ГОЛИЦЫН Владимир Сергеевич, князь [16(27).3.1794, Москва -- 19(31).1.1861, там же], композитор, литератор-дилетант. Брат А. С. Голицына. Получил дом. образование. Учился в Школе колонновожатых. Начал службу 15 лет в Мин-ве коммерции; в 1810 пожалован в камер-юнкеры. В 1812 корнет 3-го Укр. казачьего полка. Отличился в Отеч. войне 1812 и в кампаниях 1813--14 (с 1813 штаб-ротмистр л.-гв. Конно-егер. полка, адъютант М. Б. Барклая-де-Толли). С 1817 флигель-адъютант Александра I. Блестяще начатая карьера Г. резко замедлилась в результате конфликтов, причиной к-рых, наряду с усвоенным Г. общегвард. духом беззаботного удальства, был его личный необузд. характер, делавший его жизнь в глазах современников "сцеплением проказ, иногда жестоких, иногда преступных, редко безвинных" (Вигель, I, 80).
Такой непростительной "проказой" в мнении света оказалась его связь с княжной В. Туркестановой, бывшей одновременно любовницей императора: ее трагич. смерть в 1819 привела к удалению Г. из Петербурга (существует, однако, предположение о сознат. компрометации Г. в целях обеления его венценосного соперника; лит-ру вопроса см.: Дневник А. С. Пушкина 1833--1835 гг., М.-- П., 1923, с. 46).
В 1825 Г., в то время полковник и командир Тираспольского конно-егер. полка, отставлен от службы и лишен звания флигель-адъютанта "за непристойный отзыв к корпусному командиру". Г. долго оставался "вечным полковником" (А. И. Арнольди -- ЛН, т. 58, с. 468); с успехом участвуя в Перс. (1826--27) и Тур. (1828) кампаниях, он только в 1842 был произведен в ген.-майоры и тогда же назначен командующим центром Кавк. линии (откуда его прозвище "Le Centre" -- "Центральный"). В 1848 вышел в отставку с переименованием в тайн, советники в 1849. В 1855 командовал дружиной Моск. ополчения в Крыму.
Незаурядное остроумие, версификаторские способности и муз. дар, вместе со знатностью и личным обаянием, способствовали его успеху в об-ве. Принципиальный дилетантизм естественно ограничивал известность Г. узким кругом дворян, культ, элиты; в числе знакомых Г. (в разное время) были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др. литераторы, отношения с к-рыми также вписывались в рамки светского общения. В кон. 40-х -- нач. 50-х гг. широкое меценатство Г. привлекает в его моск. салон мн. рус. и иностр. артистов (А. Вьетан, К. и А. Контские, Ф. Эльслер и др.).
Лит. деятельность Г. тесно связана с его муз. интересами. Ему принадлежат неск. муз. переложений: в 1828 -- на стих. "Разуверение" Е. А. Баратынского, в 1832 -- "Дарует небо человеку..." (из "Подражаний Корану") Пушкина и др. В 1835 опубл. анонимно рус. переделку либретто популярной оперы Ф. Обера "Фенелла, или Немая из Портичи" -- "Палермские бандиты" (М., рец.: БдЧ, 1835, т. 10). В сюжете оперы ("преступная любовь" немой рыбачки к итал. аристократу) Г. сделал изъятия и перемены ценз. характера (элиминация всей линии нар. восстания и т.п.); пост. рус. варианта оперы осуществлена в 1857, после выхода 2-го изд. пер. Г. (М., 1857; рец.: А. Н. Серов -- "Театр. и муз. вестник", 1857, No 47). Известны два опыта Г. в жанре водевиля: переделка на рус. нравы пьесы Э. Скриба и Ф. де Курси "Обыкновенный случай" (X., 1838; рец.: БдЧ, 1838, т. 29) и ориг. водевиль "Необыкновенный случай" (М., 1839; отрицат. рец. В. Г. Белинского: III,255--58; БдЧ, 1839, т. 36); вместе с текстами пьес Г. издал "муз. альбомы" к ним. Несмотря на известный сценич. успех водевилей, Г., задетый журн. критикой, надолго оставляет мысль о публикации своих произв. Только в 1852 он печатает "Эпизод из жизни Страделла" (Интермедия. Вольными стихами) (М.; рец.: ОЗ, 1852, No 12).
Стихи Г. (преим. стихотв. записки, каламбуры, куплеты "на случай" и т. д.) сохранились почти исключительно в составе его переписки (см. письма А. С. Пушкину 1830--35 -- Пушкин, XIV, XVI; С. А. Соболевскому -- ЦГАЛИ, ф. 450, оп. 1, д. 13, л. 543--547).
Возможно, Г. принадлежит разбор комедии M. H. Загоскина "Недовольные" ("Телескоп", 1835, No 13), интересный как проявление солидарности автора с кругом моск. оппозиционного дворянства (М. Ф. Орлов, П. Я. Чаадаев). Авторство Г., предположенное H. H. Голицыным, м. б. мотивировано подписью "М......." (Меломанъ?), к-рой постоянно пользовался Г. (ГБЛ, ф. 233, к. 1, д. 36, д. 14 -- письмо Г. к С. Д. Полторацкому от 5 сент. 1857); др. атрибуции (И. П. Клюшников, Н. А. Надеждин, В. С. Межевич) введены в лит-ру без аргументации.
Лит.: Берг Н. В., Моск. восп.-- PC, 1884, No 10; Лермонтов в восп. (ук.); Филипсом Г. И., Воспоминания.-- РА, 1884, кн. 1, с. 368--69; Дроздов И., Кн. В. С. Голицын.-- РА, 1887, кн. 2, с. 364--70; Фадеев А. М., Воспоминания.-- РА, 1891, кн. 3, с. 163--64; Архив Раевских, т. 1, СПб., 1908, с. 311--12; Гозенпуд А. А., Рус. оперный театр XIX в. (1836--1856), Л., 1969, с. 303--04. Голицын H. H., Мат-лы для полной родословной росписи кн. Голицыных, К., 1880, с. 38, 149--50; Венгеров. Источ.; МНекр.; Винокур Н. Г., Каган Р. А., Пушкин в музыке, М., 1974; Лерм. энц.; Черейский; Масанов.
И. Г. Охотин.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989