Владиславъ Ходасевичъ. Молодость. Стихи 1907 г. К-во "Грифъ". 62 стр. М., 1908 г. Ц. 70 коп. Эта первая, чрезвычайно тоненькая и бѣдная количествомъ стиховъ книжечка молодого поэта, несомнѣнно, заслуживаетъ вниманія. Достаточно открыть ее на любомъ стихотвореніи, чтобы убѣдитъся, что поэтъ прежде всего строгій къ себѣ мастеръ формы. Внѣшняя форма и техника стиха почти вездѣ безупречны и часто изысканны. Ходасевичъ знаетъ цѣнность словъ, любитъ ихъ и обыкновенно у него виденъ строгій и обдуманный отборъ ихъ. Размѣры его разнообразны и внутренно закономѣрны, послѣдовательно вытекая изъ содержанія и сущности стихотворенія или даже составляя часть этой сущности. Почти вездѣ подкупающая, поющая мелодичность. Наконецъ, къ положительнымъ сторонамъ книжки нужно отнести несомнѣнный художественный вкусъ ея автора (качество довольно рѣдкое у современныхъ русскихъ поэтовъ), не позволяюпцй ему все оригинальное считать обязательно хорошимъ (впрочемъ, кое-гдѣ этотъ вкусъ ему измѣняетъ).
Это плюсы. Но есть, конечно, и отрицательныя стороны. Таковы: частое непріятное манерничанье автора, его самолюбованіе, стремленіе въ тому, что называется "épater les bourgeois". И какими дешевыми средне-декадентскими пріемами это иногда достигается! Кое-что въ книгѣ должно быть отнесено къ общимъ, безконечно захватаннымъ и засиженнымъ мѣстамъ русскаго модернизма, весьма банальнымъ и надоѣвшимъ...
Какъ и обыкновенно въ первыхъ книгахъ начинающихъ поэтовъ, и у г. Ходасевича не обошлось безъ подражаній или, по крайней мѣрѣ, безсознательнаго вліянія полюбившихся образцовъ. Наиболѣе близкими поэту были, повидимому, Бловъ ("Кольца") и Брюсовъ (наприм., "Гаданіе", "Всѣ тропы проклятью преданы").
Къ недостаткамъ книги, кажется, нужно отнести ту старческую слезливость, въ которую кое-гдѣ переходитъ обычная изящная сантиментальность поэта.
Укажу нѣсколько неудачныхъ мѣстъ. Неумны и банальны заключительныя строки "Ряженыхъ".
Если, задаваясь вопросомъ о будущности г. Ходасевича, сравнить его первую книгу съ первыми же книгами нѣкоторыхъ современныхъ русскихъ поэтовъ, которыми мы по справедливости можемъ теперь гордиться, то г. Ходасевичу, пожалуй, не придется покраснѣть. Кое-гдѣ у него даже окажется лучше форма, больше вкуса и меньше смѣшныхъ ошибокъ, нелѣпостей, непониманія самого себя. Но въ пользу ли г. Ходасевича будетъ и выводъ?
Фридрихъ Геббель говоритъ въ своемъ знаменитомъ "Дневникѣ",что на первыхъ шагахъ посредственности очень часто опережаютъ настоящихъ большихъ писателей, и именно -- съ внѣшней стороны. Кромѣ того, нельзя забывать, насколько различно положеніе у насъ молодого поэта теперь или хотя бы 10--15 лѣтъ тому назадъ; насколько легче теперь усвоить себѣ готовую, ставшую общимъ достояніемъ форму, чѣмъ тогда -- самому искать и создавать ее. Поэтому г. Ходасевичъ не долженъ забывать, что и для него не исключена возможность печальной судьбы многихъ скороспѣлыхъ вундеркиндовъ, съ ихъ старообразною "молодостью", столь частой теперь у насъ жалкой участи литературныхъ гомункуловъ, исчерпывающихъ себя своею первою юношескою книгой. Впрочемъ, ничто пока не заставляетъ придавать этой возможности большой степени вѣроятности...