Годвин (Вильям Godwin, 1756--1836) -- английский публицист, романист и историк; был проповедником в общине кальвинистов, но вследствие отрицательного отношения к догматам сложил с себя духовное звание. В 1796 г. Г. вступил в брак с писательницей Мэри Волстенкрафт (см. Годвин, Мэри), которая в следующем году умерла. В 1798 г. Г. открыл книжную торговлю и под псевдонимом "Эдуард Балдвин" (Baldwin) выпустил ряд книг для юношества, им же самим составленных. Старость его была обеспечена синекурой (место в казначействе). В соч. Г. о политической справедливости ("Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness", Л., 1792-93) содержатся в зародыше все идеи современного социализма и анархизма. Последователь Руссо, Г. во всех несовершенствах социальной жизни обвиняет одни только учреждения и законы. Он различает три степени собственности (degrees of property), точнее -- три формы распределения богатств. Принцип той формы распределения богатств, которая господствует в современном обществе, сводится, по мнению Г., к тому, что государство предоставляет известным классам общества право распоряжаться продуктами чужого труда. Второй принцип распределения богатств заключается в том, что всякому предоставляется свободное распоряжение продуктами своего труда. Третий принцип требует, чтобы каждому предоставлено было обладание всеми теми вещами, которые могут ему доставить большую сумму благополучия, чем всякому другому, т. е. богатства должны быть распределены пропорционально потребностям. Это -- наиболее совершенный принцип. Г. не отрицает, что для осуществления его необходим коренной переворот в духовном и нравственном состоянии человечества, но в человеческой природе он находит все задатки для подобного переворота. В противоположность доктрине современных ему англ. экономистов и публицистов Г. утверждает, что человек по природе своей есть "существо, склонное к справедливости, добродетели и благожелательству". Г. отвергает, однако, всякие насильственные меры к осуществлению нового социального строя, хотя и относится с симпатией к французской революции. Политические вопросы его почти не интересуют; в государстве он видит необходимое зло, которое будет ослабевать по мере того, как в жизнь будут проникать новые начала, и наконец совершенно исчезнет вместе с религией, браком и т. п. учреждениями. Г. отвергает весь аппарат коммунистического государства: регулирование производства и потребления с помощью государственных органов, общий труд, общественные магазины и т. п. Он сохраняет индивидуальное хозяйство и частную собственность, но эта собственность разделена между всеми поровну; всякий проникнут готовностью отказаться от любой части своего имущества в пользу другого, если только этот последний в ней больше нуждается. Но при всеобщем материальном благоденствии не примет ли стремление людей к размножению размеры безграничные, так что производство окажется не в состоянии держаться на уровне потребления? Таков был вопрос, предложенный Мальтусом в его знаменитом сочинении "An essay on the principle of population". Г. ответил книгой "On population", написанной живым и выразительным языком, проникнутой едкой насмешкой и великодушными взглядами; она много читалась, особенно во франц. переводе ("Recherches sur la population et sur la facultИ d'accroissement de l'espХce humaine" (П., 1821), но научную сторону вопроса она только затемнила. Чтобы сделать свои воззрения; доступными массе публики, Г. написал роман "Калеб Вильямс" ("Things as they are, or the Adventures of Caleb Williams", Л., 1793), который встретил восторженный прием и неоднократно переиздавался и в новейшее время. Лишенный любовной интриги, роман этот ярко освещает противоречие, существующее между общественными отношениями и естественной справедливостью. В следующем романе, "St. Leon, a Tale of the sixteenth Century" (Л. 1794), Г. проводит мысль, что осуществление человеческих желаний еще недостаточно для счастья. Герой обладает философским камнем и жизненным эликсиром. Один бессмертный, он с грустью взирает на непрерывную смену поколений и народов и живет лишь для того, чтобы оплакивать жену и детей, похищенных смертью. Затем последовали романы: "Flectwood, or the new man of Feeling" (Л.1805), направленный против шотландского поэта Генри Мэкензи, "Mandeville" (Эдинб. 1817), "Cloudesley" (Л. 1830), "Deloriane" (Л. 1833). Трагедии Г. "Antonio, or the Soldier's Return" (Л. 1801) и "Faulkner" (Л. 1807) не имели никакого успеха. Как историк, Г. занимает видное место своей "History of the Commonwealth of England from the Commencement to the Restoration of Charles II" (Л., 1824-28), основанной на самостоятельном изучении источников. Другие соч. Г.: "The Lives of Edward and John Phillips, nephews and pupils of John Milton" (Л. 1817); "The enquirer: reflexions on education, manners and literature" (Л. 1797; продолж. 1823); "Thoughts on man, his nature, productions and discoveries, interspersed with some particulars respecting the author" (Л. 1831); "Lives of the Necromancers" (Л. 1834). Романы Г. переведены на франц. язык; при переводе "Caleb Williams" (П. 1868) приложены ценные биографич. сведения о Г. Ср. Everett, "New ideas on population, with remarks on the theories of Malthus and G." (Л. 1823); "W. Godwin, his friends and contemporaries" (Л., 1876); Held, "Zwei BЭcher zur sozialen Geschichte Englands" (Лпц., 1881); Menger, "Das Recht auf den vollen Arbeitsertrag" (2 изд. Штутгарт, 1891). -- Дочь Г. от первого брака, Мария (1797--1851), вышедшая замуж за Шелли, написала романы: "Frankenstein" (1814); "Valperga" (1823); "Rambles in Italy and Germany" (1834-40) и др., а его сын от второго брака, ВильямГодвин, умерший в 1832 г., оставил роман "The Orphans of Unwalden" (Лондон, 1833), изданный Г.-отцом и обнаруживающий задатки недюжинного таланта.
А. Я.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IX (1893): Гоа -- Гравер, с. 27--28.
II.
ГОДВИН Вильям [William Godwin, 1756--1836] -- английский писатель, сыгравший крупную роль в радикальном движении в Англии в эпоху Великой французской революции, оказавший глубокое и длительное влияние на европейскую политическую мысль. Многие понятия, выражения, термины, ставшие неотъемлемой частью политической азбуки, впервые четко сформировал и популяризировал Г. По литературной линии заслуга Г. -- в осознании созревшей в обществе потребности в таком отвечающем моменту повествовательном жанре, который облегчил бы широкому читателю ознакомление с социальной проблемой и попытками ее решения. Г. -- основатель школы английских социальных романистов. Следы его идеологического и лит-ого влияния видны у Шелли, Байрона, Бульвера, Бальзака и других.
Сын провинциального пастора, Г. предназначался к духовной карьере; получил суровое воспитание в духе кальвинизма. Однако, будучи еще в кальвинистском колледже, Г. обнаружил безразличие к теологии и интерес к общественно-политическим проблемам. По окончании колледжа Годвин недолго был пастором в провинции. В 1781 чтение французских философов (Руссо, Гольбаха, Гельвеция) склонило его к деизму, а потом к безбожию. В 1882 он порвал с церковью и, переехав в Лондон, стал идейным вождем кружка интеллигентных разночинцев. Члены кружка следили за французскими событиями, участвовали в английском революционном движении. Итоги своих размышлений Г. запечатлел в трактате "Исследование о политической справедливости" [1791--1793] и в начатом тотчас же [1793] романе "Калеб Вилльямс, или вещи как они есть". Цель романа -- популяризация идей трактата, распространение благодетельных истин среди тех, кому недоступны ученые книги. Трактат стал предметом особого правительственного заседания, но не был изъят из обращения благодаря своей малодоступности как книга ученая и непомерно дорогая (3 гинеи).
Анархо-коммунист, Г. отвергает существующий общественный порядок как источник зла. Государство с его законами -- орган угнетения одной части человечества ради благоденствия другой. Собственность -- источник роскоши и пресыщения, нищеты и истощения, пороков и преступлений -- ведет человечество к вырождению. Религия -- средство порабощения. Причина зол -- незнание истины; узнав ее, человечество станет свободным. Монархи и аристократия падут. Исчезнут собственность и неравенство. Не будет войн. Однако путь к этому светлому будущему не есть путь революции, насилия. Г. -- просветитель, он верит в способность человечества к безграничному самосовершенствованию. "Разумно" организованный быт перевоспитает человека морально и физически. Эти идеи, систематически изложенные в трактате, высказывает в страстной тираде Калеб, а вся система образов романа иллюстрирует тезис о порочности общества, основанного на частной собственности, находящегося в состоянии непрерывной войны богатых против бедных. В основную тему -- злоключения слуги (Калеб), преследуемого барином (Фолькланд), вплетаются родственные темы -- злоключения и гибель притесняемых помещиком (Тиррэль) бедной родственницы (мисс Мэльвайль) и крестьян (Хайкинен, отец и сын).
Талантливо написанная книга имела колоссальный успех. Ею зачитывались, ей подражали (Шелли), ее пародировали (Вордсворт), переделывали для сцены (Кальман), на нее негодовали (Мальтус). В России -- Н. Г. Чернышевский, писавший: "один из моих любимых писателей -- старик Годвин", высоко ценил этот "роман без любви" ("Лит-pa и марксизм", 1928, III. Неизданные произведения Чернышевского). В пьесе "Железный сундук" (переделка) блистали лучшие актеры Европы и Америки (Грин, Тальма, Купер).
В 1794 Г. выпустил смелый памфлет в защиту 12 арестованных членов "Corresponding Society", чем способствовал их освобождению.
Другие произведения Г. менее значительны. Драмы -- не сценичны. В романе "Флитвуд" автор вскользь дает картину быта и эксплоатации детей на фабрике, основная же тема романа -- одиночество. "Сэнт-Леон" -- роман из жизни средневековья. С 1795, с наступлением реакции, Г. замкнулся в узком кружке последователей и друзей. Консервативная пресса обвиняла его в нигилизме, атеизме, безнравственности, широкая публика постепенно забывала. Ему приходилось часто бороться с материальной нуждой. Только в 1831, за 5 лет до смерти, он получил от нового парламента синекуру.
Библиография:
I. Сочин. Годвина, кроме указанных: Memoir of the author of the vindication of the rigths of women, 1797; Hectwood or the new man of feeling, 1805; Fables, Ancient and Modern, 1805; The looking glass, 1805; Faulkener, a Tragedy, 1807; Mandeville, 1817; Cloudesley, 1830; Thoughts on man, 1831; The lives of necromancers, 1834 и др.
II. Broon K. Ford, The life of William Godwin, L., 1926; Roussin, W. Godwin, P., 1913; Romus P., W. Godwin, Lpz., 1907; Brailsford H. H., Sezellay, Godwin and their Circle, L., 1913; Simon Helen, W. Godwin und M. Wollstonecraft, MЭnchen, 1909; Saitzeff H., W. Godwin und die AnfДnge des Anarchismus in 18 Jahrh., 1907.
Е. Корнеева
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 574--576.
ГОДВИН, Годуин (Godwin), Уильям (3.III.1756, Уисбич, -- 7.IV.1836, Лондон) -- англ. писатель. Сын священника. По окончании духовной семинарии (1777) был проповедником, в 1781 отказался от духовного сана и, пережив кризис мировоззрения, стал атеистом, начал лит. деятельность. Г. положительно оценил франц. бурж. революцию конца 18 в., хотя остался противником революц. насилия. В 1797 он женился на англ. писательнице Мэри Уолстонкрафт, авторе кн. "Защита прав женщин" (1792). Политич. взгляды Г. выражены в его "Рассуждении о политической справедливости" ("An enquiry concerning political justice...", v. 1--2, 1793), где подвергнут критике обществ. строй Англии и нарисована утопич. картина идеального общества без частной собственности. Это произв. оказало влияние на формирование антикапиталистич. взглядов у современников, в частности П. Б. Шелли. Нек-рыми сторонами "Рассуждения", отметил Ф. Энгельс, Г. "граничит с коммунизмом", но при этом "решительно антисоциален", вследствие анархич. черт своей политич. программы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 26). Г. -- автор романов, из к-рых лучший -- "Вещи, как они есть, или Приключения Калеба Вильямса" ("Things as they are, or The adventures of Caleb Williams", v. 1--3, 1794, рус. пер. 1838, 1949). В этом романе, высоко оцененном Н. Г. Чернышевским (см. Полн. собр. соч., т. 12, 1949, с. 683), изображена судьба бедняка, оклеветанного аристократом, при этом осн. мысль автора совершенно ясна: закон оправдывает насилие богатых и закрепляет бесправие неимущих. Слабее выражен этот острый критич. мотив в романе "Сент-Леон" ("St. Leon", v. 1--4, 1799), где в романтич. духе изображен франц. аристократ, обладатель "философского камня", к-рому и золото и вечная молодость не приносят счастья, и еще слабее -- в романах "Флитвуд" ("Fleetwood", v. 1--3, 1805) и "Мандевилль" ("Mandeville", v. 1--3, 1817). В композиции и форме своих произв. Г. следует традициям готического романа.
Несмотря на "антисоциальность" философско-политич. взглядов Г., к-рая обусловлена его пониманием "естественного" равенства как равенства "от природы" обособленных индивидов, его худож. произв., проникнутые страстной критикой обществ. устройства, во многом подготовили появление социальных романов писателей-романтиков сер. 19 в. (Э. Сю, Ж. Санд).
Соч.: The life of Geoffrey Chaucer, the early English poet, v. 1--4, L., 1803; в рус. пер. -- О собственности, М., 1958.
Лит.:Белинский В. Г., Калеб Виллиамс, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Именной указатель); Алексеев М. П., У. Годвин, в его кн.: Из истории англ. лит-ры, М. -- Л., 1960; Woodcock G., William Godwin, L., [1946]; Brailsford H. N., Shelley, Godwin and their circle, 2 ed., L., 1951; Rodway A. E., Godwin and the age of transition, L. -- N. Y., [1952]; Grylls R. G., William Godwin and his world, L., 1953.
И. М. Катарский.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 219--220.