Церковное право -- как термин, обозначает, во-первых, существо и содержание правовой области общественности христиан, составляющих из себя, для достижения религиозных целей, церковь; во-вторых -- науку, исследующую, разъясняющую и систематизирующую правовые нормы указанной области общественности. Точное понимание существа предмета, выражаемого термином Ц. право, может быть установлено выяснением понятий о праве, религии и церкви и указанием отношений содержания между ними. Но право понимается весьма разнообразно философами, церковь -- теологами разных вероисповеданий, а религия -- и философами, и теологами. От различного понимания этих предметов и от сложности их содержания происходит весьма разнообразное определение существа Ц. права. Для выяснения правовой области религии и церкви, право вообще как предмет юриспруденции должно быть понимаемо с определенностью. Определенное понятие о нем получается анализом его содержания. Право, как явление в человеческой жизни, состоит из нескольких элементов. Исходною точкою мысли при составлении понятия о праве служит сознание человеком его потребностей. Природа человека есть сумма потребностей. В обнаружении и в удовлетворении их по присущим природе законам состоит жизнь и развитие каждой личности. Человек, как существо разумное и свободное, сознает себя субъектом права на обнаружение и удовлетворение своих потребностей. В этом сознании состоит субъективный элемент права. Субъектами права бывают физические и собирательные или юридические (общества, учреждения и т. п.) лица. Лицо, сознающее себя субъектом права, имеет надобность для удовлетворения своей потребности в реальном предмете или объекте, пользование которым может удовлетворить потребность. Объект, по своей природе, должен соответствовать природе самой потребности. Посему он имеет для субъекта цену блага, значение интереса и добра. Объектами права бывают материальные вещи (земля, жилище и пр.), духовные блага (здоровье, образование, религия) и действия других лиц (услуга, обучение и пр.). Объекты составляют материальный, или объективный, элемент права. Для того, чтобы субъект мог воспользоваться объектом права, необходимо соотношение между ними. Соотношение это выражается в приобретении, пользовании, владении и распоряжении субъекта объектом. Это -- элемент отношений. Лицо, стремясь к обладанию объектами, встречается с другими лицами, также нуждающимися в тех же объектах; люди живут не уединенно, а в соединениях, и необходимо соприкасаются и встречаются между собою в стремлениях к достижению целей человеческой жизни. Встреча эта может обнаруживаться в различных видах. Стремления одного лица могут или подвергнуться ограничениям со стороны стремлений других лиц, или найти поддержку в их содействии, общении и взаимодействии. В том и другом случае так или иначе происходят соотношения всех лиц, из совокупности которых составляется общественная среда. Общественная среда, в составе которой сталкиваются интересы и соотношения живущих в ней, не остается и сама безучастною к явлениям, в ней происходящим, и между членами, ее составляющими: она проявляет свою волю в отношении и к отдельным членам, и ко всей их совокупности. Для выражения своей воли, общественная среда в своей целости слагается в организацию, при которой она получает определенные способы и определенных выразителей для своего правосознания. Через посредство таких органов общественною средою: а) регулируются стремления и отношения сочленов к достижению благ, б) распределяются объекты прав и в) определяются условия и способы приобретения, обладания и потери прав. Вообще устанавливается порядок общественности в среде, признаваемый обязательным в ней и отдельными лицами, и всею их совокупностью. Раз установленный общественною средою порядок охраняется, защищается и совершенствуется. Признание установленною средою порядка обязательным для нее есть общественный элемент права. Общественный порядок должен быть облечен в определенные формы и регулирован в определенных нормах права. Нормами права служат закон, обычай, правило. Нормы права составляют формальный элемент права. Содержанием этого элемента служит идеальный элемент -- правда и справедливость, сознаваемая и развиваемая в обществе на основании законов, дарованных роду человеческому Вечною Правдою. Ввиду совокупности всех указанных элементов, из которых состоит содержание права, открывается возможность составить определение права в субъективном и объективном смысле. В субъективном смысле правом называется нравственная или естественная потребность, возможность, способность и власть лица (субъекта), физического или собирательного, на совершение в общественной среде того или другого действия для достижения тех или других благ (объектов), основанная на законе или на справедливости и признаваемая за ним государством и обществом. В смысле объективном, право есть нормальный и справедливый порядок в общественной жизни людей, который, для успешного достижения ими интересов и целей человеческой культуры, устанавливается в определенных формах (посредством законов, обычаев, правил) представителями и выразителями народной правды и справедливости и усовершается ими соответственно постепенно развивающемуся рассудочно правильному пониманию природы людей (субъектов), предметов (объектов), служащих к удовлетворению человеческих потребностей, взаимных отношений членов общественной среды и законов общечеловеческой правды и благосостояния. Наука, исследующая право в том и другом значении, есть юриспруденция, или правоведение. С областью права соприкасается и религия. С каких сторон, в каких отношениях и в какой степени происходит это соприкосновение -- объясняется существом религии и значением ее для людей. В человеке есть врожденная, ничем не истребимая и ничем не заменимая способность верить в существование истины, добра, правды и в достижимость счастья (блаженства). Из этой способности развивается потребность человека стремиться к несомненной и безусловной истине, правде, добру и блаженству и, на основании представлений о них, устанавливать свои отношения ко всему сущему. Потребность эта служит источником и психологическою основою того явления, которое называется религией, или верою. В субъективном, или психологическом, смысле религия есть форма и содержание личных отношений человека к Верховному существу, как источнику истины, добра и блаженства -- отношений, выражающихся в действиях богопочтения (в культе) и в нравственной жизни под влиянием представлений о Боге. Человек, чувствующий и сознающий в себе религиозную потребность и стремящийся удовлетворить ее, непререкаемо верит в действительность объекта своей религии. Субъективная потребность человека в религии не может быть удовлетворена без веры его в откровение миру самого Бога. Поэтому в истории рода человеческого всегда были и существуют положительные религии, или вероисповедания, или религии в объективном смысле. Религия, в объективном смысле, есть совокупность признаваемых за богооткровение положений о Боге, о назначении человека, об отношениях его к Богу и о нравственной жизни. Положительных религий, или вероисповеданий, существовало и существует в мире много. В древнем мире каждая религия была исключительно народным учреждением и являлась выражением народного сознания: каждый народ имел свою местную, национальную религию, как и ныне имеют ее народы, сохранившие древнейшую свою культуру. Название свое религии получали или от народа, который исповедывал ее, или от основателя ее, или от реформатора. Совершеннейшее откровение, решающее все необходимые вопросы о назначении и судьбах человека и вполне соответствующее верному пониманию законов духовной его природы, дано миру в христианской вере. Христианство -- откровение для всех людей без различия их национальности, места и времени, вечное достояние рода человеческого: в его вероучении и нравственных законах столько истины и жизненных начал, что всему роду человеческому не изжить их вовек. -- Будучи откровением, христианская вера производит на людей действенное влияние, если они усваивают ее искренне или, что то же, обращают ее в субъективную религию, то есть входят в общение с Богом по силе своей веры в Спасителя. В России, кроме православной веры, к которой принадлежит огромное большинство населения империи, существуют вероисповедания христианские, как то: армяно-григорианское, римско-католическое, лютеранское, реформатское, протестантские разнообразные секты, старообрядческие толки поповщинские и беспоповщинские, под различными названиями, и нехристианские -- еврейские (талмудисты и караимы), магометанские (сунниты и шииты) и языческие (ламаиты и др.).
Содержание и значение для людей субъективной религии и всякого положительного вероисповедания заключает в себе все элементы права, хотя далеко не объемлется областью права. Сознание каждым лицом необходимости удовлетворять своим религиозным потребностям есть субъективный элемент права. Субъективная религия, рассматриваемая как психологическое явление, не есть только чувство или только умственное созерцание; это -- душевное настроение человека, обнаруживающееся в его мировоззрении, во внешних действиях богопочтения и в личной нравственной жизни в отношениях к другим людям. С этим настроением религиозный человек живет и действует в общественной среде как субъект права. Религиозный человек живет не уединенно: он ищет общения с другими лицами, одинаково с ним настроенными. Люди, одинаково религиозно настроенные, составляют из себя соединения для выражения и удовлетворения своих религиозных потребностей -- собрания, союзы, общества. Всякое вероисповедание, признаваемое за откровенное учение, есть достояние многих, большею частью весьма многих людей, иногда сотен тысяч и миллионов. Религия объективная есть уже учреждение для лиц, ее исповедующих -- высочайшее благо, объект почитания и стремлений, источник и основа общих нравственных принципов и правил религиозного общения и общественности ее исповедников. Она непременно выражается в культе (в богослужении), в котором принимают участие все ее исповедники; объединяет их своим учением, формами и обрядами богопочитания, правилами и предписаниями жизни. Исповедники ее образуют своеобразный, для достижения религиозных целей, союз -- вероисповедное общество. В России число вероисповедных обществ равняется числу существующих в пределах ее огромной территории вероисповеданий. Всякое вероисповедное общество, соответственно своим религиозным целям, создает и развивает свой строй, обнаруживает деятельность через посредство своих органов, имеет свои учреждения, устанавливает, сохраняет, поддерживает и развивает свой порядок теми или другими определенными средствами, стоит в тех или других отношениях к другим религиозным обществам и занимает известное положение в народе и государстве. Сопоставляя все эти составные части состояния вероисповедных обществ с вышеуказанными элементами права, мы не можем отрицать, что каждое религиозное общество относится по внешнему своему обнаружению к области права -- права вероисповедного. Каждое из них носит свое название, указывающее на ту веру, для исповедания которой оно создалось и существует. И Божественный Основатель христианской веры создал Церковь как учреждение и как общество людей, соединенных между собою верою в него, нравственным законом любви, строго религиозными установлениями, каковы таинства, и иерархическим устройством (см. Церковь). Христос основал единую церковь, которая должна быть, по своей идее и по вероучению, вселенскою, мировою. Но от единства церкви весьма рано стали отделяться, из-за различных споров, христианские вероисповедные общества. Из них многие (еретические) с течением времени исчезли; другие образовались в национальные церкви (армяно-григорианская, несторианская, абиссинская и др.). Несмотря на такие отделения, православная вселенская, или католическая, церковь в течение первых девяти веков сознавала и сохраняла свое единство. В IX -- XI вв. произошло отделение от нее западной (латинской, римско-католической) церкви. С XVI в. образовались в странах Западной Европы, вследствие отделения от римско-католической церкви, многие протестантские вероисповедные церкви и общества. В восточной католической церкви в течение веков основались, развились, организовались и существуют по настоящее время автокефальные поместные и национальные церкви как "великие части единой вселенской церкви". В недрах церквей православных и инославных также нередко проявлялись и существуют разные сектантские или раскольнические общества с религиозными стремлениями. -- Всякая церковь, православная и инославная, и всякое вероисповедное общество, христианское или нехристианское, в своем строе, отправлениях и отношениях, в своем положении в государстве и в среде народа, заключает в себе все элементы права, независимо от своих религиозных целей и назначений, и потому входит в область права. Область права вероисповеданий и вероисповедных обществ в государстве, в котором преобладающее население принадлежит к христианской вере, должна по самому существу своему называться Ц. правом, так как и сосуществование нехристианских вероисповедных обществ в государствах христианского мира обусловливается, главным образом, принципом веротерпимости, проповедуемым православною вселенскою церковью. Итак, Ц. право, заключая в себе все элементы права в области религии, можно определять, по его существу в субъективном и в объективном значении, как и право вообще. Ц. право в субъективном смысле есть согласная с природою и назначением христианской религии, основанная на законе и справедливости и признаваемая в государстве возможность, способность и власть церкви иметь самостоятельное устройство и управление и достигать своих своеобразных религиозных целей посредством определенных действий и отправлений, соответственных религиозным потребностям ее членов. Ц. право в объективном смысле есть область общественности в государствах и среди народов, организованная по началам учения вселенской церкви для достижения населением религиозно-нравственных христианских целей, состоящая в совокупности правовых норм и признаваемая законным и согласным с правдою и справедливостью порядком человеческой жизни. Если, таким образом, несомненно существует область правового порядка, называемого Ц. правом, то существует и наука, исследующая эту область права. -- Ц. право, в смысле отрасли правоведения, есть наука, изображающая в систематическом изложении правовых норм церковь, как учрежденное И. Христом, для достижения родом человеческим христианских религиозно-нравственных целей, общество людей, верующих в Христа, организованное канонически и юридически, в его устройстве, управлении, отправлениях и отношениях в государстве и среди инославных и иноверных народов и религиозных обществ. Наука, изображающая область Ц. права, называлась в истории и называется иногда теперь церковным законоведением и каноническим правом; но эти названия уступают названию Ц. права по степени верности и соответствия существу предмета. В России эта наука имеет особенное значение и содержание. Русская православная церковь, по количеству многомиллионного состава ее членов, по сосредоточенности их в стране и по международному значению Российской империи, пользуется высоким авторитетом среди православных поместных церквей и народов и среди многих инославных вероисповедных церквей и обществ (абиссинской, армянской, несторианской, сирийской и др.). В пределах Империи существует столько разнородных вероисповедных обществ, сколько нет ныне нигде на свете; некоторые из них имеют не только религиозное, но и политическое и национальное значение и, притом, отличаются юридическими особенностями тех или других учреждений. Обширною областью права вероисповедных обществ не занимается ни одна отрасль правоведения, кроме Ц. права. Посему наука Ц. права в России должна вводить в состав своих исследований право всех вероисповедных обществ, находящихся в пределах Империи, и всех церквей и обществ заграничных, с которыми русская вероисповедные общества входят в те или другие соотношения. Столь широким объемом русская наука Ц. права отличается от той же науки в других странах и должна, соответственно своему содержанию, называться правом вероисповедных обществ. -- Задача науки Ц. права, с достаточною полнотою показанная в ее определении, состоит: а) в систематическом, на основании положительных источников, изложении норм устройства, отправлений, управления и отношений церкви, как общества и учреждении; б) в уяснении соответствия этих норм целям и назначению церкви и религии, с одной стороны, существующим воззрениям времени на принципы правды и справедливости -- с другой, и в) в изображении правовых норм в историческом их происхождении и развитии, в действующем праве и во внутренней органической взаимной связи. В истории неодинаково понималась задача науки Ц. права. Первоначальная ее истории совпадает с составлением хронологических и систематических сборников законодательства о церкви, церковного и государственного. Многие сборники разных отдаленных веков сохраняют значение в науке и до настоящего времени. Составление их продолжается и теперь. С VIII в. появляются толкования или глоссы на правила церкви; в восточной церкви они в XII в. достигают наибольшего процветания. На Западе Европы с XII в. открылось преподавание "канонического права" в университетах, наряду с преподаванием римского права; параллельное изучение того и другого права (utriusque juris) вошло в состав обязательного юридического образования. Под влиянием университетского преподавания широко развилось в течение средних веков папистическое направление канонического права в Западной Европе, доселе имеющее в научной литературе представителей. С реформацией XVI в. и с возрождением наук началась разработка Ц. права правоведами школы естественного права, то по принципам рационализма, то в видах практического разрешения вопросов, касающихся устройства и управления протестантских общин и территориальных церквей лютеранского и реформатского исповеданий. Крайности рационалистического направления в изложении предметов Ц. права дали толчок, в конце XVIII в., историческому изложению науки. Историческое направление содействовало в течение первой половины XIX в. выяснению в литературе влияния вероисповедных начал на правовые нормы церквей римско-католической, лютеранской и реформатской в разных государствах Западной Европы. Со второй половины XIX в. внесение в научную разработку Ц. права приемов юридической методологии, с устранением из этой области права теологического содержания, сопровождалось постановкою ее на строго юридические начала и сочетанием историко-вероисповедного направления со сравнительно-догматическим изложением. Такими чертами отличается современная литература Ц. права в Германии. Литература эта весьма богата монографиями, журнальными статьями, учебниками и системами. Наиболее известные ученые в области Ц. права: Eichhorn ("Grundsätze d. Kirchenrechts in Deutschland", 1831 -- 32), Richter ("Lehrbuch des kath. und evangelischeu Kirchenrechts", 8 изд., Лпц., 1886), О. Meier, Zorn, Friedberg ("Lehrbuch des kath. und evang. Kirchenrechts", 4 изд., Лпц., 1895), Thudichum, Hinschius ("Das Kirchenrecht der Kathol. u. Protest.", Б., 1869 сл., т. I -- IV), Kahl ("Lehrsystem d. Kirchenrechts und d. Kirchenpolitik", Фрейбург, 1894) и мн. др. -- протестантского вероисповедания; Walter ("Lehrbuch d. KRechts aller christl. Confessionen", 14 изд., 1871), Schulte ("Lehrbuch d. kath. u. evang. KRechts", 1886; "Das kath. KRecht", 1860), Permaneder, Phillips, Vering ("Lehrbuch d. kath,, orient, u. protest. KRechts", Фрейб.) и мн. др. -- католического исповедания. В последние тридцать лет итальянская литература П. права заметно оживилась. Видными произведениями новейшей франц. литературы признаются: André, "Cours alphabétique du droit canon." (П., 1862): "Cours alphab, de la législation civile ecclésiastique" (Лион, 1868; П., 1879); Dupin, "Manuel du droit public franèais" (П., 1860); Lehr, "Dictionnaire d'administration ecclésiastique" (П., 1869); Gaudry, "Législation des cultes" (П., 1854); Dubief et Gotofrey, "Code ecclésiastique" (1888); "Traité de l'administration des cultes" (П., 1888 -- 92) и др. -- В России преподавание Ц. права началось в первой половине XVIII в. в Киевской академии и в конце того же века -- в Московской славяно-греко-латинской; введено обязательно в состав учебных предметов в духовных академиях с 1798 г., в семинариях -- после 1810 г., в университетах -- по уставу 1835 г. Университетским уставом 1863 г. учреждена в составе наук юридического факультета самостоятельная кафедра Ц. права. Введение Ц. права в состав университетских наук несомненно было благоприятным условием для оживления систематического его изучения и литературной его разработки. Появились труды: прот. Скворцова, "Записки по церковному законоведению" (Киев, 1848, 4-е изд. 1871); арх. Иоанна, "Опыт курса Ц. законоведения" (СПб., 1852); Шагуна, "Краткое изложение канонического права" (СПб., 1872), Соколова, "Из лекций по церк. праву" (М., 1874); Альбова, "Краткий курс лекций по Ц. праву" (СПб., 1882); Ружичич, "Номоканон Српске церкве" (Белгр., 1882); Бердникова, "Краткий курс Ц. права" (Каз., 1889); Лашкарева, "Право церковное в его основах, видах и источниках" (К., 1889); Милаш, "Православное Ц. право" (СПб., 1897); Остроумова, "Введение в православное Ц. право" (Харьков, 1893); Суворова, "Курс Ц. права" (т. I и II, Яросл., 1889 -- 90); "Учебник Ц. права" (изд. 2-е, М., 1902); А. Павлова, "Курс Ц. права" (М., 1902). В последние 30 лет явилось в печати значительное число ученых монографий и журнальных статей по Ц. праву, обнаруживающих подъем церковного правосознания в России. -- Обозрение истории науки Ц. права убеждает, что при разработке ее употреблялись и употребляются методы практический, исторический, философский, сравнительно-догматический и догматико-юридический. Исследователи ее неодинаково понимали и понимают ее характер и отношение ее к другим наукам. Некоторые писатели считали и считают ее "внешнею догматикою", относя ее исключительно к разряду богословских наук; но в новейшее время большая часть ученых признают ее самостоятельною отраслью правоведения, относя ее к разряду наук публичного права и поставляя ее в связь с богословскими науками для объяснения влияния религиозных начал на юридическую конструкцию правовых норм и установлений вероисповедных обществ. Систематическое построение науки Ц. права, при значительном разнообразии у разных составителей учебников, руководств и обширных изложений ее, основывается большею частью на расчленении и выяснении составных частей церковных и религиозных обществ и их учреждений. Главными составными частями церкви, соответственно самой природе ее, являются: устройство церкви, правительственная ее власть, предметы Ц. управления, отношения церкви к государству и к религиозным обществам; изложению этих частей обыкновенно предпосылается обзор источников Ц. права.
Литература о существе и науке Ц. права. Puchta, "Einleitung in das Recht der Kirche" (Лпц., 1842): E. Meier, "Die Rechtsbildung im Staat und Kirche" (Б., 1861); Gerlach, "Logisch-juristische Abhandlung über die Definition des KRechts" (Падерб., 1862); Gross, "Zur Begriffsbestimmung und Würdigung d. KRechts" (Грац, 1872); O. Meier, "1st das Recht einer freien Vereinskirche Recht im juristischen Sinne?" ("Zeitschrift f. KR", т. XI); Scheurl, "Die Selbstständigkeit d. KRechts" (l. с., т. XII); Bierling, "Das Wesen des positiven Rechts und das KRecht" (l. с., т. XIII); Schulte, "Das kath. KRecht" (I т., Гиссен, 1860, Einleitung, §§ 1 -- 8); "Geschichte der Quellen und der Litteratur des canon. Rechts" (Штутг., 1875, т. I, стр. 32); Richter, "Lehrbuch des KRechts" (8 изд., § 3). R. Sohm, "KRecht" (Лпц., 1892, Vorrede, Einleitung); Kahl, "Lehrsystem des KRechts und der Kirchenpolitik" (I т., Фрейб. на Бр., 1894); "Begriffsbestimmung des KRechts" (§§ 3 -- 8); Vendix, "Kirche und KRecht" (1895); Friedberg, "Das kanon. und KRecht" (Лпц., 1896); Köhler, "Ueber die Möglichkeit des KRechts" ("Deutsche Zeitschrift f. KRecht", т. VI, 1896); Суворов, в "Учебнике Ц. права" (§§ 1 -- 7); Заозерский, "Право православной церкви, как предмет специальной юридической науки" (М., 1888); Павлов, "Введение в курс Ц. права" (§§ 1 -- 10).
М. Горчаков.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1890--1907