ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич, граф [26.5(7.6).1848, Царское Село -- 28.1(10.2).1913, Петербург], поэт. После смерти отца в 1859 семья переехала в Москву, где Г.-К. учился сначала в 4-й г-зии (окончил в 1865 с зол. медалью), затем на юрид. ф-те ун-та. В 1869 продолжил обучение в Петерб. ун-те, к-рый окончил в 1871 канд. прав. Начав службу в Гос. канцелярии, Г.-К. с перерывами, порой весьма продолжительными, сменил ряд должностей, в 1889 занял пост управляющего Гос. дворян, земельным и Крест. поземельным банками, а в 1895 возглавил личную канцелярию имп. Марии Фёдоровны и в этой должности оставался до конца своей жизни.
Г.-К. довольно рано проявил лирич. дарование. Всю жизнь он преклонялся перед А. С. Пушкиным, испытал воздействие Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова и А. А. Фета (с двумя последними поддерживал дружеские отношения). Начало лит. деятельности Г.-К. (стихи в ж. "Заря", 1869, No 6) отмечено кратковрем. и непоследоват. попытками сближения с либер.-демокр. кружками. Он печатался в "Деле", "Вест. Европы", пытался установить связь с "Отеч. зап.", но его сотрудничество было отвергнуто Н. А. Некрасовым (ЛН, т. 53--54, с. 152). В стихах Г.-К. 70-х гг. слышны протесты против "всепожирающей войны" ("Мольба", "Родная", "Плакальщица"), возмущение "царюющим злом", "царством Ваала", господством "тельца златого", сочувствие обездоленным ("Трепак", "Расскажи мне, ветер вольный") и надежды на то, что "недалек обновленья час" ("К Н-у", "Мне говорят: свобода не обман"). В 1873 Г.-К. сблизился с В. В. Стасовым (стал завсегдатаем его муз. вечеров), при содействии к-рого опубл. поэму "Гашиш" ("Дело", 1875, No 5), вызвавшую многочисл. рец., в т. ч. сдержанный отклик И. С. Тургенева (Письма, XI, 108). В 1872 Г.-К. познакомился с М. П. Мусоргским, высоко ценившим его поэтич. дар: "...везде нюхается свежесть хорошего, теплого утра, при технике бесподобной, ему прирожденной" (Мусоргский М. П., Письма и док-ты, М.--Л., 1932, с. 254). На стихи Г.-К. композитор написал вокальные циклы "Без солнца" (1874) и "Песни и пляски смерти" (1875--77), балладу "Забытый" ( 1874), романс "Видение" (1877), а в 1879 начал работу над ист. драмой, близкой по замыслу драм, хронике Г.-К. "Смута" (СПб., 1879), за к-рую поэт взялся, в свою очередь, под впечатлением "Бориса Годунова" Мусоргского. Впоследствии в своих "Восп. о М. П. Мусоргском" Г.-К.пытался доказать, искажая идейную эволюцию композитора, что в конце жизни Мусоргский освободился от гнета "чуждых его природе теорий и тенденций" 60-х гг. и сблизился с направлением "чистого иск-ва", к к-рому примкнул сам поэт ("Муз. наследство", в. 1, М., 1935, с. 29). После женитьбы (1876) образ жизни Г.-К. изменился, неск. лет подряд он провел в родовом имении Шубино (Твер. губ.), увлекаясь уездной дворян, деятельностью и хозяйств, делами. Обществ, позиция Г.-К. (С. Ю. Витте называл его "ультраправым", "ультраконсерватором" в своей кн.: "Воспоминания", т. 2, М., 1960, с. 517--18) ясно определилась в сб. "Затишье и буря" (СПб., 1878; отрицат. рец.: ОЗ, 1878, No 7), а также в сб. "Стихотворения" (СПб., 1884), к-рый в худож. отношении уступал первому и отличался более откровенной славянофильской тенденцией: "... предрекания родине небывалого могущества и славы, обеты смиренья, сетованья о том, что мы порвали связь с прошлым нашей отчизны и нашего народа -- кому это неизвестно, кому это не успело надоесть?" (С. Я. Надсон -- ОЗ, 1884, No 4, с. 249). В стих, этого периода преобладают религ.-мистич. настроения, проникнутые фатализмом, отрешенностью от реальной жизни и борьбы ("Как странник под гневом палящих лучей"). Устремления за грань земной жизни, туда, "где тихий свет иного бытия", "где отдых, и тень, и любовь, и привет, каких на земле не бывало и нет", призывы к созерцанию и покою дали возможность В.С.Соловьёву (ВЕ, 1894, No 5, 6) причислить Г.-К. к поэтам "буддийского направления в поэзии". В. Я. Брюсов оспаривал взгляд на Г.-К. как на "поэта смерти", ссылаясь на стих., в к-рых с наиб. силой выражен истинный пафос его поэзии ("Прекрасен жизни бред", "Прошумели весенние воды", "Снилось мне утро лазурное чистое", "Обнял землю мрак волшебный"): поэзия Г.-К., "в ее целом, говорит нам, что поэт вовсе не отрицал мира, что он любил красоту земли и жизни, что его приветы смерти, в сущности, сводятся к признанию гр. Ал. Толстого: "Гляжу с любовью я на землю/ Но выше просится душа..."" (РМ, 1913, No 2, с. 150). В 80-е гг. произв. Г.-К. появились в ж. "Рус. вест." и "Рус. обозр.", в газ. "С.-Петерб. вед." и "Новое время". Он становится центр, фигурой салонно-аристократич. лит. кругов (в т. ч. "пятниц" К. К. Случевского). В 1894 вышло собр. стих. Г.-К. в двух томах (отзыв Н. Н. Страхова -- Сб. ОРЯС, 1897, т. 63. Прил. Отчет о десятом присуждении премий им. А. С. Пушкина в 1894). Ему часто поручали оценку поэтич. произв., представленных на Пушкинскую пр. В 1900 Г.-К. был избран поч. акад.-- к нему пришла офиц. слава. В 1905 как чл. комиссии Гос. совета участвовал в обсуждении нового ценз, устава. В. Г. Короленко в ст. "Поэзия и проза в комиссии Д. Ф. Кобеко" (РБ, 1905, No 3) указывал на расхождение умеренно-либеральных, а иногда даже как будто и оппозиц. поэтич. деклараций Г.-К. ("Для битвы честной и суровой") с его позицией сторонника жестких ценз. мер.
В 1904--05 Г.-К. работал над трилогией в прозе (не окончена): "Даль зовет. Из восп. скитальца" (СПб., 1907), "Жизнь зовет", "Бог зовет". По жанру это путевые очерки, в к-рых Г.-К. от лица вымышленного героя, странствующего по Европе, излагает, помимо худож. впечатлений, мысли о прошлом и совр. состоянии европ. цивилизации, неприемлемой, по его мнению, для России. Возрождая старые споры с либер. западниками, Г.-К. развивал концепцию рус. почвенничества, полемизировал с идеями Великой франц. революции, считал, что "взятые напрокат" для России, они вносят в "гос. и бытовую жизнь народа лишь борьбу, смуту и разорение".
В 1912 Г.-К. выпустил сб-к стих. "На закате" и прозаич. сб. "На летучих листках" -- мысли, впечатления и заметки обществ.-полит. содержания. И здесь, полемизируя с демокр. воззрениями, Г.-К., по собств. признанию, шел "большей частью вразрез с распространенными и глубоко вкоренившимися в обществ, сознании чувствами, понятиями и убеждениями". В поздней прозе и публицистике Г.-К. отчетливо выражены филос. пессимизм и религ.-мистич. убеждения.
Изд.: Соч., т. 1 -- 3, СПб., 1904--05; Соч., т. 1--4, СПб., 1914 (биогр. очерк Н. Зверева); [Стихотворения), в кн.: Поэты 1880--1890.
Лит.: Чуйко В. В., Гр. А. А. Голенищев-Кутузов.-- В его кн.: Совр. рус. поэзия в ее представителях, СПб., 1885, с. 153--59; Гаршин Е., Три поэмы. Критич. этюд, СПб., 1889; Перцов П. П., Лит. восп. 1890--1902, М.--Л., 1933 (ук.); Высоцкий И. И., Поэзия гр. Г.-К., Рига, 1913; Лукьянов С. М., О лирике гр. Г.-К.-- ЖМНП, 1914, No 1; Круковский А. В., Певец безмятежных переживаний.-- ФЗ, 1915, No 4; Муз. наследство, в. 1, М., 1935; Мусоргский М. П., Письма к Г.-К., М.-- Л., 1939. + Некрологи: "Киев, мысль", 1913, 30 янв.; ИВ, 1914, No 1; ЖМНП, 1914, No 1. Сл. ОЛРС; Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Гранат; ДРДВ; КЛЭ; Бородкин М., Лит-ра о гр. Г.-К.-- В его кн.: Даль зовет. Лит. поминки по Г.-К., X., 1913; Семенов Л., Гр. А. А. Голенищев-Кутузов.-- ФЗ, 1917, No 1 (библ.); Смирнов-Сокольский; Муратова (1; 2, ук.); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 143;ГПБ,
ф. 200 (и ук., в. I--IV); ИРЛИ, ф. 377.
Л. А. Николаева.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989