающий движение веществу: ибо в Боге, яко в первом движителе всего, есть собственно жизнь естества. Все вещественные причины суть только в ЕГО деснице; от НЕГО приобретают они всю свою деятельность и силу. Если бы действия ЕГО во вселенной хотя на одно мгновение престали, всё поверглось бы в нестроение, смятение и во всеобщее разрушение. "Вся к Тебе чают дати пищу во благовремя; давшу Тебе, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости; отвращшу Тебе лице, возмятутся; отъимеши дух их, исчезнут и в персть свою возвратятся".
2). В предпоследнем стихе последней строфы:
Но, если словословить должно;
Нам, слабым смертным не возможно
Тебя ничем иным почтить,
К Тебе лишь духом возвышаться,
В безмерной разности теряться,
И благодарны слезы лить.
Смысл сего стиха: "В безмерной разности теряться", -- чрезвычайно темен. -- Теряться в разности чего? -- Не в разных ли мнениях древних языческих философов о существе Божием; но они искали истины с завязанными, князем тьмы, глазами, и от того разность в их мнениях; мы же озарены светом Евангелия; и от того в мнениях наших единство*. Кроме сего этот, столь тёмный, стих не имеет никакой связи со следующим за ним стихом:
И благодарны слезы лить.
За что же? -- Уж, конечно, не за то, что "теряемся в безмерной разности", но за бесчисленные благодеяния, беспрестанно на род человеческий изливаемые: "Яко всяко даяние благо и всяк дар совершен, есть сходяй от Тебе, Отца светов; и Тебе славу и благодарение возсылаем". (Молитва, читаемая по окончании литургии). -- Посему, если б, на основании сей молитвы, вместо стиха: "В безмерной разности теряться" сказать: "Твоим даяньем наслаждаться", тогда оказалась бы связь с последующим стихом: "И благодарны слезы лить".
Григорий Городчанинов**
(*-- Я всегда понимал, что поэт говорит здесь, просто, о безмерной разности между Богом и человеком, Издат.)
(** -- Городчанинов Григорий Николаевич (1771 или 1772-1853), профессор Казанского университета, писатель, поэт, председатель Казанского общества любителей отечественной словесности).
Оставить комментарий
Городчанинов Григорий Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1842
Обновлено: 28/04/2023. 3k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.