Гончаров Иван Александрович
Общие заключения об изданиях "Нувеллист", "Собрание иностранных романов", "Картинные галереи Европы", "Северное сияние", "Звездочка", "Забавы и рассказы", "Русский архив", "Историческая картинная галерея", "День", "Современник" за второе полугодие 1863 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   И. А. Гончаров. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах
   Том десятый. Материалы цензорской деятельности
   СПб, "НАУКА" 2013
   

Общие заключения об изданиях "Нувеллист", "Собрание иностранных романов", "Картинные галереи Европы", "Северное сияние", "Звездочка", "Забавы и рассказы", "Русский архив", "Историческая картинная галерея", "День", "Современник" за второе полугодие 1863 г.

18 января 1864 г.

   Общие заключения о нижепоименованных журналах и газетах за вторую половину прошлого года.
   4. "Нувеллист".б
   Текст в этом журнале стоит на втором плане, главное составляют ноты, в большом количестве прилагаемые к каждому номеру. В тексте помещаются случаи, анекдоты из жизни артистов, их биографии и т. п. и, сверх того, разные известия, слухи о театрах, музыкальные новости и проч. С цензурной точки зрения здесь наблюдать нечего.
   5. "Собрание иностранных романов".
   В издании этих романов нет никакой системы: они переводятся по мере того, как появляются за границею, и потому ни о каком направлении не может быть и речи; даже и в литературном отношении издатель не руководствуется строгим выбором, помещая рядом с уродливыми произведениями Поля Феваля романы лучших английских писателей. Нарушения цензурных правил я не заметил.
   6. "Картинные галереи Европы".
   Здесь помещаются гравюры с картин знаменитых галерей, с объяснением в тексте содержания картин, критического анализа, цены, с описанием жизни самих художников и т. п. В отношении живописи этот журнал -- то же самое, что "Нувеллист" относительно музыки, -- и оба не представляют ничего противного правилам цензуры.
   7. "Северное сияние" (на русском языке).
   Здесь опять текст посвящен большею частию искусствам: описанию картин, статуй, памятников, храмов; иногда являются статьи исторического содержания, также критические разборы отечественных писателей, с приложением иллюстраций из их произведений. Общего направления никакого нет и по разнообразию содержания быть не может. Это художественный альбом, вполне оправдывающий свое название и назначение. Попыток к нарушению цензурных правил не замечено.
   8. "Звездочка".
   9. "Рассказы и забавы".
   Оба издания: "Звездочка" и "Рассказы и забавы" -- посвящены детям, и оба в цензурном отношении невинны, как дети.
   <15>. "Русский архив", издаваемый при Чертковской библиотеке в Москве.
   В изданных доселе нескольких книгах напечатано несколько более или менее интересных дел, заметок, извлечений из переписки известных лиц и т<ому> подобный) материал для истории. Издание весьма любопытное, в историческом отношении полезное и доселе не обнаружившее ничего противного ценсуре.
   12. "Историческая картинная галерея".
   В течение шести месяцев доставлялась раза два: содержание ее соответствует вполне названию и в ценсурном отношении не представляет никаких сомнений.
   <14>. "День".
   Ни одно издание не представляет столько хлопот для ценсурного наблюдения, как газета "День", несмотря на то что она вся проникнута горячим патриотизмом, который энергически поддерживает в читателях. Я излишним считаю определять направление этой газеты, давно известное правительству; замечу только, что беспрестанные, большей частью мелкие, нарушения ценсурных правил происходят в ней частию от пылкого, иногда мечтательного стремления к ее любимым идеалам славянской национальности, частию от какой-то юношеской опрометчивости, с которою она неприязненно и иногда неосторожно относится ко всему, что, по ее мнению, есть неправда, злоупотребление, беспорядок или что не разделяет крайнего ее пристрастия к славянству вообще и к русской старине в особенности. Так, например, она когда-то неосторожно задела князя Кочубея, без оглядки напечатав обвинение против него в неисполнении обязательств относительно вызванных в его имение болгар, вследствие чего едва не подверглась судебному преследованию; недавно упрекнула всё русское общество в недостатке честности, киевскую администрацию в слабости и неправильности распоряжений относительно подавления польского восстания в том краю. Упреки ее относительно последнего пункта, то есть польского восстания, советы, предостережения и т. п. градом сыплются на головы администраторов, ведомств и требуют беспрерывного ценсурного наблюдения, чтобы сдержать пылкое усердие редакции, ее сотрудников и корреспондентов в границах умеренности.
   Вообще польское восстание послужило главною темою деятельности газеты за прошлый год, и изгнание полонизма из Западно-Южного края России до того поглотило заботы редакции, что даже любимое и заветное влечение ее напоминать о политических и гражданских формах старой Руси мало проникало в печать.
   Вообще можно сказать, что газета "День" представляет, неосторожностью и опрометчивостью, много беспокойства ценсуре, но ничего вредного в направлении не имеет.
   <1>. "Современник".
   Журнал этот за последние шесть месяцев, {За исключением, впрочем, декабрьской книжки, которая вышла и поступила ко мне на рассмотрение дней пять тому назад и о которой я еще ничего не могу сказать в этом рапорте.} то есть с того времени, как он поступил под контроль Совета по делам книгопечатания, не представляет почти никаких резких отступлений от ценсурных правил, и мне не приходилось вносить о нем замечаний в Совет. На некоторые мелкие случаи, обмолвки и т. п., которые прорывались в печать, я частным образом обращал внимание г-на председателя Цензурного комитета: вот всё, что оставалось мне делать. Но одно обстоятельство сильно бросалось в глаза: очевидно, что ценсуре стоит больших усилий удерживать журнал в надлежащих границах. Во всех почти статьях и по всем отделам пробивается нетерпеливое желание высказать больше того, что высказано. При бдительности нынешнего Цензурного комитета желание это разрешается только неясными намеками, умалчиваниями, заметными пропусками и т. п., что иногда придает странный и загадочный смысл фразам, мыслям и даже целым статьям; особенно замечательна, например, в этом отношении статья "Наша общественная жизнь" в ноябрьской книжке.
   Поэтому, при всем желании сказать что-нибудь определительное о направлении "Современника" за последние полгода, я, по неопределенности и бесцветности его книжек, сказать почти ничего не могу. Намерений судить нельзя, а что кроется под намерениями, то по неясным намекам угадать трудно.
   Определительнее других -- отдел беллетристики: в нем большею частию преследовались, конечно с натяжками, преувеличениями, иногда мелочными, административные, общественные и другие беспорядки, часто мнимые или ложно понимаемые, обличалось семинарское воспитание и проч. Но вместе с тем помещались художественные, талантливые эскизы и рассказы, больше из быта простонародья (например, Слепцова и др(у-гих)), писанные с натуры, без всякой предвзятой мысли; между прочим, в трех книжках был напечатан очень хороший роман под заглавием "Три поколения", где автор с полным беспристрастием одинаково отнесся к добру и злу в человеческой натуре. Редко, как например в повести "Смелый шаг", обнаружилась попытка эмансипировать женщину от ее супружеских обязанностей.
   В статьях серьезного содержания, глухо, урывками, почти неуловимо, проглядывает местами увлечение новыми теориями западных софистов, особенно стремление подвести под экономические начала все основы жизни, не исключая и нравственных; такими началами, например, объясняются отношения мужского пола к женскому в статье "Затруднения женского дела" (в декабрьской книжке).
   Вообще говоря, журнал настаивает на своей задаче быть впереди других и хочет удержать за собою свою выгодную позицию, но, как сказано, встречает заметное для читателя противодействие ценсуры, и от "Современника" прежней, еще недавней поры, можно сказать, остался один призрак.
   Трудно предсказать, чем кончатся эти натянутые отношения: "Современнику" трудно оставить свой прежний тон и перейти в противоположный, а ценсура, конечно, не ослабит своего надзора над ним. Он должен будет, кажется, утратить свое прежнее значение, если не вступит на какой-нибудь новый, более цензурный, путь.
   Он утратил бы это значение еще скорее, если б мог высказывать вполне крайность своего обличительного и отрицательного направления, чего, конечно, при существующих у нас ценсурных установлениях допустить невозможно: так, например, появление такого романа, как "Что делать?" Чернышевского, нанесло сильный удар, даже в глазах его почитателей, не только самому автору, но и "Современнику", где он был одно время главным распорядителем, обнаружив нелепость его тенденций и шаткость начал, на которых он строил и свои ученые теории, и призрачное здание какого-то нового порядка в условиях и способах общественной жизни. Общественное мнение и литература с тех пор недоверчиво и с пренебрежением относятся к авторитету этого писателя; то же самое, конечно, ожидает и других деятелей, если они не откажутся от крайностей обличительного и отрицательного направлений. И теперь уже заметно, что молодое поколение отрезвляется, и если читает "Современник", то далеко не с прежним увлечением, а больше по привычке и по преданию о нем как о передовом либеральном журнале.

Член Совета по делам книгопечатания
И. Гончаров.

   18 января 1864 г<ода>.в
   
   а В автографе ошибочно: 1863
   б Это и все последующие названия периодических изданий, за исключением "Русского архива", вписаны рукой С. П. Загибенина, секретаря Петербургского цензурного комитета. О нумерации изданий см.: наст. изд., с. 524.
   в В автографе ошибочно: 1863
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Автограф: РГИА, ф. 774, оп. 1, No 12, л. 21-25.
   Впервые опубликовано: Евгеньев-Максимов 1926. С. 190--192 (частично: разделы о газете "День" и журнале "Современник"), с неточностями.
   В собрание сочинений включается впервые.
   Печатается по автографу.
   Документ относится к итоговой отчетности о периодических изданиях, порученных наблюдению Гончарова.
   В служебном списке этих изданий под No 1 значился "Современник", а под No 14 -- газета "День", но заключения о них даны в завершающей части документа; на своих местах, таким образом, данные номера отсутствуют. Издания "Русское слово" (No 2) и "Энциклопедический словарь" (No 13) были на этот раз переданы О. А. Пржец-лавскому и не рассматривались Гончаровым. "Русский архив" (No 15) вписан Гончаровым без номера; "Подснежник" (No 3), "Ясная Поляна" (No 10), "Радуга" (No 11) перестали выходить и в списке отсутствуют.
   "Нувеллист. Музыкальный журнал для фортепиано" выходил ежемесячно в 1842--1894 гг. В 1842--1881 гг. издателем его был пианист, педагог и композитор Матвей Иванович Бернард (1794--1881), с 1885 г. -- Петр Иванович Юргенсон (1836--1903). "Собрание иностранных романов, повестей и рассказов в переводе на русский язык", издание прозаика и переводчицы Елизаветы Николаевны Ахматовой (1820--1904), выходило в 1856--1883 гг. Издание "Северное сияние. Русский художественный альбом" выходило ежемесячно в 1862--1865 гг. (издатели -- книготорговец и переводчик Василий (Вильгельм Эдуард) Егорович Генкель (1825--1910), с No 8 1864 г. -- поэт, переводчик Владимир Иванович Головин (1835--1892)). Издание "Звездочка. Журнал для детей, посвященный благородным воспитанницам Институтов Ее Императорского Величества" выходило в 1850--1863 гг. (издатель-редактор -- детская писательница и переводчица Александра Осиповна (Иосифовна) Ишимова (1804 или 1803--1881)). Издание "Забавы и рассказы. Журнал для детей первого возраста (от 6--10 лет)" выходил ежемесячно в 1863--1867 гг. (издатель -- книгопродавец Маврикий Осипович Вольф (1825--1883), редактор -- Августа Андреевна Цейдлер (1830--1891)). Ежемесячный журнал "Русский архив. Историко-литературный сборник, издаваемый при Чертковской библиотеке" выходил в Москве в 1863--1917 гг. В 1863--1911 гг. издателем-редактором его был историк, археограф, библиограф Петр Иванович Бартенев (1829--1912), затем его наследники. "Картинные галереи Европы: Собрание замечательных произведений живописи различных школ Европы" -- художественно-литературное издание, выходившее ежемесячно в 1862--1864 и 1877--1878 гг. (издатель -- М. О. Вольф). Об издании "Историческая картинная галерея" сведения не найдены.
   С. 77. ...рядом с уродливыми произведениями Поля Феваля... -- Бульварные романы французского писателя Поля Анри Корентена Феваля (Fèval; 1816--1887) "Лондонские тайны" (1843), "Сын дьявола" (1846) и другие переводились на русский язык и были популярны в широком кругу читателей.
   С. 79. ...она когда-то неосторожно задела КНЯЗЯ Кочубея ~ относительно вызванных в его имение болгар... -- В газете "День" (1862. No 19. С. 13--14) в рубрике "Областной отдел" появилась публикация анонимного корреспондента из Харькова, рассказывавшая о крайне бедственном положении чешских (а не болгарских) переселенцев, приехавших по договору в имение Диканька князя Льва Викторовича Кочубея (1810--1890), предводителя полтавского дворянства (1853-- 1859). В послесловии к публикации И. С. Аксаков писал, что такое отношение к работникам и само управление хозяйством -- исключение в России, и призывал Кочубея ответить перед обществом за происходящее в его имении. В No 23 газета напечатала письмо Кочубея, в котором говорилось, что сообщаемые корреспондентом сведения недостоверны, объяснялось положение дел и приводились документы. Однако в заметке "От редакции" Аксаков высказал неудовлетворенность ответом князя.
   С. 79. ...недавно упрекнула всё русское общество в недостатке честности, киевскую администрацию в слабости и неправильности распоряжений относительно подавления польского восстания в том краю. -- См. документ 62 и примеч. к нему (наст. том, с. 70--72, 520), а также примеч. к документу 63 (наст. том, с. 520).
   С. 79. ...г-на председателя Цензурного комитета... -- С 31 мая 1863 г. по 30 августа 1865 г. временно исполняющим обязанности председателя Петербургского цензурного комитета был M. Н. Туру-нов.
   С. 80. ...статья "Наша общественная жизнь" в ноябрьской книжке. -- Речь идет о хроникальном обозрении M. E. Салтыкова-Щедрина "Наша общественная жизнь", печатавшемся в "Современнике" в 1863--1864 гг. В очередной статье этого обозрения, названной Гончаровым, размышления по поводу картины Н. Н. Ге "Тайная вечеря", полемика с Аксаковым, рассуждения о современных общественных типах "шалунов" и прочие сюжеты построены на иносказаниях и намеках, что связано не только с необходимостью избежать цензурных запретов, но и с характерными приемами щедринской публицистики (см. образчики иносказательной и гротескно-сатирической номинации у Салтыкова-Щедрина в книге: Ольминский М. С. Щедринский словарь / Под ред. М. М. Эссен, П. Н. Лепешинского. М., 1937). Об этой статье и о других статьях обозрения Гончаров говорит в документе 66 (см.: наст. том, с. 82--84).
   С. 80. ...и рассказы, больше из быта простонародья (например, Слепцова и др<угих>)... -- Гончаров имеет в виду постоянную тенденцию "Современника" публиковать произведения малых очерковых и беллетристических жанров, созданные на материале народной жизни. Таковыми в журнале были произведения прозаика и публициста Василия Алексеевича Слепцова (1836--1878) -- "Питомка" (С. 1863. No 7), "Ночлег. Подгородные сцены" (С. 1863. No 11); прозаика и историка Павла Ивановича Мельникова (1818--1883) -- "Благодетельница" (С. 1863. No 8); прозаика и очеркиста В. Ф. Соколова -- "Голубятники. (Очерк из жизни тульских оружейников)" (С. 1863. No 10).
   С. 80. ...очень хороший роман под заглавием "Три поколения"... -- Повесть прозаика Петра Петровича Каратыгина (1832--1888) "Три поколения" (1863) печаталась в "Современнике" в 1863 г. (No 8--10), однако вскоре писатель разошелся с журналом и уже в романе "Отсталый и передовой" (1867) резко отзывался о деятелях "обличительного" направления.
   С. 80. ...как например в повести "Смелый шаг"... -- Подписанная псевдонимом "Леон Бранди" повесть "Смелый шаг" (С. 1863. No 11) принадлежала Льву Ильичу Мечникову (1838--1888), историку, прозаику, публицисту, участнику европейского революционно-освободительного движения, в том числе походов Дж. Гарибальди. В повести отразилась история знакомства Мечникова с его женой О. Р. Скарятиной. См. документ 67 (наст. том, с. 84--86).
   С. 80. ...в статье "Затруднения женского дела"... -- Автор статьи "Затруднения женского дела" (С. 1863. No 12) Юлий Галактионович Жуковский (1833--1907), публицист, юрист, экономист, развивавший идеи утилитаризма английского социолога, философа, юриста Иеремии Бентама (Bentham; 1748--1832), в этой публикации весьма скептически оценивал описанное в романе "Что делать?" "предприятие" Веры Павловны.
   С. 81. ...появление такого романа, как "Что делать?" Чернышевского... -- Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" был напечатан в "Современнике" (1863. No 3--5).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru