Голованенко Сергей Алексеевич
Педагогические идеи Федорова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

С. А. ГОЛОВАНЕНКО

Педагогические идеи Федорова

   Н.Ф.Федоров: pro et contra: В 2 кн. Книга вторая
   СПб.: РХГА, 2008.
  
   Николай Федорович Федоров (18131--1903), мало известный как мыслитель, по-видимому совсем неизвестен как мыслитель-педагог. Значение Федорова как мыслителя, как создателя "философии общего дела" вполне намечается отзывами Л. Толстого и Достоевского. Толстой, гордившийся тем, что он современник "великого старца", "нашей совести", -- изумляется глубине и оригинальности идей Федорова. Достоевский, познакомившись с одной из рукописей Федорова, -- взволнованно запрашивает в письме: "Кто этот мыслитель? Если можете, сообщите его настоящее имя. Он слишком заинтересовал меня" (Письмо Петерсону, 1878 г.).
   Н. Ф. Федоров, сын крепостной от князя Гагарина, получивший блестящее образование, был в течение четырнадцати лет (1854--68) учителем в уездных училищах, между прочим, и в Ярославской губернии, в городе Угличе. Как учитель-теоретик, как провозвестник идеи трудового воспитания -- Федоров должен занять определенное место в истории русской педагогики. Выделяя из общего его мировоззрения, запечатленного в посмертно изданной двухтомной "Философии общего дела", -- моменты светски-педагогические, -- мы можем свести их к одному тезису: педагогика Федорова -- по своим предпосылкам, идеалам, методам -- является педагогикой социальной, педагогикой общего дела, -- педагогикой коллективного труда. Гадательно можно предполагать, что педагогические взгляды Федорова слагались в атмосфере идей Конта и утопистов, Песталоцци и Фребеля {Н. Ф. Федоров. Философия общего дела. Т. 1, 1906. Верный; Т. 2. 1913. Москва; В.А.Кожевников. Н.Ф.Федоров... Н. П. Петерсон. ""Философия общего дела" [в противоположность учению Л. Н. Толстого "о непротивлении" и другим идеям нашего времени]".}2.

-----

   По биопсихологической своей конституции Федоров, по-видимому, был человеком двигательного, мускульного типа. Его внешняя подвижность сочеталась с богатой внутренней динамикой. В тоне души его, жизненно-трезвой, есть что-то от шестидесятых годов. Жизнь для Федорова -- не барство и не рабство, а дело, работа, творческий добровольный труд. Казалось бы, что богатая энергиями творящая природа должна была привлекать Федорова -- проповедника непрестанной деятельности. Ведь природа -- система энергий, неисчерпаемы ее рождающие недра, иногда удивительно-экономны ее работы! Между тем Федоров -- резкий противник всякого натурализма: он раскрывает ядовитые пары "природной" романтики, он борется со всеми утонченными формами "природного" идолопоклонства. Что такое природное, прирожденное? Все -- даровое, нетрудовое. Может быть, борясь с "даровой" княжеской наследственностью, может быть, вспоминая социально-даровые детские годы, Федоров и в личной жизни, и в своем общем мировоззрении, и в своих педагогических взглядах не хочет обосновываться на даровой природе, на прирожденном. Природа -- слепая, малоорганизованная стихия: она капризна, разрушительна, смертоносна. Природа со своими чарами, со своим внешне-роскошным убором -- самый опасный, самый коварный, самый соблазнительный враг человека. Она не только действует извне -- она нападает изнутри: анархией бессознательного, слепотой инстинктов она опьяняет человеческое сознание даровыми благами, она извращает его назначение. Надо осознать, что все даровое -- материал для работы, что "природа не храм, а мастерская". Пусть человек сейчас раб природы, ее детище, -- но в нем есть скрытые силы, требующие от него борьбы с природой. Назначение человека -- стать организатором, хозяином внешней и внутренней природы. Человек, заняв когда-то вертикальное положение, выделившись тем самым из мира животных, -- впервые как бы разглядел чары природы, приподнялся над ними, восстал против них. Человек активен, но его рабочая активность, сравнительно с работой природы -- трезва, планомерна, организованна. Природа слепо рождает, слепо творит. Человек работает, сознательно трудится. Труд отличает человека от природы, труд создает человека. Всякий труд -- ценен, дорог. Смысл человеческой жизни в трезвом творческом труде. Федоров всей своей будничной жизнью подтвердил свою веру в бесконечную ценность труда, показал возможность и необходимость добровольного, свободного, телеологически-осмысленного труда. В жизни человека непрестанно борются две силы -- природная, даровая, слепая и человеческая, трудовая, зрячая: сознание противостоит всему бессознательному. Что такое сознание? Сознание означает возможность планомерно, целесообразно организовать природно-бессознательное, то есть трудиться. Сознание и труд -- два момента одного и того же творческого процесса: сознание всегда трудовое сознание. И генезис, и строение, и назначение сознания в труде. Смысл же труда -- в преображении всего дарового в трудовое, бессознательного в сознательное; смысл человеческого труда в регуляции природы. Так как труд -- единственная вполне надежная сила жизни, так как труд, создатель ценностей, единственное достоинство человека, -- то отсюда намечается первая педагогическая предпосылка Федорова: смысл воспитания не в освобождении природно-бессознательных сил личности, а в их организации, в развитии свободного трудового сознания. Личность не темперамент, а характер; не подарок природы, а продукт труда. Надо воспитать "трудовую" личность. Но говоря о трудовом сознании, не следует уравнивать его с узким индивидуальным, эгоцентрически-настроенным сознанием. Всегда были защитники одинокого Я -- от софистов до Декарта с его первичным "я сознаю", от Декарта до Штирнера и Ницше. Трудно найти наиболее искреннего, наиболее фанатичного противника голого себялюбивого индивидуализма, чем Федоров, который решительно отвергал всякий индивидуализм, начиная от философского и кончая политическим, отвергал все индивидуалистические методы жизни, труда, мысли. В своей "Философии общего дела" он раскрыл индивидуалистические замыслы западноевропейской философии, показал ее связь с западноевропейской капиталистической культурой. По мнению Федорова, индивидуальное сознание -- орудие, посредник, орган сознания общего. Всякая истинная мысль ничья, общая, коллективная. Всякое творчество безымянно, анонимно. Автор -- восприемник, проводник, воплотитель. Своею жизнью Федоров подтвердил свои мысли. Добровольный бедняк, почти нищий, противник всякой собственности,-- избегавший славы, печатавшийся анонимно,-- он боролся против духовного индивидуализма, против всяких претензий на право духовного авторства, считая духовную собственность худшим видом собственности. Он обличал Толстого за двуличие. "Этого неутомимого радикала и нетерпеливого обобщателя нельзя было удержать на полдороге к цели, убедить хотя бы и в печальной неизбежности полумер, хотя и в досадной необходимости постепенности" (Кожевников). Для Федорова главное не "Я", а мы, не "мое", а наше, общее, общечеловеческое. Такой человек не мог быть защитником эгоцентрической личности. Теоретически осмысливая свой "коллективизм", Федоров находил подтверждения всюду. Самое слово "сознание", как показывает этимология, социально: сознавать значит содействовать, соболезновать, сорадоваться, сотрудничать, сосуществовать. "Я сознаю" -- таит в себе противоречие, "я сознаю" -- не первичное переживание, а плод отвлечения. "Я сознаю" -- это значит "я сосуществую": наряду с я есть ты, они, все мы. И первично всякое сознание было сознанием
  

ПРИМЕЧАНИЯ

   Печатается по: НИОР РГБ. Ф. 582. К. 2. Ед. хр. 4. Л. 9--22.
   Как и в статье "Философ и философия общего дела", в статье "Педагогические идеи Федорова" С. Л. Голованенко широко опирается на книгу В. А. Кожевникова, а именно на главы "Библиограф и библиотекарь", "Музейский деятель", "Воспитатель и учитель". При этом, исходя из условий времени, он в значительной степени ослабляет данную учеником Федорова религиозно-философскую трактовку библиотечных, музейных, краеведческих проектов мыслителя.
  
   1 Указывая годом рождения Федорова 1813 год, Голованенко исходит из убеждения, что философ умер "80-летним старцем" (см. статью "Философ и философия общего дела"). Данное убеждение возникло у него, по всей видимости, на основе свидетельства Г. П. Георгиевского, написавшего в статье "Из воспоминаний о Николае Федоровиче", что философ прожил "более восьми десятка лет".
   2 Иоганн Генрих Песталоцци (1746--1827) -- швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Настаивал на природосообразности воспитательного процесса, строить который следует в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы* Воспитание, в представлении Песталоцци, должно начинаться с младенчества, учитывать все духовные и физические силы ребенка, опираться на его стремление к всесторонней деятельности. Ссылок на И. Г. Песталоцци в работах Федорова нет.
   Фридрих Фребель (1792--1852) -- немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, автор философско-педагогического труда "О воспитаний человека" (1826). Н. Ф. Федоров не был сторонником идей Фребеля. В "Вопросе о братстве..." он критикует фребелевские "детские сады" с ИХ жесткой регламентацией деятельности детей, формализмом и педантизмом: "Немецким педагогам точно не нравится вертикальное положение человека, возможность обращать взоры к небу; они действуют как раз в противоположность тому направлению, которое заставило человека принять его настоящее, вертикальное положение; они употребляют всевозможные усилия, чтобы отвратить его от неба и поместить в изобретенные и созданные Фребелем миры, эти мизерные каюты" (Федоров. I, 260).
   3 С. А. Голованенко приводит строки Н. Ф. Федорова, поставленные В. А. Кожевниковым в его книге эпиграфом к главе "Музейский деятель" (Кожевников, 11).
   4 Выражение Федорова, приведенное в книге Кожевникова (С. 3).
   5 Цитата из несохранившейся статьи Н. Ф. Федорова "Уважал или презирав книгу XIX век?". С. А. Голованенко приводит ее по книге Кожевникова (С. 7).
   6 Выражение Н. Ф. Федорова, приведенное в книге Кожевникова (С. 24).
   7 Цитату из несохранившейся статьи Федорова Голованенко приводит по книге Кожевникова (С. 30--31).
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru