ГОЛСУОРСИДжон [John Galsworthy, 1867--] -- английский романист, новеллист, поэт, драматург и эссеист. Творческое своеобразие выявил главным образом в романе. Основной образ пятнадцати романов Г. -- это собственник. Накопление и сохранение частной собственности определяет отношение его героя к действительности, составляет цель и оправдание его существования. Персонажи Г. представляют два класса: буржуазию и аристократию. Буржуазии посвящено монументальнейшее творение Г. -- цикл о Форсайтах, состоящий из двух трилогий и четырех интерлюдий. Первая трилогия -- "Сага о Форсайтах" (The Forsyte Saga), тт. I--IV, изд. ЗИФ, 1927 -- содержит три романа: "Человек-собственник" -- "The Man of Property", 1906 (изд. "Мосполиграф", с предисл. З. Венгеровой, 1924); "Мертвая хватка" -- "In Chancery" [1920]; "Сдается в наем" -- "То Let" [1921], и две "интерлюдии"; вторая трилогия цикла о Форсайтах -- "Современная комедия" -- также состоит из двух "интерлюдий" и трех романов: "Белая обезьяна" -- "The White Monkey", 1924 (изд. "Мысль", 1926); "Серебряная ложка" -- "The Silver Spoon", 1926 (изд. Гиз и "Мысль", 1927) и "Лебединая песня" -- "Swan Song", 1928 (изд. Гиз, 1929). В предисловии к "Саге" Г. указывает, что термин "сага" он употребляет в ироническом смысле, ибо в жизни Форсайтов ничего героического не было. "Если вышесредний (upper-middle) класс, -- заканчивает Г. предисловие, -- вместе с другими классами обречен на небытие, то здесь, на этих страницах, он лежит, сохраняясь в своем собственном соку: в чувстве собственности". Основа могущества семьи Форсайтов зиждется на биржевиках, дельцах, предпринимателях; собственность -- основной стимул их деятельности, она -- активное начало в их жизни. Все устремления большинства Форсайтов в конце концов неизбежно приводят к тому, что человек-собственник становится человеком собственности, рабом вещей. Его отношение к действительности, к окружающим -- чисто приобретательское. Форсайты крепко связаны друг с другом, когда их общие интересы затрагиваются, и, наоборот, разъединены, когда их индивидуальные интересы приходят в столкновение с подобными же интересами других Форсайтов. Примат собственности над человеком обусловливает особенности стиля цикла о Форсайтах. Герои раскрываются в тесной слитности с окружающими их вещами и сама по себе собственность становится "героем". Психологическое получает свое отражение в вещах, отношения и явления сгущаются и "материализуются" в последних. Прочность связей действующих лиц скрепляет между собою все действия цикла в одно целое, внутренне тесно связанное. Описывая столкновения интересов людей, принадлежащих к одному и тому же классу, Г. не выходит за пределы его, ибо основное противоречие, питающее все коллизии романа, заложено в частной собственности и может быть снято только классом-антиподом -- пролетариатом. Пролетариат же в романе не представлен ни одним образом, Г. не подошел к отрицанию своего отрицания. Рост классовой активности английского пролетариата однако не мог не отразиться на этом социальном произведении Г., и если в "Саге о Форсайтах" автор обращается преимущественно к интимному и семейному быту Форсайтов, то в "Современной комедии" в действие вплетаются большие общественные явления; распад семьи Форсайтов дается в "Лебединой песне" на фоне классовой борьбы пролетариата (всеобщая забастовка).
"Остров фарисеев" -- "The Island of Pharisees", 1904 (изд. Гиз, "Универс. б-ка", 1926) открывает цикл романов Г. об аристократии ["Патриций" -- "The Patrician", 1911; "Усадьба" -- "The Country House", 1907 (изд. "Сеятель", 1926); "Темный цветок" -- "The Dark Flower", 1913 (изд. "Время", 1926); "Семья Фрилэндов" -- "The Freelands", 1915 (русск. перев., изд. "Мысль", 1926)]. У буржуа собственность была стимулом к активности, у аристократии -- она стимул к консервированию. Кастовая замкнутость, нетерпимость, лицемерие, духовная ограниченность, оторванность от реальной общественной жизни -- таковы основные черты аристократии в романах Голсуорси. Причина конфликтов здесь другая, чем в первом цикле, и заключается в нарушении кастовых основ. Но как в первом, так и во втором цикле, конфликт не перерастает границ класса, противоречие не остается разрешенным даже для отдельных индивидуумов; упадок класса настолько велик, что им утеряно ощущение опасности положения. Коллизия возникает лишь при непосредственном соприкосновении аристократии с представителями других классов (Ноель в "Патриции", Ферран в "Острове фарисеев", Боб в "Семье Фрилэндов").
Подобно тому как семья Форсайтов, в особенности ее позднейшие поколения, не является чисто деляческой, а перерастает в аристократическую, отличную от обычных финансистов и предпринимателей, так и все герои Голсуроси из среды аристократии не остаются лэндлордами, а перерастают в буржуа. Образы буржуа и аристократа у Г. объединяются в один образ собственника периода кризиса буржуазного общества. Можно поэтому говорить об едином классовом субъекте творчества Г. Этот классовый субъект, классовая основа произведений Г. -- английская аристократия, перерастающая в буржуазную аристократию. Лишившись экономической основы своего господства, она -- аристократия лишь по происхождению, ее экономическое благосостояние зиждется на чисто капиталистических принципах.
Будучи неразрывно связанным с этой группой, Г. однако, не порывая решающих классовых связей, критикует ее недостатки, дает образы бунтарей. Отрицательная позиция внутри своей классовой группы позволяет писателю создавать произведения большого жанра.
Помимо 16 романов, Г. написал 25 пьес (из них 6 одноактных), в к-рых развивает гл. обр. социальные темы о собственности, о классовости правосудия, о лицемерии высших слоев общества в области морали и т. д. В своих трех сборниках рассказов, вошедших в собрание сочинений под общим заглавием "Караван", Г. также выявляет себя прежде всего социальным художником. Таковы рассказы: "Парень из Девона", "Заключенный", "Рабочие", "Лес", "Вражда", "Шантажист" и т. д. Ряд новелл свидетельствует о мастерстве Г. в анализе человеческой психики ("Мельник из Ди", "Прощанье", "Пробуждение" -- интерлюдия из "Саги о Форсайтах", -- "Гедонист", "Молчание" и др.). Помимо этих книг Г. издал сборник стихотворений -- "Стихи новые и старые" и три сборника статей и очерков.
Библиография:
I. Наиболее полное и доступное издание сочин. Г.: англ. в 20 тт., "The Grove Edition", W. Heinemann, London, 1927 и америк. шеститомное -- "Compact Edition", Ch. Scribner's Sons, N.-Y., 1929. Русск. перев.: ЗИФ издал "Сагу о Форсайтах", но с сокращениями; полный перев. "Человека-собственника" вышел в изд. "Недра", "Мертвой хватки" и одной интерлюдии -- в изд. "Время" (под заглавием "В тисках"). Помимо этого изданы: "Любовь художника" (Villa Rulein), "Темный цветок", "Белая обезьяна" (в изд. "Мысль" и ЗИФ -- с сокращениями), "Серебряная ложка", "Остров фарисеев", "Первые и последние" (Caravan), "Моментальные снимки" (Captures), "Земля" (The Freelands), "Член палаты Мильтоун", "Сильнее смерти" (Beyond, русск. перев., "Время", 1927), "Братство", "Серебряная коробка" (пьеса, изд. "Моск. театр. изд-ва", 1925); "Гавань", изд. "Петроград", 1905; Цикл о Форсайтах в специальном сокращенном издании для молодежи печатается изд. "Молодая гвардия" под заглавием "Семья Форсайтов" и "Современная комедия". Собр. сочин. Г. издается "Красной панорамой".
II. Chevrillon A., Trois études de littérature anglaise: La poésie de R. Kipling - J. Galsworthy - Shakespeare et l'âme anglaise, 1921; Общий очерк жизни и творчества Г. -- "John Galsworthy" by Sheila Kaye-Smith, London. О Г. как драматурге -- "John Galsworthy as a dramatic Artist" by R. H. Coats, 1926. Подробная библиография "A Bibliography of the Works of John Galsworthy" by H. V. Marrot, London, 1928.
III. John Galsworthy, an appreciation, with bibliography, 1926.
С. Динамов
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 583--586.
ГОЛСУОРСИ (Galsworthy), Джон (14.VIII.1867, Лондон, -- 31.I.1933, там же) -- англ. писатель. Род. в богатой семье, отец -- юрист. Закончил Оксфордский ун-т, специализировался по мореходному праву, но юридич. практикой не занимался. Лит. деятельность начал под влиянием Дж. Рескина и примкнул к неоромантич. направлению (сб. "Четыре ветра" -- "From the four winds", 1897; романы "Джослин" -- "Jocelyn", 1898; "Вилла Рубейн" -- "Villa Rubein", 1900). На первых книгах Г. лежит печать незрелости.
Роман "Остров фарисеев" ("The island Pharisees", 1904) положил начало большой серии социально-бытовых романов, в к-рых Г. обрисовал различные сферы жизни англ. общества, всюду подмечая классовые и сословные противоречия. Таковы романы "Усадьба" ("The country house", 1907), в к-ром дан сатирич. образ крупного земельного собственника, "Братство" ("Fraternity", 1909) -- выразит. картина социального неравенства, "Патриций" ("The patrician", 1911) -- критика кастовой ограниченности англ. аристократии, "Фриленды" ("The Freelands", 1915) -- широкое полотно классовой борьбы в англ. деревне. Лишен социальной проблематики роман "Темный цветок" ("The dark flower", 1913), но и в нем отразилась одна из сторон дарования Г. -- тонкий психологизм в раскрытии интимных переживаний и мягкий лиризм. Одновременно Г. создал ряд пьес с острыми социальными конфликтами: "Серебряная коробка" ("The silver box", 1906, изд. 1909), "Борьба" ("Struggle", 1909), "Справедливость" ("Justice", 1910) и др.
Центр. место в творчестве Г. занимает монумент. эпопея о судьбах одной бурж. семьи. Зародышем цикла была новелла "Спасение Форсайта" ("The salvation of Swithin Forsyte", 1901), за к-рой последовал роман "Собственник" ("The man of property", 1906) -- реалистически точная картина бурж. нравов т. н. викторианского периода (см. Английская литература). Критика бурж. семейных отношений перерастает здесь в обличение всего собственнич. мира. Идея создания цикла о Форсайтах возникает у Г. позднее, когда после 1-й мировой войны обнаружился упадок англ. буржуазии, ее неверие в прочность своего будущего. Писатель опять начинает с новеллы: "Последнее лето Форсайта" ("Indian summer of a Forsyte", 1918), затем следуют романы "В петле" ("In chancery", 1920) и "Сдается в наем" ("То let", 1921), составившие вместе с "Собственником" и новеллой "Пробуждение" ("Awakening", 1920) трилогию "Сага о Форсайтах" ("The Forsyte saga", 1922) -- блестящую эпопею об англ. бурж. обществе с конца 19 в. до первых лет после войны 1914--18, написанную в лучших традициях критич. реализма. Г. пишет затем вторую трилогию о Форсайтах "Современная комедия" ("A modern comedy"), состоящую из романов "Белая обезьяна" ("The white monkey", 1924), "Серебряная ложка" ("The silver spoon", 1926), "Лебединая песнь" ("Swan song", 1928) и новелл "Идиллии" (1927) и "Встречи" (1927), где гл. внимание уделено судьбам молодого поколения Форсайтов в условиях 20-х гг. 20 в. К этому циклу примыкает также сб. рассказов "На форсайтской бирже" ("On Forsyte 'change", 1930). Отд. члены этой семьи появляются и в последней трилогии Г., где они, однако, не играют гл. роли. "Конец главы" ("End of the chapter") состоит из романов "Девушка-друг" ("Maid in waiting", 1931), "Цветущая пустыня" ("Flowering wilderness", 1932) и "Через реку" ("Over the river", 1933), повествующих о судьбах молодого поколения захиревшего аристократич. рода. В послевоен. период написано также неск. драм, из к-рых особенно интересны "Мертвая хватка" ("The skin game", 1920), "Верность" ("Loyalties", 1922).
Романы, новеллы и драмы Г. содержат всеобъемлющую картину жизни англ. бурж. общества конца 19 и 1-й трети 20 вв. Реалистич. мастерство писателя особенно проявилось в изображении типич. представителей англ. буржуазии, воспитанных в духе "викторианской респектабельности". Но диапазон творчества Г. был широк, и он метко охарактеризовал также типы из др. социальных слоев -- интеллигентов, фермеров, рабочих люмпен-пролетариев. Г. отмечал, что на формирование его творч. метода решающее влияние оказали из англ. писателей -- Ч. Диккенс и У. Теккерей, из иностранных -- Г. Мопассан, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. В драме для него были образцом реализма произв. Г. Ибсена и Г. Гауптмана. Композиция романов Г. характеризуется размеренным сочетанием описат. материала с изображением событий. Писатель строит повествование динамично, раскрывая в процессе развития сюжета -- всегда драматически насыщенного -- как социальную среду, так и внутр. мир героев. Драмы Г. отличает острота конфликтов, отражающих резкое столкновение классовых интересов, сословных предрассудков и связанных с ними психологич. особенностей людей той или иной среды.
Мастер точной и лаконичной прозы, Г. живо воспроизводит совр. речь в диалогах, он мягко лиричен в пейзажах и часто ведет повествование в тоне тонкой, еле приметной иронии, не распознав к-рой читатель недооценит отношения художника к изображаемым событиям и характерам. Лучшие качества Г. как мастера социально-психологич. романа и стилиста проявились в его цикле о Форсайтах. История одной бурж. семьи под пером Г. перерастает в обобщенную картину судеб целого класса. Хотя позиция Г. ограничена его верой в незыблемость бурж. строя, представляющегося ему неким соответствием индивидуалистической, по его мнению, природе человека, тем не менее верность реализму привела к тому, что созданная им панорама англ. буржуазной жизни верно отразила постепенный упадок былого могущества. "Истинным" Форсайтам с их цепким чувством собственности писатель противопоставляет бурж. молодежь, утратившую способность строить жизнь по своим желаниям и вкусам. Если до войны 1914--18 в соч. Г. подвергались критике гл. обр. эгоизм и хищничество Форсайтов, антиэстетичность их жизненного уклада, то в послевоен. период писатель особенно отмечает утрату молодым поколением буржуазии твердых нравств. устоев, неумение видеть реальность и трезво решать выдвигаемые ею проблемы. Эволюция образа Сомса Форсайта на протяжении двадцатилетия, когда писалась эпопея, очень характерна: в "Собственнике" Сомс воплощает все типич. пороки собственнич. психологии, а в "Лебединой песне" он предстает идеализированным воплощением уходящего бурж. мира, о к-ром писатель скорбит, хотя и чувствует его шаткость. В этом переосмыслении Сомса -- одного из наиболее типич. Форсайтов выражено стремление Г. -- наперекор всем демократич. силам современности -- сохранить незыблемым бурж. мир.
Г. выступал и как публицист, выражая гуманистич. взгляды, и как критик со статьями, в к-рых защищал и развивал принципы реализма ("Гостиница спокойствия", "Канделябра"). Лауреат Нобелевской премии (1932).
Соч.: Works, v. 1--30, L., 1923--36; Letters, 1900--1932, ed. by E. Garnett, L., 1934; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--12, Л., 1929; Собр. соч., т. 1--16, М., 1962; Сага о Форсайтах, т. 1--2, М., 1956; Новеллы, М., 1957; Драмы и комедии, М., 1956.
Лит.: История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Аникст А. А., История англ. лит-ры, М., 1956; Дьяконова Н. Я., Джон Голсуорси. 1867--1933, Л. -- М., 1960; Джон Голсуорси. Биобиблиографич. указатель, сост. И. М. Левидова, М., 1958; Marrot H., The life and letters of John Galsworthy, L., 1935; егоже, A bibliography of the works of John Galsworthy, L., 1928; Ould H., John Galsworthy, L., 1934.
А. А. Аникст, Ю. И. Кагарлицкий.
Источник текста:Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 232--234.