ГОФМАНСТАЛЬ Гуго, фон [Hugo v. Hofmannsthal, 1874--1929] немецкий писатель. Расцвет его творчества относится к началу XX в. Ученик Ст. Георге(см.), он выражает аристократическую струю западного символизма. Поэт угасающей аристократии, Г. четко и художественно выразил созерцательное, эстетическое мироощущение этого класса в период его увядания, его неспособность к активному участию в жизни. Г. раскрывается целиком в одной из ранних лирических драм "Der Tor und der Tod" (Безумец и смерть, 1899); дальнейшее творчество развертывает центральный образ этой драмы -- Клавдио, "человека усталой крови". Основной психологический мотив его -- усталость и пресыщенность созерцательным эстетизмом и в то же время сознание обреченности своего стремления к полноте действенных переживаний. Клавдио, молодой эстет, только в минуту смерти понимает необходимость подлинного, интенсивного переживания и в смерти приветствует впервые полноту жизни. Так Г. осознал неутолимость своей жажды преодолеть душевный холод, свою усталость. Отсюда три пути его творчества: показ самого противоречия в его неразрешимости, попытки некоторого утверждения эстетизма, построений (всегда неудачных) своей ультрадейственной реальности.
Ошибочно обычное представление о Г. как о типичном художнике импрессионизма, поэте мимолетного переживания. Уже первая лирическая драма Г. -- "Gestern" (Вчера, 1891) -- дает в образе Андреа крушение философии мгновения: "Вчера" -- обреченность стремления жить мгновением; мотив прошлого, "вчера", -- сознание его власти тяготеет над всем творчеством Г. Другая вариация того же основного противоречия -- в лирической драме "Die Frau im Fenster" (Женщина в окне, 1899). Ожидание интенсивнейшего часа жизни -- любви -- прерывается смертью. Тот же мотив развертывает одна из лучших драм Г. -- "Der Abenteurer und die Sängerin" (Авантюрист и певица, 1905), где авантюрист, т. е. человек, как бы предназначенный для действенной жизни, раскрывает свою душевную опустошенность. Аналогичный образ, воплощающий внутреннюю неспособность к действию, замыкает в эстетизированную рамку Венеции XVIII в. драма "Das gerettete Venedig" (Спасенная Венеция, 1905).
Лирическая драма "Der Tod des Tizian" (Смерть Тициана, 1899) пытается дать в образе Тициана самоутверждение эстетизма, но мотив смерти, тяготеющий над этой драмой, и здесь подчеркивает его обреченность. Попытки же создания драмы действия -- "Elektra" (Электра, 1903) и др. -- терпят неудачу, поскольку действие неизбежно низводится к драматической позе.
Свои образы Г. эстетизирует или путем использования сюжетов литературных произведений, или путем развертывания образа неудовлетворенного эстета на фоне эпох, излюбленных эстетизмом -- Ренессанс, античность, Венеция XVIII в. и т. д. Основной психологический мотив Г. -- неспособность к действию -- обусловливает статичность композиции его драм. Патетика жеста дана как застывшее на картине действие, большинство драм Г. являются драматизированной лирикой. Отсюда специфический жанр Г. -- маленькие "лирические драмы" в стихах. Статичность композиции в лирике выражается в использовании строгих форм -- сонета, терцин ("Gesammelte Gedichte" -- "Собр. стихов", 1907), чему соответствует законченность стиха драм. Мотив опустошенности, увядания находит выражение в характере символики природы -- картинах осени, заката, вечера. Эстетизированию сюжета, пейзажа соответствует построение стилистических образов, эпитетов и лексики, с одной стороны, на принципе орнаментального нанизывания декоративно-эстетических представлений, с другой -- на их группировке вокруг психологических мотивов зрелости, усталости, увядания, сна и т. д. Этот характер их подчеркнут медлительной музыкальностью стиха.
В последние годы Г. дает вещи в совершенно новом для него плане -- результат изменившейся психологии аристократии. Они проникнуты покаянием и морализирующим отрицанием капиталистической цивилизации. Прозвучавшие намеком в стилизованной притче о богаче -- "Jedermann" [1912] -- эти тенденции развертываются в пьесе "Das Salzburger Grosse Welttheater" (Зальцбургский Большой театр жизни, 1923) и в трагедии "Der Turm" (Башня, 1925), построенных на принципах драматургической техники экспрессионизма. Первая делает героем "пьесы, идущей на сцене жизни", нищего, вторая -- в образе принца, заключенного в башню властью, разрешает трагический конфликт силы (капитализм) и духа (аристократии) утверждением внутреннего царства духа. Это единственно возможное для отмирающего класса разрешение типично для разоряющейся аристократии послереволюционного периода, ставшей в положение "униженной" и потому оппозиционной социальной группы.
Эти пьесы не означают нового расцвета творчества Г., и оно остается в истории литературы ярким выражением закатно-аристократического эстетического мироощущения.
Библиография:
I. Не упомянуты выше следующие произведения: трагедии -- "Oedipus und Sphinx" (Эдип и сфинкс, 1905), "Alkestis" (Алкеста, 1906); оперетты -- "Rosencavalier" [1911], (Ariadne auf Naxos" (Ариадна на Наксосе, 1912); новеллы и комедии в собр. сочин. (6 тт., 1924). Русск. перев.: Драмы, Смерть Тициана, Безумец и смерть, Женщина в окне, Свадьба Зобеиды, Авантюрист и певица, перев. С. Орловского, М., 1906; Электра, Трагедия, перев. О. Чюминой, СПБ., 1907 (неоднократно ставилась на сцене); Дары жизни, Пьеса, перев. О. Чюминой, СПБ., 1908; Сказка 672 ночи, перев. О. Норвежского, СПБ., 1908; Приключение маршала, СПБ., 1909; Царь Эдип, приспособл. для современной сцены, перев. Т. Щепкиной-Куперник, изд. С. Рассохина, 1911. Несколько переводов изданы в "Универс. библиотеке", изд. "Польза" и в "Западных сборниках", т. I, М., 1908 (здесь перев. "Сказка"). В 1923 изд-вом "Мысль" изд. "Сложный характер", Ком. в 3 д., перев. И. Мандельштама. Gesammelte Werke, 6 Bde, 1924; Briefwechsel mit Richard Strauss, 1926.
II.Фриче В. М., Основные мотивы западно-европейского модернизма, сб. "Лит-ый распад", кн. 2, СПБ., 1909; Аксельрод Ида, Литературно-критические очерки, Минск; Sulger-Gebing E., H. von Hofmannsthal, 1905; Borchardt R., Hofmannsthal u. Rilke, 1905; Köllmann A., H. von Hofmannsthal, 1907; Hladny E., Hofmannsthals Griechenstücke, 1910; Borchardt R., Rede über Hoffmannsthal, 1918; Berendsohn W. A., Der Impressionismus Hofmannsthals als Zeiterscheinung, 1920; Thomese I. A., Romantik und Neuromantik mit besonderer Berücksichtigung H. v. Hofmannsthals, 1923.
Е. Гальперина
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 680--682.
ГОФМАНСТАЛЬ, Хофмансталь (Hofmannsthal), Гуго фон (1.II.1874, Вена, -- 15.VII.1929, Родаун, близ Вены) -- австр. писатель, драматург. Происходил из аристократич. среды. Крупнейший представитель неоромантизма и символизма в австр. лит-ре, возглавлявший "венскую группу" декадентов. Сотрудничал в изд. С. Георге журналах. Для одноактных стихотв. драм Г. "Вчера" ("Gestern", 1891), "Смерть Тициана" ("Der Tod des Tizian", 1892, рус. пер. 1907), "Безумец и смерть" ("Der Tor und der Tod", 1893, изд. 1899), "Женщина в окне" ("Die Frau im Fenster", 1899), "Авантюрист и певица" ("Der Abenteurer und die Sängerin", 1899, рус. пер. 1909) характерен уход в мир "чистого искусства", интерес к т. н. "вечным" проблемам жизни и смерти, культ красоты и наслаждений. В пьесах "Император и ведьма" ("Der Kaiser und die Hexe", 1900), "Белый веер" ("Der weisse Fächer", 1907), "Зальцбургский большой театр жизни" ("Das Salzburger grosse Welttheater", 1922), "Башня" ("Der Turm", 1925) появляются и усиливаются мистич. тенденции. В вольных переложениях трагедий Софокла и Еврипида, драм Кальдерона Г. под влиянием Ф. Ницше эстетизирует торжество слепой власти рока, смерти и патологич. чувственности. Лирика Г. (сб. "Избранные стихи" -- "Ausgewählte Gedichte", 1903; "Собрание стихотворений" -- "Gesammelte Gedichte", 1907, и др.) носит символистский характер. Г. -- автор либретто к неск. операм Р. Штрауса. В прозе Г. -- сб. "Сказка 672 ночи и др. рассказы" ("Das Märchen der 672. Nacht und andere Erzählungen", 1905, рус. пер. 1908), рассказ "Женщина без тени" ("Die Frau ohne Schatten", 1919) -- повторяются мотивы его драм. Автор монографии "Исследование о развитии поэта В. Гюго" ("Studie über die Entwicklung des Dichters Victor Hugo", 1901), очерков "Беседы на литературные темы" ("Unterhaltungen über die literarische Gegenstände", 1904). Эстетич. взгляды Г. изложены в работе "Поэт и наше время" ("Der Dichter und diese Zeit", опубл. 1907), в основе к-рой лежат принципы нем. символизма: поэт не отражает свое время, а как волшебник воплощает свои видения и грезы в гармонич. мифы и т. п. Интерес к творчеству Г. возрождается среди совр. апологетов декаданса в Австрии, ФРГ и др. стран.
Соч.: Gesammelte Werke, hrsg. von H. Steiner, Bd 1--12, Fr./M[u. a.], 1947--56; в рус. пер. -- Драмы, М., 1906.
Лит.:Аксельрод И., Лит.-критич. очерки, Минск, 1923; Schaeder G. und Schaeder H. H., Hugo von Hofmannsthal, B., 1933; Brecht E., Erinnerungen an Hugo von Hofmannsthal, Innsbruck, 1946; Metzeler W., Ursprung und Krise von Hofmannsthals Mystik, Münch., [1956]; Hammelmann H. A., Hugo von Hofmannsthal, New Haven, 1957.
Н. Б. Веселовская
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 310.