Мультатули (Multatuli) -- псевдоним, под которым известен выдающийся голландский писатель Эдуард Дауэс Деккер (Eduard Dowes Dekker, 1820--1887). 18 лет от роду он уехал в Нидерландскую Индию на службу по управлению малайскими колониями. Занимая в Амбоине и Лебаке пост ассистент-резидента (т.-е. представителя нидерландского правительства при местном царьке), он близко ознакомился с ужасной системой эксплуатации, которую Нидерланды применяли к своим индийским колониям. Владетельный князь, стоящий между правительством и населением, угнетает и грабит народ, а ассистент-резидент покрывает его политику. Таким соучастником в преступлениях узаконенной деспотии не мог быть Деккер; но вся его борьба с владетелем Лебака и жалобы в Батавии приводили только к выговорам. Выйдя в отставку и вернувшись на родину, Деккер всемерно старался обратить внимание правительства и общества на гнусную систему управления колониями. В 1860 г. появился его роман: "Max Havelaar, of le koffiveilingen der Nederlandsche Handelsmaatschapij". В этом произведении, написанном в тисках горькой нищеты, автор сказал голландцам об их кoлoнияx то, чего они не хотели знать. Впечатление было громадное; в парламенте "Havelaar" вызвал запрос; один из депутатов констатировал, что разоблачения романа "заставили вздрогнуть" всю страну. Справедливости для себя Деккер своим романом не достиг. Его разоблачения считались преувеличенными и не привели к изменению политики. Самое распространение книги стеснено было тем, что Деккер уступил право издания своему мнимому другу, романисту Якову фан-Леннепу; последний, напечатав тысячу триста экземпляров, тотчас же разошедшихся, не делал нового издания, которое могло быть напечатано лишь после его смерти, в 1870 г. Таким образом и материальных обстоятельств Деккера успех его книги не поправил. Литературная продуктивность, проявленная им в годы тяжелой нужды, была очень велика. Через год после романа явились "Minnebrieven" (1860), затем семь томов "Ideen" (1862--1877) -- обширного собрания разнообразных произведений, объединенных неизменной идейностью. "Моя единственная программа -- истина; я буду давать сообщения, рассказы, истории, притчи, замечания, воспоминания, романы, пророчества, парадоксы... Я надеюсь, что в каждом рассказе, каждом известии, будет заключена идея". Более всего известна из собрания "Ideen" драма "Vorstenschool" ("Школа государей", 1875; немецкий перев. в "Univ.-Bibliothek") -- излюбленная пьеса голландской сцены. М. не дано было создать вековечные образы живых людей; он лирик, мыслитель, искатель правды. Поборник рационального мировоззрения, он склонен сам к иррациональным путям обретения истины -- и это, в связи с глубокой гуманностью настроения, делает его поэтом. Известным среди широкой общеевропейской публики его сделала "открывшая" его немецкая литература. Другие его соч.: "Over vryen arbeid in Nederlandsch Indie" (1863), "La Sainte-Vierge", "Geschiedenis van Woutertje Pieterse" (1888, посмертн. и неоконч.), трагедия "De bruid daarboven" (1864), "Een en ander oven Pruisen en Nederland" (1865), "Duizend en eenige hoofdstukken over specialiteiten" (1871), "Millioenen-Studien" (1872). Популярное издание полного собрания М. вышло в 1892 г. Вдовою М. изданы его многочисленные и интересные письма. По-русски изданы "Повести, сказки и легенды" (1907, со вступит. статьей А. Чеботаревской) и "Письма любви" (М., 1908). -- Ср. Huet, "M." (1886); Polak, "M." (1887); A. Thym, "M." (1891); Б. Кэс, "Многострадальный" ("Русск. Мысль", 1903, II); "М." ("Образование", 1903, V).
А. Горнфельд.
Источник текста: Новый энциклопедический словарь, том 27: Молочница -- Наручи (1916), стлб. 483--484.