По поводу напечатанных мною в прошлогоднем "Богословском Вестнике" статей, под заглавием: "История канонизации святых в Русской церкви", считаю за нужное сделать объяснение относительно слова: "канонизация".
Я не ввожу первый в употребление заимствованного с Запада, из языка латинской церкви, слова "канонизация", как могут подумать это иные, а употребляю его потому, что считаю его уже принятым в пашей церковно-исторической и церковно-археологической науке. Кто первый начал употреблять у нас слово "канонизация", не могу сказать; но его употребляют: преосв. Макарий в Истории Русской церкви (VI, 219, VII, 438, 445, 447, VIII, 46), В. О. Ключевский в Древнерусских житиях святых (стрр. 223-227), преосв. Сергий в Полном месяцеслове Востока (т. I, стрр. 309 и 313, и приложж. стр. 191, т. II приложж. стр. 58). После преосв. Сергия употребляют слово "канонизация" если же совершенно все, то почти все писатели, которые по содержанию своих сочинений говорят о действии нашей церкви, обозначаемом у латинян этим словом. Так, употребляют его: покойный И. Д. Мансветов в своем разборе "Полного месяцеслова" преосв. Сергия, составленном для Академии Наук в 1878 году (отдельн. брошюр. стрр. 31, 37, 41, 44), г. Н. Барсуков в сочинении: Источники Русской агиографии (многократно), гр. М. В. Толстой в биографических дополнениях в напечатанной им "Книге, глаголемой описание о Российских святых" (тоже), покойный архимандрит Леонид в своей книге: Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (тоже), преосв. Димитрий (Самбикин) во втором издании своего Месяцеслова святых, всею Русскою церковию или местно чтимых (тоже). Употребляется оно и в некоторых руководствах к Русской церковной истории, одобренных Учебным Комитетом при Св. Синоде.
Слово "канонизация" принято в нашей церковно-исторической и церковно-археологической науке по неимению в Русском или Греческом языке соответствующего нарочитого или, как говорят, технического слова. Что же касается до возражения против него, будто с ним привносятся к нам из латинской церкви неправые понятия, то вовсе не может быть возражение признано состоятельным. Если бы и действительно латинская канонизация святых представляла по своему существу нечто отличное от нашего православного причтения к лику святых и более или менее погрешительное, то вместе с словом не переходило бы к нам обязательным образом и латинское понятие, взамен которого ничто не препятствовало нам соединить с ним свое собственное, православное, понятие. Но на самом деле между латинской канонизацией святых и нашим православным причтением к лику святых нет никакого различия (не все же непременно считать у католиков за еретическое!). В нашей православной церкви причитаются к лику святых подвижники благочестия, прославленные от Бога даром чудотворений; но совершенно тоже самое и в римско-католической церкви (канонизуются усопшие, считаемые подвижниками благочестия, которых принимают за чудотворцев), с тою только разностью от нас не по существу, что процесс дознания о достоверности чудес значительно сложнее нашего (и потом еще, что объявление канонизации совершается с особою, весьма пышною, церемонией, которой у нас нет). А чтобы папа возводил во святые, кого хотел, так это совершенная неправда.
Источник: Голубинский Е. Е. Заметка о слове "канонизация" // Богословский вестник 1895. Т. 1. No 1. С. 166-167 (2-я пагин.).